Четвёрка из 7 Б 11

     Машина, в которой привезли опоздавшего толстяка, сделала разворот и, поравнявшись с Сергеем Владимировичем, резко затормозила.
- Вы, я так понимаю, учитель? – грозно спросил из машины сердитый дядька. Он был очень толстый и совершенно лысый. И очень сильно напоминал Пузякина. Все сразу поняли, что это его отец.
     Старший Пузякин сердито глянул на Сергея Владимировича и решительно заявил:
- Головой за моего сына отвечаете, слышите?! Головой! – Он потряс оттопыренным пальцем, словно грозя учителю, и тут же, не дожидаясь ответа, рванул машину с места.
     К не успевшей улечься пыли добавилось облако новой. Все закашлялись и замахали руками, пытаясь эту пыльную завесу прогнать.
     Сергей Владимирович посмотрел вслед умчавшемуся автомобилю, кашлянул и, подойдя к красному, как рак, Пузякину, помог тому устроить рюкзак на спине. Толстяку было очень стыдно, и он старался не поднимать голову, чтобы не встречаться взглядом с учителем.
     Вскоре ребята с преподавателями вошли в Петушки.
     Это было довольно большое село, состоящее из нескольких улиц. Дома в основном были старые, сложенные из брёвен, но кое-где виднелись и новые. Встречались кирпичные и даже двухэтажные. Народу на улицах было немного – в основном, по случаю тёплой солнечной погоды, все копались в огородах, убирали выращенный за лето урожай.
     Ребята прошли в центр села к церкви. Сделать это было несложно – она находилась на высоком месте и была видна отовсюду.
     Когда путешественники стали рассматривать старинную церковь, сзади кто-то тихонько кашлянул.
     Все обернулись. Оказалось, что к ним подошёл пожилой, интеллигентного вида мужчина в светлых брюках и футболке. Он поздоровался и поинтересовался, какими судьбами к ним в Петушки занесло такую большую компанию.
     Сергей Владимирович сказал, что они с ребятами пошли в поход, чтобы посмотреть на места, где во время войны воевали отважные партизаны.
     Мужчина улыбнулся.
- Ну, что же, коллега, это очень похвально, что вы прививаете молодежи интерес к родной земле!
     Оказалось, что он сам всю жизнь проработал в местной школе. Сейчас Михаил Александрович (так представился собеседник) на пенсии, но может провести для гостей небольшую экскурсию по своему селу.
     Это было уже гораздо интереснее – смотреть по сторонам и слушать о том, что видишь. Так пожилой учитель рассказал путешественникам о церкви, возле которой они стояли. Оказалось, что ей почти девятьсот лет! Потом они прошли по самой старинной улице села и увидели  двухэтажный дом, причем первый этаж был каменным, а второй бревенчатым. Когда-то он принадлежал местному купцу. Семья купца жила на втором этаже, а внизу был магазин. Но в те времена он назывался не магазин, а лавка.
     Затем Михаил Александрович проводил своих новых знакомых к братской могиле, которая находилась на краю села.
- Мой отец тоже воевал в этом отряде, - сказал он, когда они подошли к огороженной площадке. В центре её стоял большой чёрный обелиск. Ребята прочитали сделанную на нём надпись: «Вам, погибшим в том страшном бою, защитившим собою землю свою». Далее стояла одна единственная дата. Затем следовал очень длинный список. Причем возле некоторых фамилий были указаны воинское звание и год рождения, а возле многих стоял только год рождения.
     Ребята спросили, почему так. Старый учитель пояснил, что здесь похоронены и партизаны и солдаты Советской армии, которые погибли в том бою.
-  Возле фамилий погибших военных стоит звание. А партизаны были из простых граждан, званий не имели, вот поэтому большинство фамилий увековечены только с годом рождения. Как видите, мирных людей погибло даже больше…
     Сделав несложные подсчеты, ребята узнали, что в братской могиле похоронены почти триста человек. Самому младшему было всего семнадцать лет. На  каких-то четыре года старше их самих…
     Когда кто-то произнёс эти слова, все притихли. Несколько минут никто не проронил ни слова и не шевельнулся. Только вольный сентябрьский ветер, гуляя на просторе, шевелил девичьи косички и хвостики, мальчишеские чубы и седые пряди старого учителя.
     Потом ребята выпололи выросшую кое-где среди плит траву, а девочки нарвали полевых цветов и положили букеты к обелиску.
- Михаил Александрович, - спросила Ксюша, - вы сказали, что ваш папа тоже был в партизанском отряде?
- Да, был. И он тоже принял тот бой. Только ему повезло – он выжил, хоть и был тяжело ранен. С его слов я и узнал о том, что тогда произошло. Хотя, если честно, он вообще почти ничего не рассказывал о войне. Только всегда называл 9 мая праздником всех праздников.
- А где был этот бой? – спросил кто-то из ребят.
     Старый учитель объяснил, что это дальше отсюда, ближе к реке. Артёмка прислушался к его словам. Выходило, что это место близко к той точке, где на карте отмечен красный крест и написаны буквы «К-Д». Михаил Александрович дал подробные указания, как туда пройти, а сам, простившись со всеми, пошагал обратно.
Продолжение:
http://www.proza.ru/2019/03/25/741


Рецензии
Перечитываю с наслаждением, Юля!
Вспоминаю школьные походы - любимое занятие!
Но таких, как Пузякин, к счастью, среди нас не было - повезло!
А детям повезло, что встретился учитель-ветеран, провёл экскурсию.
И далёкое прошлое (церковь) в его рассказе встретилось с недавним (братская могила!
С уважением,

Светлана Петровская   21.08.2023 17:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, за отзыв и внимание к моей работе! Прошу прощения, что не сразу отвечаю )))
С признательностью, Юля.

Ольга Юлтанова   28.08.2023 11:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.