Человек, который имел дары Духа, но не плод Духа

Самсон – единственный судья, избранный до рождения. В его рождении есть общее с рождением Иисуса. Ангел сначала обращается к матери и сообщает о будущем рождении особенного сына-избавителя народа.

Начинается история Самсона многообещающим образом. Если бы мы читали эту книгу в первый раз, вполне возможно, мы бы ожидали, что вот теперь-то настанет особенное, славное освобождение народа и его пробуждение, обращение к Богу. Но этого не происходит. Происходит падение на следующие глубины, хотя когда читаешь истории предыдущих судей, которые убивали своих родственников и членов своего же народа, которые стремились к личной выгоде и упрочнению своего положения, казалось, что хуже уже не будет. Загляните в те главы, что идут после описания судейства Самсона – стало хуже и намного. Там братские связи ослабли еще сильнее, настолько, что случилась гражданская война. Почему – это тема для отдельных размышлений.

Несколько раз в этой истории говорится, что на Самсона сходил Дух Господень. Может возникнуть вопрос – и у меня он возникает: как Дух Господень сходит на людей, которые ведут себя так, как Самсон? Посмотрим для начала, что за человек был этот судья.

1. Самсон – человек, который привык брать то, что ему хочется. А хочется ему невысоких чувственных удовольствий, он связывается подряд с несколькими филистимскими женщинами. И это судья Израиля, который должен освобождать свой народ от этих самых филистимлян. Вспомним: первый судья Гофониил совершает подвиг, чтобы жениться на женщине из своего народа, подвиги последнего судьи Самсона связаны с его интрижками с филистимлянками, женщинами из народа, от которого он призван освободить своих соотечественников.
2. Самсон не является человеком исключительной принципиальности в духовных вопросах: он нарушает два из трех назорейских обета. Третий тоже нарушит, но не совсем сознательно, а два первых нарушает без видимых угрызений совести (первое – прикасается к мертвому телу, еще и делает в этом же повинным своих родителей, которые об этом не знают, второе – пьет вино).
3. Самсон очень редко (конкретнее: два раза за несколько глав) молится Богу и легко и просто приписывает славу себе.

Как же и почему Бог использовал Самсона? Разве Он не использует только положительных, богобоязненных героев? Тех, которые правильно относятся к Нему и правильно себя ведут? У меня есть два ответа на этот вопрос – покороче и подлиннее. Думаю, они не противоречат друг другу, но дополняют друг друга.

Короткий ответ такой: Бог – это Бог. Мы не можем заключить Его в рамки и заставить действовать только определенным образом или использовать только определенных людей. Тогда Он не был бы Богом, богами были бы мы, управляющие Им.

Да, Бог использует и таких людей, как Самсон. (И как мы с вами). Он Бог благодати, Он действует не только в ответ на добрые дела или правильное поведение. Он способен использовать наши ошибки и недостатки как основание для Своих великих дел. Мы никогда не должны думать, что знаем, как Он поступит в следующий момент и как Он должен действовать в принципе.

Теперь перейду к основной своей мысли, это более пространная версия ответа на поставленный выше вопрос.


Самсон имеет дар Духа, которого нет ни у кого другого: он побеждает куском кости тысячи вооруженных людей. Кого-то удивит выражение, что это дар Духа – но это так и есть, п.ч. сказано, что когда на него сходил Дух Господень, он делал именно это – побеждал врагов.

Но если в человеке действует Дух Господень, разве мы не должны увидеть, как меняется характер этого человека, как он растет в святости? Разве можно иметь силу Духа Святого и не проявлять терпения, смирения, самообладания?

Оказывается, можно. И лично для меня в этом один из главных уроков истории Самсона. В Новом Завете проводится различие между дарами Духа и плодом Духа. В 1Кор.12 и 14 Павел рассказывает про дары Духа – это особенные способности, данные для служения окружающим. Этими дарами Духа можно гордиться и пользоваться не по назначению. Можно иметь дары Духа и быть гордым, плотским и незрелым человеком – это хорошо видно на примере коринфян (Новый Завет) и Самсона (Ветхий Завет).

А в Гал.5:22-23 Павел пишет про плод Духа, который проявляется в изменении характера – человек, который произращает плод Духа, имеет любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, благость. Эти два стиха – это коринфяне и Самсон наоборот.

В главе, которая находится между двумя главами про дары Духа, в 1Кор.13:1-3, Павел говорит важную мысль о том, что можно иметь дары Духа и не иметь плод Духа (или иметь очень маленький плод Духа). Потому-то время от времени в Библии – и в нашей жизни – встречаются люди с прекрасными, удивительными дарами, но ужасным характером и очень слабыми проявлениями святости.

В нас может действовать Дух Господень и даже очень заметным образом – например, давать нам мудрость для проповеди или для того, чтобы помочь кому-то советом или утешить кого-то или организовать какое-то служение, но при этом у нас может быть катастрофа в личном духовном росте.

Возможна даже связь между бурной внешней деятельностью и бедной внутренней жизнью. Люди, очень эффективно занимающиеся руководством, обучением и т.д., особенно подвержены искушениям, разочарованию, страхам, бывают раздражительны с домашними и т.д.

На мой взгляд вот это разделение между дарами Духа и плодом Духа и отвечает на вопрос «Как мог Дух Господень сходить на Самсона и использовать его, если он вел себя как плотской человек?» Самсон – очень яркий пример коринфского типа верующих. Одаренных, но занятых больше удовлетворением своих желаний и самопрославлением.

Не надо смотреть на успехи в служении и хорошие отзывы о вашей помощи кому-то как на свидетельства вашего духовного роста. Бывает так: человек имеет реальный успех в служении и люди получают благословение через это служение, но сам человек остановился во внутреннем духовном росте, его характер не изменяется и не становится все больше похожим на характер Иисуса Христа.

Признаком духовном роста и зрелости является созревание в нас плода Духа, в Гал.5:22-23 содержится девять составляющих этого плода. Это девять проверочных вопросов для испытывания себя.

Закопать талант плохо. Не вырастить плод хуже. Плоды растут в любом случае – если не плод Духа, то проявления или дела плоти, и это видно в истории Самсона.

И я бы назвал второе подтверждение реального духовного роста – это молитвенная жизнь. Если мы не только говорим и несем пользу окружающим, но и слушаем, молимся, тогда мы более зрелые люди. Молитвы Самсона были а) очень редкими, б) очень короткими и в) очень сосредоточенными на себе или ближайшем успехе.

Самсон молился, когда не оставалось другого выхода, он молился не о том, чтобы узнать путь, но чтобы Бог помог ему выпутаться оттуда, куда он забрался, следуя желанию получать удовольствия.

И еще: история Самсона учит тому, чтобы избегать пути героя-одиночки, этакого духовного Рембо. Иногда есть вещи, которые мы сделаем только в одиночку. Но это не должно быть стилем жизни и/или служения. Если мы будем развивать братские отношения, рядом с нами будут те, кто дадут совет, остановят или наоборот направят.

Да и к тому же плод Духа – это качества, которые развиваются, когда мы общаемся с другими людьми, например, терпение или доброта. Если мы будем замыкаться в своей скорлупе, наш духовный рост тоже будет тормозиться.

Самсон не только не обращался ни к кому за советом или не следовал советам, когда их ему давали (например, родители), он никогда не сотрудничал, не организовывал группы, ни с кем не дружил и не кооперировался, как сделали, например, Девора, Варак и Иаиль. Тим Келлер метко сказал, что Самсон – это аварийно-спасательная команда, состоящая из одного человека.

Давайте будем бояться одностороннего христианства, которое развивает только внешнюю или только внутреннюю сторону, которое сосредоточено или только на плоде Духа, или только на дарах Духа.

03.03.2019


Рецензии