Альбрехт Дюрер-великий художник бурной эпохи ч. 2

Альбрехт Дюрер - великий художник великой и бурной эпохи (часть 2)
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Согласно цеховым правилам, которым подчинялись в то время и художники, Дюрер должен был для получения звания мастера совершить путешествие по городам своей страны. Обычно в те времена путешествовать отправлялись весной. Так поступил и Дюрер. Зиму 1490 года он провел в доме родителей. Уже в это время Дюрер много работал акварелью. Он запечатлевал, то что видел вокруг себя в Нюрнберге и его окрестностях. Сохранилась замечательная работа юного художника «ПРОВОЛОЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ» ( 1490г., Гос. музей, Берлин ). Несколько домов и сараев со светлыми стенами и тёмным фахверком. Двор. Моток с проволокой на деревянных катушках. Хилые мостки через речушку. Старые деревья. А на другом берегу – домики, сады, ограды, вдалеке островерхий шпиль церковной башни, совсем далеко на горизонте гряда невысоких гор. Акварель педантично точна и подробна. Каждый нюрнбержец мог узнать место и сказать: « Как похоже!». Правда, построение пространства ещё весьма условно, воздействие освещения не определено.  День, когда Дюрер писал эту акварель, был жаркий, в воздухе висела дымка. Видеть Альбрехт её видел, а передать не смог. Да и как! Этого он пока не знает.

Но он уже знает, чему он хочет научиться, чего он хочет добиться. 11 апреля 1490 года Дюрер покинул Нюрнберг и отправился путешествовать по немецким землям. Путешествия в ту далекую пору были делом трудным, опасным, но обычным. Даже император постоянно кочевал со свитой из города в город. Тянулись по дорогам странствующие монахи и паломники. Под охраной передвигались сборщики налогов и продавцы индульгенций. Скакали гонцы. Выезжали на большую дорогу и рыцари-разбойники. На дорогах можно было увидеть студентов и школяров. Главными путешественниками, конечно, были купцы. Тянулись по дорогам нищие и калеки, брели слепые уцепившись друг за друга. Попадались бродячие лекари и циркачи. Брели прокаженные с колокольчиками, вызывая ужас у встречных. Рассказ о постоялых дворах с угрюмыми слугами с разбойничьими лицами, с незамысловатым сервисом и атмосферой постоянного пьяного застолья – это отдельная весьма колоритная тема.
Странствия Дюрера продолжались 4 года. Годы странствий – одно из наименее выясненных мест в биографии Дюрера. Сам он ничего не сообщает об этом времени, документальных же свидетельств сохранилось лишь три. Это, во-первых, свидетельство соседа и друга Дюрера Кристофа Шейрля, известного нюрнбергского юриста и историка, сообщившего, что в 1492 году художник посетил в Кольмаре трех братьев незадолго перед тем умершего Мартина Шонгауэра и что он побывал так же в Базеле, где встретился еще с одним его братом. Второй важный документ представляет собой находящаяся в Базельской Публичной библиотеке деревянная доска с вырезанной на ней гравюрой – изображением святого Иеронима. На обороте доски сохранилась собственноручная надпись Дюрера: «Альбрехт Дюрер из Нюрнберга». Третье упоминание о Дюрере в эти годы мы находим в старинном инвентаре собрания Вилибальда Имгофа – старшего, составленном в 1573 – 1574 годах. В инвентаре его коллекции упомянуты, среди прочего, два портрета работы Дюрера, причем сказано, что они выполнены в Страсбурге в 1494 году и что на них изображен мастер, у которого работал в Страсбурге Дюрер, и жена мастера. Годы странствий сыграли большую роль в формировании не только профессиональных навыков художника, но и его мировоззрения. С самого начала своей творческой деятельности Дюрер был связан с прогрессивной немецкой интеллигенцией, познакомился с бюргерской и реформистской литературой.

В Страсбурге Дюрер снова стал заниматься живописью и впервые написал красками «АВТОПОРТРЕТ С ЦВЕТКОМ ЧЕРТОПОЛОХА» (1493г., Лувр, Париж). Альбрехту хотелось разобраться в себе, узнать и понять себя. Что же получилось у него? Молодое лицо спокойно и прекрасно. Глаза слегка скошены на зрителя – он сидит боком к зеркалу. Длинные яркие рыжие волосы падают на плечи. Мохнатая темно-красная шапочка в тон волосам. Красивая серо-зеленая куртка с прорезями на рукавах. Открытая рубаха из тонкого полотна с красными прошивками. Одежда выглядит нарядно. Сильные руки бережно держат ветку чертополоха. Растение это тогда называлось по-немецки: «Мужская верность». Альбрехт видит себя красивым и хочет, чтобы другие увидели его таким. Это уже не подмастерье, это молодой художник, знающий себе цену.

Как заклинание, чтобы не сглазить, написано двустишье над портретом: «ИДЕТ МОЕ ДЕЛО, КАК  НЕБО ВЕЛЕЛО».

Весной 1494 года отец вызвал Дюрера в Нюрнберг. Сразу же по приезде молодой художник женился на дочери влиятельного нюренбергского бюргера, механика и музыканта Ганса Фрея Агнесс, с которым Альбрехт Дюрер – старший заранее обо всем договорился. Женитьба была в то время обязательным условием для получения прав мастера. Поскольку мастер брал к себе подмастерьев и учеников, он должен был иметь хозяйку, которая бы заботилась о них. Приданое жены дало возможность честолюбивому Дюреру открыть собственную мастерскую, но сам брак не принес ему счастья. Любил ли Альбрехт свою Агнесс? Ведь до женитьбы он её никогда не видел. Агнесс обладала крайне скверным нравом и была чрезвычайно скупа. Она вечно укоряла мужа за отсутствие денег, либо за транжирство. Да ко всему прочему, у супругов не было детей, а Дюрер так надеялся на наследников, которые продолжат его дело. Агнесс и он долго горевали из-за этого, молились, давали обеты святым, потом потеряли надежду. Может быть так лучше? Мать Альбрехта похоронила 15 детей из 18. Легко ли ей было жить в страхе, когда дети болели, и в горе, когда они умирали.
Возможно постоянные неурядицы с женой подвигнули  Альбрехта к шагу, на который он долго не мог решиться. 
Венеция.
Уже осенью 1494 года он первым из немецких художников уехал в Италию, в Венецию. До Дюрера было принято ездить в Нидерланды и учиться там. Самый факт этой поездки был установлен учеными лишь в начале XX века  на основании косвенных данных. В произведениях этого времени появляются заимствования из картин и рисунков итальянских художников, итальянские костюмы, южные морские животные, виды альпийских гор, местностей и городов, через которые лежал путь в Италию.
Те сведения об Италии, которые получал художник от окружающих его людей, способствовали развитию у него особого интереса к этой стране. Именно поэтому, едва став самостоятельным художником, он едет в Италию, где в первую очередь копирует монументальные работы и гравюры Мантеньи - одного из крупнейших мастеров в итальянском Возрождении. Под его влиянием в ранних ксилографиях Дюрера проявляется тяга к монументальности и героичности. Почему именно Мантеньи? Дело в том, что 20-летний Микеланджело в эти годы только создавал свои первые скульптуры, а Леонардо начинал работу над «Тайней вечерей». Но они не имели ещё к этому времени громкого имени, и не они покорили молодого Дюрера. Его покорили братья Беллини, Поллайоло, Донателло, Мантенья и Карпаччо и их восприятие природы, человеческого тела и т.п.

Дюрер выбрал для копирования гравюру на меди А. Мантеньи «Битва морских божеств». Сражаются морские божества, до половины люди, ниже пояса – чудища в чешуе и с конскими ногами. На спинах у чудищ сидят обнаженные женщины. За них и идет бой. Здесь всё в движении, всё дышит яростью, страхом, упоением боя. Грозное оружие разрезает воздух, из разверстых ртов вырываются крики. Морские божества и прекрасны, и ужасны. Как жизнь! Альбрехт не может прийти в себя, глядя на эту гравюру. Он отложил всё и принялся копировать её. Он почувствовал, что рука сама стала двигаться иначе, чем раньше. Работа казалась ему такой важной, что закончив копию, Дюрер подписывает её, как и некоторые другие копии с итальянских гравюр.

Возвращаясь из Венеции в Нюрнберг летом 1495 года, Дюрер снова запечатлел в многочисленных акварелях альпийские горы и лежавшие на его пути города. Эти акварели принадлежат к числу лучших произведений художника. Вот «ВИД ИНСБРУКА» (1494-95г., Графич. собр. Альбертина, Вена). Инсбрук своим очарованием пленил художника. Об этом говорит данная акварель. Небо голубовато-серое, легкая облачность. День не пасмурный, озаренный ровным осенним светом. Город стоит на берегу реки. Речная вода чуть колышется, и в ней дрожат зыбкие отражения белой стены, красных кровель и коричневых домов. Неужели до Дюрера никто не видел, как прекрасно перевернутое отражение города в воде? Наверное, видели. Только не замечали. Рисунок передает состояние природы и собственное настроение художника при её созерцании. Краски легки и прозрачны. Всё дышит свежестью и речной прохладой. Вдохновение не мешает ему быть точным и педантичным. Город легко узнаваем. Не забудем, что это работа, в принципе, путевая зарисовка, и в ней есть, конечно, незавершенные части.

В эти годы в Базеле  были изданы: «Туринский рыцарь» – сборник народных рассказов французского писателя XIV века шевалье де ла Тур Ландри (1493), сатирическое произведение СЕБАСТИАНА БРАНТА «КОРАБЛЬ ДУРАКОВ» (1494). Иллюстрации к этим изданиям заметно отличались от современной базельской гравюры, поэтому сложилось мнение, что они были выполнены приезжим мастером, появившимся в городе в 1492 году и вскоре покинувшем его. Вполне возможно, что этим мастером мог быть Альбрехт Дюрер.

Начало самостоятельной деятельности Дюрера – один из самых насыщенных периодов его творческой биографии. Все созданное им в эти годы отмечено новизной и смелостью исканий. Он обновил традицию алтарной живописи, придав реалистическую достоверность изображению религиозных сцен, а также впервые в Германии широко ввел портрет, положив начало замечательному расцвету этого жанра в немецком искусстве XIV века.  Он расширил тематику гравюры, все чаще и чаще привлекал мифологические, бытовые и литературные сюжеты.
Первым из немецких художников Дюрер стал одновременно работать в гравюре на дереве и на металле. Раньше оба вида гравюры разграничивались, ими занимались разные мастера. Гравюра на меди, происхождение которой связано с ювелирным искусством, изготовлялась обычно ювелирами, в то время как рисунки для гравюры на дереве делали живописцы или специалисты – рисовальщики.  Выучка ювелира и живописца дала Дюреру навыки, необходимые для обоих техник, что позволило ему с одинаковым успехом работать в каждой из них.  По сравнению с упрощенными декоративными гравюрами 15 дека, в произведениях Дюрера усложняется не только содержание, но и значительно расширяются выразительные возможности техники ксилографии. Весь ее изобразительный строй неразрывно связывается теперь с характером композиции.
Продолжение следует...


Рецензии