Альбрехт Дюрер-великий художник бурной эпохи ч. 4

Альбрехт Дюрер - великий художник великой и бурной эпохи (часть 4)
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Альбрехту Дюреру принадлежит одно основополагающее высказывание: «ПОИСТИНЕ ИСКУССТВО ЗАКЛЮЧЕНО В ПРИРОДЕ; КТО УМЕЕТ ОБНАРУЖИТЬ ЭТО В ПРИРОДЕ, ТОТ ВЛАДЕЕТ ИСКУССТВОМ». Дюрер первым из современников постиг самоценность изображения природы. До него у немецких художников природа была лишь фоном для религиозных и мифологических сцен. Мы уже видели два ранних дюреровских пейзажа. Но наступил момент, когда художник стал исследовать растительный и животный мир вглубь с точностью ученого натуралиста. На его картинах появились изображения полевых цветов, рогатого жука, сплетения трав, листьев подорожника, пушистого молодого зайца, цапли и т.д.

Перед нами две, пожалуй, самые знаменитые акварели Дюрера «из жизни природы»: «ЗАЯЦ» (1502г., графич.собр. Альбертина, Вена) и «КУСОК ДЁРНА», или «Трава» (1503г., там же). Искренность изображения, их реализм сделали эти акварели чрезвычайно популярными. И ныне в миллионах репродукций пугливый дюреровский заяц украшает стены домов, смотрит с пасхальных открыток, настенных календарей и журнальных обложек. «Заяц» Дюрера остался единственным в своём роде в истории искусства, несмотря на то, что многие и многие поколения художников часто избирали тот же самый мотив. Достоверно известно, что во время одной прогулки Дюрер подобрал на опушке леса зайчонка. Он его выкормил и приручил. На память об этом остался знаменитый рисунок. Непревзойденными останутся принюхивающийся нос, чуткие уши, разнообразие волосяного покрова. Работа взывает не только к взгляду зрителя, к зрению, но и в такой же степени к осязанию, так, что появляется желание прикоснуться к шерсти рукой. Заяц сидит смирно, но тело его напряжено, чуть заметная дрожь проходит по нему. Дюрер усаживал свою пугливую модель на столе у окна, на зрачке зайца даже отражается оконный переплет.
Зоркость художника почти беспредельна. Это видно и в акварели «КУСОК ДЁРНА». Один известный искусствовед отмечал, что Дюрер показывает «...людям красоту стебля. Мы наблюдали его и раньше, но сейчас он уже что-то означает для нашего глаза». В «Куске дёрна» маленький кусочек зеленого луга выглядит как целый таинственный мир. Взгляд художника идет как бы изнутри, так бы мог увидеть траву, например, сказочный Мальчик с Пальчик.

Произведения Дюрера быстро приобрели популярность. К концу 90-х годов имя его стало известно не только в Германии, но и за ее пределами. Распространением своей славы Дюрер был более всего обязан гравюре. В то время спрос на гравюры был очень велик. Они продавались на рынках и ярмарках. Известно, что жена Дюрера не раз ездила для реализации его работ его работ на большие ежегодные ярмарки во Франкфурт-на-Майне. Гравюры Дюрера рассылались также в разные города и страны с товарами купцов; отправляясь в странствия их везли с собой для продажи его подмастерья и ученики. Гравюрам Дюрера подражали даже в Италии. И одним из поводов, побудивших художника совершить вторую поездку в Италию, была необходимость обжаловать действия итальянских граверов, которые копировали его произведения и продавали копии в больших количествах. Хотя причина была, конечно, в желании Дюрера, уже зрелого и известного мастера, совершенствоваться на примерах великих венецианских художников-колористов, а также продолжить изучать в Болонье теорию построения перспективы.
Венеция.
Поездка состоялась в 1505-1507 годах и оказала значительное влияние на дальнейшее развитие творчества художника. Осенью 1505 года перед Альбрехтом через 11 лет вновь открылась панорама Венеции. За это время кончилась его молодость, он стал известным художником, приобрел много друзей, схоронил отца (1502г.), бесконечно много работал. Ему шел уже 35 год, а мастер всё ещё пытался вырвать у красоты её тайну, но пока что не добился этого в полной мере. Может Италия поможет ему?

В Венеции Дюрер первым делом отправился на НЕМЕЦКОЕ ПОДВОРЬЕ (см.гравюру)  рядом с мостом Риальто, где всегда было много нюрнбержцев. Порадовать сограждан хорошими новостями с родины он не мог. Когда он уезжал, чума хозяйничала в Нюрнберге и стала причиной многих несчастий. Поселился художник недалеко от Подворья, у немца Петера Пендера, содержавшего харчевню с комнатами для приезжих. Кормил хозяин Дюрера на немецкий вкус, и даже пиво было привезено из Германии. Поначалу итальянские собратья повели себя с Дюрером так надменно, будто ничего не слышали о его славе. Зато немецкие купцы, зная сколь знаменит художник из Нюрнберга, дали ему большой заказ.

Пусть напишет для церкви Сан Бартоломео, что около Немецкого подворья, картину «ПРАЗДНИК ЧЕТОК» (1506г., Нац.галерея, Прага). Духовенство и в Германии, и в Италии считало, что верующие выходят из повиновения, что в народе появляются собственные проповедники и даже пророки. Монах и инквизитор Якоб Шпренгер – один из авторов страшной книги «Молот ведьм» основал в Германии, по образцу итальянских доминиканских братств, т.н. «Братство четок». Культ четок, введенный доминиканцами, перенесенный в Германию, должен был вызвать молитвенный восторг. Перебирая четки, молящийся должен был почувствовать, что малые белые зерна, это белые розы, напоминающие ему о чистоте непорочной девы Марии. Большие алые четки – красные розы, напоминающие ему о крови Христа, пролитой в муках. Замысел состоял в том, чтобы создать ещё одну форму культа Христа и, особенно, девы Марии. «Братство четок» быстро распространилось по всей Германии и среди немецких купцов, проживающих в Венеции. Сюжет картины весьма прост: Мадонна, Христос и один из святых раздают людям различных сословий и званий венки из роз. Среди них папа Юлий II и германский император Максимилиан I. Дюрер с удовольствием отмечал позднее: «Лучшего изображения Марии нет в стране». Автор изобразил самого себя на картине справа на заднем плане перед деревом. В руках он держит развернутый лист с надписью по-латыни: «Сделал за пять месяцев Альбрехт Дюрер, немец, 1506 год». На рубеже XVII века, почти через 100 лет, картину покупает император Рудольф II, коллекционер работ Дюрера. По его приказу картину, завернутую в  вату и ковры, несли на носилках всю долгую дорогу до императорского дворца в Праге.

В Италии была начата картина «МАДОННА С ЦВЕТКОМ ИРИСА» (1508,Нац.Гал., Лондон). В ней чувствуется воздействие венецианской живописи на богатство нюансов, мягкость цветовых переходов, тонкую передачу воздушной среды. Естественность включения Марии в природу, отказ от какой-либо парадности в её изображении придают Марии Дюрера необычное очарование.

Другая «итальянская» работа Дюрера «ПОРТРЕТ ВЕНЕЦИАНКИ» (1505г., Муз.ист.иск., Вена) также написана под впечатлением от работ Джованни Беллини и, возможно, молодого Джорджоне. В Венеции Дюрер вообще много рисовал и писал женщин. В «Портрете венецианки» чувствуется увлечение той, которую он изобразил. Лицо её полно пленительного обаяния. Тонкие, чуть вьющиеся золотистые волосы мягко касаются белого плеча. Прическу по венецианской моде поддерживает прозрачная сетка. Глубоко вырезанное платье украшено вышивкой и бантами. Лицо серьёзное, несколько бледное. Молчаливо сомкнуты красивые губы. Белую кожу оживляет ожерелье из жемчужин и кораллов. Связывало ли Дюрера что-нибудь с этой женщиной? Может не только о венецианском солнце, но и о ней думал он, когда горестно восклицал в письме: «О, как мне будет не хватать солнца!». Ответа мы не знаем.

И когда в венском музее стоишь перед этим портретом, возникает ощущение, что это не просто портрет, это страница жизни художника.
Продолжение следует...


Рецензии