Фрагменты жизни. Что такое Любовь

- Что ты так увлеченно читаешь? - спросила я, увидев, что он не отрывается от книги.
- Секрет. - ответил он, не поднимая на меня глаз.
- Какой такой секрет?
Он молча показал мне обложку, улыбнулся и снова склонился над книгой.
Я успела прочесть только слова. написанные крупным шрифтом «...что-то там... СЕКРЕТ... Мужчин».
- Что-что? - я села рядом на скамейку. Все равно ждать остальных нужно было еще минут 15. - Что за секрет такой у мужчин?
Он оторвался наконец от книги, посмотрел своим пронзительным взглядом сквозь меня и ответил: - Эта книга про любовь.
- Про любовь? У мужчин?! - любопытство одолевало меня. Мой друг был не из тех, кто читает романы или умиляется всякой романтической чепухе.

- И что такое любовь?
Он медленно закрыл книгу, выпрямил спину, глубоко вздохнул и, глядя на росший рядом с домом тополь как то печально и торжественно произнес:
- Любовь — это выбор.
- В смысле — выбор? Что еще за выбор? Выбор второй половинки? Поиск той самой?
Он повернулся ко мне. Несколько мгновений мы молча смотрели друг на друга.
Мне показалось, он про себя говорит « ну как можно быть такой тупой» Видимо, понимания в моих глазах он не увидел.

Друг вздохнул, снова посмотрел на крону тополя, еще чуть помолчал и произнес:
 - Выбор  — в смысле не чувства.
- То есть ты хочешь сказать, что любовь — это не чувство? Что же тогда это такое?

Друг мой был глубоко и давно женат, но домоседством не страдал. Его жена, милая молодая женщина и мама двух шилопопов-дошкольников сидела дома, справляясь с уборкой-стрикой-готовкой и прочими вещами. Через пару месяцев они ждали третьего ребенка.

Может, она бы тоже была не прочь посидеть сейчас вот тут беззаботно на скамейке и поговорить с ним о любви. Но что поделаешь — место жены — на кухне, у плиты с вертящимися под ногами крикунами.
Конечно, для моего друга любовь уже не была чувством. Хотя, в глубине души я надеялась, что он все так же нежно и глубоко любит свою жену.

- Выбор. Сейчас объясню. - начал он.
Люди часто путают любовь и влюбленность, любовь и страсть. Это не одно и то же.
Любовь может начаться с дружбы, с уважения, с решения защищать и быть рядом. Вовсе не обязательно при этом должно перехватывать дыхание от одного взгляда на близкого человека.
Любовь — это спокойное, уверенное, твердое решение быть рядом всегда, что бы ни случилось. Защищать, заботится, слушать, помогать и сопереживать. Это выбор каждый день жизни быть вместе. Жить одной жизнью.

- Нет, как-то это неправильно — ничего не чувствовать когда женишься.
Вот решил ты жениться — смотришь — девушка милая, здоровая, спокойная, воспитанная, готовит хорошо. И все, ты ее выбрал и того достаточно?
А потом прожили вы несколько лет, она родила кучку детишек, ее разнесло, характер от постоянного сидения дома испортился, и ты уже бежишь из дома по делам как можно чаще.
А потом встретится молодая, красивая, заинтересованная. Промелькнет та самая искра... Посмотрит она эдаким взглядом и ноги подкосятся и пойдешь за ней, куда скажет.
Жена-то превратилась в клушу.

- Думаешь, я не вижу красивых девушек? Или у меня никогда не бывает желания с кем-то поближе познакомится?

Я от неожиданности снова уставилась на него. Никогда не был он замечен за подобным, хотя восхищенных взглядов он мог словить не мало. Вокруг него всегда была стайка немых поклонниц. Думаю, жена тоже об этом догадывалась и ее гостеприимство росло еще и из соображений посмотреть, с кем общается муж.

- Но ты... ты ведь женат. И вроде у вас все нормально...
- Женат и у нас все нормально. Но мы тоже люди, мы ссоримся. Просто однажды я принял решение. Что бы ни было, любить ее. Всегда любить только ее.

- Но ведь сердцу не прикажешь. Если не любится...
- Прикажешь. Я каждый день выбираю ее. Только ее. Даже когда она злая, когда болеет, когда кричит на меня или обижается, когда ходит с растрепанными волосами и не убирает дома — я решил любить ее. Любой.

- А если ты встретишь свой идеал?
- Я же понимаю, что идеал, посади его дома и заставь быть хозяйкой и матерью, может быстро превратится в то же самое или что похуже.

- Значит, можно себя заставить любить? Но что делать, если смотришь на человека и понимаешь, что без него становится трудно дышать, если думаешь о ком-то день и ночь, и хочешь просто хотя бы видеть его почаще?

- В моем случае нужно бежать. - Он улыбнулся. - Все равно, что я могу почувствовать. Чувства — на то и чувства, что они меняются, проходят и забываются. А вот решение и выбор остается навсегда.

- То есть ты считаешь, что любить нужно только мозгами? А как же сердце? Как же мурашки и бабочки.. ?

- Любовь — это еще и действие. Никакие бабочки в животе не заменят семьи и близких людей. Я живу для своей семьи, для своей жены и детей. И этот выбор помогает мне бороться с разными мыслями и чувствами, которые могут разрушить мой мир.
Это и есть любовь. Осознанный ежедневный выбор и твердое решение.

С момента этого диалога прошло больше десяти лет.
Тогда я так и не поняла, что такое любовь. Но теперь думаю, я стала понимать, о чем была речь.
Выйдя замуж, я осталась человеком. Женщиной. Я замечаю красивых и интересных мужчин рядом с собой. Было бы неправдой, если бы я сказала, что я их не вижу или мне никто не нравится.
Нравятся. Но я сделала выбор. Я приняла свое решение, и продолжаю выбирать только его каждый день. Даже когда мы в ссоре, даже когда я не хочу его видеть и разговаривать с ним, я выбираю его.
Есть моложе, есть стройнее. Наверное, есть и умнее, и добрее. Но я выбираю его.
Просто он стал частью меня, частью нашей общей жизни.
И никакие муравьи и бабочки не способны заменить даже самый тяжелый день нашей с ним жизни.
Я выбрала любить его. Навсегда.


Рецензии