Богословская ошибка филистимлян. Магия и вера

Почему филистимляне поверили трем первым обманам Самсона? Неужели они были так простодушны? При ответе на этот вопрос не надо забывать, что это были язычники со своей картиной мира.

Филистимляне думали, что сила Самсона была магического или волшебного свойства. Поэтому они искренно поверили трем первым обманам Самсона по поводу источника его силы. Суть магии вот в чем: если ты точно выполнишь некоторые условия, «нажмешь правильные кнопочки», то ты гарантированно получишь желаемый тобой результат. И они нажимали на кнопочки, чтобы победить Самсона. Так происходило и их поклонение Дагону, Ваалу, Астарте и т.п. – жертвоприношения были такими нажиманиями кнопок.

Такой подход механизирует, овеществляет взаимоотношения. Ожидания, основанные на наблюдениях за миром вещей, механизмов, инструментов и животных, переносятся на Бога и богов. С вещами действительно так: выполнение действия приводит к легко предсказуемому результату. С механизмами и машинами тоже так: воздействие на триггер приводит к желаемому последствию. Даже с животными так: почеши за ухом у сытого кота – он замурлычит. Отличие магии от трех описанных сфер – в нередкой иррациональности прикладываемых усилий относительно ожидаемого результата.

Судя по доверчивости филистимлян очень похоже на то, что они сначала видели в силе Самсона какую-то магическую подоплеку, поэтому послушно выполняли неразумные, иррациональные  в общем-то действия, призванные лишить его этой силы.

Божья сила действует не так, она зависит не от выполнения внешних условий, но прежде всего от состояния сердца участника ситуации (которое уже в свою очередь проявится в каких-то внешних действиях). И мы видим, что когда состояние сердца Самсона окончательно испортилось, он лишился и Божьей силы. В какой момент Бог оставит человека – это тайна. Но очень страшно и опасно испытывать Бога и искать, где же эта черта, за которой Он тебя оставит.

Мы считаем, что не верим в волшебство, в магию. Но есть магия на христианский манер. Почему мы считаем, что Бог нас благословит в ближайшее время? Потому что Он делал так до сих пор и сделает в будущем (так думал Самсон)? Потому что мы нажимаем на какие-то кнопочки, выполняем внешние условия, следуем правильному рецепту (так думали филистимляне)? Мы изучаем Библию, молимся, ходим на собрания, участвуем в служении – с какими целями и мотивами? Не нажимаем ли мы тем самым на кнопочки, ожидая в ответ Божьих благословений? Не манипулируем ли Им? Важно жить христианской жизнью не механически, но чтобы это была часть естественного роста и отношений с Богом. Духовная сила – результат естественных отношений с Богом. Конечно, магия — это духовная практика, совсем отрицающая Творца, но обезличенное, потребительское отношение к Нему – уже движение в этом направлении.

Повторю и разовью высказанный выше тезис: магия механизирует, овеществляет, фактически омерщвляет отношения как с Богом, так и с людьми, христианская же вера оживляет, одухотворяет отношения, причем не только с Богом и людьми, но даже и с миром природы (отсюда упоминания в псалмах о том, как животные взывают к Богу, а холмы и леса хвалят Его, отсюда завет Иова с камнями и животными, отсюда идея в книге Осии о сцепленности всего в мире, отсюда отношение в семье Каргеля к кошке, которую никогда не бросали с колен на пол, но аккуратно опускали).

Бог есть любовь. Любить способен Бог и человек и неспособны механизмы и животные. Верить правильно – это именно любить Бога и воспринимать Его любовь. Радоваться Ему и сознавать, что радуешь Его. Христианство – это отношения, прежде всего с Богом, но тут же рядом – и с людьми (см. две первые заповеди в Евангелиях). Воспинимать христианство лишь как набор обязательных к выполнению правил, как комплект спусковых крючков – в лучшем случае законничество и ригоризм (уже оставляющие человека без Христа, о чем писал Павел римлянам и галатам), в худшем – проваливание в яму язычества с его магией и волшебством.

И еще один интересный вопрос. Почему когда филистимляне узнали о секрете силы Самсона, они не продолжили обрезать его волосы в дальнейшем, когда те начали потихоньку отрастать? Я думаю, они уловили, что секрет силы Самсона не просто в волосах, а именно в его назорействе (он сказал об этом Далиде). Они поняли, что с сострижением волос назорейство им потеряно, обряды, необходимые для восстановления назорейства, он не проводит, так что они в безопасности. Прокол филистимлян был связан с незнанием библейского богословия. Если бы все происходило по букве закона, то их расчет оправдался бы и Самсон им больше зла не причинил бы. Но филистимляне не учли в своих расчетах учения о благодати.

• Бог может рисовать прямые линии даже кривыми палками.
• Бог может использовать наши ошибки и грехи, чтобы достигать исполнения Своих планов.
• Бог может чудесно отвечать на молитвы смирившегося человека даже тогда, когда этот человек перед этим долго и систематически вел себя неправильно.

Это называется милость и благодать.

26.03.2019


Рецензии