Богословская ошибка филистимлян. Магия и вера
Филистимляне думали, что сила Самсона была магического или волшебного свойства. Поэтому они искренно поверили трем первым обманам Самсона по поводу источника его силы. Суть магии вот в чем: если ты точно выполнишь некоторые условия, «нажмешь правильные кнопочки», то ты гарантированно получишь желаемый тобой результат. И они нажимали на кнопочки, чтобы победить Самсона. Так происходило и их поклонение Дагону, Ваалу, Астарте и т.п. – жертвоприношения были такими нажиманиями кнопок.
Такой подход механизирует, овеществляет взаимоотношения. Ожидания, основанные на наблюдениях за миром вещей, механизмов, инструментов и животных, переносятся на Бога и богов. С вещами действительно так: выполнение действия приводит к легко предсказуемому результату. С механизмами и машинами тоже так: воздействие на триггер приводит к желаемому последствию. Даже с животными так: почеши за ухом у сытого кота – он замурлычит. Отличие магии от трех описанных сфер – в нередкой иррациональности прикладываемых усилий относительно ожидаемого результата.
Судя по доверчивости филистимлян очень похоже на то, что они сначала видели в силе Самсона какую-то магическую подоплеку, поэтому послушно выполняли неразумные, иррациональные в общем-то действия, призванные лишить его этой силы.
Божья сила действует не так, она зависит не от выполнения внешних условий, но прежде всего от состояния сердца участника ситуации (которое уже в свою очередь проявится в каких-то внешних действиях). И мы видим, что когда состояние сердца Самсона окончательно испортилось, он лишился и Божьей силы. В какой момент Бог оставит человека – это тайна. Но очень страшно и опасно испытывать Бога и искать, где же эта черта, за которой Он тебя оставит.
Мы считаем, что не верим в волшебство, в магию. Но есть магия на христианский манер. Почему мы считаем, что Бог нас благословит в ближайшее время? Потому что Он делал так до сих пор и сделает в будущем (так думал Самсон)? Потому что мы нажимаем на какие-то кнопочки, выполняем внешние условия, следуем правильному рецепту (так думали филистимляне)? Мы изучаем Библию, молимся, ходим на собрания, участвуем в служении – с какими целями и мотивами? Не нажимаем ли мы тем самым на кнопочки, ожидая в ответ Божьих благословений? Не манипулируем ли Им? Важно жить христианской жизнью не механически, но чтобы это была часть естественного роста и отношений с Богом. Духовная сила – результат естественных отношений с Богом. Конечно, магия — это духовная практика, совсем отрицающая Творца, но обезличенное, потребительское отношение к Нему – уже движение в этом направлении.
Повторю и разовью высказанный выше тезис: магия механизирует, овеществляет, фактически омерщвляет отношения как с Богом, так и с людьми, христианская же вера оживляет, одухотворяет отношения, причем не только с Богом и людьми, но даже и с миром природы (отсюда упоминания в псалмах о том, как животные взывают к Богу, а холмы и леса хвалят Его, отсюда завет Иова с камнями и животными, отсюда идея в книге Осии о сцепленности всего в мире, отсюда отношение в семье Каргеля к кошке, которую никогда не бросали с колен на пол, но аккуратно опускали).
Бог есть любовь. Любить способен Бог и человек и неспособны механизмы и животные. Верить правильно – это именно любить Бога и воспринимать Его любовь. Радоваться Ему и сознавать, что радуешь Его. Христианство – это отношения, прежде всего с Богом, но тут же рядом – и с людьми (см. две первые заповеди в Евангелиях). Воспинимать христианство лишь как набор обязательных к выполнению правил, как комплект спусковых крючков – в лучшем случае законничество и ригоризм (уже оставляющие человека без Христа, о чем писал Павел римлянам и галатам), в худшем – проваливание в яму язычества с его магией и волшебством.
И еще один интересный вопрос. Почему когда филистимляне узнали о секрете силы Самсона, они не продолжили обрезать его волосы в дальнейшем, когда те начали потихоньку отрастать? Я думаю, они уловили, что секрет силы Самсона не просто в волосах, а именно в его назорействе (он сказал об этом Далиде). Они поняли, что с сострижением волос назорейство им потеряно, обряды, необходимые для восстановления назорейства, он не проводит, так что они в безопасности. Прокол филистимлян был связан с незнанием библейского богословия. Если бы все происходило по букве закона, то их расчет оправдался бы и Самсон им больше зла не причинил бы. Но филистимляне не учли в своих расчетах учения о благодати.
• Бог может рисовать прямые линии даже кривыми палками.
• Бог может использовать наши ошибки и грехи, чтобы достигать исполнения Своих планов.
• Бог может чудесно отвечать на молитвы смирившегося человека даже тогда, когда этот человек перед этим долго и систематически вел себя неправильно.
Это называется милость и благодать.
26.03.2019
Свидетельство о публикации №219032601185