Несостоятельность проекта Судьи

Впервые в книге Судей Божий судья побежден. Возможно, здесь есть ирония: Самсон, отличавшийся мужской силой и сексуальной активностью, заканчивает жизнь в состоянии, напоминающем женщину. Может быть, филистимляне намеренно так его унизили: молоть зерно – это была женская работа. Когда его ослепили, его движения стали неуверенными, опять же, похожими на женские. Причем иронию можно видеть на двух уровнях нарратива – как на нижнем (иронизируют филистимляне), так и на верхнем (Бог запускает механизм сеяния и жатвы). Кстати, это не впервые в книге Судей, когда смерть персонажа коррелирует с его прегрешениями.

Ирония может быть и такая: Бог дал Самсону силу, чтобы спасать Израиль от врагов. А в наказание он свою силу применяет, чтобы врагам мукУ делать. Человек, спаливший поля филистимлян, сейчас мелет их зерна. Слаб был на женщин – женщина и погубила. Можно отдельную проповедь сказать или главу в книжке написать под названием «Закон сеяния и жатвы (и нарушения этого закона) в жизни Самсона».

Итак, самое главное событие в жизни Самсона связано с его смертью. Самая большая победа связана с его смертью. Он непослушен Богу и умирает в храме Дагона. Но в нескольких моментах его смерть подобна смерти Христа:

• Оба были преданы перед смертью мнимыми друзьями (Далидой, Иудой)
• Оба погибли от языческих захватчиков
• Обоих выдали язычникам свои, евреи
• Оба были связаны и выставлены на публичное посмеяние
• Обоим в качестве насмешки предлагали попытаться освободиться
• Оба умерли с распростертыми руками
• Оба пошли на смерть добровольно
• Оба своей смертью уничтожили своих врагов
• Обы выполнили свое предназначение, о котором было сказано до их рождения – спасти народ

С одной стороны, аналогии довольно слабые и к ним много вопросов, с другой стороны, а) они есть и их немало, б) есть ряд аналогий также между рождением Самсона и Иисуса.

Самсон – последний судья. До сих пор каждый следующий судья был хуже предыдущего. Когда мы читаем начало истории Самсона, у нас появляется надежда, что этот будет не такой, как все, что уж он-то исправит ситуацию, обратит народ к Богу и т.д. Но нет. Такое многообещающее начало истории. И такое бесславное продолжение и окончание. Это показывает несостоятельность проекта «Судьи» в целом. Позже подобным образом провалился проект «Цари».

Эти два длинных цикла подводят нас к идее – самые прекрасные судьи, цари, вообще человеческие руководители и спасители неспособны нас спасти и нами руководить так, чтобы сблизить нас с Богом и удовлетворить наши потребности. Нам нужен Судья и Царь, сходящий с неба, без пятна и порока. И такой Судья явился, когда пришла полнота времени (как сказано в послании Галатам).

А полнота эта заключалась в том, чтобы люди разочаровались в других проектах и вариантах спасения, чтобы сознали свою испорченность и нужду в Мессии. Пророки периодически говорили об этом народу, а в их лице Бог простирал к Израилю руку, но народ еще не был готов принять Спасителя. Чисто теоретически, если бы Адам сразу после согрешения был готов признать свою вину и раскаяться, осознав свою нужду в заместительной жертве и в Спасителе, Христос пришел бы уже тогда, это и была бы полнота времени.

Одно из практических применений из этих рассуждений: не уповай на человека. Не жди, что приедет какой-то служитель и решит твои проблемы или проблемы поместной церкви, что появится в твоей жизни наставник и наконец-то чему-то тебя научит, что ты прочитаешь какую-то книгу и что-то изменится в твоей семье. Нам нужен Судья, Царь, Спаситель, сходящий с неба. Все земные методы и опоры рано или поздно (лучше рано, чем поздно) разочаруют и подведут. Те методы и опоры, которые не подводят нас к Иисусу Христу – называются в Писании «опорой на плоть».

26.03.2019


Рецензии