Имена

В ночь с 23 на 24 марта
Римма Долженкова
   Эпиграф


«Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя…»

Николай Гумилёв

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: вставай!

 Николай Гумилёв

  Вступление.

 Вчера в нашей церкви проходило  Собороване- чин освобождения от грехов, накопленных за год.
 Раньше его проводили каждый пост: Великий и Рождественский- теперь всё направлено к сокращению служб и треб  верующих, и его поэтому-то проводят только раз в году.
"Очисти ны ,Боже!"
"Помилуй ны, Владыко!"
"Исцели ны, Святый!"
 Слова утренней молитвы, с которой каждый день верующие обращаются к Богу:"
"Пресвята;я Тро;ице, поми;луй нас; Го;споди, очи;сти грехи; на;ша; Влады;ко, прости; беззако;ния на;ша; Святы;й, посети; и исцели; не;мощи на;ша, и;мене Твое;го ра;ди".


 Вернувшись со службы, провела день в мире и согласии со всеми домочадцами.
 Три часа гуляла с детьми в парках города на свежем воздухе.
Погода стоит весенняя: тепло, цветут примулы, нарцисы и тюльпаны в скверах,
распускаются листочки сирени, жёлтые цветы появились на кустарниках, совсем, как в Крыму.
 
 Сон.
 В ночь с субботы на воскресение.
 Символом этого дня является солнце.
 Полная луна сияет на небе, полнолуние было 21.3- но она ещё не успела изменить свою конфигурацию.

А приснился мне мой умерший муж Николай.
 Мы гуляли с ним, мирно беседуя.
Он сказал мне, что снова нашёл томик А.С. Пушкина, который когда-то потерял:думал, что потерял.
Николай очень хотел выучить русский язык, и во многом преуспел в этом: знал кириллицу,в той мере, чтобы читать название пунктов, которые мы проезжали , путешествуя по России; мог сказать несколько слов, которые усвоили европейцы при общении с русскими- но не смог заговорить на нём.
 И он знал об А.С.Пушкине только по на слышке, глубоко не вдаваясь в поэзию.
 Он говорил о томике Поэта, который всегда был при мне, и я расстраивалась. если этой книге не было под рукой.
 Во сне  Николай жил моими желаниями, моими переживаниями: это было ново для меня
 Он свободно говорил по - русски, беседуя со мной во сне, и я нисколько не удивилась этому.
 Удивилась всему после: когда проснулась.

 Потом назвал меня по имени: Лариса.
 По имени он тоже,- наяву,- называл меня очень редко, и в его устал оно звучало угрожающе.
 Он делал ударной согласную букву "р", стараясь произносить её так, как говорим её мы; а "с" звучало у него, как наше "з"-и мне казалось, что он сердится на меня или на русский язык, потому что тот никак не удаётся ему.
 И снова оно зазвучало во сне,-првый раз это случилось 4 февраля,- по особенному, как будто произнесённое в открытом пространстве, подхваченное всеми ветрами, открытое всему миру.
И  снова подумалось мне, какое поэтическое у меня имя.
И я стала сравнивать его с другими именами, рассуждая с Николаем, - мы теперь находились в нашей ,и вроде, не нашей комнате, заставленной вещами, купленными нами и расставленными с любовью для нашего удобства.
 Я говорила, а он слушал, соглашаясь со мною:"Какое звучное имя: Лариса"- Я говорила уже  не о своём  конкретно имени, а отвлечённо, как бы ко мне не относяшее.
 Два сонорныx звука: "Л" и "Р"-они всегда звонкие; две открытых гласных звуков:" а",-дополненные протяжной буквой и.
 Все они вместе производят радостное впечатление.
 А ещё и мягкий, парный звук: "с" легко перечодящий в"з".
 Все звуки мягкие, кроме первого Л.
 "А что такое, например, имя Анна?"- Продолжала рассуждать я во сне, рисуясь перед Николаем.-"Какое-то укороченное, оборванное имечко: только два звука "а" и "н "
 "Наподобие восточной частички "эль", определяющий пол ребёнка, указание на то, что это женщина." Эль"-вира, "Эль"-мира.
 Длинный, глухой звук "н" и два "а" ударная, безударная.
 Я  не думала во сне, какие звуки или буквы входят в имя Лариса, -этим я занялась , когда проснулась, чтобы понять магию, волшебство моего имени,-во сне я только чувствовала,  что оно звучит загадочно, романтично, лирично,что его легко можно петь, не разделяя на слоги.
 И Николай подтверждал мои рассуждения своим молчаливым согласием.


P.S.

 Проснулась.
 Всю ночь я провела в восхвалении своего имени?
 Правда, большой урон нанесло ему выход в свет романа "Доктор Живаго" с героиней, носящей это имя.
 В начале романа Борис Пастернак упорно называет её "Лара", сбивая читателя с толку, когда в середине романа, на фронте, появляется "Лариса Фёдоровна". многие думают, что это новая героиня и не узнают в ней прежнюю Лару".
 Она очень изменилась с переходом во взрослое состояние.
 А потом вышел иностранный фильм по роману и поставил "Ларису" в один ряд с "Лолитой" и "Мадам Бовари".
 Это не справедливо!
 Не зная русских условий бытия во время следовавших одна за другой революций, гражданских войн, иностранцы не поняли романа, трагической судьбы его героини.
Да и сам автор Борис П. тоже не понял своей героини: он же позволил увезти  её Комаровскому в Японию, хотя и знал, что тот снова её захочет погубить, стараясь совратить теперь слишком малую пока ещё и её дочурку; и снова ему,- "сатане в человеческом обличии", который не очень -то разнообразит методы обольщения, презирая, в общем-то людей,-  не удастся погубить душу Ларисы.
 Комаровский, подобно Гумберту из романа Лолита берёт себе в наложницы мать с ребёнком, непременно женского рода: вкладывая деньги в маму, он намеревается, завоевав доверие ребёнка с детства, в дальнейшем завоевать и её юное сердечко.

Тяжкий греч смешения кровей!


Спасая дочь она снова расстанется с Комаровским.

Ей удастся избежать напророченной всем участи:
"Люди гибнут за металл"
"Люди гибнут, как металл"-
 и пропетой назидательно Мефистофелем.

 Как сказала одна современная поэтесса:
"Умри во мне, Прекрасная Елена!
 Среди прикосновений стольких рук
 Таинственна и неприкосновенна..."

 Или словами Есенина из стичхотворения "Ты меня не любишь, не жалеешь":

"Знаю я - они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,..

А теперь сидишь вот у меня".

 Жалоба мужчины, лишённого главенствующей роли в семье.
Ему ничего не остаётся, как весь свой гнев обратить на ту, что в эту минуту  скрашивает его одиночество, чтобы завтра расстаться с ней, грубо обозвав её по укоренившейся уже у него привычки.
 Кому он обращал своэ гневную отповедь, чтобы не привязываться к ней и ни к какой другой женщине?
 Чтобы сохранить своэ "независимость", развращённого до мозга костей мужлана,
 который уже не может жить по другому, утопившего свою совесть в вине, чтобы не видеть ужасов Революции, растлевающих души людей.
 Кому обращал он свои слова гневного обличения?
 Заслуженны они были ею? Или нет?
 Или он хотел, чтобы и она испытала, подобно ему, всю глубину их падения?
 Того почти скотского "революционного" и после революционного состояния, когда
попирались все нормы человеского существования; безумного желания: всех "загнать под одно одеяло".
 Может, он обращал свою речь с такой "деве", которая ещё могла испрвиться, чтобы наставить её на путь истины?
Вразумить её ТАК, чтобы после него , у неё уже не было бы никаких других, подобных,- на одну лишь ночь,- "встреч".
 Поэт чувствовал, может, что её ещё можно спасти, остановив на краю пропасти.
 Ему не удавалось спасти тех, что были более изощрёнными в разврате, чем он.
 То многочисленное племя "сейсмо-устойчивых" особей, которые отдаются без колебаний.
 Они в революции нашли способ быстрейшего достижения  цели: взойти наверч, коротким путём- не задумываясь о последствиях: о Страшном Суде.
Они творили зло, предаваясь разврату, подобно вавилонской блуднице из Апокалипсиса.
 Такич невозможно исправить: они создают предпосылки "для смут", чтобы потом беспрепятственно наслаждаться горькими "плодами" революций.


 
Но почему мне пришло в голову сравниватьсвоё имя, противопоставляя его с именем Анны?
 И вдруг я поняла, что Анна из моего сна, это реальная рыжеволосая иудейка, появляющая в церкви обязательно в шляпе:у неё у неё было невероятное количество- примрно столько же сколько и у меня. 
 Вчера у нас произошёл разговор о не уважительном отношении при гашении церковных свечей, и я поняла, что мне не избежать пересудов в общине: ведь она такая сплетница.
 Хвалить себя, любоваться своим именем во сне, означает попасть в не приятное положение наяву, а участие во сне моего умершего мужа - означает, что будет затронуто и его имя.
 Но, может, речь будет идти только о моих прежних "провинностях".

 Впрочем, сон можно расшифровать и по другому: говорят, что чувства, испытываемые
нами во сне,  повторятса и в реальности,
и если я восторженно,  на разные лады,почти распевала моё имя, то меня ждёт успех
 Я снова стану регентом, моё колоротурное сопрано будет звучать  под куполом церкви.

© Copyright: Римма Долженкова, 2019
Свидетельство о публикации №119032406170


Рецензии