Ролевое движение в Исландии

В Рейкьявике есть большой холм под названием Эскьюхлид(Oskjuhlid). На его гладкой вершине блестит гигантскими железными боками Перла – в недавнем прошлом теплоцентраль, а сейчас культурно-развлекательный центр, а широкие склоны поросли высоким дремучим ельником. Во второй половине минувшего века это холм служил прибежищем деклассированных элементов, но в наши дни там чаще всего можно встретить спортсменов на пробежке, велосипедистов, членов Языческой общины Исландии, справляющих свои ритуалы, - а с недавнего времени на одном из склонов по выходным в тёплое время года собираются люди в характерных необычных костюмах…

23 августа 2018 мне посчастливилось побеседовать с одним из идейных вдохновителей исландского ролевого движения, Оддом Оулавом. Разговор состоялся в «Старом кафе» в Брейдхольте. По его следам и написаны эти заметки.


Исландское ролевое движение молодо. Сейчас ему всего 5 лет. Однако оно не является частью более крупных зарубежных движений, а обладает собственной спецификой.


О том, какова она, и шёл наш разговор.
Ролевое движение пришло в Исландию не на неподготовленную почву: здесь уже 20 лет процветает  и пользуется симпатиями населения реконструкторское движение. (Самый старый реконструкторский клуб в стране – викингский клуб «Риммюгигюр» из Хапнарфьорда). Оно уже в значительной мере подготовило исландских обывателей к тому, что по улице могут ходить люди в странных средневековых костюмах. Как это воспримут в Брейдхольте, относительно новом районе, чьё культурное «измерение» пока неглубоко, неясно, – но в центре Рейкьявика реакция на людей в «прикидах» скорее всего будет положительной.

Исландское РД – это ЛАРП. Началось оно с американского сеттинга „Myths and Legends“, но он не имел особого успеха, и после исландские ролевики стали больше смотреть в сторону Европы. В наше время у них есть тесная связь с немецким ролевым движением, они участвуют в конвентах Drachenfest, Conquest.

Сейчас они играют по собственному миру (который ещё находится в процессе разработки) и собственной системе правил, а основной целью игр видят: «создать хороший сюжет с хорошими персонажами».

Исландские ролевики довольно рано решили не ограничивать себя рамками уже написанных кем-то книжных текстов, им интереснее создавать собственные миры и истории. Поэтому игры «по Толкину» как таковые у них не проводятся, - хотя они и не отрицают влияния мира Толкина на себя; впрочем, избежать его на любой игре, где есть орки, эльфы и гномы, в наши дни весьма трудно.

Как утверждает Одд, они «хотели создать такой мир, где кто угодно мог бы создать какого угодно персонажа… Мы хотим больше атмосферы высокого фэнтези (Hafantasiu stemmningu), в котором магии больше, чем обычно».

Практики писать подробные персонажные отчёты с игр нет. Организаторы игр пишут по их мотивам историю с продолжением, но пока никто не дал себе труд зафиксировать игру в точности.
Обычно сюжет и универсум игры развиваются логически от одного момента до другого; развитие может быть практически бесконечным и прекратиться лишь тогда, когда игрокам надоест играть в этот мир.

В играх их участники черпают вдохновение для живописных полотен и рисунков, но не книг:  настоящие писатели в исландское РД ещё не пришли. Одду известно, что были попытки писать по мотивам игр песни, - но самих этих песен он не слышал.

На вопрос, что делают мастера, если игра вдруг начнёт отклоняться от книги, по которой играют (т.н. «неканон»), Одд ответил, что сама возможность таких ситуаций и есть хорошая причина отказаться играть по книгам. Ведь как бы книги ни были хороши сами по себе, есть предел тому, сколько собственных идей можно втиснуть в уже готовое повествование. Гораздо лучше располагать открытым сюжетом и позволять самим игрокам решать, в какую сторону он повернёт. У исландских ролевиков в центре внимания – персонажи как таковые и связанные с ними сюжетные линии. (persunubundnar sogur).

Требования к костюмам у исландцев не отличаются сверхдетализированной разработкой. При шитье костюма требуется иметь в виду, что речь идёт о фэнтези, основанном на Средних веках – но всё же о фэнтези. А значит, допускаются и костюмы в стиле 16 века, и стилизация других культур, например, египетской или японской.

Такое широко распространённое в российском РД и толкинизме явления, как «пожизнёвая квэнта» (отождествления себя с отыгрываемым персонажем в повседневности) в исландском РД не известно.  Как заметил Одд, «когда игра заканчивается, ты кладёшь своего персонажа на полку и становишься просто самим собой». По его уверению, ему известен только один случай нечётких границ между «пожизнёвой» личностью и персонажем: когда один игрок признался, что необходимость отыгрывать другого человека сильно влияет на его собственную личность). Кто-то даже использовал ЛАРП как возможность попробовать «примерить на себя» непривычные модели поведения, например, примерить на себя роль  очень мужественного персонажа, чтоб развить смелость в себе самом.

Что касается языка, на котором проводятся игры, то в большинстве случаев это английский.  Скажем, на английском языке велась шедшая тем летом большая (по исландским, разумеется, меркам) игра „Funjerai“.  (на зиму в игре был сделал перерыв). Международный язык выбран, т.к. в играх нередко принимают участие иностранцы, а также с целью  с помощью языка маркировать особое пространство игры.

(Возможно, есть ещё одна, и довольно веская, причина для выбора иностранного языка: идейные вдохновители исландского РД  и большинство участников – представители поколения начала 1990-ых гг., а именно это поколение в Исландии пало жертвой крайне неудачной программы преподавания родного языка в школах, а с английским языком соприкоснулось при гораздо менее скучных обстоятельствах, - что заставило его впоследствии скептически относиться к исландскому пуризму и с энтузиазмом воспринимать зарубежную культуру).

Однако исландский может использоваться в качестве второго языка в пространстве игры (языка какого-нибудь другого из игровых народов).

Вымышленные фэнтезийные язык и  могут использоваться для письменных сообщений, но никто не учит их специально, чтобы говорить на них; как максимум,  в живой речи на играх может использоваться словечко-другое, почерпнутое из словарей этих языков: как правило, речь идёт об орочьих языках, а не эльфийских.

В тот единственный раз, когда на памяти Одда для игры был написан длинный текст «на толкиновском эльфийском» (послание от одного персонажа к другому, которое больше никто не должен был быть способен прочитать), на его дешифровку потребовалось время, и его переводили в перерывах между встречами.

О собственно толкинизме в Исландии говорить не приходится: Толкин не достиг среди исландских ролевиков большой популярности, большинство из них знакомы с его творчеством в основном  по фильмам Питера Джексона. Желание делать игры по этим книгам невелико. При этом в целом в стране у Толкина много поклонников, хотя, пожалуй,  не все будут спешить признаться в своей любви к нему. (Его книги пользуются большой популярностью, а премьеры фильма «Хоббит» вся страна ждала с нетерпением, и билеты на премьеры везде были распроданы чрезвычайно быстро).

По мнению Одда, с которым здесь невозможно не согласиться, переводы на исландский язык книг в стиле фэнтези обычно нелепы: переводчики плохо разбираются в специфике переводимых текстов и либо чересчур исландизируют свои переводы, вплоть до использования неупотребительной лексики, либо чересчур упрощают, так что из текста выхолащивается  смысл. «Лучшими книгами в стиле фэнтези» идейный вдохновитель исландского ЛАРПа считает древнескандинавскую мифологию. На вопрос об исландском фольклоре ответ был таков: эти былички об альвах, троллях и призраках мало кто читает; возможно, по ним можно было бы сделать игру, но пока об этом никто особо не думал.

Что касается иностранцев на играх, то в основном это те путешественники по Исландии, кто сам интересуется ЛАРПом (как правило, это ролевики из США, Германии, Польши и Дании). Некоторые из них приезжают в Исландию специально поиграть, и отдельные личности задерживались в Исландии на 2-3 игры).

Роевики и СМИ
К концу августа 2018 об исландских ролевиках вышла пара радиорепортажей, по одной статье в крупных газетах (Frettabladid,  Morgunbladid) и пара интервью (RUV, „Nutiminn“). Интервью Гостелерадио Исландии  было озаглавлено «Фантастические существа на Эскьюхлид» („Furduverur i Oskjuhlid“);  в его основе лежало желание тележурналистов разобраться в новом для Исландии феномене без стереотипов. (Исландцы старшего поколения убеждены, что встречи игроков сводятся к тому, что на них выпивают и развлекаются подростки, - но люди младше 50-и лучше понимают этот феномен). Впрочем,  монтаж этого интервью не обошёлся без казуса: в нём есть эпизод, где один игрок наливает жидкость из бутылки и говорит, что это «отвар домашнего приготовления, своего рода вино», - а затем объясняет, что на самом деле в бутылке вода. При выходе интервью на экраны это объяснение оказалось вырезано. Как такой монтаж мог повлиять на формирование у жителей Рейкьявика стереотипов о ролевиках, судите сами.

Ролевое сообщество в Исландии непрерывно растёт. Сейчас, когда я пишу эти строки, группа в «Фейсбуке»  «Islenskt LARP (Kvikspuni)» насчитывает 871 члена; активных членов сообщества – около 60, из неактивных кто-нибудь может появиться на игре раз в полгода. Обычно в игровых мероприятиях участвует 20-30 человек; с каждым годом ставится новый рекорд: в 2017 году было 27 человек, в 2018  - 32.  50 участников по исландским меркам считается большим количеством.
«Мы уже начали готовить следующее поколение», - сказал Одд. Некоторые участники исландского РД проводят мастер-классы по ЛАРПу для начинающих; кто-то из них работает в детском саду и учит детей фехтованию и созданию персонажей. С открытием магазина «Nexus“ (специализирующегося на ролевой и игровой тематике) вероятность притока новых участников в движение также возросла.

Локация
Как уже говорилось, место проведения игр – лес на холме Эскьюхлид в Рейкьявике. Ещё недавно этот лес был облюбован наркоманами, но исландские ролевики хотят, чтоб место их встреч было чистым и безопасным. Следы пребывания наркоманов в лесу существенно сократились после одного большого телерепортажа, в котором ролевики появились наряду с велосипедистами и членами Языческой общины. «Наверно, мы немножечко помогли выгнать их из леса», - говорит Одд.


В других местах кроме Эскьюхлид игры не проводятся. Скажем, в Акюрейри – втором по величине городе Исландии, люди, интересующиеся ЛАРПом,  есть, но ролевое движение там так и не оформилось, потому что там труднее раздобыть материал для костюмов и ролевое оружие, к тому же, нет подходящего полигона для игр (в местном лесу слишком много туристов и обычных прохожих).  Желающие поиграть есть по всей стране, но не всегда в одном месте живёт достаточное их количество, чтобы организовать полноценную игру.

У рейкьявикских ролевиков есть план освоить и другие полигоны.

Если игра ведётся по современному универсуму, то местом её проведения может служить какое-нибудь здание в городе. Однажды игра проходила в Хапнарфьорде, городе-сателлите Рейкьявика, возле озера Квальэйрарватн, и в дальнейшем есть план полностью перенести туда проведение игры „Funjerai“. На Эскьюхлид не нужно согласовывать мероприятия с какими-либо инстанциями, так как игры проводятся по инициативе не организации, а участников. (Если группа достигнет размера 50 человек,  - тогда понадобится разрешение и страховка).

Монументальный «строяк» на Эскьюхлид не практикуется.  Там используется простой реквизит, сооружаемый из картонных коробок с помощью краски. Также в лесу за Университетом Рейькявика стоит построенный из веток домик. (Тот, который находится там сейчас, продержался три года, а два предыдущих не простояли более двух недель; очевидно, их снесли сотрудники лесничества  (Skograektin). Но исландским ролевикам хотелось бы иметь больше возможностей для строяка. Очевидно, это станет осуществимым, когда группа увеличится и перенесёт свою основную базу на Квальэйрарватн.

Обычно один «сеанс» игры длится по 5-6 часов, в плохую погоду по 3 часа. Однажды игра в лесу Ватнаскоуг длилась более 12 часов, и участники ночевали 2 ночи в домике «Христианского общества молодых людей» (KFUM). При этом в тот раз игра была организована таким образом, что некоторые события происходили именно ночью,  - однако, у них было мало участников.

Обычно встречи на Эскьюхлид начинаются в час – в два, а заканчиваются в пять-шесть, когда начинает холодать. Но если никому не хочется расходиться по домам, игры могут длиться и дольше.

Кросспол на играх не запрещён, просто его мало.
Отношение к ЛГБТ у ролевиков положительное.

«Мы хотим, чтоб это было настолько открытым для всех желающих, насколько возможно», - говорит Одд.


Рецензии