Цивилизация человечества. Глава 20. I. Крещение в

                Глава  20

         Крещение  в  Православную  веру  и  её  значение  для  Руси

                I

                Крещение  Руси

      Точно  установленные  факты  распространения  христианства  на  Руси  относятся  к  IX – X  веков,  когда  крещение  стали  принимать  представители  киевской  знати  и  дружин-ников,  а  в  столице  уже  существовала  в  середине  X  века  церковь  св.  Ильи.  По – видимому,  можно  говорить  о  существовании  различных  общин  и  направлений  этого  учения:  такие  слова  как  «крест»,  «алтарь»,  «церковь»,  «пастырь»  имеют  западное  происхождение.  Византийская  церковь,  кроме  того,  не  употребляла  колоколов  и  не  знала  понятия  «десятина».
     Распространению  новой  религии  способствовало  и  расширение  международных  связей  Руси.  Религиозная  реформа.  Осуществлённая  владимиром  святославичем в  эту  эпоху  являлась  закономерным  шагом:  в  IX  веке  христианство  приняли  Болгария  и  Чехия,  в  X  веке  Польша,  Дания  и  Венгрия,  в  XI  веке – Новегия  и  Шведция,  что  в  целом  завершило  процесс  формирования  европейской  цивилизации.

      Окончательный  выбор  Русью  восточного  варианта  христианства – православия,  был  обусловлен  как  давними  связями  с  Констонтинополем,  так  и  традициями  восточной  церкви:  её  тесной  зависимостью  от  светской  власти  и  допущением  богослужения  на  родном  языке.  Умелое  использование  внутреннего  кризиса  в  Византии  позволило  рус-ской  дипломатии  избежать  при  принятии  христианства  вассальной  зависимости  от  империи  и  утвердить  международный  авторитет  Руси.  Император  Византии  Василий  II  в  987  году  вынужден  был  обратиться  к  Владимиру  за  помощью  в  борьбе  против  мятежного  полководца  Варды  Фоки.  Князь  обязался  послать  на  помощь  войска  и  принять  крещение  в  обмен  на  согласие  Василия  II  выдать  за  него  свою  сестру  Анну.  По-сле  разгрома  мятежника  Фоки  (с  помощью  6 – тысячного  русского  войска)  Василий  II  не  спешил  исполнить  взятого  на  себя  обязательства;  тогда  Владимир  с  войском  вторгся  в  византийские  владения  в  Крыму  и  захватил  Херсонес.  Это  заставило  Константинополь  поспешить  с  бракосочетанием  и  восстановить  мирные  отношения.
    Крещение  Владимира  и  его  подданных  (между  988 -990  гг.),  этот  шаг  означал  прежде  всего  проведение  крупной  государственной  реформы:  на  Руси  появился  новый  общественный  институт – православная  церковь.  Появившись  в  патриархальном  обществе,  церковь,  как  более  зрелая  структура,  помогала  становлению  Древнерусского  государства  и  взяла  на  себя  часть  его  функций.  В  её  руках  находился  суд  по  семейно – брач-ным  и  наследственным  делам.  В  ведении  церкви  находились  определённые  категории  населения:  лекари,  клирошане,  паломники.  Там  же  оглашались  указы,  хранились  доку-менты,  эталоны  мер  и  весов.  Духовенство  как  носитель  знаний  и  грамотности  выступало  в  качестве  школьных  учителей.  В  свою  очередь  княжеская  власть  обеспечивала  церковь  материально:  в  X – XI  веках – за  счёт  десятины  (отчислений  от  княжеских доходов - штрафов,  пошлин  и  т.  д.),  а  позже  передавала  епископам  и  монастырям  сёла  с  крестьянами.

     Важной  функцией  церкви стала  забота  о  нищих  и  обездоленных.  В  этой  сфере  церковные  власти   поощряли  милостыню,  устраивали  богодельни;  в  «церковном  доме»  могла  найти  убежище  незамужняя  женщин  с  ребёнком;  под  особым  покровительством  находились  паломники,  «хромые  и  слепцы».

     Активно  участвовала  церковь  и  в  процессе  распространения  христианства:  с  расширением  границ  княжеских  владений  строились  новые  храмы,  а  в  городах  основывались  епископские  кафедры.  В  свою  очередь,  князья  стремились  обеспечить  себе  поддержку  со  стороны  влиятельных  церковных  корпораций  и  боролись  за  право  покровительства  отечественным  святыням – таким,  например,  как  мощи  князей  Бориса  и  Глеба.  В  пери-од  раздробленности  епископы  вмешивались  в  политическую  борьбу  на  стороне  «своих»  князей.  Так,  владимирское  духовенство  помогло  Андрею  Боголюбскому  в  утверждении  патронального  культа  Богородицы  перенесением  из  Киева  на  север  почитаемой  иконы  Богоматери – будущей  Владимирской – и  введением  не  санкционированного  Константинополем  и  киевским митрополитом  праздника  Покрова.  Случались  (у  того  же  Андрея  и  других  князей)  и  конфликты  с  церковными  иерархами  и  монастырями,  но  всё  же  че-рез  200  лет  после  крещения  Руси  православная  церковь  стала  важным  и  влиятельным  институтом  в  феодальной  общественной  структуре:  уже  в  конце  XI века  Киево – Печёрский  монастырь  принял  «волости»  от  князя  Ярополка  Изяславича  и  обзавёлся  «раба-ми»,  а  в  XII  веке  земельные  владения  получают  и  епископы.

     При  помощи  разработанного  вероучения  и  стройной  организации  Русская  православная  церковь  стремилась  освятить  и  укрепить  общественный  строй.  Но  если  бы  дело  было  только  в  насаждении  сверху  в  угоду  узкой  правящей  прослойке  системы  ценностей,  чуждой  подавляющему  большинству  населения,  то  оно  было  бы  обречено  на  про-вал:  внедрить  силой  никакую  идею  нельзя.  Утверждение  новой  религии  означало  и  переворот  в  мировоззрении  людей,  которых  христианство  предложило  иную  по  сравнению  с  язычеством  систему  ценностей.

                Некоторые  выводы

     Принятие  христианства  имело  большое  значение  для  дальнейшего  развития  Руси.  Оно  содействовало  завершению  объединения  восточных  славян,  укрепило  международный  престиж  Руси.  Экономические,  культурные  связи  с  другими  христианскими  государствами,  повлияло  на  развитие  политических  и  правовых  отношений  в  Древней  Руси.  Русь  признали  цивилизованным  государством.  (28*).

                26.03.2019  год


               


Рецензии