Цивилизация человечества. Глава 20. I. Крещение в
Крещение в Православную веру и её значение для Руси
I
Крещение Руси
Точно установленные факты распространения христианства на Руси относятся к IX – X веков, когда крещение стали принимать представители киевской знати и дружин-ников, а в столице уже существовала в середине X века церковь св. Ильи. По – видимому, можно говорить о существовании различных общин и направлений этого учения: такие слова как «крест», «алтарь», «церковь», «пастырь» имеют западное происхождение. Византийская церковь, кроме того, не употребляла колоколов и не знала понятия «десятина».
Распространению новой религии способствовало и расширение международных связей Руси. Религиозная реформа. Осуществлённая владимиром святославичем в эту эпоху являлась закономерным шагом: в IX веке христианство приняли Болгария и Чехия, в X веке Польша, Дания и Венгрия, в XI веке – Новегия и Шведция, что в целом завершило процесс формирования европейской цивилизации.
Окончательный выбор Русью восточного варианта христианства – православия, был обусловлен как давними связями с Констонтинополем, так и традициями восточной церкви: её тесной зависимостью от светской власти и допущением богослужения на родном языке. Умелое использование внутреннего кризиса в Византии позволило рус-ской дипломатии избежать при принятии христианства вассальной зависимости от империи и утвердить международный авторитет Руси. Император Византии Василий II в 987 году вынужден был обратиться к Владимиру за помощью в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки. Князь обязался послать на помощь войска и принять крещение в обмен на согласие Василия II выдать за него свою сестру Анну. По-сле разгрома мятежника Фоки (с помощью 6 – тысячного русского войска) Василий II не спешил исполнить взятого на себя обязательства; тогда Владимир с войском вторгся в византийские владения в Крыму и захватил Херсонес. Это заставило Константинополь поспешить с бракосочетанием и восстановить мирные отношения.
Крещение Владимира и его подданных (между 988 -990 гг.), этот шаг означал прежде всего проведение крупной государственной реформы: на Руси появился новый общественный институт – православная церковь. Появившись в патриархальном обществе, церковь, как более зрелая структура, помогала становлению Древнерусского государства и взяла на себя часть его функций. В её руках находился суд по семейно – брач-ным и наследственным делам. В ведении церкви находились определённые категории населения: лекари, клирошане, паломники. Там же оглашались указы, хранились доку-менты, эталоны мер и весов. Духовенство как носитель знаний и грамотности выступало в качестве школьных учителей. В свою очередь княжеская власть обеспечивала церковь материально: в X – XI веках – за счёт десятины (отчислений от княжеских доходов - штрафов, пошлин и т. д.), а позже передавала епископам и монастырям сёла с крестьянами.
Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных. В этой сфере церковные власти поощряли милостыню, устраивали богодельни; в «церковном доме» могла найти убежище незамужняя женщин с ребёнком; под особым покровительством находились паломники, «хромые и слепцы».
Активно участвовала церковь и в процессе распространения христианства: с расширением границ княжеских владений строились новые храмы, а в городах основывались епископские кафедры. В свою очередь, князья стремились обеспечить себе поддержку со стороны влиятельных церковных корпораций и боролись за право покровительства отечественным святыням – таким, например, как мощи князей Бориса и Глеба. В пери-од раздробленности епископы вмешивались в политическую борьбу на стороне «своих» князей. Так, владимирское духовенство помогло Андрею Боголюбскому в утверждении патронального культа Богородицы перенесением из Киева на север почитаемой иконы Богоматери – будущей Владимирской – и введением не санкционированного Константинополем и киевским митрополитом праздника Покрова. Случались (у того же Андрея и других князей) и конфликты с церковными иерархами и монастырями, но всё же че-рез 200 лет после крещения Руси православная церковь стала важным и влиятельным институтом в феодальной общественной структуре: уже в конце XI века Киево – Печёрский монастырь принял «волости» от князя Ярополка Изяславича и обзавёлся «раба-ми», а в XII веке земельные владения получают и епископы.
При помощи разработанного вероучения и стройной организации Русская православная церковь стремилась освятить и укрепить общественный строй. Но если бы дело было только в насаждении сверху в угоду узкой правящей прослойке системы ценностей, чуждой подавляющему большинству населения, то оно было бы обречено на про-вал: внедрить силой никакую идею нельзя. Утверждение новой религии означало и переворот в мировоззрении людей, которых христианство предложило иную по сравнению с язычеством систему ценностей.
Некоторые выводы
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно содействовало завершению объединения восточных славян, укрепило международный престиж Руси. Экономические, культурные связи с другими христианскими государствами, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Русь признали цивилизованным государством. (28*).
26.03.2019 год
Свидетельство о публикации №219032601587