Всё будет хорошо!

    
       Ничего случайного в жизни не бывает. С несвойственной для себя лёгкостью я согласилась побывать на родине любимого мной композитора П.И. Чайковского.
Город Воткинск. Мало что изменилось здесь с тех пор, когда он был заводским посёлком , где в 1840 году родился  Пётр Чайковский. Усадьба сохранена в полном соответствии с тем временем. Узнав, что мы с Волги, экскурсовод, как мне показалось, провела экскурсию на высокой ноте любви и почитания своего земляка.(фото) В «людской», то есть в крестьянской избе, нас напоили чаем с травами Урала и накормили блинами с горным мёдом. Двор- это сплошной цветник. Выходя из калитки, я подумала: «Он не мог родиться в другом месте!» Музыка, чародейка - музыка звучит внутри меня. И кажется, что она здесь везде. Старинная скамейка, низкий берег Камы, обрамлённый чугунной резной решёткой  В тихих волнах купается солнце...
     - Райский уголок!
 Эти слова я произнесла вслух, а моя приятельница, по милости которой я оказалась в этих местах, засмеялась и сказала:
      - Хочешь, я покажу тебе действительно райский уголок?
 Я, конечно же, ответила согласием.
            Утром следующего дня мы сели на автобус, который нырнул в первозданный лес. Я, как ребёнок, тянула голову, чтобы увидеть верхушки деревъев, удивлялась сочной палитре листвы. Как - то неожиданно автобус  вынырнул из леса, и мы оказались в низине, в которой как бы  спряталось село. Впереди заиграли бликами золотые купола храма. Автобус остановился и высадив пассажиров, припарковался на стоянку. Удивило количество машин  в столь удалённом от цивилизации месте.
           Мне хотелось увидеть «живые» иконы, но пока шла служба, этого сделать не удалось, потому что люди стояли очень плотно. И  когда в храме остались только монахини, моему взору представилось такое великолепие, о котором я и мечтать не могла! На стенах не было пробелов. На меня отовсюду смотрели святые лики. Резные серебряные оклады…Медленно идя от одной иконы к другой, я вдруг в изумлении остановилась. На меня смотрели действительно живые глаза, выражающие боль! Мне показалось, что платья их колышет ветерок!Что-то,  неведомое мне, наполняло меня, и я вдруг поняла, что не смогу уехать сегодня.
           Оказалось, что я не первая и, конечно же, не последняя! Рабочие руки обустраивающемуся женскому монастырю были нужны. Услышал моё желание Господь! Мне дали работу в самом храме, и я была рядом с чудом творения рук человеческих! Из десяти дней я пропустила две службы, вечернюю и утреннюю. Посетовала настоятельница на то, что приезжие в храме  во время службы ведут себя недостойно, спрашивая друг друга о   появлении здесь «живых икон».
     - Матушка, я постараюсь написать их историю, если вы дадите мне исходный материал и тетрадь. А если у меня  получится, оформите большой стенд в фойе, и люди, входя в храм,  не будут мешать ведению службы.
Буквально минут через пятнадцать матушка  Леонидия  протянула  мне большую  по размеру рукописную книгу, тетрадь, и попросила:
         -Увяжите события давних времён с современностью.
 Я удалилась в свою комнату, закрыла дверь на ключ и раскрыла старинную книгу. Это была церковная летопись. Как легко писалась мной  эта дивная история, уходящая корнями в далёкий 16-й век…
По первому письменному упоминанию, в XVI - ом веке на высоком берегу Камы, при слиянии её с рекой Сивой, свободолюбивые беглые переселенцы основали  село, которое растянулось вдоль Камы почти на три километра. Переселенцы принесли с собой мастерство и ремесла. Одним из ремесел было плетение лаптей из липового лыка, верхний слой которого называли паздирой.
Вот и нарекли село – Паздеры. Земледелие, охота, скотоводство и ловля стерляди – вот главное занятие его жителей. Село имело статус дворцового, так как поставляло стерлядь прямо к царскому столу. В селе возвели две часовни. Приход официально был открыт 26 марта 1795-го года. На четырехкратное обращение дворцовых крестьян Гальяновского, Крестовоздвиженского, Воткинского и Дмитриевского приходов о постройке православной церкви в селе Паздеры последовала грамота первосвященника Лаврентия, епископа Вятского, от 8 июля 1795 года за №1258, разрешающая строительство деревенской церкви в селе Паздеры и домов священнослужителей при ней.
К 1800-му  году деревянная церковь с двумя престолами -  в честь святой великомученицы  Екатерины и иконы Тихвинской Божьей Матери - была построена. А в это время пермский купец заказал местному мастеру вырезать для храма, который строился на его деньги, иконы – статуи. К сожалению, ни имени купца, ни имени мастера время не сохранило. Иконы были исполнены из кипарисового дерева в полный рост.
Сюжет Голгофы: Богородица со сложенными крест -  накрест руками, Иисус на кресте, а рядом Иоанн Богослов, который держит руку на сердце. Покрытие дерева было исполнено темперными красками, что  характерно для пермских мастеров.
Купец неожиданно отказался от икон, и тогда мастер обернул их в белую материю и с молитвой пустил  по Камской воде, чтобы сами они нашли себе приют. При ночной рыбалке паздерские рыбаки несколько раз отталкивали «брёвна» от лодок (от Перми это четыреста вёрст), а они опять подплывали «против водички». Однажды в полночь рыбаки услышали плач со стороны реки. Они оглянулись и увидели, что от «брёвен» исходит сияние в виде столпа вверх. Брёвна извлекли из воды, сняли ставшей серой материю и узрели святые лики, смотревшие на них. Иконы были совершенно сухими, от ликов исходило сияние, и они казались живыми! Их подняли на высокий берег, поместили в часовню.
Началось паломничество. Несколько раз иконы переносили в церковь из часовни, а утром они снова были в часовне. Но Господь знал, что не закончены страдания икон, и в  семи  километрах от Паздер в августе 1711-го  года в низинке, окружённой горами и лесами, образовалось село Перевозное. Люди были  разного вероисповедания: православные, старообрядцы, единоверцы австрийского толка. Были построены церкви: старообрядческая, а позднее австрийская единоверческая церковь. И только в 1900- ом  году православная община села Перевозное обратилась к губернатору Вятской губернии с прошением о строительстве православной церкви. В 1903-м  году 14-го октября был рассмотрен и утвержден проект каменной церкви архитектора Ивана Аполлоновича Чарушкина на 650 человек. Строительство церкви на пожертвования верующих началось в 1907-м году, и в 1910-м году Вознесенский храм открыл свои двери прихожанам. А в Паздерах в 1913-м году был заложен и освящён фундамент для каменного храма. В строительство его вкладывали свои средства местные купцы.
Но пришли другие времена,  и новому храму не суждено было построиться. А в 1923-м году подожгли старую деревянную церковь. Господь сохранил «живые иконы» в часовне, да сельчане спрятали, что успели вынести из огня, по домам. После пожара уцелел один колокол, весом в 13 пудов. Верующие из деревни Лакши и Гальян пожертвовали по одному колоколу, а в 1929-м году на пожертвование верующих из Паздер были  приобретены на 200 рублей ещё три колокола. Двадцать четвертого марта 1924-го года торжественное богослужение в день обретения «приплавушек» прошло великолепно. 
Осенью праздновали день великомученицы Екатерины. До 1936-го года иконам можно было ещё молиться. Отца Павла, прослужившего священником в Паздерах пятьдесят два года, изгнали.   А к «живым иконам» шли верующие со всех мест. Иконы мешали властям. Часовню заколотили,  иконы унесли в амбар. Колокола сняли и увезли. Поздно ночью слышался плач из амбара, а утром иконы оказывались в заколоченной часовне. Люди молились у заколоченной часовни, и иконы помогали молящимся. Они сберегли воинов во время Отечественной войны. Увечными, но живыми вернулись паздеровцы. Казалось, что всё страшное позади. Но не тут-то было. В 1947-м году часовню снесли, а иконы - в амбар. В Перевозном  же, в Вознесенском храме, колокола в 1936 – м году  были сняты, а священник, Вольхин Василий Андреевич, в 1941–м году был репрессирован. Храм закрыли.
После разорения часовни в Паздерах (в 1947-м году) пошли письма во все инстанции о передаче сохранившегося церковного имущества и «живых икон» в Вознесенский храм  села Перевозное. Понадобилось пять лет, чтобы власти разрешили осуществить волю православных всей округи. 27-го января 1952-го года люди Паздер, увязая в снегу, на руках несли иконы в Вознесенский храм, а Тихвинскую икону Божьей Матери везли на санях.
Но как боялись власти «живых икон!»  Их определили в алтарь, и только в 1990-м году деревянные старинные иконы Голгофы разместили справа от иконостаса. Сейчас здесь Вознесенский женский монастырь. А от Паздер осталось одно название  (по описи 1923 года там жило 425 человек).
Бьют три святых родника на берегу Камы, на месте обретения икон, а на месте бывших часовен поставлены два креста. По высокому берегу, где стояло крепкое село Паздеры, по велению Божию, растут лекарственные травы  Урала.
А рядом, в семи  километрах, радуют своим великолепием Вознесенский храм и монастырь Успения Божьей Матери. Железные ворота открыты. Весь двор в цветах. В храме старинные иконы в дорогих серебряных окладах. Тишина. Строгий распорядок ведения служб. Совсем другой мир, мир боголюбия и человеколюбия. Храм восстановлен, а монастырь обустраивается. Всечестная игуменья Афанасия - и распорядитель, и строитель, но любое дело делает с улыбкой и любовью. Живёт в Перевозном боголюбивый народ, любящий свою Родину.
На свои средства в 1912-м году был приобретён список иконы Божьей Матери Смоленской, в честь победы в войне 1812-го года. Вознесенский храм и монастырь Успения Божьей Матери соседствуют с памятником землякам, воевавшим и погибшим в  годы Великой Отечественной войны. Поражает число однофамильцев:
Пятьдесят четыре Ложкиных;
Сорок три Мельниковых;
Сорок два Дерюшевых;
Тридцать девять Варламовых;
Тридцать восемь Глазыриных;
Восемнадцать Поповых;
Пятнадцать Паздериных;
Двадцать девять Зылевых и так далее…
Изо дня в день колокольный звон величает их Победу! А в храм идут пешком, приезжают на машинах со всех уголков страны. Едут креститься, венчаться, на службы, поклониться и помолиться «живым» иконам, которые смотрят на нас, не давая забыть, что за наше сегодняшнее и будущее молятся все святые дённо и нощно, молятся за великую  матушку Русь.
В солнечные дни через верхние окна в храм смотрит солнце, освещая святые лики, и Ангел – Хранитель, вестник Божий в виде голубя, извещает нас, что Господь с нами. Все монахини Успенского монастыря молятся за возрождение  святого места, места обретения «живых» икон. А земля эта действительно святая. Монахиня Анастасия говорила: «Второй Иерусалим». Она часто гуляла по этому берегу, находила  выложенные из камушков изображения Николая Чудотворца и Божьей Матери.
И я верю, что дождутся Божий Угодник и Богородица возвращения «живых» икон в свой дом, где было село Паздеры и где начал возводиться мужской монастырь. Тогда все паздерские иконы, которые трепетно сохранили в Вознесенском храме, будут там, где их никто и никогда уже не потревожит. Хочется закончить словами  иеромонаха Зосимы:
- Господи! Все будет хорошо! 
     Уезжаю с обновлённой душой, повторяя про себя слова святого человека-иеромонаха Зосимы. Увожу с собой подарок матушки Леонидии - носовой платочек, освящённый в Вознесенском храме…
   Июль 2006г.
  Удмуртия, Воткинский  район, с. Перевозное.


Рецензии