Азы таёжного ориентирования

В тайгу, не имея ни малейшего представления о ней, я попал из Ташкента, а уже через месяц кочевал на оленях с эвенками, охотясь на соболя, белку, глухарей и рябчиков.
Запомнилась первая поездка. На табор, где находилась палатка со всем охотничьим и бытовым имуществом, а также с двумя десятками оленей, мы выехали, когда совер-
шенно стемнело: в потёмках предстояло преодолеть двадцати километровый путь по тайге. Меня усадили на последнюю в связке нарту, и олени помчались в ночь. Только привыкнув к темноте, я начал различать силуэты мелькающих кустов и деревьев, да ещё колыхание рогов бегущих оленей.
Темнота плотно обступила нас, никаких ориентиров не было и в помине. Куда мы едем - понять было невозможно. Но этот вопрос постоянно крутился в моей голове.
Проехали около часа, остановились. Николай Егорович, мой первый таёжный учитель, окликнул: "Коля, как ты там? Всё хорошо? Не замёрз?”
Потом, поправляя оленью упряжь, подошел ко мне. Я не удержался и спросил: "Дядя Коля, а как вы видите ночью, куда ехать? Как запомнили все деревья, мимо которых мы проехали?".
Наставник засмеялся и пояснил: "Да я ни одного дерева и не запоминал. Даже подремал под звон колокольчиков. Не волнуйся, скоро доедем. Олени хорошо дорогу знают. Мы ,здесь выезжали из тайги в посёлок, и сейчас они бегут по своей дороге обратно.
Олени приучены к кочёвкам. Где мы палатку ставим, там их дом. Там их отпустим, и они уйдут кормоваться. Подкармливаем их ещё солью и комбикормом, чтобы не уходили далеко".
(Позже мне самому не раз доводилось уводить оленей на табор ночью. Так поступают все таёжники, кочующие на оленях
Два дня мы провели на этом таборе, а потом поехали дальше по охотничьему участку дяди Коли. Перекочёвки были по 15-20 километров. Обохачивали (проходили с охотой эту территорию) и кочевали дальше. Я смотрел по сторонам и любовался красотами этого неведомого для меня мира тайги. По пути попадались следы зверей, взлетали I  или садились на деревья глухари и рябчики. Иногда мы их стреляли, а вечером ели мясо и супы из этой дичи.
По вечерам Николай Егорович устраивал мне экзамены, спрашивал: "Сколько речек и ключиков мы сегодня проехали, и в какую сторону они бегут? С какой стороны светило солнце, когда мы ехали?".
Я затруднялся ответить, и тогда он говорил сам: "Проехали четыре ключика и одну речку. Текут они слева направо. Примечай, куда снесла вода вершинку упавшего дерева или с какой стороны наносит мусор и листву и будешь знать направление реки.
Когда мы выехали, солнце светило слева, потом прямо в лицо, а к вечеру оно было уже справа. Это значит, что мы ехали на юг. Зимой солнце ходит по южной стороне небоклона: взойдёт на юго-востоке, а сядет на юго-западе. Летом же всходит на северо-востоке, а садится на северо- западе. Так что восход и заход солнца сдвигается то к югу, то к северу. Это годовой цикл. Будешь это знать и всегда поймешь, где север, восток, юг и запад.
Ещё привыкай не только видеть, но и чувствовать своим телом. Ходишь по тайге, крутишься во все стороны, а телом чувствуй, где солнце. Вот пошёл от табора в сторону, и солнце светит справа, когда будешь возвращаться, оно должно светить слева. Место табора и солнце ты должен научиться сопоставлять. Для этого надо научиться чувствовать время, чтобы делать поправки на расстояние, которое прошёл, и солнце, которое успело сместиться. Это очень важно. Старайся об этом помнить, и придёт навык. С навыком придёт и опыт. Тогда всё будет получаться само собой".
Чтобы облегчить мне изучение всех этих премудростей, Николай Егорович взял за правило на каждой стоянке заставлять меня рисовать карты-схемки местности. Помечать на них маршруты переездов, места установки ловушек и капканов. Даже сейчас, по прошествии многих лет, когда я открываю свои дневниковые записи, вспоминается всё.

В мою обязанность, как самого молодого и лёгкого на ногу, входило утром подгонять оленей к табору. Они же иногда уходили на полтора-два километра в разные стороны. В этом случае мой наставник тоже спрашивал, где я их нашёл. Вначале я не мог толков объяснить, но со временем это стало получаться всё лучше. Места в округе становились мне знакомыми. С каждой сменой стоянки прибавлялись крупицы опыта.
Вот так вводил меня дядя Коля в географию и топографию таёжной жизни, приучая не только смотреть, но и видеть, а увиденное понимать.
Он часто шутил: "Вы, городские, в тайге плохо ориентируетесь, а мы, эвенки, в городе ничего толком запомнить не можем".
Действительно, город и тайга похожи, если мы попадаем в незнакомые места. Таёжник в таких местах ходит с оглядкой, пока не освоит, не найдёт все тропинки, броды, перевалы. Так же ведёт себя и городской житель в незнакомом районе или другом городе. Через некоторое время таёжник держит в голове карту местности, а городской житель - план города.
Когда в феврале мы возвращались в Бомнак, то я уже узнавал места. А главное - Николай Егорович научил меня чувствовать солнце и время. Я видел, что мы всё время едем на север - солнце светило нам в спину.

Ночью он показывал на полярную звезду и Большую Мведицу: "Это созвездие - наш эвенкийский ночной компас и наши ночные часы. Ручка этого ковша движется, как стрелка на часах. Тебе только надо запомнить, как меняется её положение, и ты будешь знать время".
В предутренние часы хороший ориентир - светящаяся на востоке Венера (по-эвенкийски Чалбон).
Луна (Бега) - это эвенкийское ночное солнце. Она ходит по югу, а длина и место этого хода зависят от её фазы. Живя в городе, луну на небе я почти не замечал и совершенно не интересовался её фазами. В тайге же от неё зависит много.
Молодая луна светит с вечера, ты можешь припоздниться, и при её свете легко вернуться на табор. Если луна старая, то на небосклоне она появится ночью или под утро и будет светить до рассвета. Это позволит пораньше двинуться в путь. А в полнолуние можно кочевать всю ночь.
Я ещё застал эвенков, которые днём охотились, а вечером, при лунном свете, начинали переезд на новое место. Любил такие переезды мой друг Гена Яковлев. Но это уже классика таёжной жизни.
На обратном пути в Бомнак Николай Егорович доверил мне ехать впереди: "Так ты лучше дорогу запомнишь. Сзади ехать будешь,будешь  как женщина. Они привыкают видеть только спину мужа, а что творится вокруг, не помнят. Крути головой, оборачивайся назад. Помни, когда будешь возвращаться, картина будет совсем другой".
Когда небо обещало снег или он уже начинался, наставник снова поучал меня: "В сильный снег даже опытный человек может потерять ориентир. Почувствовал, что не знаешь, куда идти, не дёргайся в разные стороны, а возвращайся обратно своим следом. Если снег повалил так, что не видно и твоих следов, то останавливайся и готовься ночевать. В тебе ещё много сил, и ты хорошо подготовишься к этому. Эвенкийский костёр даст тебе возможность отдохнуть и набраться сил. А когда рассветёт и закончится снег, легко сориентируешься и продолжишь путь".
Научиться ходить по тайге и не теряться может любой. Собрались в лес, посмотрите сначала карту местности. Найти её в наше время нетрудно. Запомните главные ориентиры и определитесь со сторонами света по солнцу и по карте. В лесу "держите солнце в голове" и чувствуйте его своим телом. Засомневались, остановитесь, хорошенько подумайте и не паникуйте.
Мне доводилось работать в экспедиции проводником на оленях. Начальник экспедиции показывал мне на карте место, куда они в этот день пройдут с маршрутом, а я, навьючив оленей экспедиционным грузом, отправлялся туда своей тропой. Дорога никогда не была прямой: нужно было объезжать высокие горы, искать броды и перевалы, находить звериные и людские тропы в густом стланике и топких болотах. Благодаря моим друзьям-эвенкам я научился понимать своё местоположение в безбрежном пространстве тайги.
Остаётся пожелать удачи тем, кто решит побродить по таёжным просторам. Всё получится, если будете внимательны, не станете совершать необдуманных действий и учтёте опыт таёжных жителей - эвенков.


Рецензии
Очень интересно и познавательно.
Обожаю смотреть Вас смотреть на Ютюбе и читать Ваши рассказы.
Желаю Вам крепкого здоровья, гармонии и благополучия!!!

Николай Каленюк   29.12.2021 05:08     Заявить о нарушении
Спасибо БОЛЬШОЕ !!!!!!

Николай Абоимов   04.01.2022 04:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.