19-й в. Кто был славой царствования Николая I?

19-й век не так далеко от нас, уважаемый Читатель. Я уверен, что ты читал много книг, смотрел фильмы, спектакли, различные телевизионные передачи, наконец, учился в школе и других учебных заведениях и мой вопрос для тебя не сложен.

Так кто же был славой царствования императора Российского Николая Первого?

Сохраним интригу и расскажем все так – как это было тогда – в 50-е годы 19-го века. Предоставим слово самому императору – кто лучше его знает кто же его слава.

В августе 1851 года император Николай отправился с семейством в Москву, по случаю 25-летия своего коронования. В первый раз этот переезд совершался по новой Московской железной дороге. В Москву императорский поезд прибыл 19 августа, императора встречали высшие сановники, в том числе главноуправляющий путей сообщения граф Клейнмихель, а также сановник, который является предметом нашей статьи.

Накануне празднования дня коронования, император Николай лично навестил этого таинственного сановника, и как нам сохранила история, обратился к нему со следующими словами (я упускаю в речи императора имя и отчество сановника, заменяя их инициалами И.Ф.):

«Завтра исполнится 25 лет моего царствования – царствования которое ты, И.Ф., прославил своею службою и заслугами России, При грустных предзнаменованиях сел я на престол русский и должен был начать мое царствование – казнями, ссылкой. Я не нашел вокруг престола людей, могших руководить царем – я должен был создавать людей и царствовать. У меня не было людей преданных. Дела на Востоке требовали назначения туда человека твоего ума, твоих военных способностей, твоей воли.

Я остановился на тебе. Само Провидение мне указало на тебя. Ты имел врагов – несмотря на все рассказы противу тебя, я держал тебя И.Ф.

Ты доказал, отец-командир, что я был прав. Едва успокоились дела на Востоке, как царство мое посетило новое общее несчастье – холера. Народ все несчастия приписывает лицам царствующим. Видит Бог, сколько страданий стоило мне это общее народное испытание.

Война в Польше – новое испытание грустное. Кровь русская лилась или от ошибок вождя, или от неудач посылаемых свыше. И снова я ухватился за тебя, И.Ф., как единственное спасение России и снова ты не обманул моих надежд и возвеличил царство мое.

25-летним управление края Польского ты положил начало счастию двух родных, враждебных элементов. Надеюсь, что русский и поляк составит одно царство русское – СЛАВЯНСКОЕ, сохранит в истории имя твое, наравне с именем Николая.

Ныне, еще так недавно, когда запад Европы, взволнованный стремлением к необузданной дикой свободе, когда народы ниспровергали законную власть и престолы, в то время, когда я решился подать руку помощи моему брату и союзнику, монарху Австрии, ты, отец-командир, повел моих воинов на новую брань – ты смирил гидру мятежа! В 6-ть недель кончил ты войну в Венгрии, поддержал и укрепил колеблющийся трон Австрии, И.Ф.!

ТЫ - СЛАВА МОЕГО 25-ЛЕТНЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ.

ТЫ – ИСТОРИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ I-ГО.»

Мы приблизились к ответу на вопрос статьи. Кого же называл император Николай  славой своего царствования?

Это генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич!

К сожалению, история не сохранила его имя наравне с именем Николая, и не удалось русским и полякам построить царство СЛАВЯНСКОЕ.

Поляки не только не питали любви к Паскевичу (надеюсь читатель при желании сам найдет его биографию), а ненавидели его.

Перейдем к иллюстрации.

В 1870 году в Варшаве был поставлен памятник Ивану Паскевичу – в 1917 он был безжалостно снесен – момент сноса на левой фотографии.

В 1920 поляки предложили властям Советской России забрать бронзовую фигуру Паскевича – но и родине памятник фельдмаршалу оказался не нужен. И памятник Паскевичу переплавили.

Все что осталось от памятника Паскевичу – это бронзовая плита с постамента – она храниться в музее Войска Польского. Фото плиты на правой фотографии – Паскевич в центре барельефа на лошади.


Рецензии