Еврейская мацева во дворе дома

Старинные еврейские кладбища, на территории Украины, с их уникальными памятниками и надгробиями, надписи и эпитафии, несущие духовные послания из прошлого, остаются молчаливыми свидетелями вековых традиций нашего древнего народа.
С каждым днем, в условиях реалий современной жизни, мы всё более осознаем огромную ценность таких исторических памятников.
В начале марта 2019 г., в Крюкове-на-Днепре (правобережье Кременчуга), во дворе дома, между улицей Александрийской и Тупиковым проездом, была обнаружена старинная еврейская надгробная плита. По предположениям, мацева - 18 - начала 19 столетия. Как попало это надгробие во двор дома, построенного в 1930-х годах ХХ столетия, для работников паровозоремонтных мастерских.
Крюков расположен на правом берегу Днепра. Историческая справка свидетельствует: «Посад Крюков, принадлежащий ныне к Кременчугу, находится вблизи места, где произошла Куруковская битва и где казаками был заключен договор 1625 года. Первое упоминание о поселении Курукове находим в 1676 году. С 1764 по 1784 гг. был Крюковский уезд Новороссийской губернии. С 1784 по 1796 гг. Крюков местечко, затем посад; присоединен к Кременчугу указом Павла I, но действительное соединение произошло лишь в 1817 году.
В Кладбищенским переулке, в тогдашнем посаде Крюкове, был выделен участок под еврейское кладбище.
 Известно, что в 1870-х годах, при строительстве моста и прокладке железнодорожного полотна Николаевской железной дороги, оно должно было пролегать по территории кладбища, как бы разрезая его надвое. Евреи восстали против этого вопиющего факта и, вообще, игнорировали железную дорогу, предпочитая передвигаться "на извозчиках".
Доподлинно известно, что на территории Крюковского еврейского кладбища похоронены многочисленные ученики и последователи раби Нахмана из Брацлава. В Крюкове проживал сын Натана Штернгарца, близкого ученика и последователя Рабби Нахмана. Раби Натан писал сыну трогательные письма, собранные в книге "Олим литруфа". Известно, также, что Натан Штернгарц посещал общины Крюкова и Кременчуга, где было много брацлавских хасидов.
 Местные жители находили отдельные памятники, надгробия, фрагменты и останки вплоть до 70-х годов. И сегодня вдоль железнодорожного полотна, кое-где, можно увидеть лежащие плиты с еврейскими надписями. Кладбища больше не существует, а стоящие на костях частные дома вплотную лепятся к железной дороге.
Удивителен тот факт, что обнаруженная недавно плита находится довольно далеко от бывшего Кладбищенского переулка. Как оказалась она во дворе  ничем не приметного дома?
Житель Крюкова В.Якимец рассказал, что, оказывается, в Крюкове-на-Днепре было ещё одно еврейское кладбище "с покон веку", недалеко от вагонного завода. Сегодня об этом известно не многим. Кладбище совершенно растащили в начале 60-х годов.
Возможно, найденная мацева как раз оттуда. Кто знает?
Надпись на ней прочесть пока не удается, ввиду значительного повреждения.
Нами был отмечен вопиющий факт: в основание памятника Крюковскому купцу I гильдии, староверу  Г.Е.Чуркину положены еврейские плиты. Очевидно, что они взяты с территории  уничтоженного старинного еврейского кладбища, находившегося в Кладбищенским переулке, и перенесены на христианский участок, за церковью,  сохранившийся и доныне.
На Крюковском кладбище, в Кладбищенским переулке, были похоронены кременчужане многих поколений, в основном труженики, люди с не простой судьбой. Есть здесь и скромные воинские мемориалы времен войны: павшим при освобождении Кременчуга от гитлеровских оккупантов и умершим в госпиталях от ран.
На этом кладбище похоронены родители А.С.Макаренко, генерал-майор Степан Холодов — один из первых руководителей Кременчугской комиссариатской комиссии.
Недалеко от кладбища, в одном из переулков, можно увидеть картину не менее ужасающую, чем сегодня повсеместно встречающиеся опрокинутые и перевернутые вандалами надгробья и памятники. Здесь, в частном секторе, некоторые из домовладельцев оградили свои огороды кладбищенскими изгородями с могил.
Крюковское христианское кладбище "законсервировано". Подзахоронения к родственникам здесь происходят только с разрешения. Многие могилы запущены, поросли бурьяном - или родственников уже нет, или священная память коротка... 
Кладбище старое, и деревья там тоже старые. Во многих местах оградки стоят впритык с другими. Деревья гниют от старости и от сильных ветров падают, придавливая оградки, памятники, и могилы. Сыро и слякотно. Вороньё кружит. Тревожно кричит черная птица...
Навеваются пронзительные Цветаевские строки:

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!... 
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...- 
И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

Еврейского кладбища в Крюкове больше нет. Только скромный мемориальный знак, у домика путейца, на железнодорожном переезде, с надписью на иврите, установленный в 2010 году группой энтузиастов, напоминает о том, что в этом месте уничтоженного старинного еврейского кладбища, покоятся тысячи крюковчан - сыновей и дочерей еврейского народа.
Городскую власть, увы, совсем не беспокоят вопросы сохранения исторического наследия. Еврейская община сегодня занята абсолютно другими вопросами.
 И только память говорит.


На обнаруженной в Крюкове надгробной плите, удалось разобрать следующее:
 надгробие женское. тмима (непорочная) ... Ц... (Циля? Цади-бэт или хаф-аин) бат (дочь) Авраам.. ...бамар
 Скончалась: рош ходэш мэнахэм ав (август) 5622 года (1862).


Рецензии