Пилигрим

                Пилигрим.
                «Заботой тайною хранима,
                Перед иконой золотой
                Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
                Святыни верный часовой!
                Прозрачный сумрак, луч лампады,
                Кивот и крест, символ святой…
                Всё полно мира и отрады
                Вокруг тебя и над тобой.»
                ( Лермонтов «Ветка Палестины». 1837 г.)
Пилигрим! Когда то, очень давно это слово означало – паломник, странник, богомолец, человек путешествующий. Время всё безжалостно меняет. Теперь оно приняло скорее коммерческий оттенок. Слово это святое присвоили и эксплуатируют самые разные коммерческие турфирмы, вокально – инструментальные ансамбли, издательства и многое чего другого…
Мы же вспомним древнерусское паломничество, старорусских пилигримов. Это было уникальное и ,возможно, неповторимое явление русской жизни.
Русское православное паломничество в Палестину, как утверждают историки, возникло в первые  годы Крещения Руси. неведомыми путями, трудно объяснимыми теперь, слух о Святой Земле, Иерусалиме, Палестине, Гробе Господнем проникал и креп в народе. Ещё и церквей было мало, и священников редкость, а люди знали, хотели знать о земле Обетованной. Русскому паломничеству более 1000 лет!...
Ещё будучи митрополитом, современный патриарх Кирилл писал:»Издревле паломничество по святым местам являлось одной из наиболее важных душеспасительных традиций русского народа…Русские люди с посохом и сумой доходили даже до древней Палестины, чтобы поклониться местам крестных страданий и Воскресения нашего Господа».
Для каждого современного человека будь он верующим или неверующим, паломничество интересно и поучительно как исторический феномен, как подвиг духа, как твёрдости веры.
В тёмной, ещё полудикой, непросвещённой стране вдруг появлялся человек. Обыкновенный смертный человек. Как и все вокруг него озабоченный хлебом насущным, здоровьем и благополучием родственников, детей. Но человек необыкновенный. По необъяснимой причине загорался идей паломничества. Страстным желанием было отправиться в далёкую, неведомую Палестину.
Идея полностью захватывала его душу, голову, сердце и никому не удавалось его вернуть к здравомыслию. Чем больше ему говорили о трудностях, опасностях, его физической немощи, на многое ему открывали глаза, призывали к благоразумию, тем больше крепло его желание отправиться в Палестину.
Человека убеждали, отговаривали, даже церковь была осторожной в призыве к паломничеству, а человек продолжал мысленно готовиться, душевно «прокручивал» свой путь. И чем он был труднее и опаснее, тем больший вклад был человека, как он считал, в святую идею служения Христу…
Наконец человек одерживал первую победу, отец и мать, родственники благословляли его в дальнюю дорогу. Напутствовал священник. В дорогу собирали всем миром, всем селом. Паломник обязательно испрашивал благословения у священника или у архиерея.
«Куда же ты пойдёшь? В какую сторону? Где она Палестина?»- спрашивали его.
«Молись за нас грешных! Поклонись и за нас Гробу Господнему! Принеси нам хоть песчинку из Палестины!»- был наказ пилигриму-богомольцу-страннику.
И человек выходил на дорогу, конца её никто не ведал и не видел.
«Мир не без добрых людей!»- отвечал пилигрим-паломник…
Можем ли мы теперь представить, какой душевный, нравственный, человеческий подвиг он совершал? Нет!!
 
                Посох, котомка за плечами, хлеб да сало, одеяло…. Не много он мог взять с собой. Да один-два рубля собранных родственниками, соседями.
Вышедший на дорогу в Палестину, становился уже посланником к Богу. Каждый, оказавший ему помощь и поддержку, как бы уполномочивал  поклониться, молиться у Гроба и от его имени. Обидеть, не помочь паломнику на Руси того времени было непростительным грехом…
На длинной дороге паломник встречал себе подобных. Они объединялись. Возникала артель единомышленников, в те далёкие годы употребляли слово «караван». Вместе думали, где искать дорогу на Палестину.
Находился человек, советовавший им:»Идите в Киев – мать городов русских. Там вам всё объяснят бывалые люди, укажут дорогу. Берите с собой в дорогу язык. Язык, он до Киева доведёт! Молитесь и за меня…».
И паломники шли, бездорожье, дожди- грозы, полноводные реки без мостов. морозы и метели, дикие звери, палящее солнце, болезни – ничто их не останавливало.
Русские летописи доносят до нас удивительные по силу духа подвиги паломников.
Первый игумен Киево- Печерского монастыря Варлаам два раза совершил паломнические путешествия в Иерусалим и на Православный Восток. Возвращаясь из последнего он скончался в дороге.
В 1099 году русская княгиня Гида, жена князя Владимира Всеволодовича Мономаха совершила паломничество в Святой Град и здесь же скончалась. Место её погребения не известно, но память о её паломническом подвиге осталась в памяти неравнодушных людей. Некоторые историки считают, что она была первой русской паломницей женщиной, завершившая свой жизненный путь в Иерусалиме…
Мы теперь вряд ли можем представить себе все трудности и опасности, поджидавшие паломников на их длинном пути в Палестину.
Историки приводят факты, когда их брали в полон, отправляли на галеры и невольничьи рынки.
Есть и другие примеры. Их с достоинством встречали в деревнях, предлагали пищу и кров, а самое главное – русскую баню.
Потом вся многочисленная семья, соседи встречались вечером под лучиной и с удовольствием слушали рассказы бывалых людей. Они были единственным источником, как теперь говорят, информации…
Помогали им чем могли, и паломники вновь отправлялись в свой путь…
Жизнь мудра и переменчива. Она только  ей ведомым законам меняет светлое и тёмное, неудачу и везение, неприятное, трудное на радостное и лёгкое.
Паломники в пути испытывали все тонкости,  оттенки жизни в полном объёме.
Мысленно иду с ними бескрайними степями. Голубое небо, рослые цветущие травы, высоко в поднебесье нарезают круги коршуны и орлы. Всё новое, невиданное, неизведанное. На каждом шагу запоминающееся открытие…
Новые люди, новые обычаи, другие строения. Всё новое. Райская земля! Тёплая и благодатная. Всё радует и зовёт вперёд. Но не оставляет память о родном доме, о близких и дорогих людях.
Паломник в постоянном борении между новым, неизведанным, священным и дорогим, родным, самым близким …
Летней тёплой лунной ночью караван ночует в степи у ярких костров. За недели паломничества сложились товарищеские, дружеские отношения. Воспоминания о доме, о родных краях и мечта неизбывная о Палестине…
Представляю, какие русские песни звучали в безлюдной степи под луной. Нам этих песен уже не услышать, поглотило их время. Не видать былой степи. Не услышать и их искренних обращений к Богу, их молитв. Не шагать с посохом в руке. Всё далеко-далеко и безвозвратно ушло…
Многие исследователи паломничества, историки православной церкви отмечают всплеск паломничества в 12 веке. Паломнические путешествия стали важнейшим средство приобщения русского человека к святой церкви. Своими устными рассказами о Святой Земле, иерусалимских святынях они приобщали мало просвещённых людей к образу Христа. Создавали зрительный эффект, будили воображение человека, звали его к высокому, духовному…
Точных данных о количестве паломников в Иерусалим нет. Но к концу 18 века ежегодно посещало эту землю русских людей около 15 тысяч человек.
Исторические источники утверждают, что к началу 1914 года число паломников в Палестину и на Священный Восток возросло  до 20 тысяч…
 
  Толпа паломников в Иерусалиме.
Вернёмся в своих повествованиях к нашим паломникам.
Достигнув Киева и встретив бывалого человека, так называли уже посетившего Палестину, они получали инструктаж, выражаясь современным языком. Человек предупреждал, объяснял, как избежать опасностей на чужой земле, какие места посетить в первую очередь.
Перед паломниками был выбор – отправиться по суше или морем.
Путешествие по суше длилось месяцами, претерпевая всякие невзгоды, «чиновничьи барьеры», поборы.
Морем опасно и дорого. За место на корабле, а часто, утлом судёнышке брали большую деньгу.
После многомесячного похода достигали они азиатского берега. Измученные, грязные, в рваной одежде.(сохранились редкие старинные фотографии!).
Среди бесчисленных толп – караванов таких же паломников со всей Европы шли они берегом моря.
Местное население их не приветствовало:»Варвары. Дикари. Не чистоплотные. Вшивые…».
Слушали они молча, не вступали в пререкания. Понимали свой неприглядный простительный вид. Ни на какие подаяния они теперь рассчитывать не могли. Даже приискать работу за еду было опасно, можно было угодить в рабство…
Те былые караваны во многом схожи с современными страдальцами из мусульманского мира…
Паломники были беззащитны, никакой закон их не охранял. За них некому было вступиться, им не к кому было обратиться за помощью.( Напомню, речь веду о самых первых паломниках, о первых христианах…).
Теперь они вспоминали напутствие бывалого человека:»Держитесь друг за друга! Не оставляйте никого в беде! Один за всех, все за одного!...».
Измученные, часто больные входили они в ворота  Иерусалима. Многомесячный, многотрудный поход паломников окончен. Все они были измученные, уставшие. Существует статистика – около трети из них были больны, простужены. Многих их товарищи вели под руки и даже несли на одеялах, примитивных носилках. Но все они были счастливы. Они многое преодолели. Они победили собственные сомнения. Они у Гроба Господня, теперь можно и умереть – рассуждали они…
Бедная, подвальная сырая гостиница за большие деньги предлагалась им. Непомерно дорогая больница. Везде и всюду требуют, просят деньги…
Католический священник из сытой Европы писал:»Когда же после всех трудностей и унижений, нелёгкий путь был окончен, пред русскими паломниками вставала новая задача – найти себе пристанище. Вообще, и на пути в Святую Землю, и в Иерусалим богомольцы были предоставлены самим себе, и от их природной изворотливости и находчивости зависело создать для себя более или менее благоприятную обстановку. Греческое православное духовенство, Иерусалимский Патриархат – главные обладатели и распорядители драгоценной для христианства святыни – храма Гроба Господня – и являлись единственными попечителями и опекунами русских паломников. Считалось, что они из сострадания и по чувству  христианского братолюбия возьмут на себя заботу о материальных и духовных потребностях богомольцев в далёкой, неведомой им стране…»
Другой очевидец писал в те далёкие годы:» Тот приют, который представлял русским паломникам Иерусалимский Патриархат, был ужасен. Это были кельи, в которых не было даже самого необходимого: голые нары, каменный пол, не всегда покрытый матами и циновками, - это всё, что находилось в этом приюте…Скопление большого числа богомольцев в этих сырых, тёмных помещениях способствовало распространению всевозможных заболеваний. Однако паломники не роптали и все эти тяготы расценивали как испытания, посылаемые Богом, чтобы убедиться в силе их веры,»
(Елисеев АВ «С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года»)…
Французский журналист в те далёкие годы писал:»В дни христианских праздников на всех улицах слышится русская речь, везде виднеются русские лица, русские костюмы…Русские паломники в Храме Гроба Господня образовали самостоятельный хор…Многие отмечают удивительное Благочестие русских паломников. Им, уставшим и больным, иногда предлагали коляску с впряжённым осликом.
«Нет! Христос ходил пешком по этой земле, и мы пойдём пешком!» - отвечали они.
«Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее!»- делал вывод француз…
Каждый русский паломник после всех мытарств помнил наказ из дома:» Принеси хоть песчинку из Святой Земли!».
И паломник, исходя из своего материального достатка, стремился в ущерб собственному питанию выполнить наказ. Самым важным и дорогим были Святые Мощи, ветка пальмы,( вспомните стихотворение МЮ Лермонтова «Ветка Палестины»), церковный сосуд, освящённый на историческом месте, икона, церковная книга, одеяние священника…
Шли века. На земле  время всё меняло. Менялось и паломничество. Стремление людей православных становилось то интенсивным, то затухало, а были времена и совсем прекращалось. Зависело это явление от многих причин. Например, нашествие хана Батыя, войны многочисленные с Турцией, Первая мировая и Великая Отечественная войны, годы советского атеизма.
Какие бы события не происходили, паломничество всегда возрождалось, хотя и изменённом виде.
Если в первые века христианства все паломники на пути к Святой Земле  были равны в своём стремлении, нужде, опасностях, шли вместе, питались вместе и смерд, и купец, князь, и граф. То с веками и здесь проявилось имущественное расслоение. Человек при больших деньгах брал слугу, питался уже отдельно, кров покупал удобнее, не бедствовал и лишения старался свести до минимума. А позднее нередко к Святой Земле посылали слугу или наёмного человека молиться и просить Бога за него.
В книгах и статьях о паломничестве можно найти убедительные факты приверженности русского человека посещения Земли Святой. Особенно увеличился поток паломников с развитием морского пароходства. Теперь паломники устремлялись в Одессу и Таганрог, откуда совершались регулярные рейсы с паломниками.
Ежегодно в 18-19 веках к святым местам стекалось уже 10-12 тысяч паломников, около 7 тысяч из них были женщины в возрасте 35-50 лет.
Со временем правительство России было вынуждено даже ввести квоты для паломников, выдавать заграничные паспорта, они дорого стоили…
К идее, овладевшей огромными массами, всегда «примазываются» попутчики со своим не бескорыстным желанием. В эти годы на Руси появились люди, их было немало, выдававших себя за паломников в Палестину. Люди эти были бродяжничиющие, «бражничающие, вольношатающиеся».
А в Европе по призыву папы римского возникли в конце 11 начале 12 веков Крестовые походы под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из под власти мусульман.
В 1212-1213 годах даже проходили Детские Крестовые походы, приведшие к массовой гибели детей.
Истинная причина Крестовых походов была экономическая, захват и покорение богатых земель в Азии…
Участники этих изнурительных походов, длившиеся века, тоже называли себя паломниками, пилигримами. Многие были убеждены, что они действительно освобождают христианские святыни от «неверных»…
Обратимся к истории Русской Духовной Миссии на Святой Земле.
В 1847 году император Николай-1 издал Высочайший Указ о создании в Иерусалиме Русской Духовной Миссии.
Была она основана сравнительно недавно, в 1847 году и была совсем малочисленной – иеромонах и ещё два человека. Первоначально она не имела даже своего собственного помещения.
В 1858 году Великий князь Константин Николаевич с супругой совершил паломничество в Иерусалим, убедился в бедственном положении духовного представительства России на Святой Земле.
Был решён вопрос о приобретении земельного участка вне стен старого города,( размером около 70 га). В 1872 году здесь был построен большой Троицкий собор, в нём и теперь проходят богослужения.
Появилось административное здание, гостиница, больница
На Миссию была возложена забота о многочисленных русских паломниках, их духовная поддержка, обеспечение жильём, питанием, медицинским обслуживанием, правовая помощь.
В 1964 году НС Хрущёв продал государству Израиль почти весь участок.(Так называемая «Апельсиновая сделка»).
В ведении России остались здание Русской духовной Миссии, Троицкий собор, Сергиевское подворье…
В 1992 году Президиум Верховного Совета России восстановил деятельность Императорского Православного Палестинского Общества. С 2007 года им руководит Сергей Степашин.
26 июня 2012 года Путин ВВ в Вифлееме открыл Российский центр науки и культуры.
В России и Палестине торжественно отметили 150-летие основания Русской Палестины Александрм-2.
Связи России и Палестины расширяются и крепнут, хотя ещё немало нерешённых проблем и не сдаются силы препятствующие России закрепляться на Святой Земле…
В настоящее время Общество проводит настойчиво работу по возвращению России былых участков земли…
Председателями Императорского Православного Палестинского Общества всегда были известные авторитетные люди. На протяжении многих веков, не всегда счастливых для Общества, русские люди всегда стремились материально помочь ему. Нередко паломники месяцами работали на строительстве церквей, помещений на Святой Земле.
В настоящее время в нашей стране действует несколько региональных отделений Общества. Ближайшее к нам в Воронеже…
О паломничестве, как историческом явлении, о паломниках, как людях духовного подвига, написаны страницы в летописях, книги, проводятся научные, исторические исследования, создаются документальные фильмы.
Многие русские писатели, учёные, художники посещали Святую Землю  и приобщённые к всенародной идее создали великие произведения.
Поленов Дмитрий Васильевич – учёный, историк, археолог, дипломат несколько раз посещал Палестину.
Его сын Поленов Василий Дмитриевич – художник, дважды подолгу жил в Палестине, собирая материал для своей картины «Грешница».
К слову сказать, они бывали в нашей Ольшанке.
Сегодня можно вспомнить АА Иванова и его знаменитую картину «Явление Христа народу». Не посетив Палестину, вряд ли и картина имела бы такую эмоциональную силу воздействия и на современного зрителя.
Василий Верещагин готовил этюды для своей картины «В Иерусалиме. Царские Гробницы».
Илья Репин –«Искушение Христа», Иван Крамской «Христос в пустыне», КП Брюллов «Долина Итомская перед грозой»…
В Палестине бывал Николай Гоголь, Пётр Вяземский, Иван Бунин, Александр Муравьёв (написал удивительную книгу о своём паломничестве «Мои воспоминания») многие другие деятели культуры, даже и те, кто был атеистом. Палестину посещал Василий Шукшин…
Вернёмся к истории. К первым паломникам, именно они поражают и теперь силой духа и крепостью веры. Последующие паломники уже не переносили тех страданий, которые выпали на долю паломников 11,12,13 и последующих веков, вплоть до 18, когда уже можно было быстро и сравнительно легко на рейсовом пароходе добраться до Иерусалима.
История Общества отмечает конкретные достижения. К примеру, сообщается:»…Благодаря усилиям Общества среди паломников значительно снизился процент заболевших и умерших. По данным за 1872 год число заболевших составляло 26% от общего числа паломников, смертность – 0,9%. В 1884 году эти цифры уже составляли соответственно 6% и 0,3%. Следует отметить, что среди паломников встречались люди весьма преклонного возраста…».
Паломники поклонились Гробу Господню, прошли по многим библейским местам, пора и в путь обратную дорогу.
Говорят путь домой короче. Возможно и так. Но силы, здоровье уже подношены и все понимают, что предстоит путь нелёгкий.
Паломники снова объединяются в караван и уже с исполненной миссией всей жизни, с приобретённым опытом держат путь к родным русским хатам.
Не всем приходилось до них дойти. Умерших хоронили при дороге…
И в настоящее время продолжается юридическая, дипломатическая, церковная борьба за имущество Общества  Императорского Православного Палестинского Общества.
Претендентов на здания исторические, имущество церковное оказалось много. А участки бесценной земли оказались в Израиле, Иордании…
900 лет назад игумен Даниил совершил паломничество в Святую Землю и подробно, красочно, эмоционально описал свой многотрудный, но увлекательный поход.
Остановимся несколькими словами на этой увлекательной, глубокой по мысли книге -   Веневитинов МА «Хождение игумена Даниила в Святую Землю» (1875г).
Веневитинов Михаил Алексеевич – историк, археолог, член Императорской Академии наук, из дворян Воронежской губернии,(на границе современных Воронежской и Волгоградской областей есть селение с запинающимся названием – Конь Колодезь, бывшая его вотчина), сын сенатора, племянник поэта ДВ Веневитинова, ближайший сотрудник и друг ДВ Поленова, вместе работали в Православном Палестинском Обществе.
Михаил Алексеевич редактировал издания Общества. С 1896 года – директор Московского публичного и Румянцевского музея. Свою богатую библиотеку, доставшуюся ему от графа Вильегорского, подарил музею. Умер в 1901 году.
Его книга наполнена историческими, бытовыми подробностями походов, жизни паломников и теперь представляет большую познавательную ценность…
Пилигримам странникам многие поэты посвящали свои стихи - Иван Бунин, Иосиф Бродский, Адам Мицкевич, наша современница Богатырёва Людмила( удивительное стихотворение!!), Фёдор Сологуб.
В одежде пыльной пилигрима,
Обет свершая, он идёт,
Босой, больной, неутомимо,
То шаг назад, то два вперёд, —
И, чередуясь мерно, дали
Встают всё новые пред ним,
Неистощимы, как печали, —
И всё далек Ерусалим…
В путях томительной печали,
Стремится вечно род людской
В недосягаемые дали,
К какой-то цели роковой.
И создаёт неутомимо
Судьба преграды перед ним,
И всё далек от пилигрима
Его святой Ерусалим
 (ФК Сологуб).
И пронзительное стихотворение нашей современницы Богатырёвой Л.
И снимет маску мир, и смоет грим
И время всё расставит по местам
И в путь с утра уходит пилигрим
Его нигде не ждут, ни здесь, ни там…
Он понял: в этой жизни всё не так,
Как обещал рождения рассвет
И никогда не послан будет знак,
Который каждый ждёт так много лет…
Что он не свят, и небезгрешен был
И впереди – дорога в никуда…
Он тоже – жил, надеялся, любил
Его вела далёкая звезда…
Но мир, снимая маску, каждый раз
Опять собой обманывает нас.
Всё больше людей привлекает духовное величие паломников, особенно периода Крещения Руси.
Наши далёкие предки были удивительными людьми. Удивляюсь, поражаюсь и восторгаюсь их духом, духовной и физической мощью, твёрдостью веры. Ради высокого духовного они были способны преодолеть всякие трудности, осилить любую невзгоду.
 Были чрезвычайно удивительные люди – посетив Палестину, отправлялись в Дамаск.
Город этот был на равнее с Палестиной, а некоторые считали впереди её по близости к Христу.
Писал же Валерий Брюсов (1903 г.) –
                ДАМАСК.
  Губы мои приближаются
     К твоим губам,
     Таинства снова свершаются,
     И мир как храм.
     Мы, как священнослужители,
     Творим обряд.
     Строго в великой обители
     Слова звучат.
     Ангелы, ниц преклоненные,
     Поют тропарь.
     Звезды - лампады зажженные,
     И ночь - алтарь.
     Что нас влечет с неизбежностью,
     Как сталь магнит?
   Дышим мы страстью и нежностью,
     Но взор закрыт.
     Водоворотом мы схвачены
     Последних ласк.
     Вот он, от века назначенный,
     Наш путь в Дамаск.
Как душевно сказано! Именно эти чувства, наверное, испытывает каждый православный в древних храмах Дамаска. Разве могли русские люди допустить уничтожения этих святынь!!...
Здесь находились древние и дорогие для христиан  святыни.
На этой древней земле были явлены Христом миру Адам и Ева. Здесь впервые было совершено братоубийство – Каин убил Авеля.
Сирийская земля подарила миру первый в мире алфавит.
Дамаск, как и Иерусалим. – колыбель христианства. Трудами апостола Павла, как утверждает мифология, началось распространение христианства  по миру.
И современный  путешествующий по Сирии может любоваться православными храмами ( перекрытия в них сибирского кедра)  с их неподражаемой мелодией колоколов старинного литья. В задумчивости стоять перед иконами письма старинных русских иконописцев. Может зайти в первые христианские мужской и женский монастыри.
В современной Сирии десятки тысяч выпускников советских и российских вузов. Почти столько же российских жён, что замужем за сирийцами. У них по несколько детей.  Сейчас в Сирии около 200 тыся человек с российскими паспортами…
И по древним связям христианским, и по нынешним близким отношениям с Сирией, русские люди так близко приняли к сердцу и пришли на помощь этой древней стране в борьбе с международными террористами в 2016 году…
Современное паломничество в Палестину всё больше напоминает увлекательное обычное путешествие. Теперь путешествующих уже никто не называет пилигримами, богомольцами. Редко – паломниками.
Да и путешествуют они на быстрых самолётах или комфортабельных морских лайнерах.
Многие ли теперь отправятся к Гробу Господню с посохом?
В 2003 году Межрелигиозный Совет России даже внёс предложение в Государственную Думу о разграничении понятий «паломничество» и « туризм». Понятия эти совсем несовместимы по своему духовному наполнению. Русская Православная Церковь продолжает ставить вопрос перед законодательной и исполнительной властью о законодательном разграничении понятий «паломничество» и «туризм».
Наша церковь всегда была против «туристического» подхода к посещению Святых мест Палестины людьми, которые  из праздного любопытства или тщеславия приходили в места земной жизни Святителя.
Церковь порицала и возбраняла самочинное паломничество неподготовленных людей, без благословения священства и с сомнительными целями. А были и такие посещения!...
Не потому ли так дороги нашему воображению далёкие, мужественные, крепкие духом русские пилигримы?
Истинные паломники были бедными, больными, но счастливыми людьми. Они исполнили мечту всей своей жизни. Были там, в Палестине, куда стремится душа каждого христианина.
Они видели Россию, видели жизнь людей. Они смогли воспарить духом над серой обыденностью и сделать себя свободным человеком.
Честь им и хвала!
Вспоминаю из далёкого детства, старушки опекавшие меня и предостерегавшие от опасных шалостей, часто с душевным волнением говорили между собой о ком- то:»Она ходила в Палестину!!...»
Это была высочайшая оценка человеку!
Любопытный был. Спрашиваю бабушку:
- А что такое Палестина?
-Земля за морем. Христос там родился!
- А это далеко?
- За два года на велосипеде не доедешь…
Как жаль, равнодушная память не сохранила имени этих людей. Они совершили духовный, нравственный и физический подвиг.
Почему-то  уверен, что паломники в далёкую Палестину были и в Уварово. В начале 19 века оно было большим и известным в округе селом.
А если бы паломник из Уварова оставил ещё и свои путевые заметки, это был бы бесценный исторический и литературный памятник. Увы! Не оставили наши предки.
Часто теперь думаю, нам бы не совершить их ошибки. Мы имеем несравнимые с ними  возможности для запечатления для будущего следов нашего бурного времени.
Паломничество русских православных людей было затруднительным не только по причине огромного расстояния. Турция в те годы чинила всякие препятствия, не приветствовало паломников, оскорбляло достоинство Русской империи.
В России не могли забыть, когда Турция захватила Константинополь (1453 г), колыбель православия, и на Святой Софии, первом и величайшем храме православия , сняла православный Крест и водрузила  мусульманский полумесяц, а город стала именовать Стамбул.
Тогда многие патриоты требовали от русского царя вооружённой силой защитить православные святыни. (Вспомните роман ИС Тургенева «Рудин»).
В 1898 году русский художник АД Кившенко написал более 50 акварелей с видами Палестины и Святых Мест в Иерусалиме. Нам художник более известен картиной «Военный совет в Филях».
Акварели пользовались большим успехом, о них говорил весь Петербург, ежедневно сотни людей посещали выставку.
АА Суворин (по советской школе мы его знаем как «реакционер, царский сатрап, душитель свободы»), решил издать  подарочный альбом акварелей и назвал его «Палестина» (в альбоме впервые были картины в красках!).
В предисловии к альбому Суворин  призывал освободить православные святыни от мусульман не столь силой оружия, как просвещением. Тогда в Палестине, Сирии, Иерусалиме появились первые русские школы. Русская интеллигенция , правительство стали больше уделять организации паломничества, созданию условия для паломников, правовой защите их…
«Разностороннею деятельностью Палестинского Общества поддержано православие в Святой Земле» - писал АА Суворин.
Паломничество стало приветствоваться, о паломниках писали, им помогали материально, создавали приемлемые бытовые условия. Но трудностей оставалось много, и не каждый человек мог решиться на столь высокий духовный подвиг.
Было бы неправильно, хотя бы кратко не вспомнить историю паломничества на Руси.
Великий князь Иван-3 заложил традицию для русского царствующего дома – большие . на несколько месяцев, паломнические путешествия к отечественным святыням. Подобные богомолья совершались всеми государями из рода Рюриковичей и дома Романовых.
Появилась многовековая паломническая традиция паломничества к русским святыням по маршруту, названном позже «Золотое кольцо».
Сразу же после преодоления Смутного времени начало возрождаться паломничество к зарубежным святыням.
По окончанию турецких войн и заключения мирных договоров России с Османской империей, за гражданами Российской империи было закреплено право свободного посещения Святой Земли.
Наивысшего расцвета русское православное паломничество в Святую Землю достигло во второй половине 19 и начале 20 веков. Этому во многом послужило создание и успешная деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а позже и Императорского Православного Палестинского общества (ИППО).
Была создана единая система работы с русскими паломниками. Россия уходила от самостийности, неорганизованности и анархии в святом деле.
Главным источником финансирования Палестинского Общества был так называемый Вербный сбор, церковные пожертвования верующих.
К 1914 году в ИППО состояли около 3 тысяч членов, отделы работали в 52 епархиях Православной церкви.
Крепла и материальная баз Общества. Ему принадлежало 28 участков земли в Палестине, Ливане и Сирии.
Было создано 24 учебных заведений В Палестине, 77 школ в Сирии и Ливане при Обществе, в них обучалось в год около 10 тысяч детей.
После 1917 года замерло русское паломничество, надолго прервалась живая связь Палестины и России.
Русские подворья, храмы монастыри остались без связи с Родиной., без помощи и поддержки. Держались на энтузиазме священнослужителей.
Сразу после победы нашей страны в Великой Отечественной войне в мае – июне 1945 года состоялось первое в истории паломничество в Святую Землю главы Русской Православной Церкви. Патриарх Алексий 1 посетил Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский Патриархаты.
В Иерусалиме была восстановлена деятельность Русской Духовной миссии, началось возрождение Палестинского Общества. Тогда оно действовало при АН СССР…
Патриарх Алексий 2 неоднократно посещал Иерусалим, другие святыни Вселенского Православия. Уделял особое внимание паломничеству.
Путин ВВ стал первым руководителем нашего государства, совершивший паломничество в Иерусалим и на Святую Гору Афон.
Патриарх Кирилл всяческий поддерживает паломничество.
Стал издаваться журнал «Православный паломник». Первый номер журнала в 2001 году открывался статьёй Патриарха Кирилла «В добрый путь»…
В статье он обозначил разницу между паломничеством и туризмом.
«Паломническую поездку нельзя продавать и реализовывать как туристический продукт»..
Издан «Словарь  православного паломника».
Не выступая против туризма и даже приветствуя его, церковь наша провозглашает и призывает паломничество принимать как духовный, нравственный, религиозный подвиг, как общение с Христом и Святыми местами, здесь не позволительно лицедейство и культ денег. Не всё можно продать и купить. Есть и Святое.
Паломничество занимает высокое место в жизни русского народа.
Это наша русская история. Это жизнь наших пращуров, вызывающих большое уважение и признание.
Чтобы понять и ощутить хотя бы приблизительно лишения паломника, попробуйте сходить пешком хотя бы в Тамбов, Ржаксу или Мучкап, вы многое увидите в другом свете истины, поймёте подвиг старорусского паломника.  Я низко склоняю голову перед силой воли этих людей.
Паломничество и всё сложное, непростое, что связано с этим православным и исторически событием, есть славные страницы Истории. Не зная их, можем ли мы называть себя просвещёнными русскими?
Возможно, современные люди оценят, и памятник величественный воздвигнут Русскому Паломнику.
     Сентябрь – октябрь, декабрь  2015 года, апрель 2016.                               


Рецензии