Энергоаудит Винкомбината. Работа как в СВР

                Энергоаудит на Винкомбинате.
                (Работа как в СВР).


Оглавление.

1. Опять энергоаудит на Винкомбинате.
2. Рассказ директора комбината.
3. Осторожное начало работ.
4. Обследование технологии.
5. Работайте как в СВР.
6. Проектная документация всё прояснила.
7. Это был наглый электрограбёж.
8. Прозрение директора винкомбината.
9. Послесловие. Пусть эти «быки бодаются».


1. Опять энергоаудит на Винкомбинате.

   После майских праздников 2006 года к нам на фирму «ООО «Аудит-Энерго-Сервис» поступила заявка на проведение энергоаудита на Тольяттинском  комбинате шампанских вин и коньяков (ТКШВиК). Это аббревиатура (буквосочетание) казалась горожанам неблагозвучной и для упрощения произношения в городе его чаще называли «Тольяттинский винкомбинат» (ТВК).
 
   В 2001 году мы уже проводили энергоаудит на этом предприятии. Тогда причиной проведения энергоаудита был переход к новому владельцу. В то время мы ограничились проведением экспресс-энергоаудита, поскольку для нового хозяина в основном требовалось проверить наличие документов по техническим условиям, удостовериться, что среднемесячное потребление энерго-ресурсов соответствует техусловиям и визуально определить техническое состояние энергохозяйства предприятия.
 
   Мы тогда всё быстро сделали, всё однозначно установили. Документы по техусловиям были в наличии и соответствовали проектной документации. Потребление энергоресурсов соответствовало лимитам технических условий. Техническое состояние энергохозяйства и уровень эксплуатации тоже были на хорошем уровне.
 
   Предприятие благополучно перешло к новому владельцу. Тогда мы не знали к кому. Позже из городских СМИ мы узнали, что новый владелец ТКШВиК - это зам мэра города Тольятти - Ренц Николай Альбертович. Он не еврей, он поволжский и вполне обрусевший немец. В 2006-ом году ему было  примерно 50 лет, а мне ровно 60 лет.  А с Ренцем мы познакомились в 1991 году, он тогда работал начальником Горздравотдела, а я зам директора ООО «ИнфоЛада» по общим вопросам. Наша фирма брала в аренду старый больничный корпус в Портпосёлке. Мы с Ренцем Николаем были в тот момент подписантами этого договора.
 
     В начале июня 2006 года наш директор Лозин С.П.  и директор ТКШВиК Калмыков А.Г. подписали договор о проведении энергоаудита на сумму 120 тыс. рублей.  Я в этот период на 10 дней был в отпуске по случаю своего дня рождения и вышел на работу примерно 20 июня. Как раз в этот день Лозин  созвал небольшое совещание по вопросу проведения энергоаудита на ТКШВиК. Лозин собрал нас троих: зама по теплотехнической части Ульянова В.Н., начальника электро-технической лаборатории Сидорчука А.М. и меня. Я в этот период работал в должности зам директора по развитию – главный энергоаудитор.
 
   Перед отъездом на Винкомбинат Лозин  предупредил нас о сложной обстановке на ТКШВиК. Для ясности он пересказал нам то, что ему при подписании договора рассказал сам директор Винкомбината.
 

2. Рассказ директора комбината.

   Калмыков рассказал Лозину о технических и кадровых проблемах на Винкомбинате. Калмыков А.Г. уже третий год возглавлял это предприятие. Он много сделал для улучшения работы комбината. Недавно в Москве на Всероссийском конкурсе они получили золотую медаль за коньяк, точнее за его качество. Но торговые сети не хотят у них покупать этот перво-классный коньяк – говорят, снижайте цену на 20%. А экономист комбината говорит: «Мы не можем снизить цену, у нас очень высокая доля затрат на энерго-ресурсы, более 20 %».
 
   Оказалось, что основная продукция комбината (шампанское и коньяк) не конкурентно-способна даже на российском рынке. Наша цена даже без прибыли оказывается гораздо выше, чем цена такой же продукции других заводов с накруткой на прибыль. Коллеги с других предприятий мне  порекомендовали провести энергоаудит. Я сообщил об этой рекомендации боссу, он дал добро. Но наши главные технические специалисты (главный инженер, главный энергетик и старший мастер по электрохозяйству) восприняли сообщение о намерении руководства провести энергоаудит резко в штыки. Они стали убеждать меня, что могут рассказать об энерго-хозяйстве комбината в десять раз больше, чем любой хвалёный энерго-аудитор. Это, мол-де, пустая трата денег, лучше премируйте на эти деньги работников энергохозяйства.
 
     Я об их реакции сообщил боссу (Ренцу Н.А.), он мне повторил: «Проводи!  А раз они встретили в штыки, тем более проводи! Напиши мне толковую   докладную, а я поставлю на неё приказную резолюцию. После этого, ссылаясь на мою резолюцию, издашь приказ о проведении энергоаудита на предприятии».
   Только после этой резолюции наши спецы вроде бы смирились с энерго-аудитом. 
Это был рассказ директора комбината.


3. Осторожное начало работ.

   Лозин С.П. привёз нас троих на своём джипе на комбинат. Нас провели в кабинет директора. Там уже было человек пять работников винкомбината.
 
   Зашли, поздоровались. Гендиректор комбината Калмыков А.Г. представил своей команде гендиректора нашей фирмы (ООО «Аудит-Энерго-Сервис») -  Лозина Сергея Павловича. Лозин представил нас троих:  Жемповский Станислав Станиславович – зам директора по развитию и главный энергоаудитор, первое высшее образование - МЭИ, инженер – электрик, второе высшее образование - экономист, 40 лет в профессии. Ульянов Владислав Николаевич - зам директора по производству, высшее образование - Куйбышевский политехнический институт, инженер-теплотехник, 30 лет в профессии. Сидорчук Анатолий Михайлович – начальник электротехнической лаборатории, высшее образование -  Горьковский политехнический институт, инженер-электрик, 20 лет в профессии. Это самые опытные работники нашей фирмы. Каждый одновременно является руководителем одного из подразделения нашей фирмы.
 
   Далее гендиректор винкомбината Калмыков Александр Геннадиевич представился сам и представил всех своих сотрудников: главного технолога, главного инженера, главного энергетика, юриста, старшего мастера по электрохозяйству, экономиста.
 
   После общего знакомства в кабинете директора комбината нас технических специалистов передали главному инженеру и предложили пройти в его кабинет. И вот тут мы сразу почувствовали настороженность и даже противодействие ведущих технических специалистов: главного инженера, главного энергетика и старшего мастера по электрохозяйству.
 
   Мы обычно перед началом обследования проводим обход и осмотр всего предприятия снаружи и по цехам. Мы с Ульяновым В.Н., обходя территорию комбината, с удивлением увидели, что снаружи по стенам главного корпуса на высоте примерно 4-х метров подвешены мощные кабели явно на 6 кВ (киловольт). Я спросил главного инженера, зачем это. Он ответили, что потребовалась дополнительная мощность для модернизации холодильного цеха в линии шампанизации. Заменили силовые трансформаторы с мощности 400 кВА на 1600 кВА (киловольт-ампер) и, соответственно, проложили новые кабели (на стене). Мгновенно возникшие у меня вопросы я не стал ему задавать, помня предупреждение нашего директора.
 
   Я запросил у главного энергетика копию действующей схемы электро-снабжения предприятия, а Ульянов запросил схему теплоснабжения и водоснабжения. Главный инженер (ГИ) и главный энергетик (ГЭ) переглянувшись, сказали, что схемы надо проверить и они смогут дать их  только через неделю. Мы с трудом упросили их показать нам две ихние комплектные трансформаторные подстанции (КТП) и распред-устройство (РУ-0,4 кВ). Через неделю мне дали три схемы, которые при первом же взгляде оказались пятилетней давности. Я сделал вид, что всё нормально и забрал их с собой (как вещдок).

   Через директора комбината мы запросили в планово-экономическом отделе (ПЭО) показатели объёмов потребления и затрат на все виды энерго-ресурсов и показатели выпуска основной продукции за 5 последних лет. Экономико-энергетическое обследование и обследование электро-технической части (ЭТЧ) вёл я, технологию и теплотехническую часть (ТТЧ) – Ульянов В.Н., а все виды измерений должен был вести Сидорчук А.М.  Мне также предстояло проанализировать составляющие цены и долю энергозатрат в объёме валовой реализации продукции за год. Плюс предстояло сопоставить объёмы реализации продукции в натуральных единицах с потреблением энергоресурсов.


4. Обследование технологии.

   В целях нашей безопасности и предотвращения искажения наших слов и действий мы решили ходить по предприятию не менее чем по два. На обследование технологии Ульянов позвал меня. Вместе с Ульяновым В.Н. надо было пройти по всей технологической цепочке и установить на каких этапах какие энергоресурсы и в каких объёмах используются.
 
   Мы встретились с главным технологом (Иевлева Мария Павловна) и с ней вместе прошлись по обеим технологическим линиям шампанизации и разузнали о проблемах с энерго-ресурсо-обеспечением технологии. Со стороны Иевлевой мы не почувствовали никакого противодействия, она охотно рассказывала и показывала.
 
   Мы её спросили, как сказалась модернизация электроснабжения на работе технологии. Она сказала, что особых улучшений в электрообеспечении технологических линий шампанизации и производства коньяка она не видит, да и проблем особых не было, и сейчас нет, а вот с подачей пара на технологию проблема с каждым месяцем всё сильнее. Иевлева попросила нас обратить особое внимание на проблему с использованием пара. (Мы с Ульяновым переглянулись: Так ради чего они провели модернизацию электроснабжения на винкомбинате).

   Потом Иевлева пригласила нас на обед в столовую. Во время обеда мы от неё  узнали, что, как только началась на Винкомбинате реконструкция электро-снабжения, то прежний гендиректор и прежняя главбух ушли на пенсию. А нынешние главный инженер (ГИ) и главный энергетик (ГЭ) работают всего два года, раньше они были соответственно зам ГИ и мастер энергохозяйства. А прежние главный инженер и главный энергетик ушли на Пивкомбинат на такие же должности, но на очень хорошие зарплаты.
 
   На соседнем  Пивкомбинате два года назад прошла мощная модернизация всего предприятия и он теперь выпускает уйму баночного пива и разных напитков. Якобы этот пивкомбинат года три назад перекупил Титов – губернатор самарской области.
 
   Мы с Ульяновым чуть позже обсудили эту информацию. Понятно, что прежних главного инженера (ГИ) и главного энергетика (ГЭ) взяли на Пивкомбинат за серьёзные заслуги. А уходя, они оставили здесь на Винкомбинате своих верных друзей (и подельников). У этих наверняка идёт доплата от Пивкомбината, поэтому они и кидаются на нас как цепные псы.


5. Работайте как в СВР.

   На ближайшем же совещании у нас в «Аудит-Энерго-Сервисе» мы в один голос высказали нашему гендиректору Лозину С.П. подозрение, что два года назад на Винкомбинате произошла не модернизация электроснабжения, а техническая диверсия в интересах Пивкомбината и что у нынешних главного инженера и главного энергетика явно рыло в пуху, поэтому они так противодействуют нашему обследованию.
 
      Я добавил, что проведённая модернизация для самого Винкомбината была не нужна. Я сослался, что 5 лет назад, проводя энергоаудит на этом предприятии,  мы не выявили дефицита электромощностей и всё у них тогда было нормально. Вообще, в советское время проектировали весьма надёжно и с запасом по мощностям. Я высказал подозрение, что через усиленные кабели и трансформаторы  идёт электроснабжение соседнего Пивкомбината.
 
   Обсудив полученные сведения и учитывая, что Пивкомбинат принадлежит семье Титова (губернатора области), мы решили, что на Винкомбинате надо работать осторожно как в СВР (Служба внешней разведки).
 
   Затем мы договорились с руководством Горэлектросети осмотреть РУ-6 кВ, откуда запитаны Винкомбинат и Пивкомбинат. Я с Сидорчуком А.М. и в сопровождении мастера и монтёра Горэлектросети осмотрели РУ-6 кВ. Мы обратили внимание, что электросчётчики на ячейках Винкомбината уж больно быстро крутятся, хотя электросчётчики на других ячейках других предприятий (особенно Пивкомбината) крутились значительно медленнее. А у Пивкомбината на двух ячейках счётчики вообще не крутились. Это усилило наши подозрения, что по новым кабелям Винкомбината  идёт электро-снабжение соседнего Пивкомбината.
 
   
6. Проектная документация всё прояснила.

   Я запросил у Директора Винкомбината Калмыкова А.Г. проектную документацию по электро-техничекой части (ЭТЧ), попросил при этом никого из главных специалистов не ставить в известность. Через день сам директор завёз ко мне в офис альбом и папку чертежей «проект ЭТЧ». Я внимательно изучил их. Этот проект ещё в 1967 году выполнил московский головной проектный институт по проектированию предприятий по производству коньячных напитков, шампанских вин и пиво-безалкогольных напитков.
 
   Оказывается, что это должен был быть единый комбинат по производству шампанских вин, коньяков и пива (Комбинат шампанских вин, коньяков и слабоалкогольных напитков). По проекту значился общий забор и общее  электроснабжением от 6-ти трансформаторов 6/0,4 кВ по 400 кВА каждый. Предусматривалось взаимное резервирование всех секций по кругу.
 
   По этим проектным схемам я понял, что в нынешних условиях воровать электроэнергию технически очень просто. Надо только что бы общую мощность пропустили питающие кабели и головные трансформаторы. Вот для этого и была затеяна модернизация Винкомбината по увеличению мощностей двух КТП и замена на более мощные кабели.


7. Это оказался наглый электрограбёж.

   С директором комбината мы договорились, что, не извещая главного инженера (ГИ) и главного энергетика (ГЭ), мы в воскресенье проведём осмотр трансформаторов и РУ-0,4 кВ и сделаем замеры нагрузок.
 
   В воскресенье мы с Сидорчуком А.М. приехали на комбинат. Директор дал команду дежурному электромонтёру помочь нам снять замеры. С обеих силовых сборок обоих трансформаторов мы выявили расход электроэнергии по кабелям, идущим на соседнее предприятие. Эти замеры полностью  подтвердили наше подозрение, что через кабели и КТП Винкомбината идёт электроснабжение соседнего Пивкомбината.
 
Всё, факт электрограбежа установлен!
 
   Директору Винкомбината мы сказали, что полученные замеры мы у себя проверим, обсудим и в течение недели результат сообщим ему.

   Мы (Лозин, я, Сидорчук и Ульянов) опять обсудили сложившуюся ситуацию и решили, что весьма опасно показывать в отчёте выявленные нами нарушения в электро-снабжении. Это опасно и для директора Винкомбината. Решили в отчёте по энергоаудиту (ЭА) это не показывать, а сделать упор на обследовании системы паро-снабжения комбината.
 
   Лозин предложил мне пригласить Калмыкова к себе в кабинет в воскресенье и один на один обсудить с ним эту проблему, обратить его внимание, что мы считаем опасным не только отражать это в отчёте по энергоаудиту (ЭА), но и вообще говорить об этом вслух.
 

8. Прозрение директора Винкомбината.

   Я позвонил на личный мобильный Калмыкову и пригласил его к себе в кабинет в ближайшее воскресенье для обсуждения сложной проблемы, которую опасно обсуждать в помещениях Винкомбината.
 
   Когда он приехал, я разложил на большом столе проектные схемы электро-снабжения и разъяснил ему, что причина высокой себестоимости их продукции в том, что уже третий год идёт наглый электро-технический грабёж его предприятия. Через кабели и трансформаторы Винкомбината почти полностью питается Пивкомбинат. Этот грабёж его инициаторы назвали модернизацией электроснабжения Винкомбината.
 
   Калмыков А.Г. аж почернел. Я, говорит, чувствовал, что на комбинате серьёзная техническая проблема, но что всё электроснабжение Пивкомбината идёт через нас – это же наган к виску. Я ему говорю: «Вот поэтому мы вас и пригласили на тайную беседу. Забирайте эти альбом и чертежи. Мы в отчёте по энергоаудиту этот факт описывать не будем, а затроним электротехническую часть лишь описательно. Основной упор в отчёте мы сделаем на способы экономии пара, где мы вам уже насчитали экономию до 7-ми миллионов рублей в месяц.
 
   «Причёсанный» отчёт по энергоаудиту мы в течение двух недель закончим и передадим вам лично. Почитаете сами и дадите почитать вашим специалистам, если у кого будут замечания – рассмотрим. А потом подпишем акт и вы оплатите. И только уже потом я Вам рекомендую проблемой по электротехнической части тет-а-тет поделиться с хозяином предприятия. Я с Ренцом Н.А. ранее встречался в деловых ситуациях, человек он умный, в политике искушённый и я полагаю, он сам предложит вам безопасные действия. Во всяком случае, он вряд ли  будет долго терпеть, глядя как его нагло обворовывают соседи.

   Так и сделали. Через месяц мы получили полную оплату за энергоаудит и для себя закрыли тему энергоаудита на Винкомбинате.

 
9. Послесловие. Пусть эти быки бодаются.

   Мы на Винкомбинат больше не появлялись. А через три месяца я встретил Калмыкова А.Г. в офисе «Стройкомпании №1», оказывается, он уже третий месяц работал там замом по строительству. Я, конечно, удивился, стал спрашивать его о деталях перемещений. Он позвал меня в кафе на третий этаж. Сели, тихо поговорили.
 
   Он рассказал: «Я поступил со своим боссом аналогично, как Вы со мной – предложил ему обсудить эту проблему в воскресенье у него на даче, где нет жучков. Я привёз к нему проектный альбом и чертежи, развернул его и повторил то, что Вы мне рассказали. Он чуть в кресле не помер. Я даже испугался, что у него остановилось дыхание. Потом он вымолвил: «Это что же? Эти козлы три года назад развели меня как деревенского лоха на модернизации электро-снабжения? Это же энергобандитизм! И что же мне теперь надо бодаться с Титовым? Да он же меня из области за сутки  выживет».
 
   Потом он посидел, подумал и говорит: «Всё, молчим, делаем вид, что ничего не знаем и ничего не случилось. Привези мне отчёт по энерго-аудиту, я внимательно его почитаю. Тебе предлагаю с понедельника уйти в отпуск по семейным обстоятельствам и уехать из города, будь на связи, а за три дня до выхода напишешь мне заявление по собственному желанию. Я тебе пока присмотрю место работы. За себя оставь главного инженера, пусть думает, что мы ему доверяем. А я, пожалуй, съезжу в Москву – попробую там решить эту проблему».
 
   Я ушёл в отпуск, через пару недель Ренц мне сообщил моё новое место работы (здесь, в «Стройкомпании №1»). А пару недель назад он призвал меня к себе на дачу. Он известил меня о продаже комбината (ТКШВиК)  и предложил обмыть это дело. Пусть теперь, говорит, этот козёл Костя (Титов) бодается с московскими "быками", точнее с владельцем группы ликёро-водочных заводов. Там в хозяевах генерал спецслужбы в отставке. Ренц сказал, что он честно объяснил генералу, почему он быстро и сравнительно дёшево продаёт комбинат. Тот ответил, что ничего страшного, он спокойно со всеми фигурантами этой технической и коммерческой диверсии разберётся по полной программе.
 
   А через год Титова с губернаторов «попросили», правда, грехов у него кроме Винзавода было тоже предостаточно.

Станислав Жемповский    26.03.19.
 


Рецензии