Сквозь годы 82

           Мой друг Дон Кихот. Эссе. Глава 4.

     ...Дон Кихот конца второго тома - это иной герой, чем в начале первого тома.Второй том был выпущен через восемь лет после первого. Во втором томе почти нет вставных новелл, что связано с изменением времени, включающим изменение героя, это уже слитное повествование.

     Сервантес очень ясно чувствует, что его роман сложен как бы из кирпичей.
     Вставная новелла первого тома "Повесть о безрассудно влюблённом" имеет по подсчётам Сервантеса около восьми печатных листов.
     И эта повесть уже вне привычного для него строения прозаического произведения, то есть второго тома..

     Сервантес в начале романа даёт как ПОШЛОСТЬ слова, лозунг, что свобода выше всего, то вконце романа, почти перед смертью Дон Кихота, в описании того, как Санчо Панса и Дон Кихот уезжают из пышного дворца герцога, Дон Кихот восклицает о СЧАСТЬЕ СВОБОДЫ.

   Дон Кихот перерос самого себя. Это - герой, созревший в романе, герой познанный. Это познание началось в первом том,когда Дон Кихот при первом выезде, попавший к козопасам, пастухам скота бедняков, начинает говорить о равенстве людей, равенстве, которое должно лежать в основе рыцарства. Для Дон Кихота равенство начинается с того, что он, бедный идальго, сидит рядом с бедными пастухами. Но он ПРЕОДОЛЕЛ призрак дворянского запрещения чего-либо делать, кроме игрушек такого построения, как птичьи клетки, то есть явно мало кому нужных вещей.

     Дон Кихот ЕДЕТ через роман, и вместе с ним едет вперёд, преодолевая предрассудки своего времени, Сервантес.

     Роман построен как бы в гору. Дорога Росинанта идёт вверх.
     Ошибки Дон Кихота изменяются. Отношение к нему тоже меняется.
     Не забудем, что это, может быть, единственный роман в Европе, в котором герой едет среди людей, которые знают его как уже ОПИСАННОГО в романе - в его первом томе.

     Великий философ Гегель, рассматривая материал в некоем бытовом смысле, понимает, что та часть, или тот кусок смысла, с которым ты споришь, он должен быть бОльшим, бОльшим в том понимании, что часть должна быть взята как часть ЦЕЛОГО.

    Дон Кихот СДЕЛАН героем. Он выдуман бедняком, который только по четвергам ел мясо. Это блюдо называлось блюдом уныния, ибо это мясо не заколотых, а сдохших животных. Выбрасывать жалко, приходится съедать, как-то наспех соединив с ощущением беды мира... Почти так же, как сегодня многие наши сограждане роются в отбросах в поисках чего-то съедобного, НЕ ДУМАЯ ни о бедах страны, ни о бедах мира...
     И Дон Кихот питается вместе с Санчой Панса голубями, а когда они едят в трактирах, то потом Санчо Панса подбрасывают на одеялах за неоплаченный счёт... Сейчас вышибалы действуют иначе...

            Продолжение следует...


Рецензии