Баба-яга сказка

БАБА   -   ЯГА
В одной деревне жила   -   была девица красная.  И не было у нее ни отца,   ни матери,   ни братьев    -    сестер,   никакой другой родни,   кроме старенькой бабушки.  Жили они в старом домишке,   почти по крышу вросшем в землю.  Звали девицу Аннушкой,   а бабушку ее    -   Надеждой Васильевной.  Аннушка выполняла всю работу по дому    -   стирала и мыла,   еду готовила,   печку топила да по огороду летом работала.  В поле выходила она с соседями,   помогала им с уборкой хлебов,   да льна да овса,   да всего прочего,   что на поле посеют.  Своей земли у них не было,   по старинным законам,   коли не было в семье мужиков,   то и землю этой семье не выделяли.  Оно может и правильно,   ведь вспахать   -   засеять поле мужская работа,   да если земли своей нету,   значит иди в батрачки к богатому соседу.  И уж,  сколько он тебе хлеба выделит,   зависит от его честности и иногда от нрава хозяина.  Но Аннушку в деревне все знали,   как трудолюбивую девицу,   и если хозяева обижали ее,   говоря,   что мало она заработала хлеба,   что работала с ленцой,   то другие соседи заступались и стыдили нечестного хозяина.  Бабушка Аннушки могла только пряжу прясть,   да носки   -   варежки вязать.  Ноги у нее совсем ходить перестали.  Долгими зимними вечерами пряла она пряжу,   да рассказывала сказки Аннушке и приходившим к ней подружкам.  Девушки приходили каждая со своим рукодельем,   вышивали да вязали,   прислушиваясь к вою ветра,   да поеживались,   если сказка страшная была.  Летом девушки и парни,   после работы в поле,   собирались на лугу,   пели песни,   водили хороводы,   играли в горелки да в жмурки,   в салки   -   догонялки,    да в колечко и в ручеек,   цветы собирали да плели венки.  Однажды в тихий летний вечерок и пришли к ним парни из соседней деревни.  Парни собрались было подраться,   да девушки забрали их всех,   и своих и пришлых в хоровод,   тем ссора и окончилась.  В этом-то хороводе и познакомилась Аня с Иваном.  Слово за слово,   шутка за шуткой,   да влюбился Иван не на шутку!  Домой вернулся,   спать лег,   а не спится,   все в глазах его стоит девица,   глаза ясные,   коса до пояса,   стройная да веселая,   и не скажешь,   что целый день в поле проработала.  Наутро рассказал он отцу   -   матери про девицу    -    красавицу,   просил сосватать ее за него,   да чтоб осенью на Покров свадьбу сыграть!  Осерчал на него отец.


-2-
-    Хорошо,   что красавица,   да с лица   -   то воду не пить.  А вот то,   что она из беднейшей семьи,   это плохо!  Жена должна с собой в новую семью приданое принести,   да не какое – нибудь,     а хорошее.  А откуда там возьмется приданое,   если семьи   -   то у нее всей сама да бабка старая.  Что ж нам и бабку ее к себе забирать? Как хочешь сынок,   а невесту себе другую ищи,   побогаче,   да с большою родней.
Загрустил Иван,   не ест,   не пьет,   все об Аннушке думает.  А тут еще слух прошел,   что сватают ее за сына лавочника,   что берут ее за красоту,   и приданного не спрашивают,   а значит,   будут всю жизнь попрекать бедностью,   да каждый кусок за ней учитывать.  И виноватой она всю жизнь без вины будет,   да и бабушка Надежда Васильевна одна останется.  Лавочнику она не нужна!
Совсем загоревал Иван,   и объявил отцу с матерью,   что из дому уйдет,   коли Анну в жены не получит.  Задумались отец с матерью,   и не слышали,   что стучится кто-то в дверь.  А это соседка,   солдатская вдова пришла за помощью.  Коровенка ее отвязалась да в лес ушла,   а сыскать ее хозяйка не может,   не на кого деток малых оставить.
-   Ступай,   Ванюша,   помоги корову найти,   дело-то соседское,   надо помочь!  сказала Ивану мать.  И отправился парень в лес.  Ходил   -   бродил он долго,   все корову созывал,   вышел на полянку и удивился.  Стоит  посреди полянки избушка на курьих ножках,     из под крыши,   из двери и из окна дым валит,   а старая бабка сидит на пеньке рядом чихает и кашляет.   Чихнет    -    рукой взмахнет,   что-то проворчит    -    и сразу перед ней разные чудные вещи появляются.  Чихнула бабка,   и раз тебе тут заяц весь в клеточку.  Чихнула в другой раз и заяц исчез,   а появился ухват позолоченный,   да ленточкой перевязанный,   кашлянула и рыба с крыльями и павлиньим хвостом!
Апчхи   -   хи   -   хи!  Кхе   -   кхе   -   хе   -   хе!
Подбежал к ней Иван и спрашивает    -    Пожар что ли у тебя,    бабушка?
-   Нет,   милок!  Печка дымит окаянная!  Второй день каши сварить не могу!  Тяги нету!  А ты что,   милок,   заблудился? Сейчас я тебе помогу…
-    Да погоди,   бабушка!  это я тебе помогу.  Лопата есть у тебя?     -    Есть.  А тебе на кой?
-3-
-     Да глины накопать надо,   печку тебе поправлю.   Он взял лопату,   да мешок старенький,   отошел на край поляны    -    там ковырнул,   тут попробовал   -   нашел глину,    накопал,   и притащил к избушке.
-   А ну избушка,   пусти его!      -   скомандовала бабка.
Избушка подогнула свои курьи лапы и уселась как курица.  Вошел Иван внутрь,   и начал разбирать печку.
-    Что же ты бабуся так печку запустила? Так и угореть не долго!  За печкой глаз да глаз нужен!  Хорошо,   что сейчас лето,   а коли задымила бы она у тебя зимой? Так и сгорела бы!   Переложил он кирпичи,   все поправил,   замазал,   и побелил.
-    Вот тебе,    бабушка,   пользуйся,   вари кашу!
-   Ну спасибо,     тебе,   касатик!  Вот уважил старую!  Я тебе за труды заплачу!
-   Да что ты,   бабушка? Разве я с одинокого старого человека плату возьму? Жалко мне тебя!  Тяжело одной   -   то,   а тут еще и печка!  Погоди,   немного,   я тебе колодец выкопаю,   поближе к дому.  Полегче будет!  Вот корову найду и все сделаю!
-   Какую корову?
-   Да соседкину.   У нее деток двое маленьких,   а мужа на войне убили.  Тяжело ей без коровенки   -   то будет,   коли не найду.
-   Погоди,   милок!  Погоди,   золотой мой!  А ну-ка избушка,   поднимись,   установись,   в разны стороны вертись!    Избушка со скрипом,   и постанывая,   поднялась
-    Иван чуть не упал,   на лавку сел за стол ухватился.  Изба скрипит,   поворачивается,   а старуха колдует,   принюхивается,   на пороге стоит,   по сторонам глядит,   бормочет
-    Потерялась,   растерялась,   заблудилась,   зацепилась!   Стой корова,    где стоишь,   не то к волку угодишь!  Во!  Унюхала!  Вон оттуда,   Ваня молоком пахнет,   там и ищи корову.  Недалеко она,   в лесочке,   мычит небось бедная,   чай давно недоена !    Удивился Иван.  Встал с лавочки,   поклонился бабке
-   Спасибо тебе,   бабуся!  А ты никак Баба   -   Яга?
-    А вот и не угадал,   милок!  Веди корову хозяйке.  Потом расскажу тебе,   кто я,   коли прийти не побоишься!
-   Не побоюсь!  И колодец выкопаю,   как обещал!   Он пошел в лес,   нашел корову и отвел ее в деревню.  Солдатка от радости

-4-
плачет,   в ноги кланяется,   благодарит и счастья ему желает.  А через месяц около бабкиной избы колодец появился
-    Я бабушка и поближе сделал бы,   да дом   -   то твой на месте не стоит,   то сядет,   то встанет,   а то и бродить пойдет.  Как бы не сломал колодец   -   то!
-    И не говори,    милок!  Меня и то не всегда слушается!  Да и кто я ей?     -    А разве ты не хозяйка?
-   Нет,   Ваня!  Бабой   -   ягой меня люди кличут.   А ты посмотри на меня.  Разве Яга такая? Яга в рубахе ходит,    да без пояса,   без фартука.  И волосы у ней торчат во все стороны распущенные,   и зовут ее Ягой Виевной!  А на мне платье,   да с пояском и с фартучком.  И платочек у меня завсегда беленький,   и хоть жидки мои волоса,   да заплетена коса.   И имя у меня крещеное,    Степанида Власьевна я,   и пачпорот имею,   что вольная,   не крепостная я!  Жила я в лесу с мужем,    с детками.  Муж мой лесником был.   Да попала молния в дом,   сгорели все,   одна я,   еле выжила.  Забрал меня колдун   -   Бормота,   отвел на болото,   водой болотной поливал,   ожоги мои смывал.  Наколдовал избушку,   превратил в бабку    -    старушку.  И живу я в лесу.  Бормота приходит,   колдовать учит.  Да я-то колдовство не  люблю.
-   А говорят ты детей жаришь на лопате,   да ешь?
-   Это Яга Виевна!  А ко мне хворых да слабеньких приносят,    и я их в печке прогреваю,   в ржаное тесто завернутых,   да травами людей лечу.  Родники по лесу нахожу,   расчищаю,   бревнышками обложу,   ковшик берестяной навешу,   чтобы люди отдохнуть да умыться могли,   да водички чистой попить,   да подумать немного о добром,   хорошем.  Может меньше сердиться будут,   а значит и болеть перестанут.  А деток малых есть не хочу!  Бормота велит,   а я думаю,   что если съем,   то уже никогда человеком не стану!  А вернуться к людям очень хочу,   да не знаю,   как,   никого ведь у меня не осталось,   и некуда мне возвращаться,   никому я не нужна!
-    Не горюй,    бабушка,   все уладится,   чай крестьянский труд не забыла,   а это главное,   без хлеба не останешься!  А в ступе зачем летаешь?
-   До родников иногда добираться тяжело,   не молоденькая я,   да и лопату с собой беру,   топорик,   косу,   да ножик   -   все в руках
-5-
не унесешь!  Иногда в деревню летаю,   в лавку,   куплю,   что надо,   а ступу на опушке оставляю,   заворожу,   ее и не видят.  Пару раз к кабатчику летала в большое село.  Занял он денег у моего мужа,   да не отдает никак.  Пришлось попугать.  Да мало ли куда надо!  Без ступы тяжело!
-    А зачем тебе другая ступа?
-    А ты не знаешь? Смотри!  Бабка сыплет в ступу просо и командует
-    А ну песты,   толките зерно,   каши хочу!   Взлетели два пестика и толкут.  Бабка ссыпает крупу в решето,   выходит на порог и дует на него.  Шелуха отлетает,   а старуха ссыпает чистое пшено в чугунок,   меркой померила,   воды налила и в печку.
-   Надо же,   а я думал,   что все   -   все колдовством делаешь!
-   Нет, золотенький мой.  Колдовство   -   то видно память отбивает,   много я знала,   да много забыла,   потому и не люблю колдовать,   а приходится!  Если совсем колдовать не буду,   колдун погубит,   он уж грозился!  Знаю,   что грех,   знаю,   что и гадать грех,   и никогда не гадаю.  Ну,   вот и каша готова.  Садись Ваня к столу.  Щи да каша пища наша!
Они поели,    Иван откланялся и пошел домой.  А дома родители и говорят ему,   что в этот год он жениться никак не может.  Два его старших брата еще не женаты,   а уж потом и его черед.  Таков обычай!  -Да ведь сосватают Аннушку за лавочникова сынка,   и будет она в чужом доме век горе мыкать,   с нелюбимым мужем.  Да в той семье,   где все ее будут укорять бедностью!
-   Значит судьба ее такая,    сынок!
Лег Иван спать,   а не спится ему.  Что делать? Как быть? Вот прошла неделя,   другая,   и вдруг позвали его к бабушке Надежде Васильевне.  Сидит старушка и плачет.  Два уж дня,   как ушла Аннушка в лес за грибами,   и не вернулась.  Бросился он в лес.  Искал,   искал    -    аукал.  Не отзывается девица!  А в это время колдун Бормота заманил ее на край леса,   к болоту Желтому.  Она совсем растерялась,   заблудилась и забрела в самую топь.  Бормота колдует,   насылает на нее чары,   а она бредет и не замечает,   что вода под ногами хлюпает.  Куда ни ступит девица везде топь!  Испугалась она,   оступилась и начала тонуть.  Тянет ее топь в самую глубину,   вот уже по пояс она ушла в тину,   чувствует,

-6-
что пришла ей погибель.  И вдруг вспомнила она про свой крестик,   перекрестилась
-    Спаси и сохрани меня,   Господи Иисусе!  Помоги,   мне матушка,   Богородица,   помоги Святой Николай   -   угодник!  Ухватилась руками за кустик,   за упавшую валежину,   потихоньку подтянулась,   и выбралась на сухое место!  Увидел Бормота,   что спаслась от него девушка,   осерчал и пустил в нее такое сильное заклятье,   что сам оступился и упал.  Хотел он ее в корягу превратить,   да заклятье мимо пролетело,   только в спину чуть задело ее.  И превратилась она в хилую березку.  Лапотками в землю проросла,   руки   -   веточки в небо протянула,   а среди веточек крестик,   да образок,   висят,   на ветру позванивают.  Колдун пока на ноги поднялся,   глядь,   а девицы нет!  А на березку он и внимания не обратил,   мало ли их по краям болота растет!
-    Эх,   упустил я ее!  Вишь резвая какая!  Пока на ноги встал,   ее уж и нет!  А ну-ка тучи,   закройте небо лучше,   чтоб солнца не видать,   чтоб по лесу блуждать.  Той,   что из болота ушла,   назад вернуться,   об пень споткнуться,   в трясину попасть,   утонуть,   пропасть!  Вороны-вороны,   по небу летите,   девицу сыщите,   каркайте   -   пугайте,   в болото провожайте!   Сел на пенек,    сидит и ждет.  Нет и нет Аннушки,   он плюнул со злости и пошел домой.

А в это время старая бабка находит в лесу двоих малышей.  Увидели они ее,    испугались и в рев!  А она быстренько им наколдовала по сахарному петушку,   и повела к себе в избушку. Только сделали они два шага, оглянулась бабка и пальцем поманила ступу
- За мной ступай, да не шуми! Когда подошли они к опушке леса, бабка скомандовала избушке
- На землю опустись, крыльцо резное появись!» Подошли они к избушке, а у нее и крылечко красивое, и сама она, как принарядилась. Завела бабка ребятишек в дом, на лавочку посадила  и пустила наливное яблочко по золотому блюдечку.
-   Пусть глядят подводный мир,   а я им сделаю пломбир!  Я пробовала в молодости,   повар нашей барыни сватался ко мне,    угощал.  Ох и вкусно!  яйцо у курицы возьмем и с сахаром его взобьем,   добавим сливок и агар,   потом ваниль потом пожар… Ой,   что это я? Это не надо,   пожар-то это другой рецепт,   с перцем.  Ох, и запах!  Теперь холод,   помешаем,   она делает колдовские пассы    -   Быр   - быр   -   быр,     и выкладывает на тарелку мороженое.     -   Сама бы ела,   да потолстеть боюсь,   ступа не поднимет.  Ну вот,   говорят,   колдуй!  Коровка да курочка,   сделает и дурочка!  И без колдовства.  А то все поганки да мухоморы,   надо что-то и для

-7-
души,   получайте,   малыши.  Ребятишки рассмеялись.  Едят и спрашивают,    а ты бабушка Баба яга?
-   Да!  А ты совсем не злая,   и платочек у тебя красивый.  А почему у тебя костяная нога?    -   Да упала я со сту... пенек,   нога и болит!  Ох, бедная!  говорит девочка.  Давай я тебя пожалею!   Она садится на скамеечку около бабкиных ног гладит и говорит
-   У кошки боли,   у собачки боли,   а у Бабы – Яги поскорей заживи!  Бабка и растаяла
-   Ох, ты моя ягодка!
А под нос бормочет
-    Ты глянь,   и вправду нога не болит,   надо же какое простое заклинание!  Надо запомнить!
-   А умываться надо так: Водичка,   водичка,   умой мое личико,   чтоб глазки блестели,   чтоб щечки горели,   чтоб смеялся роток и кусался зубок!  Так моя мама нас умывает,   и сама умывается,   и она самая красивая!
-   Надо же,    так просто!  Век живи,   век учись и дураком помрешь!  Сколько всего удивительного и простого есть на белом свете!  Надо и это запомнить!
-   Ну, вы посидите тут,   а я на двор схожу,   мне козочку подоить  надо.  Только она спустилась со ступенек,   отошла три шага от избушки,   а навстречу колдун.
-   Сороки трещали,   что ты двоих деток нашла?
-   Ну, нашла!
-    А съела?
-    Ну, съела!
-    Ох что   -   то врешь старая,   показывай избу.
-   Ну, пойдем!  Идет колдун,   а бабка сзади.  Поймала муху   -   Шептуху,   что-то шепнула и отпустила.  Муха
-   Шептуха влетела в окно и пищит детям
-    Скорее в сундук,   а то колдун съест.  Дети прячутся.  Колдун осматривает избу, обнюхивает углы,   подходит к сундуку
-    Открывай!
-   Сам открой ! Вишь замка нет,    сроду я его не запирала!  Он к сундуку,   а она тихонько щелк пальцами!
Тот открыл крышку,    а из сундука стайка моли,   и в разные стороны,   и в окно!  У Бормоты даже голова закружилась.
-   Ты что же старая моль развела? ворчит колдун.
-8-
-   Да это уж как водится,   завсегда в сундуках моль заводится,   коли не уследить,   лаванды не положить,   полынью не пересыпать.   А у меня все руки никак не доходят!
А моль через полянку да к лесу перелетела.  Колдун отвернулся,   а бабка дунула в окошко,    проходя мимо,   и от стайки моли отделились две штучки и уже в лесу превратились в два кленовых листочка,   подлетели к клену и на веточку прицепились.  А колдун увидел в сундуке одежонку детскую,   походил   -    поворчал,   да и ушел,   довольный.  Видно и вправду бабка детей слопала,   значит к людям уже не вернется,   а вредить им будет.  А бабка вышла  на крыльцо и начала колдовать: Поверну я времечко вспять,   и все вернется опять.  К нам гроза прилетит назад,    и на небо отправится град,   и уйдут от нас зло и ложь,   и из лужи вверх хлынет дождь,   встретит мать своих малых ребят
-    Домой бабочки пусть летят!
-   И тут же два кленовых листочка превратились в больших бабочек и полетели к деревне,   а за ними из сундука полетела и одежда детская.
-   Пусть поднимется сильный ветер,   пусть из бабочек станут дети!   И прямо около деревни превратились бабочки в мальчика и девочку.  Увидела их мать,   подбежала,   обнимает,    целует
-    Где же вы были маленькие мои? Я уж хотела людей созывать,   вас по лесу искать!
-   А мы были у бабушки  Яги,   она добрая,   нам петушков дала сахарных,   от колдуна спасла,   да на блюдечке с золотой каемочкой разных рыбок нам показала и даже рака большущего!  Повела их мать домой.  А бабка идет по двору и повторяет    -    Водичка,   водичка,   умой мое личико, . .  а икота на Якова!  Ой,   что это я старая  перепутала,   надо записать…Про икоту это вовсе другое!  Вот я ее,    икоту   -   то на колдуна переведу,   а то всю мою кашу с грибами стрескал,   теперь пусть поикает!  А детишки славные!  ОЙ! А что это Бормота говорил,   что если меня чистая душа пожалеет,   то счастье мне будет и исполнится мое самое заветное желание!  А девчоночка-то пожалела меня,   надо желание загадать! Остановилась она посреди двора,   закрыла глаза,   и что-то прошептала.
-   Ну теперь буду ждать,   когда исполнится!

-9-
А наш Иван бродил   -   бродил по лесу,   вышел на край болота,   и нашел платочек Анны и ее корзинку.  Долго стоял он у болота,   все звал ее    -    нет ответа.  Тишина.  Утонула видно девица в болоте,   сел он и заплакал.  А березка рядышком стоит,    листвою шумит,   ветками качает,   листьями осыпает.  Удивился Иван.  Ветра нет,   все деревья вокруг стоят не шелохнуться,   а она шумит!  Но что делать? Вернулся он домой,   лег спать,   а под подушку положил платочек Аннушкин.  Уснул глубоким сном,   и видит сон,   что березка это его Аня,   что листочки его осыпают,   а веточки обнимают… Вскочил он и в лес.  Долго бродил,   березку искал,   но не нашел,   и пошел на ту полянку,    где Степанида Власьевна жила.     -   Избушка   -   избушка повернись к лесу задом,   а ко мне передом!  Повернулась избушка, кряхтя и поскрипывая.  Открылась дверь,   выглянула старушка и обрадовалась.
-   А,   Ваня!  Вот счастье   -   то,    давненько ты не был,   с самой весны,   как колодец мне выкопал,   совсем забыл меня,   не приходишь,   не проведаешь!  А ну-ка избушка,   пусти его!   Избушка покачнулась,   спустила ему лесенку откидную,    поднялся по ней Иван,   зашел внутрь.
-   Что это ты такой невеселый? Аль случилось что,   касатик? Заходи,   заходи!  Умойся с дороги,    чайку попей,    посиди,   отдохни,   да все бабке расскажи.  Одна голова хорошо,   а две лучше!
-   Ох, бабушка,   не до чаев мне сейчас,   беда у меня!  Аннушка моя видно в болоте утонула.  Три дня я ее по лесу искал,   да вот что на краю Желтого болота нашел. Достал он из   -   за пазухи платочек и показал его.
-   Ох ты,   горе горькое!  Да ты погоди,    милок.  Я сей же час узнаю,   в болоте ли она? Открывает она дверь,   встает на порог и зовет: Жабы зеленые,   змеи ползучие,   вороны черные,   котик   -   Баюн!  Объявитесь,    появитесь,    ко мне скорее явитесь. ! И вот за шевелилась травка    -   ползут змеи и ужи,   шлеп   -    шлеп   -    скачут жабы и лягушки,    шумит в воздухе стая   -    слетаются вороны и прыг    -   прыг к ней в ноги большой котище с белыми,   черными и желтыми полосами.
-   Видали ли вы девицу красную,   она в лесу заблудилась,   в болото провалилась.  Утонула? Сгинула? Белый свет покинула? Зашипели змеи,   заквакали лягушки и жабы. Замяукал кот.  Бабка
-10-
слушает.  И вдруг ворон что-то каркнул,   и загалдела вся стая.  Степанида Власьевна и говорит
-    Не горюй Иванушка,   нет ее ни в одном болоте.  Не утонула она.  Тут кот   Баюн мяукнул и замурлыкал.  Бабушка к нему прислушалась и достает котел.  Налила воды,   бросила туда какие-то травы,   помешала метлой,   и говорит Ивану.
-   Вороны сказали,   что Бормота ее в болото заманил,   да выбралась она.  А Баюн говорит,   что найти ее будет трудно.  Застряла она между Желтым болотом и Черным лесом.  Иди,   смотри в котел и думай о ней,   а я колдовать буду.  Увидишь,   что чудное скажи мне! Она опустила в котел метелку и начала крутить,   от воды пошел пар,   а бабка забубнила
-    Вода волшебная,   зелье целебное,   покажите Черный лес,   Желтое болото!  Иван смотрит и видит,   что бродит по опушке медведь,   солнышко светит,   птички на ветках,   заяц под кустиком…и вдруг!
-   Бабушка,   смотри-ка странное что-то.  Листва везде желтая,   а березка стоит зеленая,   все деревья качаются,   а на ней ни один листочек не шелохнется!
-   Вот и славно!  Вот она,   твоя Аннушка!  Видно не смог ее колдун заколдовать!  Не горюй!  Помогу я тебе!  Сварю зельице,   а ты иди,   ищи Аннушку свою,   да помни!  Колдун хитер,   и если сможешь его обмануть,   сможешь и невесту свою вернуть!  Эх жалко котел занят,   да я в миске наколдую!  Хватает скорее большую миску,   наливает воды и сыплет туда всякую всячину:
- Серебро мешаю с кашей,   ртуть добавлю я потом,   калий магний и коренья размешаю с молоком,   так,   подсыплю я кунжута,   это ведь тебе не суп,   соду,   сахар и селедку,   если съест,   то будет труп!  Размешивает все птичьей лапой то в одну сторону,   то в другую.  Потом берет капельку на лапу,   нюхает и чихает.
-   Будь здорова бабушка Степанида Власьевна!  - говорит Иван,   а она ему в ответ
-   Спасибочко на добром слове!  Вот Ваня,   возьмешь капельку на  большой палец,   станешь маленьким,   в любую щелку пролезешь,   возьмешь на мизинец,   станешь большим,   да и сила у тебя будет соответственно.  Но пить это нельзя!  Умрешь сразу!  Но и убивать  тоже нельзя,   грех!  Тебе самое главное Бормоту обмануть!  А как

-11-
сообразишь сам!  На то и голова дана,   чтобы думать,   а не токмо шапку носить!
-   Спасибо,   тебе бабушка!
-   Да ты погоди благодарить-то!  Вот тебе карта.  Вот тут я,    а вот тут Желтое болото.  Потом от болота до родника тропинка есть,   только она не каждому покажется.  Родник   -   то этот чудный!  Колдун хотел из него воду брать и людям за большие деньги продавать,   да не вышло у него ничего.  Он и бочек навез больших,   и бочажину раскопал глубокую,   а родник возьми и уйди в землю!  Ох,   он и ругался!  Чуть всю бороденку себе не повыдергал!  А я ходила   -    ходила,   искала    -    искала,   и нашла!  Он,   родничок   -   то из земли ближе к оврагу пробился,   у самого края бьется в лужице живая струйка,   трепещет,   того и гляди,   засыплет ее листвой!  Я расчистила,   и пустила струйку от него в овраг.  Бревнышко положила,   туесок подвесила.  Нельзя эту воду продавать!  Можно только добрым людям помогать,   от хворобы   -    болезни нет ее полезней!  Вот этой   -   то водою и польешь свою березку.  И скажешь   -    Времечко повернись,   Аннушка моя вернись!  Да не забудь,   сначала надо Бормоту обмануть,   а потом за невестой идти,   не то не будет тебе пути,   не будет удачи,   не будет добра.  Ну вот и все.  Уходить пора.  Ладно,   ступай.  Карту спрятал? Не потеряй!
Поблагодарил Иван старушку,   и пошел на поиски.  А избушка на курьих ножках подтянула вверх ступеньки,   дверью хлопнула,   потянулась,   аж заскрипела,   встряхнулась,   словно курица и почесала лапой трубу.  Потом боком   -   боком потопала к пруду,   остановилась на краю,   подняла конек с чердачным окном к луне,   словно посмотрела,   и, дойдя до кустов, уселась,   подогнув лапы.  А между тем в доме Ивана горе.  Родители  не знают,   куда подевался Иван.  Неделя уж прошла,   а сына нету.  И парни   -   друзья ходили в лес искать его,   да не нашли,   вернулись ни с чем.  Плачет мать,   вздыхает отец.  Горюют братья да сестры.  А Иван бредет по лесу,   об пеньки спотыкается,   по карте сверяется,   устанет,   присядет,   отдохнет,   опять пойдет.  Бродил   -    бродил,   дошел до большого дома каменного.  Ни ворот, ни дверей,   как в дом зайти,   куда постучать,   чтобы открыли    -   не знает.  Думал   -   думал и вспомнил про зелье волшебное.  Макнул в него большой палец,   стал маленьким,   как муравей,   пролез в щелку между
-12-
кирпичами,   прошел через толстую стену и оказался в доме колдуна.  А тот спит себе и в ус не дует.  Встрепенулись слуги колдуна,   оса   -   Злюка,    да паук   -    Вреднюка.  Паук Ивана в сеть запеленал,   а оса никак колдуна не разбудит.  Запуталась ему в бороду и давай жужжать   -   ныть на всю спальню.
-   Вставай хозяин,   враг пришел,   без разрешенья в дом зашел!  Проснулся колдун,   отпустил осу,   взял Ивана,   поставил его на стол и говорит
-    А ну,   сказывай,   как в дом мой пробрался,   кто помог тебе из слуг,   кто продался?
-   Сам я в твой дом пролез,   никто не помогал мне.  А явился я для того,   что и сам хочу колдуном стать,   научи меня колдовать!  Я уже немного умею.  Видишь,   зелье себе сделал,   которое рост меняет,   вот макну один палец и стану большим,   а макну другой палец и стану маленьким!  Хочешь,   покажу?
-   Ну давай,   похвастайся,    что за зельице ?  Распутал его из паутины колдун,   а Иван макнул в зелье мизинец и стал большим.     -   Ух ты,   а если два раза макнуть или три раза?
-   Станешь великаном,   ну и сила твоя возрастет в три раза!     -   Подари мне это зелье,   а я тебе,   все,   что хочешь,   что твоей душе угодно,   все подарю!  А сам думает
-   Ты только зелье отдай,   а я уж с тобой быстро разделаюсь!  Отдал Иван ему пузырек и сказал
-    Макнешь мизинец,   станешь большим,   макнешь большой палец,   станешь маленьким!  Схватил Бормота пузырек и думает
-   А ведь он врет, наверное,  парень этот.  Надо большой палец макать,   чтобы большим стать,   а маленький,   чтобы маленьким!  Так всегда делают,   чтобы не путаться!   Позвал он Ивана на улицу,   чтобы зелье попробовать,   а то вдруг вырастет выше дома,   дом и рухнет.  Встали они под окном,   макнул Бормота в зелье большой палец три раза,  и стал маленьким   -   малюсеньким,  хотел колдануть что-то,  но тут подлетел к нему воробей и склевал его. Раздался хлопок,  и вместо воробья явился перед Иваном попугай. Ухватил парень попугая и сунул его в корзинку
-   Сиди здесь,  я тебя бабке Степаниде Власьевне подарю,  вот удивится-то!  Закрыл корзинку платком и пошел прочь от дома прямо в сторону Желтого болота. Недолго бродил он. Нашел свою березку,  подошел к ней,  а она листочками зашелестела,
-13-
веточками к нему потянулась,  обнял Иван тонкий ствол березовый и сказал
-   Потерпи чуток,  Аннушка,  сейчас помогу я тебе. За водичкой схожу только.  И пошел в сторону леса. Подошел к опушке,  а тропинки нету. И вот видит он,  что муравей в паутину запутался,  жалко ему стало муравья,  порвал он паутину и спас его. И вдруг слышит,  что пищит кто-то. Наклонился Иван к земле,  а муравьишка кланяется ему и говорит
-   Спасибо тебе добрый молодец! Чем я могу помочь тебе?
-   Да вот ищу я тропинку к роднику,  что в овраг бежит,  да не найду никак!
-   Ступай до того орехового куста,  там живет еж – Бродяга,  скажи ему,  что привет ему шлет муравей   -   Трудяга,  он тебе дорогу и покажет!
Иван так и сделал. Поклонился он ежику,  передал привет и попросил о помощи.
-   Ты Иванушка сорви три орешка с куста,  и брось один перед собой,  а два других по бокам. Увидишь тропку лесную,  по ней и ступай. Наберешь водицы,  назад вернешься,  орешки эти на землю около елки положи,  да белочку покличь. Как только она орешки заберет,  тропинка закроется,  тогда и иди к Желтому болоту. Все сделал Иван,    как ежик велел. Вернулся к березке,  водой ее полил и сказал
-   Времечко повернись,  Аннушка моя вернись!  Сбросила березка листочки на землю,  закачалась,  застонала,  и вдруг превратилась в девицу. Обнял ее Иванушка,  подхватил на руки и вынес с болота на сухую полянку,  и пошли они через лес. Дошли до избушки Степаниды Власьевны и сказал Иван
-   Избушка   -   избушка,    повернись к лесу задом,  ко мне передом.  Повернулась избушка,  открылась дверь и вышла на порог старая бабушка.
-   А! Здравствуй касатик! Спас свою невесту? Молодец! А Бормота   -   то куда подевался?
-   Да вот бабушка,  в корзинке он. Дал я ему зельице твое волшебное,  да не поверил он,  что я правильно ему сказал,  как пользоваться. Сам себя и обхитрил! Стал маленьким,  как жучок,  его воробей и склевал. А сам в попугая превратился. Принес я его тебе в подарок,  на память.
-14-
-   Вот спасибо,  Ванечка! Утешил старую! Ну не стойте столбами,  заходите в избу-то,  посидим,  подумаем,  как вам дальше жить. Поднялись в избушку жених с невестой,  а бабуся посадила попугая в клетку,  насыпала ему зернышек,  налила водички и говорит   -   Вот самое тебе и место-то. А то раскомандовался
-   Того съешь,  другого съешь..  А я жареную картошку с солеными огурцами люблю,  да кашу с грибами,  да клюкву с медом,  а для мяса в лесу бегает заяц   -   Косяк,    да в пруду гусь   -   Босяк,  вот и все мои разносолы.  Попугай в клетке голову наклонил,  посмотрел одним глазом и вдруг крикнул
-   Попка   -   дурак,  попка   -   дурак!
-   Совсем молодец! Сам себя не похвалишь,  никто не догадается!   Засмеялась старушка,  накрыла клетку платком,  чтоб не кричал,  да разговору не помешал. Поставила она самовар,  Аннушка помогла ей на стол накрыть. Сели они за стол,  напились чаю.
-   Вот что дети я вам скажу. Ступайте домой и ничего не бойтесь. Я,   думаю,  Ваня,    что родители твои умные люди и препятствовать вам не станут. Ну а коли беда какая,  дорогу ко мне вы знаете. Всегда рада вас видеть. Не забывайте меня,  навещайте,  хоть изредка.
Поблагодарили Иван с Аннушкой Степаниду Власьевну,  поклонились ей и пошли через лес домой! Долго шли,  устали,  и наконец пришли к дому Аннушки. Зашли внутрь,  а в домике пусто. Загоревала,  заплакала Аннушка
-   Видно не дождалась меня моя бабуля,  померла,  одна   -   одинешенька!
Вдруг раздался голос от дверей
-   Не померла Надежда Васильевна,  забрали ее в свой дом родители Ивана,  как только пропал он.
- Оглянулись они,    а это вдова солдатская с ними говорит. Обрадовались Иван с Аннушкой, и пошли к нему домой. А навстречу родители Ивана. Обнялись с сыном и его невестой на радостях,  поплакали. А на Покров свадьбу сыграли веселую. А после свадьбы,  посоветовавшись с родителями и с бабушкой Надеждой Васильевной,  пошли Ваня с Аннушкой в лес,  и уговорили Степаниду Власьевну в деревню вернуться. Сходили с ней на чудный родник,  попила она воды родниковой,  да умылась целебной водой. И сразу посветлело лицо у нее,  и забыла она все
-15-
колдовские заклинания,  и вспомнила про свое житье   -   бытье среди людей. Забрала из избушки попугая
– Не помирать же ему с голоду!  и пришла с молодыми в деревню.       На следующий день пошла она в церковь и покаялась в том,   что колдовством занималась. Отпустил ей батюшка грехи ее и стала она жить в домике Надежды Васильевны,  трудиться,  как и все простые люди,  и вернулось к ней то счастье,  которого она пожелала. А избушка ее вдруг осела на землю,  и стала простым домиком   -   заимкой. Любой путник,  заблудившийся в лесу,  мог в ней переночевать   -   отдохнуть,  печь истопить,  каши сварить. И охотники зимой часто в ней зимовали,  а уходя,  всегда оставляли охапку поленьев,  мешочек крупы,  да сушеных грибов и ягод,  чтобы передавалось добро от человека к человеку.

На том и сказке конец. А кто слушал,  молодец!


Рецензии