Соседи 8

* * *
     От родителей я знала новости о наших соседях. Новость страшную: в пьяной драке погиб Юрка из шестьдесят седьмой. Мы учились в одной школе, он закончил на год раньше, после армии отсидел два года, освободился, работал слесарем в ЖЭКе, сильно пил. Новость хорошую: тётя Аня с дядей Петей и Славиком переехали в двухкомнатную квартиру. Родители были рады за них, но скучали без друзей, ведь за полгода виделись только два раза: на новоселье зимой и на майские праздники.

      Ирина забегала по вечерам  переполненная новостями. Со  множеством подробностей рассказывала о смерти Юрки: шесть ножевых ран, пять не опасных, а шестая в область сердца. И откуда она всё это знала? Делала всяческие предположения о новой соседке, поселившейся в шестьдесят четвёртой. Ирине не давали покоя вопросы, почему не замужем эта  сорокалетняя женщина, и была ли  замужем, и есть ли у неё кто.

         О жизни Нинки из семьдесят восьмой Ира знала всё или почти всё. Во-первых, родители купили им машину (на Нинку, конечно, оформили), Витька теперь работает сутки через трое, так что в Воронеже они бывают мало, в основном в деревне, где Витька с тестем строят дом. Третий год откармливают поросят, Майя Петровна продаёт на рынке мясо, очень неплохой доход получается.

        Мои попытки сменить тему разговора ни к чему не приводили. Ира спешила высказать всё, что  знала о наших общих знакомых, и временами  мне казалось, что кое-какие подробности она на ходу, даже не осознавая этого, выдумывает и прибавляет от себя.

        Только одна из её историй заинтересовала. Оказывается, Витька никогда не видел Нинку не накрашенной. Как и многие, она красилась по утрам: брови, тени, ресницы, тональный крем. Но вечером, умывшись перед сном,  снова  наводила полный марафет и так ложилась в постель.  «Муж должен считать, что его жена красавица», - поучала Нинка Иру.
 
        - В каком же виде она встаёт по утрам? - недоумевала я.

    Оказывается, Нинка давно уже приучила себя спать только на спине и никогда не прикасаться к лицу, чтобы не испортить макияж. Я смеялась: какое самопожертвование во имя красоты!

     А если честно,  визиты Ирины были мне не совсем приятны. Я представляла, что с таким же жаром она рассказывает Нинке или кому-то другому о моей жизни: о гибели и похоронах мужа, о поминках, обсуждает моих родственников — и желание поделиться с Ирой чем-то важным  пропадало. Впрочем, она не замечала моей сдержанности: главное, что есть слушатель и можно говорить, говорить…

    Вскоре Ира перестала забегать по вечерам: поругалась с моей мамой.
    В тот раз у нас сидела пожилая соседка с пятого этажа Полина Ивановна  и рассказывала, как она летом пыталась воспитывать Нинку, у которой была отвратительная привычка — выставлять за дверь квартиры переполненное мусорное ведро. Случалось, что они всей семьёй на несколько дней уезжали в деревню, а вонючее ведро  оставляли. В нём, по словам Полины Ивановны, паслись табуны тараканов всех мастей: рыжих и чёрных, мелких и не очень. И соседка не выдержала:  выбросила мусор, вымыла ведро с хлоркой, поставила на прежнее место и стала наблюдать. Однако момента, когда Нинка вернулась и забрала своё ведро, не застала ни в этот, ни в следующий раз. В третий раз вымыв чужое ведро и встретив Нинку, поднимающуюся по лестнице с семейством, спросила, не хочет ли та сказать «спасибо», ведь люди добрые выносят за неё мусор. Нинка буквально затолкала мужа и детей в квартиру, после чего стала высказывать  Полине Ивановне  всё, что о ней думает. Та, разумеется,  в долгу не осталась.

     - Хоть бы ты, Ира, с ней поговорила, - сказала Полина Ивановна. - Ты ж её подруга, может, хоть тебя послушает.
     - Правда, правда, - поддержала мама, — свинство ведь это, неуважение к людям.
     - С какой это стати я буду вмешиваться в дела их семьи? - возмутилась Ира. - Мне, вообще-то, их ведро не мешает!
     Слово за слово, разгорелся спор. Ира заявила, что Полина Ивановна и мама лезут не в свои дела, хотят поссорить её с Нинкой, и обиженная ушла.

      Накануне своего отъезда я поднялась к Ирине.  У неё в квартире на полную громкость работал телевизор: передавали футбол, комментатор старался перекричать рёв стадиона. Ирина вышла на площадку, прикрыв за собой дверь: Николай не любил, когда заходили её подруги, отвлекали от домашних дел.  Была она какая-то жалкая: не заплаканная, не избитая, а всё равно будто побитая. Сказала, что муж пришёл выпивши: на работе что-то отмечали. На двух-трёх рюмках он остановится не может, поэтому принёс бутылку портвейна, выпил всю, свалился на диван, но пока не заснул. Убавить звук телевизора не разрешает, и Наташа учит басню на кухне, закрыв руками уши.
    - Иррра-а, ты там скоро или нет? - крикнул Николай.
    - Сейчас, сейчас, - тоненьким, фальшивым голоском пропела Ирина, и на меня как холодком подуло: она боится мужа.

     Ирина сказала, чтобы я обязательно написала, как добрались, я обещала и,  обняв подругу, поспешила домой.
 
     Как же не похожа была эта домашняя Ирина — тихонькая, в фартуке и косынке — на себя, громко, уверенно и нагло  спорившую с мамой и Полиной Ивановной неделю назад.


Рецензии
Вера, хотел ответить "долгом вежливости" на Ваш визит на мою страничку и, как при чтении других Ваших работ, застрял надолго. Даже работу над новой книгой переводов отложил. Вы - замечательная рассказчица, исповедь главной героини увлекает простотой повествования, привычным разговорным языком и душевным здоровьем молодой женщины, познающей жизнь через окружающих её людей. Ситуация житейская, очень реальная, заставившая вспомнить и мои курсантские и лейтенантские годы. В очередной раз убеждаюсь в Вашем тонком чувстве слова и знании психологии людей, такте и мудрости. Обязательно дочитаю повесть в перерывах между работой и командировками. С пожеланием успехов в жизни и творчестве,

Валерий Латынин   07.06.2019 23:03     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше мнение. Я не жду ни от кого ни ответных визитов, ни отзывов. Сама на сайте читаю много, но на большинство страниц уже не возвращаюсь. Может быть, это и не совсем хорошо, но мне не интересны авторы, плохо владеющие письменной речью (особенно раздражают элементарные речевые, грамматические ошибки, из тех, за которых и школьников ругают), не люблю вторичных, надуманных сюжетов, не люблю логических нестыковок... Да я много чего не люблю. :-)

С самыми добрыми летними пожеланиями. :-)

Вера Вестникова   08.06.2019 11:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.