Может ли в России власть быть успешной?
Даже система образования, которой мы когда то гордились, теперь стала ареной для применения различного рода криминальных схем по добыче нетрудовых доходов. Ниже мы еще раз остановимся на болевых точках в деятельности административно-управленческого аппарата города Санкт-Петербурга. А пока следует разъяснить, что при оценке успешности мы использовали суммарный интегративный показатель, в соответствие с критериями. имеющими оценочные индикаторы. Сумма оценочных показателей, деленная на количество критериев, позволит определить уровень успешности. К примеру, низкий уровень успешности исполнительной власти в семи-балльной шкале составляет от 0 до 3 баллов, средний уровень от 3,1 до 5 баллов, высокий уровень успешности от 5,1 до 7 баллов. В качестве критериев успешности использовались такие показатели, как эффективность, авторитетность, открытость, публичность, доступность, преемственность, моральность, мобильность, нонбюрократичность. компетентность,. мотивация, эмпатия Таким образом, в нашем распоряжении было12 критериев и пятьдесят восемь оценочных индикаторов по которым мы, с помощью граждан, и оценили практическую деятельность городских властей. Нет нужды подробно останавливаться на каждом критерии и описывать его оценочные индикаторы, за исключением одного, который мы вводим впервые в обиход, он называется нонбюрократичность. В нашем понимании этот новый термин характеризует способность государственного управленческого аппарата противостоять и нивелировать свою бюрократическую сущность, а также, его способность критически оценивать свою деятельность и оптимизировать ее в случае необходимости. Наиболее характерными чертами проявления бюрократических тенденций являются необоснованное расширение штатно-должностной структуры, делегирование части своих властных полномочий подчиненным, резкое увеличение документооборота, нарушение регламента рабочего времени. проявление в среде сотрудников пренебрежительного и бездушного отношения, проявление хамства, грубости, к гражданам, обращающимся к исполнительной власти, поиск предлогов для отказа, всевозможные отписки и затягивание решения проблем граждан и т.п. Государственному аппарату свойственно, как легендарной птице Феникс после очередного реформирования постепенно восстанавливать свою первоначальную численность, а зачастую и приумножать ее. Поэтому во многих странах существует система сдержек и противовесов, которая ограничивает в определенных пределах бюрократические замашки госаппарата в лице его сотрудников. А вот, на сколько эффективно, она действует, это уже другой вопрос, который ждет своего изучения.
По данным полученным в результате проведенного исследования суммарный интегративный показатель успешности составил 3,0 балла, что соответствует низкому уровню. Возникает закономерный вопрос почему? Мы не беремся рассматривать второстепенные факторы, а берем во внимание узловые проблемы, которые актуальны и для других регионов, невзирая на их различный уровень экономического развития и существенное различие по иным основаниям.
В нашей трактовке под эффективностью исполнительной власти следует понимать результативность управления, которое является следствием способностей управленческого аппарата разрабатывать качественные управленческие решения и добиваться достижения поставленных целей. В качестве оценочных индикаторов мы использовали 23 показателя. Поэтому оценочный показатель эффективности оцениваемой в семи балльной шкале будет представлять частное от деления суммы показателей на их количество. Наиболее низкие оценки, по мнению респондентов, заслуживает деятельность органов исполнительной власти в сфере управления городским жилищно-коммунальным хозяйством, в сфере здравоохранения, в сфере обеспечения безопасности граждан, в сфере противодействия коррупции, в законотворческой сфере, в сфере профилактики и противодействия наркомании среди молодежи.
Таким образом, комментируя отдельные показатели, следует отметить, что исполнительная власть сама породила те проблемы, которые сейчас волнуют горожан. К примеру. раздробив систему жилищно-коммунального хозяйства на коммерческие структуры городская власть потеряла эффективные рычаги управления этой важной отраслью. В некоторых районах, так называемые жилкомсервисы, показали свою несостоятельность в ликвидации последствий суровых зим 2009-2010 годов. Став управляющими компаниями, эти коммерческие структуры превратились в механизм по выкачиванию денег из карманов налогоплательщиков. Что касается местного здравоохранения, то в городе существуют больницы, где ремонт последний раз делался в период существования советского государства. О качестве предоставления медицинских услуг населению, вообще говорить стыдно, потому, что это самое качество упирается в экономическую состоятельность пациента, то есть если есть деньги, то будет качество, если их нет, то ни на какое качество не стоит претендовать. Оно только, для состоятельных граждан. Учитывая то, что согласно статистике, около 80% россиян являются бедными, можно утверждать, качественное медицинское обслуживание не для народа. О безопасности граждан тоже нечего сказать. Кадровая чистка и смена вывески не принесла ощутимых изменений в деятельности органов внутренних дел, обеспечивающих безопасность граждан. Никакой борьбы с коррупцией в городе не наблюдается, как считают респонденты, криминальные схемы по хищению бюджетных средств, продолжают существовать, система откатов действует четко и слажено. Цена услуг чиновнического люда продолжают устойчиво повышаться, невзирая ни на какие кризисы. Ряды активных наркоманов продолжают множиться, перекрывая их естественную убыль. Последствия могут быть плачевными не только для города, но и для страны в целом. Как один из вариантов возможного будущего описан в нашем стихотворении, которое называется «Сон».
«Сон»
Над обезлюдившей Россией,
Рассвет кровавый настает,
Пустые города и села,
Никто в них больше не живет,
Земля безмолвием объята,
Вобрала ужас бытия,
Все вдруг застыло и завяло,
Не видно даже воронья,
.Исчез, как будто не жил вовсе,
Могучий некогда народ,
И некому поднять Россию,
Заставить двигаться вперед,
.Нас всех убили беспощадно,
И не война тому виной,
Наркотики, творенье злобы,
И символ подлости людской,
Кто в руки взял свой меч кровавый?
Об этом стоит лишь гадать,
Как молодежь уничтожали,
Нельзя об этом забывать,
.Как наши дети уходили,
Туда, где нет пути назад,
Презрев родителей наказы,
Идя прямой дорогой в ад,
.Как нашу землю зачищали,
Мы были лишние на ней,
Пространство жизненное наше,
Теперь уж ждет других людей,
Такая жуткая картина,
Мне виделась во сне порой,
Проснувшись, я был рад и счастлив,
Что мой народ еще живой,
Есть время хорошо подумать,
Как нам страну не потерять,
И сделать наконец-то выбор,
Мы будем жить, иль вымирать... .
Боже храни Россию от подобных сценариев. Наша страна уже сейчас является крупнейшим потребителем дьявольской отравы. А дело все в том, что решение властей в 90-х годах о свободном обороте иностранной валюты было ошибочным. Рубль не являлся привлекательной валютой для производителей наркотиков, поэтому львиная доля наркотрафика шла транзитом через Россию в Европу и Америку. Разрешив свободное хождение в стране доллара, мы сами открыли дорогу для наркотиков, ибо отпала необходимость их переправлять в другие страны, когда рынок сбыта оказался рядом, и за те же зеленые. Государство избавилось от спекулянтов валютой, но породило еще более серьезную проблему, такую как наркомания. Сейчас, чтобы сбить остроту этого явления следовало запретить на некоторое время свободное хождение иностранной валюты. В конце. концов, выезжающий за границу может поменять рубли на валюту в той стране, куда он выезжает. Вопрос остается открытым может ли власть хотя бы ограничить свободное хождение в стране иностранной валюты или нет? Или дело зашло настолько далеко, что государство уже не в состоянии бороться с наркомафией? Мы уже не упоминаем о проблеме алкоголизма, когда уровень годового употребления алкоголя на душу населения в нашей стране давно превысил 18 литров, включая новорожденных. По данным ВОЗ (всемирной организации здравоохранения) при таком показателе нация полностью деградирует. А мы пока еще держимся, но это вопрос времени. Уже существуют достаточно пессимистические прогнозы, где в недалеком будущем великий и могучий «суперэтнос» может исчезнуть полностью, или ассимилироваться, потеряв свою самобытность.
Но вернемся, к остальным критериям успешности и их оценочным индикаторам с целью констатации факта о том, что авторитетность управленческого аппарата исполнительной власти, преемственность, моральность, мобильность, нонбюрократичность управленческих структур, мотивация и эмпатия сотрудников также находится на низком уровне.
Конечно, следует признать, что оценка деятельности системы государственного управления на региональном уровне достаточно субъективна. Некоторые факторы вообще некорректно сравнивать. К примеру, вопрос о преемственности исполнительной власти. При прежнем губернаторе городской бюджет был примерно в пять раз меньше чем сейчас, поэтому многие социальные программы не решались и даже не планировались по одной простой причине, в городской казне не было на это денег. Кроме этого, во времена существования Советского Союза партийный работник волей-неволей обязан был проводить политику партии на своем уровне. Этим достигалась преемственность. Предшественник нынешнего губернатора не был завязан на властные партийные структуры и просто решал насущные проблемы населения, на сколько, ему это удавалось. Но с другой стороны все ключевые фигуры, работавшие при прежнем руководстве, за восемь лет были полностью заменены. Свой пост сохранили единицы сумевшие доказать свою личную лояльность новому руководству. Но это уже традиция, новый руководитель всегда набирает свою команду из людей, которых лично знает и на которых может положиться, невзирая на их профессионализм. Так было при советской власти, такой же кадровый принцип существует и теперь на любом уровне государственного управления. Хотя такое положение дел объясняется чисто психологическими причинами, а не осознанной необходимостью. Ведь человек всегда более комфортно чувствует в социальном окружении близких ему людей. В качестве отступления от темы следует упомянуть, что во Франции, которую мы уже неоднократно упоминали, чувства начальника не принимаются в расчет, там госслужащие не имеют права состоять ни в какой партии. Там ставка делается на профессионализм чиновников. Основными критериями кадрового подбора сотрудников в ряде зарубежных стран является наличие специального образования, опыт работы и психологическая совместимость. Иногда обращают внимание на возраст. В Германии иной раз кандидатов на госслужбу подвергают более экзотическому испытанию. Например, они принимают участие в банальной попойке за государственный счет. Специально назначенный человек пытается усиленно споить своего подопечного. Другой человек внимательно следит за тем как ведет себя испытуемый под влиянием алкоголя. Неумение вести и контролировать свое поведение может служить отказом для претендента за замещение вакантной должности. В отдельных структурах даже используется полиграф, причем, гораздо раньше, чем стали использовать его в кадровой работе, наши правоохранительные органы. Возвращаясь к теме нашего повествования, следует пояснить, что субъективность оценок респондентов можно легко проверить вполне конкретными показателями. Например. достаточно взять телефонный справочник, к примеру за 2000-2003 год и сравнить его с телефонным справочником 2010-2011 год и мы легко убедимся, что большое количество чиновников в нем отсутствует. Если жители, какого либо дома обратятся с жалобой на качество проведенного месяц назад ремонта, то становится понятным то, что фирма, производившая этот ремонт, даже если она победила в конкурсе и выиграла право участвовать в работе за счет дешевизны своих услуг, чтобы не разориться использовала некачественные материалы и дешевую рабочую силу. Кроме этого осуществила подкуп должностных лиц, принимавших их работу. Поэтому на каждый субъективный показатель, зависящий от личности респондента можно найти вполне объективные данные, которые будут свидетельствовать о том, что гражданин, так или иначе оценивший деятельность городских властей не так уж далек от истины.
Чтобы повысить репрезентативность выборки, респондентам было предложено назвать максимальное количество человек из своего ближайшего социального окружения из числа родственников, друзей и знакомых, которые полностью разделяют мнения своих товарищей по предложенной тематике. Таким образом, общее количество горожан, мнение которых нам удалось узнать, составило 1600 человек.
Так уж получилось, что наше исследование проводилось перед грядущей сменой руководителя одного из значимых субъектов российской федерации. Следует отметить, что мы не ставили перед собой цель определения уровня популярности того, или иного руководителя регионального уровня, как это достаточно часто делается при определении рейтинга. Мы, просто сделали социальный срез в изучении мнения горожан, которые низко оценили успешность городской власти в управлении мегаполисом, так как столкнулись с этой самой властью, решая свои проблемы. И действительно, какое мнение должно быть о власти у людей, которые на протяжении двух лет обивали пороги чиновничьих кабинетов с просьбой отремонтировать крышу своего дома. Поэтому в сознании граждан столкнувшихся с чиновничьим равнодушием, и бездеятельностью, все достижения аппарата государственного управления какими бы они значимыми не были, просто нивелируются. И здесь опять срабатывает психологический фактор. Для человека ближе к сердцу решение его проблем, чем прочих. Конечно, за обезличенным понятием исполнительная власть стоят вполне конкретные люди. В нашем случае, проанализировав полученные результаты, приходится констатировать на сегодняшний день исполнительная ветвь государственной власти города Санкт-Петербурга, по мнению части горожан успешной быть не может по ряду причин, в том числе и о которых было упомянуто. Что касается успешности власти в масштабе всей России, то она никогда не была на высоком уровне, и вряд ли будет успешной в обозримом будущем. Если вспомнить слова одного из классиков, который считал, что материальную базу коммунистического общества построить несложно, а вот изменить сознание людей, и воспитать нового человека на это может понадобиться сотня лет. Нам нечего возразить в ответ и лишь стоит надеяться, что в отдаленном будущем власть имущие будут делать все для людей и может быть тогда эта самая власть станет действительно народной, то есть с человеческим лицом.
Свидетельство о публикации №219032600764