Серёга

    Очень хотелось выскочить во двор и допрыгать в классики. Играть мы начали после первой перемены, к концу уроков из десяти девчонок победителями остались двое: я и Рая Бочарова, наша отличница. Мы с ней решили, что доиграем на подготовке. Я учусь во втором классе Старооскольской школы-интернат. В эту школу мы с братом попали по совету заведующего гороно. В нашем доме, который построил дед, выйдя на пенсию, проживает 3 семьи. Но как-то так случилось, что именно нам с братом места не хватает. Поэтому детский сад круглосуточно, а потом интернат.
 "Это эксперимент, - говорит завгороно Дробышев А.М. -Н.С. Хрущёв считает, что дети должны перейти на полное государственное обеспечение, именно государство должно заботиться о подрастающем поколении, а родители обязаны работать, не покладая рук, чтобы построить новое социалистическое общество и успеть пожить при коммунизме. Интернат сейчас возглавляет Народный учитель Павел Иванович Морин. Строит свою школу по системе Макаренко А.С.Все лучшие педагогические кадры города и все средства брошены на создание этого показательного  учебного заведения, так планируется." 
   Отец наш умер от ран, полученных во время войны,  мама вернулась из Сибири вдовой в родной дом с двумя детьми. Дом пустовал. Стоило нам приехать, как тут же появились мамина сестра со своей семьёй и брат с новой женой.В доме стало тесно.Я была рада интернату: простор, собственная кровать, тумбочка и парта. В интернате строгое расписание: в 7.00 - подъём, бег вокруг общежития, зарядка на улице, завтрак, линейка, уроки, обед, прогулки, экскурсии,библиотека, музей, игры, кружки, а в 16.00 - подготовка.
 Уроки мы делали с подружками минут за 20, и нас воспитатели отпускали гулять во дворе до 19.00, в это время подготовка заканчивалась. Если шёл дождь, то мы забирались в раздевалку и читали книжки наперегонки с подругой, кто быстрее. Но сегодня день не задался, вместо нашей воспитательницы красивой модной Луизы Петровны пришла злая толстая тётка. На наш вопрос, можно ли быстро сделать уроки и пойти гулять, она, выкатив глаза, прошипела:"Нет! Сидеть будете у меня 4 урока".  При таком раскладе какой смысл спешить с домашним заданием?
  Меня посадили с Серёжкой Павловским. Впереди сидели влюблённые друг в друга Люба Степанова и Лёня Никишин. Серёжке тоже нравилась эта Люба, ребята придумали игру. Лёнька - Буратино, Серёга - Пьеро, а Люба - Мальвина. Серёга страдал, Лёнька ухаживал, а Люба воображала. Сергей заволновался, как только меня к ним посадили:
 - Кем ты будешь в нашей игре? В сказке девочек больше нет.
 - Давайте я буду сказочником, стану придумывать вам истории, а вы будете их проигрывать.
 Любе моя идея не очень понравилась, получалось, что сказочник главнее всех, а ей хотелось быть первой. Зато ребята были в восторге от моей роли. Но играли они чаще всего без меня. Я придумывала историю. Быстро делала уроки и убегала на улицу, а они сидели каждый день по три часа. И вот сегодня я оказалась в вынужденном плену.
 - Не расстраивайся ,- успокаивал Серёга, - зато ты посмотришь наши сценки.
 В классе стоял гул, это раздражало воспиталку.
  - Я придумал игру, - оживился Лёнька, - по очереди придумываем число,  каждый  прибавляет к нему любимую цифру и пишет ответ в примерах, должно получиться смешно: примеры одинаковые, а ответы разные. На последнем уроке решим правильно, у кого хоть один ответ совпадёт, тот и выиграет.
 Идея всем понравилась, и мы со смехом стали прибавлять: я -пятёрку, Лёнька - четвёрку, Серёга - двойку, а Люба - единицу, она не умела считать. За неё всё делал Лёня, она только списывала и с трудом читала по слогам.
 Над примером, где один плюс один получилось десять, мы
 расхохотались.Воспитательница взбесилась и  потребовала, чтобы я ей немедленно показала черновик.  Увидев мои каракули, она стала дико орать, жалила  меня всякими ругательными словами. Класс замер. Мне показалось, что у меня сейчас остановится сердце, так было страшно. На меня никто никогда не орал.  Вдруг кто-то громко стукнул крышкой парты.
 - Немедленно прекратите орать и извинитесь за свои непотребные слова.
 Учительница задохнулась от такой наглости второклассника. В это время открылась дверь, и на пороге появилась воспитатель соседнего класса, Валентина Ивановна с ужасом посмотрела на меня:
 -Таня, это на тебя только что так  дико орали?
 Я молча кивнула головой.
 - Вообще-то она отличница, - раздался робкий голос из класса.
 Неожиданно ребята заорали, затопали ногами в знак протеста против несправедливости. Воспиталка, не выдержав такого напора, выбежала из класса. А я стояла у доски и не могла прийти в себя. Впервые за 8 лет за меня кто-то заступился. Значит, я в этом мире не одна. У меня есть защитник. Эту информацию предстояло ещё осмыслить. Защитником оказался Сергей Павловский.
 На следующий день наша учительница Тамара Михайловна пересадила меня за другую парту на средний ряд, и я уже не встречалась с троицей. Они постоянно куда-то исчезали. А потом Сергей вообще ушёл из интерната.Несмотря на уход защитника, ощущение всемирного одиночества во мне уже исчезло навсегда.
  В третьем классе с Любой случилась неприятная история. Наша фельдшер Клавдия Степановна была с явными задатками садиста. После каникул всех детей проверяли на наличие вшей. Из глухих деревень дети привозили этих насекомых. Клавдия Степановна приказывала стричь всех наголо. Городских не трогали, так как могли прибежать родители и устроить скандал, стригли всех иногородних и деревенских. Люба была из соседнего города, поэтому попала под экзекуцию. Когда её остригли, она вдруг неизвестно куда исчезла, искали её трое суток. Наконец кто-то  выследил. Люба пряталась в бочке из-под бензина. Вытаскивали её несколько человек, она кусалась, кричала, пока не выбилась из сил. К этому времени приехали её родители, и Мальвина исчезла из нашего класса навсегда.  Почему-то никто её не запомнил, даже этого дикого случая с бочкой одноклассники  не смогли вспомнить ни на одной встрече выпускников. С Лёней мне не пришлось поговорить о его первой влюблённости. Правда,я не уверена, что мы вообще с ним общались после исчезновения Любы-Мальвины. Сергея в классе уже не было.
   После 6 класса власть в школе поменялась. Директор ушёл на пенсию. Брат мой окончил 8 классов и поступил в техникум. Мне повысили оплату за учение в 2 раза, при этом я умудрилась поссориться с кастеляншей. Как -то звёзды сошлись так, что я ушла из интерната в математическую школу.
Линейка первого сентября прошла быстро,все строем пошли в класс. А вот второго я  не в шутку переживала по дороге в новую школу. Совсем не запомнила, куда нужно идти. Сердце учащённо билось, и вдруг на порожках я услышала знакомый голос:
  - Привет! Мы с тобой опять будем учиться вместе, в одной школе, правда в разных классах, но это рядом.
 Передо мной стоял Сергей Павловский. Он придержал дверь и показал, где находится мой класс.
   Класс, в который я попала, нельзя было назвать дружным. Я сошлась почти со всеми мальчишками и девчонками, но почему-то они не были единым коллективом. Каждый был сам по себе, кто-то с кем-то дружил, кому-то завидовал, кого-то ненавидел.Была в классе пятёрка, которые между собой не дружили, но активно выступали против лидеров.
   Прошёл год. Мы стали комсомольцами, очень гордились этим. Наши оппоненты остались в пионерах, по возрасту не вышли. Галстука мне было жалко - красный цвет был очень к лицу. В интернате мы каждую весну ходили в лес за подснежниками и украшали ими 22апреля бюст Ленина. Я предложила эту традицию классу, все комсомольцы с радостью согласились. Так в нашей компании возникла традиция ходить каждую весну за подснежниками.
  Дорога в лес шла мимо Серёгиного дома , он частенько присоединялся к нам. В первый поход ребята и девчонки набрали по букету подснежников. Сергей подъехал на велосипеде и торжественно вручил мне свой букет.После этого случая сложилась ещё одна традиция, мальчишки стали дарить мне свои букеты. Девчонки завидовали, а мне казалось, что ребята это делают, чтобы не тащить самим цветы. Хотя человека 2-3 , возможно, это делали от души.
  После новогодних праздников все три класса пришли разбирать ёлку. В зале витали какие-то флюиды. Девчонки перемигивались с мальчишками, в воздухе пахло влюблённостью.
  В 6 классе я уже была влюблена в восьмиклассника, но никогда никому в этом не признавалась, это была страшная тайна.Дважды этот мальчик выручал меня, спасал в сложных ситуациях, но не в эти моменты я в него влюбилась. То была скорее почва. Цветок расцвёл, когда я неожиданно увидела его локон. Мне показалось, что это связь с каким-то иным миром. В какой-то другой жизни этот локон принадлежал моему избраннику.Признаться подругам, что я влюблена в некрасивого мальчика за локон, было стыдно, меня бы засмеяли.Но зимой в этого мальчика влюблялась вся школа, так здорово он ходил на лыжах, прыгал с трамплинов, перелетал через реку, вытворял чудеса. Этот его талант поднимал меня в собственных глазах, всё-таки парень имел не только один единственный локон, но и довольно конкретные достоинства.
   Серёжка подбежал ко мне с записками от каких-то мальчишек и, передавая, стал гипнотизировать:"Порви их, порви, не читая." Смешно, оказывается я умею читать чужие мысли.Записки тут же были разорваны в клочья. Яшка-цыган, такая кличка была у Серёги, рассмеялся и убежал.
    На следующий день, проходя мимо школы, я краем глаза увидела Сергея в обществе незнакомых девчонок. Они стояли у стадиона, где был залит каток и играла музыка. Прощаясь, Серёга наклонился и поцеловал всем руки. Этот жест, как и злополучный локон, напомнил мне о какой-то другой, забытой жизни. Мысленно я унеслась в иное пространство, что-то неуловимое произошло в воздухе, и в этот момент на плече Сергея появился человечек с крыльями и луком. Коротышка выхватил стрелу из колчана за своей спиной и выстрелил в меня.Стрела летела точно в сердце, я её видела.Неудачная попытка увернуться дала только тот результат, что стрела попала в плечо. Тело мгновенно загорелось,вариантов не было: меня заразили любовью.
 "Что ж ты такая фантазёрка, как жить дальше будешь? То ей домовые мерещатся, то человечки с луками",- возмущалась мама, когда я спросила, кто бы это мог быть? В русских сказках такой персонаж отсутствовал. О том, что это древнегреческий бог любви Эрот, я узнала уже в университете на занятиях по Античной литературе. На экзаменах мне снизили оценку за то, что я описала стрелы Амура и самого божка не так, как написано в учебнике, а как увидела на плече у Серёги.Я ничего не придумывала, рассказывала всё так, как видела. Домовой реально жил в нашем доме, почему-то ощущала его только я.
 Так я влюбилась в Серёжку. Мне эта влюблённость казалась случайной. Я полюбила парня не за внешнюю красоту или какие-то черты характера, не за его прекрасный голос. Когда он играл на гитаре и пел,как будто колокольчики звенели в его гортани. Я влюбилась, потому что какой-то человечек выстрелил в меня из лука. И опять, как о локоне,так и о стреле нельзя было рассказать никому. Засмеют. Думается мне, что религии, песни, сказки, былины придумывают не сумасшедшие, а поэты, которые видят параллельные миры и путешествуют во времени и пространстве.
  От укола стрелы я почувствовала в себе зуд творчества. Прибежала домой, открыла дневник и неожиданно для себя написала:
                Мне 16 лет. Счастливые года.
                Нет, я не поэт. Просто иногда
                Сидя дома с книжкой, вспоминаю я
                Любимого мальчишку и тогда, желая
                В сердце дрожь унять,
                Начинаю я о нём стихи писать. 
 Какие года,вообще-то годы, какая дрожь, какие стихи, откуда взялась рифма? Всё это вызвало  недоумение. Брат - другое дело, он всегда писал стихи. Мне оставалось только завидовать. Я им искренне восхищалась и даже хвасталась. В школьной стенгазете опубликовали  стихотворение брата об осени, я водила всех своих одноклассников в интернате,  чтобы они прочитали, и с восторгом говорила, что это мой брат сочинил, на что многие пожимали плечами:"Но не ты же". Я понимала, что мне так не написать. Во мне нет рифмы. И вот она родилась, взялась непонятно откуда. Меня не столько интересовал сам Серёга, сколько собственный внутренний мир, о котором я и не подозревала.
  Через моих одноклассников Сергей передал записку, в которой назначил мне свидание около клуба в 7 часов. Чем-то мне эта записка не понравилась, он вполне мог подойти и сам меня пригласить на свидание.Это незнакомым пишут записки. Я упросила подругу пойти со мной на каток. Два часа мы катались и к 7 зашли в раздевалку переобуться. Неожиданно в каморку залетела ватага пушкарских девчонок, они шумели, кричали, кого-то обещали убить. "Не оборачивайся, - шепнула мне подруга, - вдруг кто-то из них тебя знает." Я прислушалась к крику, речь шла о моём свидании с Сергеем. Парень, который передал мне записку, побежал к бывшей девчонке Серёги и  сообщил о предстоящем свидании. Разъярённые девицы собирались меня избить. Осторожно протиснувшись через разъярённую толпу, мы с подругой  задними дворами и огородами убежали домой.Не состоялось не только это моё первое свидание, в моей жизни не состоялось ни одного свидания. Всегда мешали заговоры соперниц или просто недоброжелателей.
  Слухами о чудесном голосе Яшки-цыгана земля полнилась. Я подошла к Сергею и спросила, где его можно услышать? Тогда он назначил мне свидание  на катке.Об этом предстоящем концерте узнала вся округа. Мои одноклассники, друзья, соседи собирались на этот непроизвольный концерт. Поскольку петь он собирался для меня, нужно было как-то нарядиться. Понятно, что будут  разглядывать. Но у меня было всего одно зимнее пальто, в котором я ходила и в пир, и в мир. Брат учился в геологоразведочном техникуме. Летом был на практике в Ухте. Заработав деньги, купил себе две модные куртки. Все вечера он проводил со своей девушкой у нас дома. Я вполне могла бы в его куртке сбегать на каток, а после концерта тихонько переодеться. Брат пообещал дать куртку, но ни в пять,  ни в шесть, ни в семь, ни в восемь  не пришёл. Первый раз в жизни я вспомнила об отце. Рыдая,  обвиняла его во всех грехах смертных: вот если бы он был жив, то купил бы мне куртку, и я, как человек, смогла бы пойти на первое в жизни свидание,  вместо этого я заливаюсь слезами, а Сергей поёт неизвестно для кого. За годы детства и юности я об отце вспомнила всего два раза. Первый раз, заливаясь слезами, во втором случае неожиданно для себя подумала:"Вот , папка, я  могла бы и тебя спасти". А история была такая.
  Переполненный автобус подъезжал к остановке,  пока водитель медленно разворачивался, пропуская встречные машины, я увидела дикую картину.
  На остановке сидел добродушный старик с бородой. Любовно поглаживая топор, видимо, только что купил, он укладывал его в авоську. Устроившись на лавке, дед задремал. В это время какая-то тётка бежала к остановке,а за ней семенили, переваливаясь, милиционеры. Добежав до места,баба огляделась, нашла глазами старика,  лицо её исказила  мерзкая гримаса.  Фурия стала что-то выкрикивать в лицо деду,а рукой подавала знаки милиционерам, чтобы те поторапливались. Старик встрепенулся, открыл глаза, от каких-то обидных слов  вскочил, схватил топор и ринулся на тётку. Толпа в страхе отшатнулась. Я выскочила из автобуса, выхватила у деда топор, шепнула ему: "Вы что не понимаете, что она вас специально провоцирует? Там менты бегут." Дед протрезвел, посмотрел на меня добрыми глазами:
  - Дочка, что же мне делать? Она давно хочет меня посадить, землю хотят у нас отнять.
 - Быстро в автобус.
  - А как же топор?
  - Жизнь дороже.
  - Я же на поезд опоздаю.
   -Поедете ночью, главное, чтобы не с этой гадиной вместе.
   - Спасибо, дочка, спасла меня от греха.
 Я втолкнула деда в автобус, люди уступили ему место, автобус уехал. Топор я спрятала за ограду. Когда тётка с милиционерами выскочила на остановку, там было пусто. Менты с матами набросились на бабу, которая в ужасе вращала глазами, не понимая, куда исчезла её жертва. Люди стали смеяться и аплодировать мне. Милиционеры арестовали тётку и, ничего не понимая, направились к отделению. Я , гордая собой, шла домой и думала об отце, которого у меня не было. Вот так я могла бы защитить и его, если бы он нуждался в помощи. А он взял и умер, оставив нас одних.
  Ясно, что брат не захотел дать мне куртку, поэтому повёл свою девушку в кино, пришёл поздно ночью. Самый близкий человек подвёл в такой момент, было очень обидно. Чувствовал ли брат свою вину или по каким-то другим соображениям,  он пригласил Сергея к нам домой, не посчитав нужным предупредить меня об этом. Я металась  по улицам в поисках Серёги,которого не было нигде: ни в парке, ни на катке, ни в клубе,как сквозь землю провалился. Оказалось, что в это время он пел у меня дома.  Брат записал  песни на свой магнитофон.Разбитая, уставшая пришла я к родному порогу, когда Сергей уже спускался с крыльца.
 - И совсем ты ему не нравишься, -сказал брат, - я вон забитый скромняга, но если мне приглянулась девушка, я, несмотря на свою скромность, всё равно подойду к ней. А Серёга к тебе и не собирается подходить.
 - Он стесняется, - пыталась защититься я.
 - Глупости, ты ему не интересна - вот и всё.
 Может, он был и прав, петь я не умела, рисовать тоже и очень комплексовала по этому поводу.Я всегда мечтала об одном единственном парне,чтобы сначала и до конца вместе. Одна школа, одно на двоих детство, юность вместе.Вместе выросли, выучились, построили  свою жизнь. Но эта история была не про меня. Мы, как круги на воде, не слились воедино.Кто-то обязательно вмешивался,  все свидания срывались. Стремясь друг к другу, мы неизменно оказывались в разных концах города. Как будто какая-то сила специально разделяла, разводила нас.
  Женился Серёга в 18 лет. Об этом я узнала случайно. На танцах кто-то громко обсуждал  девушку,  свадьбу. Не сразу поняла я, что речь идёт о нём. Сначала заболело сердце, застонала душа, и только потом до меня дошёл смысл разговора.
  Прибежав домой, я открыла тетрадь и записала:
                Не любил Снегурочку лучезарный Лель.
                А она красива, как январский день.
                Каждому лишь ведома красота своя.
                Не весна, а осень Пушкина влекла.
                В эту пору свадьбы на Руси играют.
                Женится любимый, сердце моё ранит.
                Ой, ветра колючие и леса густые,
                Подскажите, как мне быть,
                Где набраться силы?
                Что на свадьбу подарить,
                Чтобы помнил вечно?
                Да, не важны у меня
                вы, дела сердечные.
  Опять стихи, опять не по делу. Какой Лель? У него кличка Яшка- цыган.  Какая Снегурочка? Какая свадьба? Никто меня и не собирался приглашать. Но стих вылился, как вода из стакана.
 Прошли годы. Я окончила университет. Работала на стройке корреспондентом радио. Однажды вошла в вагон скоростного трамвая и оказалась одна среди подвыпивших мужиков. Пьяные морды смотрели на меня с вожделением, а следующая остановка только минут через 20. Стало не по себе. Неожиданно я почувствовала сзади энергию защиты. Кто-то встал за моей спиной, мужики резко отвернулись. Я постеснялась обернуться и поблагодарить спасителя, но очень хотелось посмотреть, кто это? На остановке "Автобаза" все вышли, в толпе я увидела Серёгу, он махнул рукой, улыбнулся и ушёл. Больше мы уже не встречались.
   Лет через 20  однажды на рыбалке в случайном разговоре выяснилось, что  семья, с которой мы подружились, много лет общалась с Серёгой. Что случилось, они уже вспомнить не могли, но пути- дороги их разошлись. Я вспомнила свою влюблённость,от моего рассказа неожиданно приятель пришёл в негодование:
  - Признайся, что ты это сейчас придумала. Ты не могла быть влюблена в него. Он недостоин тебя, - горячился приятель.
Дальше шёл подробный перечень недостатков Сергея. Я рассмеялась.
  - Пойми ты, история не имеет сослагательного наклонения, её нельзя переделать. Что было, то было, и Сергея нельзя снять с того пьедестала в моей жизни, на котором он оказался волею судьбы .
  Через десять лет нашего знакомства приятель умер. Я спешила к нему на отпевание, вдруг дверь в подъезде захлопнулась передо мной, как будто кто-то её специально закрыл и придерживает. Я услышала где-то далеко и одновременно рядом голос приятеля:
  - Позови Серёгу на мои похороны, всё-таки всю жизнь дружили. Поссорились по глупости. Кроме тебя позвать его некому.
 Я позвонила подруге, она жила через дорогу от Сергея, сбивчиво попыталась ей объяснить ситуацию.  Подруга ничего не поняла, никуда не пошла и слова мои не передала. Она была материалисткой, ни в какие фантазии и потусторонние разговоры не верила.
  И вот нам за 60. В конце осени мне стали сниться сны. Я бегу к Серёге на похороны, а меня не пускают. Проснувшись, я позвонила друзьям, живущим рядом с Сергеем. Мои сны у всех вызвали недоумение и усмешки. Сергей жив, здоров, никаких признаков недомогания не наблюдается. Обо мне и моих снах ему говорить никто не стал. Автобус , в который я садилась во сне, неизменно привозил меня к дому Сергея. В третьем сне мне навстречу вышел  одноклассник со словами:"Не нужно тебе туда идти. Этого человека ты не знаешь и никогда не видела. В гробу лежит сухой старик с длинной бородой, тебе совершенно незнакомый. Ты помнишь его молодым и красивым. Пусть таким он и останется в твоей памяти. Уходи отсюда". Я села в автобус и уехала. Больше Сергей мне не снился, но душа болела, страдала, а через месяц он умер. И опять во мне родился стих:

  Плачет, стонет душа,мечется в небесах.
  Что заставляет её страдать? Ужас и страх.
  Странно, тревожно, нет горя, что за волна?
  Откуда звенящая, душу рвущая струна?

  Снится мальчишка с гитарой, первой любви свет.
  Как прожил он жизнь? Не знаю. К чему кровавый рассвет?
  Жуткая тишина, трещит звонок. Такая рань...
  "Умер Серёга. Помолись за него, встань!"


Рецензии