Сталь закалилась

Незаменимой Тиань

       
        Как же я ждал этот чемпионат мира в Японии. Даже не помню, чтобы ждал так что-то спортивное. Вся эта шумиха, перекрёстная стрельба фанатов в соц. сетях, предъявы Этери Тутберидзе, Алине Загитовой, ответные выпады в сторону Жени Медведевой докатились и до меня. Плюс сторонники лома – вот ужо японки вам покажут: и Жене вашей и Алине, да и соплячкам подрастающим, пусть только сунутся во взрослые.

        Тихое болото фигурного катания взбаламутилось. Всем на радость – болельщикам, спонсорам, федерациям. Только самим девчонкам приходилось несладко, хором клялись: в соц. сети ни ногой, и все потом признавались – не удержалась я. Привыкшие к морю любви они окатывались из помойного ведра и к соревнованиям оказывались в полном душевном раздрае.

        Первыми тусу затеяли знаменитости. Двукратная чемпионка мира Женя Медведева, два года ни разу не проигрывавшая, вдруг дважды оступилась: в январе восемнадцатого – на чемпионате Европы, а через месяц проигрывает главное соревнование жизни – корейскую олимпиаду. В декабре семнадцатого я по-настоящему заболел фигурным катанием. Только женским. Потому что здесь жизнь явила всё: неожиданную интригу, расцвет, восторг и красоту. Но главное – обещана была драма, с возможным закатом звезды.

        Оба поражения – от одной девушки, постоянно бывшей на тренировочном катке рядом, но где-то там, за кадром. Хотя настораживало, что любимая тренер всё больше времени проводила там, с молодняком. И одна из малявок незаметно подросла, и в декабре семнадцатого на чемпионате России Алина Загитова впервые показала зубки, свои красивые белоснежные, да ещё острые зубки.

        И с февраля восемнадцатого начался в мире фигуристов переполох. Усиленный тем, что недоумение охватило не только фанатов проигравшей чемпионки мира, но и поклонников новоявленной олимпийской чемпионки. Уже в марте восемнадцатого Алина неожиданно проваливает произвольную программу на чемпионате мира, трижды (!) упав.

        Этот чемпионат мира провёл черту, поделив мир на до и после. На него не приехала Женя Медведева, обострившая на олимпиаде травму стопы. Лишь пятой стала Алина Загитова. Одиннадцатой – никому уже не интересная Элизабет Турсынбаева из Казахстана, так и не проявившая себя в свои восемнадцать лет. И не было ещё японки Рики Кихиры.
        Женя Медведева решила перебраться в Канаду, к знаменитому тренеру Брайану Орсеру. Что подняло температуру галдежа в сетях до кипения. Элизабет Турсынбаева отправилась по обратному маршруту – от Орсера к Тутберидзе. Чего никто не заметил.

        Обеим знаменитостям (и Жене и Алине) пришлось хлебнуть по полной: Жене первой – на этапах Гран-при осенью восемнадцатого, потом обеим – в декабре на чемпионате страны. И наконец, Алине – в январе на чемпионате Европы. Падения, падения, растерянные лица и тоска в глазах – куда же всё делось? А впереди маячил пик чемпионата мира. Время до третьей декады марта было, а уверенности – нет. Ни у кого. Зато тревожного любопытства – хоть отбавляй. И как назло – три четырнадцатилетних птенчика Этери показали всем на чемпионате страны, кто правит балом, да и три японки выигрывали всё подряд на международной арене.

        Угроза молодняка, страшная и неотвратимая, всё же откладывалась до следующего года, когда они выпархивали во взрослые (в свои будущие пятнадцать). А лицо можно было окончательно потерять уже в марте. Тем более что Жене ещё надо было как-то умудриться попасть на этот чемпионат мира. Федерация придумала форточку – в феврале на предстоящем Кубке страны. Это соревнование давно превратилось в вышку для третьего состава. Там и девицы под тридцать попадались и всякие региональщицы стремились засветиться. А тут сразу две звезды заявились: проболевшая основные старты Лиза Туктамышева, совсем уже взрослая, успевшая стать чемпионкой мира ещё в пятнадцатом году, да несчастная Женя Медведева.

        У Лизы был козырь – осенью он всех била тройным акселем. И тренер был весьма и весьма – Алексей Мишин. У него не падали. Почти. Вот этого почти, отсутствия практики и боялись в федерации. И японку Рику Кихиру тройным акселем уже не напугать, сама кого хочешь напугает.
        Софья Самодурова, другая воспитанница Мишина, победила на совсем недавнем чемпионате Европы (где Алина оказалась лишь второй). И подкрепила реноме Мишина как победителя.

        А за Женю горой стояла знаменитая Тарасова – Женя наше всё. Надо дать ей шанс. Дали.
        Обе выступили на Кубке достойно – не как чемпионки, но лучше всех остальных, кроме Алины и Софьи. Говорят, судьи на Кубке слишком высоко оценили компоненты Медведевой. Что позволило федерации поступить формально: у Медведевой на два балла больше, ей и ехать в Японию. И Лизе тоже – запасной. На что Туктамышева выдала в Твиттере: во мне убили ребёнка, наивного и во что-то верящего.
        Страсти накалялись.

        И вот Япония, чемпионат мира. В короткой программе  первой выступила Софья. Без срывов, но слабовато. Программа совсем не сложная. Следующая из наших – Медведева. С последним тактом музыки вскинуты победно руки, по-цыгански страшно блестят глаза – получите!

        Получили, но пока только третья. Впереди одна из японок, всего одна, из трёх. Две других оступились. Ведь позабыли многие, что весь сезон не стабильна была Рика Кихира. Хотя международные старты выиграла все.
        Вот и в этот раз упала на тройном акселе. Оружие не сработало.

        Зато сюрприз – впереди ещё и казашка Элизабет Турсынбаева. Кто бы мог подумать?! Скромно замечу – я мог. И падения Кихиры ожидал, и на Турсынбаеву надеялся, потому как видел её на этапах Гран-при. И видел небожительницу Этери Тутберидзе, решившую лично вывести казашку на лёд.
        Мир фигурного катания тесен. В 2012-2013 годах родившаяся в Москве Турсынбаева тренировалась у Этери. И тренер отметила природную расположенность крошечной девочки к прыжкам. Ей по силам четверной – говорила тогда Этери. Но Этери ещё была никто, а самым знаменитым – канадец Орсер. К нему тренироваться и уехала юная Элизабет. Я наблюдал за нею в последние годы. Ноги-спички, с метр ростом, личико крохотное, какое-то куцее. И постоянно она падала, каталась как на ходулях, никакой гибкости. 
        Этери прославилась, и Турсынбаева сумела осенью попасть к ней в группу. Уехала от знаменитого канадца, потому что тот всё внимание стал уделять Жене Медведевой, сбежавшей от Этери. Да и не получалось ничего. Такой вот кругооборот материи.

        Ростки перемен заметны были уже в конце восемнадцатого года. Прошло ещё несколько месяцев, и я не узнал девчонку, выкатившуюся на японский лёд в короткой программе. Пусть миниатюрная, но уже женщина. Видно было – в группе Этери к ней отнеслись бережно и с любовью. Прекрасный костюм, так подходящий Элизабет и “Лунной сонате”. Темнокрылая птица парила в серебряном луче Луны. Гибкие руки-крылья отметила даже Тарасова. Руки и лицо привлекали внимание – одухотворённые, трепетные.
        После короткой программы она третья. Отставание от японки Сакамото меньше балла.

        И последней на лёд в короткой программе вышла Алина. Она достойно молчала весь месяц до чемпионата мира, не реагируя ни на чьи реплики. Оставалось надеяться – она накатывала и накатывала свои программы, закатывая в лёд сомнения, обиду, растерянность. Довела до автоматизма. Осталось сдержать эмоции и…
        Выражения глаз выпрыгивающей на лёд Алины я не понял. Оно могло означать что угодно. Зато после первого прыжка я расслабился – выезд уверенный, а ведь взлетела высоко. Восемь человек набрали больше семидесяти гроссмейстерских баллов. Не помню чемпионатов мира такого уровня. И только одна Алина перешла за восемьдесят. Пять с лишним баллов отрыва. Очень много для прошлого года. И может не хватить сейчас. Стоит только раз упасть в произвольной. И всё развалится. Я уже не раз это наблюдал.

        От произвольной программы ожидал две напасти: Рика Кихира должна была откатать отлично, и неизвестно, что будет с Алиной. За Женю тоже переживал, хотелось, чтобы она стала призёром.

        Рика из основных претенденток выступала первой. Даже не в последней (сильнейшей) шестёрке – она пока шла седьмой. Выступила хорошо, замечательно прыгнула тройной аксель в каскаде. Ей надо было рисковать, чтобы догнать Алину, и она поторопилась – сразу после удачного каскада  пошла на ещё один тройной аксель, не набрала достаточную скорость, прыгнула с очень большим креном и… попой на лёд, её развернуло, и если бы не выброшенная рука, то приложило бы лбом о лёд. Наверняка было больно (и не одну секунду) и обидно. Этот заряд погнал её вперёд, и всё остальное она выполнила блестяще, с большими судейскими надбавками. И с падением набрала 152 балла. Очень редко кому удаётся перевалить за 150, а тут  – с падением. Охренеть.

        Лёд покрылся игрушками. Японцы извергали восторг – Рика, ты лучшая! Подумалось – если б не упала, то шансов у Алины ноль. Теперь достаточно набрать 140, но если не задастся, то будет 130. Рика ждала оценку на табло, когда показали Алину – последняя шестёрка фигуристок столпилась у льда, готовясь выскочить на разминку. Куда смотрела Алина – не знаю. Вперёд смотрела, пристально, но ждала ли она оценок главной конкурентки, или мыслями уже прыгала каскад…

        Ей предстояло выступать предпоследней. Первой же в последней шестёрке вышла Женя Медведева. На льду была прежняя Женя – дерзкая, уверенная. Ни одной ошибки. Победный взмах рукой и обмякшая, сгорбившись и поникнув, она покатила к СВОИМ. В интервью после проката она охотно делилась впечатлениями, воспоминаниями. Первый облом в Канаде – поехала к своим за бортиком, а там – чужие. Добрые, замечательные люди. Но чужие. А вот в этот раз её встречали уже СВОИ. Месяцы совместной жизни и работы под артобстрелом критики сблизили чрезвычайно. Они вместе держали оборону и готовились… всем доказать. Как же они втроём радовались, обнявшись и наслаждаясь моментом: МЫ ДОКАЗАЛИ, МЫ МОЖЕМ! Особенно Брайан Орсер, чей звёздный ученик проиграл этот чемпионат. И никого не волнует, что он проиграл, до конца не восстановившись после тяжёлой болезни. Как никого (кроме разохавшейся Тарасовой) не волнует секретная новость от Лёши Ягудина: Женя после короткой программы сильно травмировала ногу на тренировке. День её пытались поставить на ноги, до последнего не зная – выйдет ли на лёд.

        А я подумал… Сначала я подумал на последней минуте Жениной произвольной программы: а ведь в конце пошли совсем простенькие прыжки. Ведь знает же результат Кихиры. Что, слабо без падений набрать 150? Неужели решила подстраховаться? У Этери это было бы невозможно.
        А через пару минут я подумал, услышав про травму: может потому она так достойно выступила, что навалилась ещё и травма. Это ведь перебор – ещё и травма, когда стало наконец получаться. Теперь любопытно посмотреть её следующее выступление (в этом ли сезоне на командном чемпионате мира или в следующем) – произошла ли закалка её стержня? из какого она материала? закалённой стали? Вернее – наконец закалившейся.

        А что же судьи? Их решение опять будут перемалывать в сетях. Лишь чуть недодали до 150. Соблюли приличие. И на эту чуть (три десятых балла) поставили Медведеву выше Кихиры. Для нашей страны в последнее время – неслыханный подарок. А кто-то скажет – судьи уважают великих чемпионов. Другой возразит – это из-за страны нового её тренера – Канады. И совсем третий возопит: нет в мире справедливости. И вот с этим шальным третьим я и соглашусь. Поскольку нравится мне версия, по которой во Вселенной каждый вариант реализован в одном из миров. В нашем мире Медведева обошла Кихиру. В одном из Отражений – выше стоит Кихира. Надо просто принимать нашу сложившуюся реальность. Что не исключает анализы, волнения, тревоги. Для чего-то же даны нам ум и чувства.

        Последняя оставшаяся надежда Японии (Каори Сакамото) провалила программу. Кихира пока вторая, Медведева первая. Остались две воспитанницы Этери Тутберидзе – Алина Загитова и казашка Турсынбаева.

        И опять удивила команда – музыку подбирали под черноволосую, черноглазую Алину, костюм – под музыку (“Кармен” Щедрина). Сама Алина в чёрной блузке и красной юбочке с горящими чёрными глазами – настоящая Кармен. Настрой чувствовался – никакой растерянности в глазах. Теперь я видел это, глаза её обжигали, татарские скулы необычно строго подавали милое лицо. Решительная мягкость, пластичность. В неполные семнадцать – уже по-настоящему расцветшая женщина. Я даже не сразу понял, что она уже прыгнула каскад, так стремительно она уносилась. Злополучный каскад с ритбергером, если она сыпалась, то начинала с него. Раз прошла, пролетела, значит всё в порядке. 155 баллов. Победа по всем статьям.   Тринадцать баллов привезла Кихире. Теоретически два тройных акселя, будь они выполнены Рикой, могли поднять её на первое место. Но не здесь и не сейчас.

        Последний такт музыки, рука взметается к лицу, закрывает его, так хотелось разрыдаться, но удержалась, выпрямилась и покатила к ожидавшей у бортика Этери.
        Вот и кончился овал льда, можно и упасть – на распростёрших руки Этери и Дудакова, очень важного человека в команде Этери. Это он отвечает за прыжки.
        Ни один мускул не дрогнул на лице Этери. Лишь случайно в кадр попал сжатый её кулак, солидный такой кулак. Широкая кость. Железный характер. Загадочная полуулыбка. Вот с кого Леонардо писал свою Мону Лизу.

        И совсем по-другому Этери встречала с катка Турсынбаеву. Та ещё продолжала свой полёт краснокрылой стрекозки, единственной в мире прыгнувшей четверной прыжок. Под нежную музыку невесомая девятнадцатилетняя девочка порхала надо льдом, на огромной скорости. Заходя на четверной, она набрала скорость вдвое большую других претенденток.
        Этери обняла её за плечо у бортика, потом на скамейке, ожидая оценку. Таких нежностей от неё не припоминаю.
        И эта всеми забракованная стрекозка обошла на балл и Кихиру и Медведеву. Без четверного, ещё когда предречённого Тутберидзе, баллов на пьедестал не хватило бы. Два первых места у Этериных деток. Эта детка особенно дорога – первый крупный успех уже взрослой воспитанницы. И не может сдержать улыбок Этери. Прикрывает лицо ладонью, пряча их. И показывая всё. 

        Внимательный читатель наверняка уже догадался, кто главная героиня. Конечно же, Этери Георгиевна Тутберидзе. Желающие могут легко найти в интернете её биографию. И узнать про иностранные языки, музыкальную школу, трещину в позвоночнике и прибавку в росте на 22 сантиметра за три месяца, этаж для бездомных в Оклахоме, наладившуюся тренерскую работу в Штатах и отсутствие работы в родной стране…  А сейчас она самая крутая мире фигурного катания. Даже Брайан Орсер признаёт, что именно благодаря ей, её воспитанницам интерес к фигурному катанию подскочил до небес.

        Для всех она загадка, хотя многие пыжатся доказать обратное. Одно слабое место нашли и целенаправленно в него долбили – она умеет только с несмышлёнышами, девчонками с открытыми ртами, без какого-либо понимания жизни, мелкими и невесомыми.
        И вот последний результат: Турсынбаева вполне взрослая девушка. Алина Загитова – почти  (два месяца до семнадцати), стоит лишь посмотреть на её фигуру. Невесомостью уже не пахнет.
        Осталось дождаться последнего – стабильности. Девочки должны в следующем сезоне, начиная с первых осенних стартов, доказывать свой класс. Показать, что они не боятся троих вундеркиндов, которые заявятся осенью наводить шороху. Показать, что прирост в росте и весе – не главная беда. Как и появившиеся мысли, мнение.
        Показать …

        Я так хочу увидеть, что они ещё могут показать.
        А перед глазами взгляды Алины на Этери после выступления, нет-нет да глянет… И столько в каждом взгляде – я не подвела? ты мною довольна? ты в меня веришь? А сформировавшаяся грудь распирает блузку. И полыхают щёки.


Рецензии
Антоша, ты чудо. Я начала читать вчера, но поняла, не потяну эмоционально, устала. Не смотрю фигурное катание, не знаю никого по именам. До определенного момента путалась в именах, оставаясь безучастной, как будто ты сидел и смотрел, а меня звал, дергал за рукав: давай, мол, со мной. И я присела перед экраном рядом с тобой (примерно на этой фразе:"Зато сюрприз – впереди ещё и казашка Элизабет Турсынбаева. Кто бы мог подумать?! Скромно замечу – я мог".)
И что ты думаешь, было дальше? Я не смотрела на экран, я смотрела на тебя, переживающего всё происходящее, и видела то, что творилось на льду - твоими глазами. Это твой талант: делиться такими переживаниями. Впечатлена и взволнована. Спасибо тебе.

Мария Евтягина   27.03.2019 16:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.