Чекист МИ Покалюхин

 
«…Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…»
Ах, Александр Сергеевич, вы, конечно, и не думали, что в наш 21 век и классика будет подвержена «другому прочтению». И ваши идеалы, и призывы будут пониматься в новом времени и новыми людьми несколько иначе. Уже более двадцати лет редко кто  призывает беспорочно служить Отчизне, да и само слово исчезло из нашего употребления. Какое служение, кому? Империю, державу нашу, обозвали при нашем терпеливом молчании «империей зла», втоптали в грязь святое прошлое. Предали проклятию людей, «живота не щадивших» и первую атаку повели на людей. призванных защищать Отчизну, на людей бескорыстно честных - чекистов. Их обвинили в массовых репрессиях, хотя в процентном отношении они больше всех пострадали от этих репрессий. По ним в первую очередь проехало чугунное, беспощадное колесо забвения и клеветы….
Сейчас, на наших глазах, при нашем безразличии развёрнута самая настоящая информационная атака на Русскую православную церковь, патриарха Кирилла. Церковь в исторических условиях дня сегодняшнего – последняя скрепа, соединяющая Российское государство.
Ненавистникам СССР удалось разрушить «империю зла», как они с удовольствием повторяли клич из-за океана. Разве они могли оставить в покое службы, дававшие клятву защищать и защищавшие Отчизну, не щадившие себя?  Конечно, нет! Потому и оклеветали, втоптали в грязь и наше прошлое, и авторитетное в недалёком прошлом имя  чекист.
Во все времена, во всех государствах службам, призванные хранить устои государства,  не позволялось исповедовать политические пристрастия, их дело исполнять закон, не рассуждая, хорош он или плох. Это дело политиков.
Чекистов обвинили во всех грехах, в том числе и в массовых репрессиях, хотя они, а часто и их близкие, понесли самые большие потери в годы репрессий и беззакония.
Служба государственной безопасности и церковь выполняют в наши дни самую важную задачу, каждые своими методами оберегают державу,  охраняют  устои государства. Сотрудник службы не должен закон подменять « революционной целесообразностью», которую каждый понимает по своему уразумению, быть непримиримым к врагам своего народа, а священник зовёт свою паству призывом «Вся власть от Бога!» и тем самым удерживает от вооружённой борьбы с государством.
К сожалению, и в России, и в СССР эти постулаты, проверенные человечеством, часто нарушались, что приводило к кровавым, трагическим событиям. Опасно и теперь быть в тумане розовой сказки, что  теперь нет врагов у нашей Отчизны...Не потому ли развёрнута  неприкрытая атака на нашу церковь, патриарха Кирилла? Держава  сейчас без идеологии, её тоже посчитали излишней. Потому и бредём неизвестно куда, не понятно, что строим и чему поклоняемся.
При нечастых наших встречах проблемы подобные обсуждали с удивительным человеком- Михаилом Ивановичем Покалюхиным. Ещё при его жизни стали обнаруживаться трещины в монолите фундамента страны СССР.  Совсем недавно в Уварово это имя было «на слуху», хотя мы и мало знали о нём. Человек он был скромный, даже замкнутый, как и положено быть оперативным работникам. Их кредо: больше слушать и меньше говорить!
В моей памяти он остался высоким, стройным, уже не молодым, мудрым. Каждое его слово казалось отлито из стали. Был он всегда просто, но аккуратно одет, любил ходить в армейских брюках и тщательно начищенных сапогах…Уважали его в Уварово, хотя и не красовался он в разных президиумах, как некоторые с придуманными ими самими «подвигами»…
Михаил Иванович Покалюхин годы прожил в Уварово, живо интересовался его судьбой. Мы имеем полное право назвать его своим земляком, да и его могила на уваровской земле.
Родился он в 1899 году в селе Пушкино Московской области. Детские годы провёл в селе Нижние Пески Кирсановского уезда. На работу в ГубЧКа  был направлен в январе 1920 года.
Судьба свела Михаила Ивановича в единоборстве с главарём повстанцев – бандитов Антоновым в Нижнем Шибряе в июне 1922 года. Около года братьям Антоновым после разгрома их армий удавалось скрываться в подполье. Перед ГубЧКа, где Покалюхин возглавлял уже отделение, была поставлена задача, в кратчайшие сроки задержать, при  вооружённом сопротивлении уничтожить Антоновых.
Оперативная группа для операции была сформирована из числа бывших повстанцев, добровольно перешедших на сторону советской власти. Стоило большого оперативного мастерства ,быть тонкими психологами, чтобы убедить их принять участие в опасной операции не только для них, но и их родственников. В случае утечки информации они были бы уничтожены остатками банды.
В группу входили также сотрудники Губотдела ГПУ и начальник районной милиции. Подготовка велась в условиях строжайшей конспирации. В сводках губернского руководства говорилось, что бандиты продвигаются мелкими группами, перебрасываясь в Воронежскую, Саратовскую губернии и обратно в Тамбовскую, сея кровь, слёзы и разрушения. Из глубокого подполья от Антоновых доходили злобные сообщения и угрозы советской власти: »Достаточно мне поднести спичку, и кругом всё вновь загорится»…
По данным одного из оперативных источников бандиты прибыли в село Н.Шибряй.
Руководитель оперативной группы Покалюхин решил действовать немедленно. Для обеспечения операции был привлечён начальник Уваровской милиции Кунаков С.М.  Замаскировавшись под плотников с топорами и пилами, ищущих работу, 14 июля 1922 года прибыли в Н. Шибряй. Вечером дом, где находились братья Антоновы, был окружён. На предложение сдаться, бандиты открыли огонь. Оперативники дом подожгли и братья Антоновы, при бегстве в ближайший лес, были убиты…
О результатах операции Михаил Иванович Покалюхин лично докладывал Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому.
29 июня газета «Правда» сообщила:»Тамбов. 24 июня после двухчасовой перестрелки сотрудников Тамбовского отдела ГПУ с известным руководителем эсеровского движения АнтоновымА.С. и его братом Дмитрием оба бандиты убиты. Крестьяне села Нижнеширяево (ошибочно названо село Нижний Шибряй) горячо приветствовали сотрудников ГПУ, убивших Антоновых»
К слову сказать, в разных источниках называются разные даты начала операции по уничтожению Антоновых – 14 и 24 июня…
После уничтожения главарей мятежных бандформирований на Тамбрвщине Покалюхин принимал участие в разгроме бандитских шаек бывших белогвардейцев в Сибири и на Кавказе. Работал в Москве, Ростове, Новороссийске,  Казани. За исключительное мужество и умелые чекистские действия дважды награждался именным оружием, орденом Красного Знамени, (высший орден  того времени в Советской России, орден Ленина был учреждён в апреле 1930 года), удостоен звания «Почётный работник ВЧК-ОГПУ».
Во время работы в Москве встречался с Дзержинским, очень тепло отзывался об Артузове, Дерибасе, Пиляре (помощниках и заместителях Дзержинского),считал, что «возникновение  ВЧК в своё время для защиты революции было определено временем в силу необходимости, когда чистый и честный Дзержинский словно магнит собирал вокруг себя чистых, честных и талантливых людей и, кроме того, создал особое «силовое поле» справедливости и непримиримости к врагам».
Весной 1937 года Михаил Иванович был направлен на работу начальником отдела в Управление НКВД по Кировской области.
В первой волне массового террора за «контрреволюционные преступления» в 1934-39 годах были осуждены 21800 чекистов, в их числе и мозговой центр Лубянки – Артур Артузов, Ян Ольский, Станислав Мессинг, Андрей Фёдоров, Владимир Стырне.
В органы НКВД попали и всячески выдвигались карьеристы, случайные беспринципные люди, готовые выполнять любую грязную работу.
Михаил Иванович Покалюхин начал неоднократно высказывать сомнения и непонимание приёмов ложного обвинения и физического уничтожения людей.
Михаил Иванович направляет рапорт в Москву о несогласии с методами применения физического насилия при получении ложных показаний и фальсификации дел врагов народа. Нарком НКВД получил справку о неблагонадёжности капитана Покалюхина М.И.. На первой странице документа нарком поставил резолюцию «Арестовать. Ежов, 22.07.»
25 июля 1938 года Покалюхина взяли под стражу, предъявили стандартное для того времени обвинение «в участии в антисоветской организации правых, по заданию которых проводил активную антисоветскую агитацию».
Унижения, издевательства, бесчисленные доследования протянулись до марта 1941 года. В итоге заключение Особого совещания НКВД СССР гласило:»Покалюхина Михаила Ивановича за антисоветскую деятельность заключить в ИТЛ сроком на 5 лет…»
Чекиста продержали в лагерях до 25 декабря 1946 года, а в 1949 году он без всяких обвинений был сослан на поселение в Красноярский край, откуда вернулся в родные края лишь в 1955 году. Покалюхин был реабилитирован, получил звание подполковника.
Умер Михаил Иванович Покалюхин в августе 1973 года.
На бюро Уваровского Горкома КПСС долго обсуждали, где и как похоронить его, решили на свободной площадке городского кладбища, отдельно от всех. Тут же и проект мемориала обсудили: в граните и мраморе могила, асфальтированные дорожки, ели высадить и освещение электрическое.
Одним словом, «хотели как лучше…»
Мало что было сделано по придуманному в спешке  проекту: надгробие стандартное, да ограждение цепями. Теперь она оказалась в окружении могил не ухоженных, не посещаемых родственниками захоронений,  умерших в Доме ветеранов…
Прошли ещё около двух десятков лет и ко мне обратились  сотрудники Управления КГБ по Тамбовской области с просьбой помочь найти могилу «Почётного чекиста» Покалюхина и они мало, что сделали.
Вот так Отчизна сберегает память своего сына, отдавшего всего самого себя служению ему!...
В моей памяти Михаил Иванович остался честным, преданным Родине, справедливым и мудрым человеком. Редким человеком!
Наши встречи с Михаилом Ивановичем не были частыми, но каждая была памятной.
Помню, как то он рассказывал, что отбывать «наказание» он должен был в рудниках на Магадане. Условия были чрезвычайно тяжёлые.
Потребовалось отремонтировать развалившуюся обувку, зашёл в лагерную мастерскую и с удивлением встретил бывшего антоновца, приговорённого к расстрелу. Свела судьба. Но злости друг на друга не таили, судьба поровняла. Бывший антоновец помог ему перейти на работу в мастерскую, где условия были несравненно лучше. Может быть потому и выжил, вспоминал Михаил Иванович…
Уварово может гордиться, что несколько лет рядом с нами жил удивительный человек.
Теперь другие времена, другие кумиры возводятся на постаменты, не в почёте чекисты: советская власть их уничтожала физически, в наши дни – добивают морально ложью и фальсификацией.
А я думаю, если бы чекистам двадцатых годов двадцатого века удалось во время разоблачить авантюриста Антонова и предать его суду, сколько бы тысячей жизней удалось сохранить!
Нужная, суровая и не благодарная   работа чекистов!  Всегда и во все времена необходимая!
            Август 2012 года., апрель 2014 года                .
               
      ( По материалам книги «Честь – защищать Отечество».Органы государственной безопасности Тамбовщины 90 летняя история


Рецензии