Спасена! Мопассан

Маркиза де Ранндон влетела в комнату, как пуля влетает в стекло, и начала хохотать так же сильно, как и месяц назад, когда она объявила своей подруге, что наставила рога  мужу, чтобы отомстить ему за измену, только из-за этого и только один раз, так как он действительно был слишком глуп и ревнив.
Баронесса де Гранжери отложила книгу, которую читала, и с любопытством воззрилась на Аннетту, тоже начав смеяться.
Наконец, она спросила:
- Что ты ещё натворила?
- О!… Дорогая… дорогая… Это так смешно… так смешно… представь себе… я спасена!… спасена!… спасена!
- Как это?
- Да, спасена!
- От чего?
- От моего мужа, дорогуша! Освобождена! Я свободна, свободна!
- Как так?
- Как? Развод! Да, развод! Я получаю развод!
- Ты развелась?
- Да нет же, ещё нет, глупышка! За 3 часа не разводятся! Но у меня есть доказательства… доказательства его измены… застали с поличным… подумай только!… с поличным!… Я получу развод!
- О! Расскажи! Значит, он тебе изменил?
- Да… то есть, нет… да и нет… Я не знаю, как сказать. Но у меня есть доказательства, и это – единственное, что имеет значение.
- Как же ты их получила?
- Как получила?… Вот так! О, я была сильной, я держалась. В последние 3 месяца он стал невыносимо груб. Я сказала себе: “Это не может так больше продолжаться, я должна развестись! Но как?” Это нелёгкое дело. Я попыталась вынудить его избить меня. Он не поддался. Он притеснял меня целыми днями, заставлял уходить из дома, когда я не хотела, и оставаться дома, когда я хотела поужинать в городе, он сделал мою жизнь невыносимой, но он меня не бил.
Тогда я попыталась выяснить, есть ли у него любовница. Да, она у него была, но он предпринимал тысячу предосторожностей, когда ходил к ней. Их нельзя было поймать вместе. Угадай, что я сделала тогда?
- Не знаю.
- О, ты никогда не догадаешься! Я попросила брата добыть мне фотографию этой женщины.
- Любовницы твоего мужа?
- Да. Мне это обошлось в 15 луидоров. Вечерний сеанс стоит именно столько, с 19.00 до полуночи, включая ужин – 3 луидора в час. Он сфотографировал её на свидании с ним.
- Мне кажется, он смог бы это сделать, используя какую-нибудь хитрую уловку, без того, чтобы… чтобы… получить в своё владение сам оригинал.
- О, она красавица! Жаку понравилось моё поручение. К тому же, мне нужны были физические подробности о ней: о её росте, весе, оттенке кожи и т.д.
- Я что-то не понимаю.
- Сейчас поймёшь. Когда я выяснила всё, что хотела знать о ней, я отправилась к одному… как бы это сказать… поверенному… ты понимаешь… к поверенному, который занимается делами разного рода… к одному из тех людей… ты понимаешь.
- Да, примерно. И что ты ему сказала?
- Я сказала ему, показав фотографию Клариссы (её зовут Кларисса): “Сударь, мне нужна горничная с такой внешностью. Я хочу, чтобы она была элегантной, миловидной и опрятной. Я заплачу ей, сколько следует. Если мне это будет стоить 10000 франков, тем хуже. Она потребуется мне только на 3 месяца”.
У него был очень удивлённый вид. Он спросил: “Мадам желает, чтобы у неё была безупречная репутация?”
Я покраснела и пролепетала: “Да, она должна быть порядочной”.
Он спросил: “А что касается её нравственности?” Я не осмелилась ответить. Я сделала отрицательный жест головой. Внезапно я поняла, что в его душу закралось ужасное подозрение, и воскликнула: “О, нет, сударь!… это для моего мужа… который мне изменяет… в городе… и я хочу… Я хочу, чтобы он изменял мне у меня дома… вы понимаете… чтобы поймать его...”
Тогда он рассмеялся. Я поняла по его взгляду, что он отдал мне должное. Я готова была поспорить, что он сейчас пожмёт мне руку.
Он сказал: “Мне понадобится неделя. Я отвечаю за успех. Вы заплатите мне только в случае удачного исхода. Значит, эта фотография изображает любовницу вашего мужа?”
- Да, сударь.
- Красавица, хотя и худышка. А какие духи?
Я не поняла и переспросила.
Он улыбнулся: “Да, мадам, духи необходимы для того, чтобы соблазнить мужчину. Они дают ему неощутимые напоминания, которые ведут к действию. Духи неуловимо действуют на мозг, беспокоят и возбуждают, напроминая о былых радостях. Хорошо было бы ещё знать, что ваш супруг обычно ел, когда ужинал с этой дамой. Вы могли бы подать ему те же самые блюда в тот вечер, когда вы его схватите. О, мы его возьмём, мадам, мы его возьмём.”
Я ушла в прекрасном настроении. Мне попался по-настоящему умный человек.
Через 3 дня ко мне пришла высокая темноволосая девушка, очень красивая, со скромным и, в то же время, смелым видом – своеобразным видом шлюхи. Мы отлично поладили. Сначала я звала её “мадемуазель”, но она сказала: “Мадам может называть меня просто Розой”. Мы начали беседовать.
- Роза, вы знаете, зачем вы здесь?
- Без сомнения, мадам.
- И вас это… не смущает?
- О, мадам, это уже мой 8-й развод. Я привыкла к таким вещам.
- Прекрасно. Сколько времени вам потребуется?
- Это зависит от темперамента господина, мадам. Когда я увижу его на протяжении 5 минут один на один, я смогу точно ответить на ваш вопрос.
- Вы увидите его очень скоро, девочка моя. Предупреждаю, он некрасив.
- Ничего, мадам. Мне приходилось разводить настоящих уродов. Но я хотела бы спросить мадам, выяснили ли вы вопрос о духах.
- Да, моя девочка, это вербена.
- Тем лучше, мадам, я очень люблю этот запах. Возможно, мадам сможет сказать, носит ли любовница вашего мужа шёлковое бельё?
- Нет, моя девочка. Батистовое с кружевами.
- О, тогда это изысканная дама. Шёлковое бельё уже стало приедаться.
- Это правда.
- А теперь, мадам, я к вашим услугам.
И она занялась моим туалетом с такой сноровкой, словно занималась этим всю жизнь.
Через час вернулся мой муж. Роза даже не взглянула на него, но уж он-то на неё взглянул. Он неё сильно пахло вербеной. Через 5 минут она вышла.
Он немедленно спросил меня.
- Кто эта девица?
- Моя новая горничная.
- Где ты её нашла?
- Мне её одолжила баронесса де Гранжери с тысячей рекомендаций.
- А! Она хорошенькая.
- Вы находите?
- Да… Для горничной.
Я была в восторге. Я поняла, что он клюнул.
В тот же вечер Роза сказала мне:
- Теперь я могу обещать, мадам, что это займёт не больше 2 недель. Господин очень падок.
- Вы уже попытались?
- Нет, мадам, но это видно с первого взгляда. Он уже хотел меня обнять, проходя мимо.
- Он ничего вам не сказал?
- Нет, мадам, только спросил моё имя… Чтобы услышать звук моего голоса.
- Очень хорошо, Роза. Действуйте как можно скорее.
Через неделю мой муж уже почти не выходил из дома. Я видела, как он каждый вечер рыщет по комнатам, и – что было особенно важно для меня – он прекратил запрещать мне уходить. Я уходила из дома надолго, чтобы… чтобы предоставить ему свободу.
На девятый день, когда Роза раздевала меня, она сказала со скромным видом: -
- Дело сдвинулось с мёртвой точки сегодня утром, мадам.
Я была слегка удивлена и смущена – не самим фактом, а тем, как она сказала об этом. Я пролепетала: “И… и… всё хорошо прошло?
- Очень хорошо. Он нажимал на меня уже 3 дня, но я не хотела спешить. Мадам скажет мне день, когда она захочет застать господина с поличным.
- Да, моя девочка… Пусть это будет четверг.
- Договорились, мадам. Я ничего не позволю господину до тех пор, чтобы подогреть его пыл.
- Вы уверены, что вам всё удастся?
- Да, мадам. Я разожгу страсть в господине именно в тот час, когда мне прикажет мадам.
- Пусть это будет 5 часов.
- Договорились, мадам. А в каком месте?
- В моей спальне.
- Пусть будет так.
Тогда, моя дорогая, ты понимаешь, что я сделала. Я позвала папу, маму, дядю и г-на Рапле - судью, друга моего мужа. Я не предупредила их о том, что я собираюсь им показать. Я попросила их подойти к двери моей спальни на цыпочках. Я ждала точно до 5 часов… О, как билось моё сердце! Я попросила также консьержа подняться, чтобы у меня было одним свидетелем больше. А затем, когда часы начали бить… я распахнула дверь… и там было такое зрелище!… О, моя дорогая, какое у него было лицо!… Если бы ты видела! Он обернулся… Он выглядел так смешно, что я расхохоталась. Мой отец рассердился и хотел побить его. А консьерж помогал одеваться… перед нами… перед нами… Он застёгивал его подтяжки… какая шутка! Что же касается Розы, она была само совершенство… она плакала… очень правдоподобно. Это не девушка, а клад… Если тебе понадобятся услуги такого рода, не забудь о ней!
А я пришла к тебе – немедленно, чтобы рассказать обо всём. Я свободна. Да здравствует развод!”
И она начала танцевать по комнате, тогда как баронесса задумчиво и обиженно сказала:
- Почему ты не позвала меня посмотреть на это?

22 декабря 1885
(Переведено 27 марта 2019 года)


Рецензии