Саади Ширази

Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази (ок. 1181—1291) — персидско-таджикский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма.



Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками.


Лишь тот в совете — солнце, в битвах — лев,
Кто разумом смирять умеет гнев.



Кто вечно разжигать вражду людскую любит,
Того в конце концов его ж огонь погубит.


Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаю я пока
Ты слова не сказал.


В дерево, которое не даёт плодов, никто не бросает камни.



Царя, что людям зла не причиняет,
Творец земли и неба охраняет.


Из всех даров мира остается только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого.

Царь — дерево, а подданные — корни.
Чем крепче корни, тем ветвям просторней.
Не утесняй ни в чем народ простой.
Народ обидев, вырвешь корень свой


Мужество — не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество — в том, чтобы владеть собой и быть справедливым.



Был в школу царевич отправлен для выучки встарь.
В оправе серебряной доску вручил ему царь.
И золотом с краю отец начертал для юнца:
«Угрозы учителя лучше, чем нежность отца»


Высшее из творений, очевидно, человек, а низшее – собака. Но мудрецы единодушно утверждают, что благодарная собака лучше неблагодарного человека.


Если драгоценный камень упадет в грязь, он сохранит свою ценность, а если пыль поднимется к небесам, она по-прежнему останется ничтожной. Жаль, когда способности пропадают без поддержки, но пагубна поддержка неспособного.


Спросили мудреца, кто счастлив и что такое несчастье? «Счастлив, кто посеял и воспользовался жатвой, – отвечал он. – Несчастлив, кто умер и оставил все, что накопил».


Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт.


Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона.


Живущий духом – доблестью сияет.
Живущий телом – доблесть убивает.



Но если нужно, как булатный меч,
Язык мой может жизнь врага пресечь.


В безводной пустыне и жемчуг и ракушка
Кажутся ценностью равной, единой.
Не все ли равно им, дороги не знающим,
Кисет у них с золотом или же с глиной!



Все племя Адамово — тело одно,
Из праха единого сотворено.

Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетание впасть.

Над горем людским ты не плакал вовек,—
Так скажут ли люди, что ты человек?




Человек выше животного способностью речи, но он ниже его, если делает недолжное употребление из нее.


Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку.


Разумный властитель всегда терпелив,
И гнева умеет сдержать он прилив.


Если мудрецу среди невоспитанных людей не удастся сказать слова, не удивляйся: звук лютни не слышен во время грохота барабана, а аромат амбры пропадает от вони чеснока.



Не о конях, ристалищах и славе,
Скажу о мудрости и добром нраве.
Враг твой – в тебе; он в существо твоем,
Зачем другого числишь ты врагом?
Кто победит себя в борьбе упрямой,
Тот благородней Сама и Рустама.
Не бей в бою по головам людей,
Свой дух животный обуздать сумей.
Ты правь собой, как Джам смятенным миром.
Пусть будет разум у тебя вазиром.
В том царство хор несдержанных страстей
Сравню с толпой вельмож и богачей.
Краса державы – мудрость и смиренье,
Разбойники – порывы вожделенья.
Где милость шаха злые обретут,
Там мудрецы покоя не найдут.
Ведь алчность, зависть низкая и злоба,
Как в жилах кровь, в тебе живут до гроба.
Коль в силу эти вес враги войдут,
Они восстанут, власть твою сметут.
Но страсть, как дикий зверь в плену, смирится,
Когда могуча разума десница.
Ведь вор ночной из города бежит,
Где стража ночи бодрая не спит.
Царь, что злодеев покарать не может,
Своей державой управлять не может.
Но полно говорить, ведь все равно,
Что я сказал, до нас говорено.
Держи смиренно ноги под полою,
И ты коснешься неба головою.
Эй, мудрый, лучше ты молчи всегда,
Чтоб не спросили много в день Суда.
А тот, кто тайну подлинную знает,
Слова, как жемчуг, изредка роняет.
Ведь в многословье праздном смысла нет,
Молчащий внемлет мудрого совет.
Болтун, который лишь собою дышит,
В самозабвенье никого не слышит.
Слов необдуманных не изрекай,
В беседе речь других не прерывай.
Тот, кто хранит молчанье в шумных спорах,
Мудрее болтунов, на слово скорых.
Речь – высший дар; и, мудрость возлюбя,
Ты глупым словом не убей себя.
Немногословный избежит позора;
Крупица амбры лучше кучи сора.
Невежд болтливых, о мудрец, беги,
Для избранного мысли сбереги.
Сто стрел пустил плохой стрелок, все мимо;
Пусти одну, но в цель неуклонимо.
Не знает тот, кто клевету плетет,
Что клевета потом его убьет.
Ты не злословь, злословия не слушай!
Ведь говорят, что и у стен есть уши.
Ты сердце, словно крепость, утверди
И зорко за воротами следи.
Мудрец закрытым держит рот, он знает,
Что и свеча от языка сгорает.



Если твой дом опустел,
А в закромах осталось всего два хлеба,
Продай один, а на вырученные деньги
Купи гиацинты и накорми свою душу.



Говори с людьми в соответствии с их разумом.


С тем, кто свои заблужденья возвел в правоту,
Лучше не спорь, нелегко исцелить слепоту.
Сердце такого подобно кривому зерцалу:
Все исказит и в ничто превратит красоту.



С чем сравнить язык в устах человека? Это ключ сокровищницы; когда дверь заперта, никто не может знать, что там: драгоценные ли камни или только ненужный хлам?


Ты от зверей отличен слова даром -
Но лучше зверь, коль ты болтаешь даром.


Рецензии
Замечательные Жемчужины слова - Дары Сердца!

Говорят, что Саади при встрече целовал лишь только в грудь! ....

Георгий Радуга   28.03.2019 00:46     Заявить о нарушении