Время, постой!

         Мурманск встретил дождём и снегом... Шикин, капитан, сопровождающий, построил по два и мы двинулись вверх, мимо барака-станции, поднялись по трапу на Шмидта(потом узнали) и двинулись влево. По пути увидели  монумент "Жертвам Антанты" и двуэтажный дом-ресторан. Свернули влево и вышли к переезду. Шли мимо управления порта, проходной подплава и наконец - решётчатые ворота УВСГ. Оставили шмотки в Красном уголке и срочно спустились на пирс(был полный отлив), где стоял отопитель - старый буксир. Там была, для нас столовка - обедо-ужин и сухой паёк на утро. Шикин ушёл в управление - барак на сваях, над заливом и явился со списком, назвал фамилии...
- А вам, не повезлол, ваши суда в рейсе. Ждите. В ожидающих окзались семь юнг - я с ними. Жорка Хайт забрал сидор и лопату, ушёл следом за счастливчиками. А, с утроа, нас усадили на рейсовый катер и отправил в посёлок Дровяное, что ближе к Коле, на противоположной стороне залива. Там, у причалов СРМ 1227, стояли в ремонте два буксира - МБ-72, типа "Звёздочка" и МБ-93, типа "Рюрик". Надо же чем-то занять бездельников...
Мне достался  девяносто третий. Так как я был худющий, то меня утрамбовали в котёл, на поверхность топки. В руках шкрябка и специальный молоток, для оббивки накипи. Семь дней, вылазая для пары перекуров и на обед-ужин - долбил и шкрябал, пока третий механик, проверил и одобрил работу.
- Всё, Миша, молодец, теперь промываем котел, убираем грязь и ставим горловины на место. Прокладки учили изготовлять?
- Конечно.
- Тогда и карты в руки. Лента в коптёрке, токарь покажет и поможет.
Лента оказалась шире паза на полтора сантимнтра. Я хорошо помнил, что в таком случае, обрезанную часть, лучше ставить наружу, она больше поддается растяжке, при изгибе. Так и сделал. Подогнали, смазали графитом, чтоб не прилипала к пазам. Установили нижнюю, по меткам, обжали.
- Открывай клапан, для заполнения котла водой - приказал третий механик.
Заполнили средний уровень.
- Закрывай верхнюю горловину..
Установили.
- Разжигай топку.
Разожгли, сначала дрова, когда нагорели угли, добавили каменного угля, включили поддув... Когда почистили топки и подбросили свежего уголька - пошёл первый пар. Поджали горловины и  вахту принял котельный машинист, по судовому расписанию...
- Евгеньевич, а почему ваша донка чавкает, иной раз дёргается? Парораспределение?
- Хрен её знает, тут уже спецы всю подноготную перевернули, не поймешь.... - Так на ней работать нельзя, тем более в море...
- Везде рапорты лежатт, прислали инжектор, а дело, ни с места..
- Трубы есть?
- И фланцы есть...
- Так, пока в ремонте, нужно поставить инжектор.
- Трубопроводчики заняты...их всего торое...
- Так давай...сами установим, на прихватки, а уж докончат спецы?
И как ни странно, подогнали за пару дней, прихватили  "по месту" сваркой. осталось снять, проварить, опресовать и установить на место, параллельную систему инжектора.
Ругаю себя, что не настоял на окончании сразу. Пока возились с  главной машиной, пока помогали слесарям шабрить золотники и выбирать зазоры в подшипниках...
Пришёл срочный приказ: "К утру быть под парами", потом дополнение - "В  Лиинохамари, сорвался с чалок лихтер и вольно плавает по заливу, где мели и камни... Выйти на помощь в 03.00"
Пришлось вызывать лоцмана - старого капитана, такой поднялся туман - зги, не видать, а впереди, посреди залива скальная банка и у торгового порта вечное движение - перестановки судов, под погрузку-выгрузку, буксиры, катера, как в любои порту. Ревел Мишуков маяк, сиренили рудовозы на бочках. Так как двух кочегаров, не хватало, взяли нас, хоть и  с натяжкой, потому, что не прошли практики, трехмесячной, но когда припрёт, приходится выбирать из того, что есть... Лоцман отвалил, как только стали появляться первые проблески в тумане, на траверзе топливного причала. Было четыре утра. Я сдал вахту и ушёл в душевую..., потом пили чай, со стармехом, Капитан тоже должен был смениться, но в заливе, при такой погоде... Перекурив, отправился в кубрик, залез на второй этаж, только положил голову на подушку и отключился... Четыре часа... Подём и на подвахту. Лешка сказал, что донка временами "срывается". Мы шли Могильнрым проливом, мимо Кильдина, поднималась качка... Заступавший котельный машинист имел сине-зелёный вид, стоял вцепившись в поручни... "этот ляжет" - пронеслось в голове, только мы выгребли из-за мыса, в море, как Иван упал на поёлы и начал рыгать. Мы подхватили его, под руки иы вывели в коридор, на свежий воздух, но еогда тот увидел волны накатывающиеся, в скулу буксира - упал в обморок. Отхаживали нашатырём, отвели в кубрик и на вахту. Оказалось, что качка и меня достаёт, по своему, я постоянно хотел кушать. Желудок, не переносил жирного и капусты, в любом блюде, но это = после... А теперь, ришлось поднимать Лёёшку. Я стоял у котла, "держал пар", а тот дежурил у донки, следил за её конвульсиями. Стармех тоже нервничал, три кочегара - новички, один уже в ауте, а волна наступала всё грозней и круче... И вот он, почти открытый всем ветрам, рейд Иоконги, тут вообще была такая толчея, не поймёшь откуда и куда хлестнёт следующая волнище. Пришлось задраить всё до мостика... Проскочили, уже темнело... Громадину баржи-лихтера, заметили у  левой обсушки. Капитан вздохнул, с облегчением...
- Там грунт, камней нету... В прилив снимем. Ещё пару часов... Правда будет полночь...

Подошли с подветренной стороны, удачно вытащили швартовочный конец, из воды, развернулись. набросили гашу на гак и малым ходом на глубину.. Лихтер послушно разворачивался, оказавшись сразу, за кормой и вдруг стал. Резко и надолго...
- Придется попотеть - выдавил капитан...сел на перо руля. Большой прилив, только завтра ночью. Как, Иваныч, машина?
Машина норма, донка ни к чёрту...- Что прикажешь делать? Надо будет "полный" А?
- Знаю, виноват... Михаил настаивал...подключить инжектор... Всё, не до того было...
- Не нужно было в море выходить, что теперь?
- Пойду...будем решать.
- Миша, ты говорил, что магистраль для инжектора, подведена "на живую"?
- Говорил, Иваныч...и заварил швы ночью... только не испытаны...
- Шестнадцать в котле...попробуем? Крайняя необходимость...
- Попробуем. Лёща неси инжектор! Я сейчас трубы принесу. За час справились, открыли воду, когда давление сравнялось, с покзанием на манометре, появилась тоненькая струйка горячей воды.
- Закрывай!
Разобрали участок трубы, нашли меловую метку... свищ был почти незаметен глазу...
- На всякий случай можно и так оставить...
- нет...дайте мне пол часа, попробую завалцевать, будет надёжнее..
- Ну пробуй - сказал стармех и вышел покурить.
 Пришлось керном расширить каверну, потом уплотнить металл. и последнее, что выручило, нашёл кусочек свинца, скатал дробинку, забил каверну и керном окернил по окружности, потом кончиком молотка осадил кромку...  Опробовали, течи не было.

     Без десяти полночи начали выкатывать якорь. Только окончили и  лихтер дал подвижку!
- Помалу, машина, до полного! - приказал капитан. Пар был на марке, машина продута, перевели кулису и машина завертелась, набирая обороты. Лихтер шёл следом, как бычок на верёвочке.. Поставили к причалу, закрепили концы, усилили дополнительным и доложили, что  задание выполнено. Получили приказ: "Вернуться в Кольский залив, в тыльную часть острова Сальный, стать на бочку".Вернулись, стали на бочку, а в  залив заходило белое судно, кода оно сравнялось с Сальным, я прочёл "Нарва". "Так вот он какой красавец танкер!"
Иваныч, куривший у обреза, кивнул:
- Твой, гляжу, а жаль и тут бы пригодился...      27.03.19


Рецензии