А ты соблюдаешь пост?

А  ТЫ  СОБЛЮДАЕШЬ  ПОСТ ?

Все мы, наверное, много раз слышали такой вопрос в свой адрес, а, возможно, и сами задавали. При этом, если этот вопрос задавали нам, то мы отвечали либо «да», либо «нет», если же этот вопрос мы задавали другим, то другие отвечали либо «да», либо «нет». Скажу к слову, что сейчас как-раз идёт именно такой пост, где есть «да» или «нет», и этот пост самый значительный, после него предстоит встречать День Воскресения, который по ошибке назван «еврейской пасхой». Но сейчас как-бы не об этом.
***
Меня больше интересует тот момент, когда мы, воздерживаясь от мяса, колбасы, окорока и шашлыка, при этом говорим другим, что «соблюдаем пост». Но что значит «соблюдать пост»? Пост – это время для раздумий о духовных предметах, когда разум не тяготится ничем земным, а устремлён ко всему возвышенному. В это время нужно думать о цитатах из Евангелия, о глубинах теологии, о случаях из жизни святых. При этом, естественно, мы все ходим на работу, и, в какой-то мере, погружаемся в повседневную суету. Но это погружение должно быть как можно меньше, только по мере необходимости. Держать свой ум возвышенно – это сложная задача, и поэтому мы через силу читаем духовные книги, заходит в Интэрнет, общаемся с атэистами и прочими людьми, с которыми можно поговорить о чём-то возвышенном. При этом, чаще всего, приходится воздерживаться от походов в гости и случайных встреч на улице. Так как у обычного человека в голове много повседневной суеты и прочих земных вещей, на которые он повлиять никак не может, зато готов в них погрузиться чуть более, чем с головой. Но главным способом уйти от суеты является молитва. Иисус говорил: бесы изгоняются постом и молитвой. Имелось ввиду, конечно же, изгнание бесов, но бесы, в какой-то мере, имеют доступ ко всем нам, и поэтому, чтобы не подвергаться их влиянию, нужно соблюдать пост. То есть, единственное, что требуется – удалиться от суеты, и держать свой ум возвышенно. Всё житейское, что есть вокруг, должно восприниматься с полным вниманием, но без придания ему значимости. Ничего другого более не требуется. Молитва – это всего лишь метод удержания сознания в высших сферах, это инструмент, причём наиболее эффективный.
***
Что касается пищевых запретов, то они – всего лишь средство усилить молитву. Они далеко не на 1-м месте. Но, выполняя пищевые запреты, мы почему-то говорим: «я соблюдаю пост». Но, как я уже говорил, пост – это держание ума в Боге, каким же образом можно «соблюдать пост», регулируя своё питание? Питание – это средство усилить молитву. А молитва – это средство усилить внимание. Таким образом, питание – это средство средства. Соблюдая пищевые запреты, мы можем и сильно приблизиться к Богу, и совсем не приблизиться. Зависит это от многого. И, если мы говорим, что ограничивая питание, мы «соблюдаем пост», то мы говорим ложь. Я бы сказал при этом, что это не просто ложь, а такой вид лжи, который превращает возможность в реальность. То есть, говоря, что мы соблюдаем пост, мы можем и выразить правду, но можем и не отразить её. Создаётся впечатление, что не едя мясо, мы уже соблюли пост на 101%. В то же время, что характерно, соблюдение поста не есть «соблюдение» как таковое. Это примерно то же, что «выполнение заповеди». Некоторые говорят: «я выполнил заповедь». Но заповедь – это не действие, а направление, в котором надо работать. Ни одну заповедь выполнить нельзя, так как это не то, что можно «раз-и-сделать». Заповедь – это направление, в котором надо работать всю жизнь, её можно выполнить либо на 1%, либо на 99%, либо ещё в любом проценте. Причём не «выполнить», а развить себя в направлении заповеди. Точно также ни один человек не может сказать, что он соблюдал пост, он может сказать: «во время поста я развивал себя в этом направлении».
***
Возникает вопрос: если нельзя говорить «я соблюдаю пост», и нельзя спрашивать об этом других, то как будет правильнее говорить? Ответ – прост, спроси: «а ты воздерживался от мяса?». Это будет более правильно, и скромно. Точно также, если нас спросят: «а ты соблюдаешь пост?» - можно ответить: «не могу сказать, соблюдаю или нет, но от мяса пока что воздерживаюсь». Это будет более верно. Проблема в том, что мы настолько погружены в повседневную суету, что не замечаем того, что говорим. Мы не вдумываемся, потому что разум прикован к предметам земным. Я не сторонник всеобщего молчания, чтобы люди, верящие во Христа не общались между собой и не включали интэрнет. Наоборот, чтобы изгнать из головы суету, нужно больше обсуждать духовные предметы. Везде, где только возможно: на улице, на работе, на лестничной клетке, в социальных сетях. И тогда это будет воплощением идеи поста, то есть, развитием в направлении погружения своего ума в предметы духовности. И, к сожалению, далеко не все со мной согласятся. Они скажут, что наиболее верный путь – это молчание. Но молчать можно о разном. И, чаще всего, выходит так, что молчащий погружён в мыслях во всё земное, и не может оторваться от земных мыслей. Но, если он встретит на улице другого христианина, и тот заговорит о чём-то духовном, то произойдёт взлёт мыслей, примерно как взлетает самолёт. Люди, верящие во Христа, чаще всего, не общаются между собой, как я заметил. Почему – я не знаю, возможно, они думают, что настолько заняты, что нет и минуты на разговор. Но, что касается занятости, то, как мне кажется, это миф. Приходя на службу в храм, я встречаю различных людей возле храма, и вижу, что им всем не до меня, они погружены в какие-то сверхсложные проблемы, причём много лет. Другие просто здороваются, но всем видом дают понять, что к диалогу не готовы. Почему люди такие? – Я не знаю, я точно не такой, и никогда им не был. Это загадка, над которой, должно быть, психологи будут гадать ещё ни одно столетие….

28.03.19


Рецензии