это бог, а не женщина!

 
Такую высокую оценку  Антонине Пирожковой ( жене Бабеля) дал Чечулин, ставший  главным архитектором   Москвы  после   войны, оценив ее вклад,  как   профессионала –проектировщика первых очередей метрополитена Москвы, Ленинграда и Тбилиси. Любопытно,что для Ленинграда были использованы две станции колонного типа, как столичная «Павелецкая». И  в северной столице появились подобные  станции «Технологический институт»  и   «Политехнический музей».   А во время   ВОВ  Пирожкова  3  года проектировала    железнодорожные   тоннели   в  Абхазии по заказу  Метропроекта.
 Ответственный заказ – три  тоннеля   Ткварчельской   дороги для перевозки угля –тоже  поручен был ей. Старая подвесная дорога на канатах уже не справлялась с объемом перевозки. Надо было построить  эти тоннели  для одноколейной дороги нормальной колеи. Строить их будет  потом Метрострой, имевший опыт  на аналогичной   трассе   Гагры –Сухуми .  Незнакомые места :  горы,  реки, мосты с обвисшими канатами, шатающиеся при проходе.
 Мне довелось в советское время  быть  в   командировке в  городах Ткварчели , Очамчири, где работали горняки.  Сохранились старые фотографии канатных дорог. Для  нас  -это была экзотика , для горняков –нелегкая работа. Груженые углем вагонетки шли одна за другой в одну сторону. Пустые –по другому канату  навстречу. И совсем не просто было проскочить под  этими канатами,  когда за твоей спиной гремят груженые вагонетки.
   Кроме того, на  Кавказе приходилось сталкиваться со спецификой  менталитета ,  живущих  здесь и   работающих  .Моя  задача – столичного  корреспондента   была  гораздо  проще :  написать статьи в журнал «Здоровье» о том,  как   медицина помогает горнякам. И то,  все  оказалось  совсем  не  простым.   По абхазским   местам    меня   сопровождали    медработники   из   Тбилиси, что  сковывало   мою  самостоятельность. Я как бы постоянно находилась под  неусыпным  вниманием. И это порой  выглядело смехотворно.
Помню полупустую гостиницу  в Очамчирском районе. Облака  спускались на  балкон моего  одноместного  номера на третьем этаже. Вокруг горы. Изумительная природа. Цветут рододендроны. Тут хорошо отдыхать, а  надо работать. Вечером меня посещает врач  из  грузинской  делегации,   сопровождающей меня по Абхазии,хотя  в лечении я не нуждаюсь.  И это понимает  гость, захватившей  вместо таблеток бутылку  шампанского  и коробку конфет.  Я  обратила его внимание на мою  усталость и желание отдохнуть. Но он как-то пропустил это мимо ушей. Разговор не о чём   меня   утомил, от шампанского и конфет я категорически отказалась.
 И тогда он вынужден был признаться., что   кавказские   коллеги «прикомандировали» его проследить за мной и , наверно,   заодно проверить моральные устои  «москвички». Они не знали о том, что  много лет я жила  на  Кавказе. И законы поведения женщин и мужчин впитала  от  родных и близких  на всю жизнь. Словом,  его  визит закончился тем, что мне пришлось обратиться  к   администрации  гостиницы и попросить отдельный   номер для  гостя,  чтобы ему и мне было удобно   отдохнуть до утра. Мой жест был по достоинству оценен. И вся  делегация  после    визита  « гостя » прониклась ко мне большим уважением.  Это,  так сказать, маленькое отступление. Чтобы лучше понять,  как  сложно  женщине  одной   работать   на   Кавказе.
…      А   Антонину Николаевну  беспокоили серьезные вопросы!  Как ни боролась  советская власть против всякого предпринимательства, в Абхазии существовали   уже   в  те годы ростки частного бизнеса.  Пирожковой  сообщили,  что   в   Сухуми  есть человек, владеющий   большим   автобусом, на  котором он  возит  пассажиров от Сухуми  до  Сочи  и обратно. Существовали также  частные артели строителей, которые брались  делать небольшие мосты на дорогах .  После окончания работы  прораб получал у заказчика деньги и тут же , у моста раздавал их рабочим. У него не было никакой ведомости, он не заставлял рабочих расписываться. В  общем,. никакой бухгалтерии. Было полное доверие   друг к  другу, и все оставались довольны, так как зарабатывали  гораздо  больше,  чем  рабочие   на    госслужбе.   Невольно возникает сравнение с  нынешним временем, когда поменялся строй.  Но  даже  это  не смогло   порушить   некоторые   традиции. И они легко перекочевали   с   Кавказа  в  Москву, где   нашли   для   себя весьма   благоприятную   почву. Отсюда взятки и коррупция стали  вполне привычны  и для большой столицы!    А тогда ?
  Пирожкова столкнулась  с крупной  артелью, которая разрабатывала  выемки    и   делала насыпи на железной дороге.  Эта артель  и  приступила  к   работе на  ткварчельском   тоннеле.   

«  ДАРВИН»!    Предупрежу заранее:  это название   не  имеет  никакого  отношения  к   науке. ..
 А вот к артели – прямое!
Частная  артель   хотела  побыстрей  справиться с  заказом  и   побольше получить за него. И  качество  было не самым важным  для   нее. Главное -уговорить  геологов  принять  работу по   
повышенным расценкам  при помощи «дарвин» ( дарового   вина)  .  Вот   главная   задача! Предотвратить  это  помогла  Пирожкова  ее бригада.   Метростроевцы  жили в  общежитии. Питались в рабочей столовой со скудным меню. Здесь  лишь  однажды их  угостили  «фирменным блюдом», которое было  крупно   обозначено в объявлении  как  « Вермишел».
 Итак,   «Дарвин» и «Вермишел»  имеют  некоторое отношение  к менталитету  кавказцев. Но нельзя обойти  и  такой эпизод,   как   «Белокурый грузин» и  «серебряный портсигар».
  Пирожкова  воскресными днями отправлялась из  Зестафани в Новый Афон на поезде. К морю.
И вот однажды ее попутчиком  в  двухместном  купе  оказался  белокурый грузин. Понятно,  какие мысли  поначалу  роились   в   голове  Антонины  Николаевны…Галантный мужчина уступил ей свое нижнее место и в  4 утра покинул вагон  .
   Утром   проводник  разбудил Пирожкову. Не подумайте   плохое… Оказалось, что грузин ночью уронил с верхней полки  серебряный   портсигар, и не хотел   потревожить пассажирку,
который уступил  своё  нижнее место.  И   попросил  проводника поискать  утром  дорогой портсигар, когда пассажирка проснется. Такая изысканная вежливость  запоминается надолго.
 И это тоже  черта кавказского менталитета…

Думаю,  к этой теме можно возвращаться бесконечно !  Что я и делаю, делясь  воспоминаниями об Абхазии, еще раньше   опубликовав  свои  документальные  рассказы «Бабуля» и « Узники сталинской дачи».


Рецензии
Какие маленькие эпизодики жизни, но как они характеризуют людей, и как долго остаются в нашей памяти! Эмма, у Вас зоркий глаз, тонкий вкус и отличный слух!
С уважением и теплом,

Алексей Прохожаев   30.03.2019 11:15     Заявить о нарушении
Алексей, спасибо за высокую оценку! В мои 86 -это трудно достигается, чтобы глаза видели, голова "думала" и хоть немного "ходили ноги". Берегите себя. Творчество помогает жить. Спасибо за теплые слова!Жду всегда Вас на своей страничке...
С уважением.

Эмма Гусева   04.04.2019 03:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.