Санкт-Петербург Часть вторая

          Этим летом я спросила внучку: «Женечка! Поедем опять на море?».

          Она задумчиво ответила: «А я хочу в Санкт-Петербург. Там красиво».

          Ну что ж, слово внучки для меня закон. После последнего посещения Питера прошло 24 года. Нужно налаживать старые связи, поскольку останавливаться в гостинице для меня дорого. Нужен телефон Ирины. Он сохранился в старой записной книжке. Только вот сейчас все пользуются сотовыми телефонами. Остался ли домашний телефон? Набрала, трубку взял Ирин сын Максим. Представилась и попросила к телефону Ирину Васильевну.

          - Позвоните попозже, сейчас её нет дома.

          Вечером дозвонилась.

          - Ирина! Привет! Приютишь на недельку меня с внучкой? Хочу показать ей Санкт-Петербург.

          - О чём ты говоришь. Приезжай.

          В начале августа сели в полупустой вагон поезда Воронеж – Санкт- Петербург. Утром в 11 часов приехали на Московский вокзал. Давненько я здесь не была, сразу как-то и не сориентировалась. Вышли на площадь Восстания. Обошли её кругом и вот она улица Восстания. За 5 минут дошли до пересечения её с улицей Жуковского, налево вторая арка - двор Ириного дома. Раньше во двор можно было свободно пройти. Теперь вход преграждали чугунные литые ворота. Позвонила, вышла Ира, открыла нам и сказала код, для открытия ворот. Двор-колодец не изменился, только деревья подросли, да под ними появились симпатичные лавочки.

          Теперь бывшая коммунальная трёхкомнатная квартира на первом этаже стала собственностью Ириной семьи. Муж Иры - математик практически не изменился. А вот сына Максима я не узнала совсем. Мне он запомнился худеньким мальчишкой, который гулял с моим Андрюшкой во дворе. Теперь передо мной стоял высокий красивый мужчина. Под жильё нам определили отдельную комнату. Когда-то, я помню, там жила Сидоровна, пожилая ленинградка–блокадница. Отношения Ирины с Сидоровной были напряжённые. Как-то, разозлившись на мелкие гадости старушки, моя подруга сказала: «Сидоровна, ты в блокаду, наверное, покойников ела?». Та спокойно ответила: «Если бы тебе пришлось в блокаду быть, то и ты бы ела».

          И раньше, и сейчас в квартире жили кошки. Кроме любви к этим созданиям, была ещё необходимость их содержать. Как рассказал мне Виктор, на первых этажах ленинградских домов бегали крысы. Я читала, что в запасниках Эрмитажа этих хвостатых тварей было много. Они портили экспонаты, поэтому туда запустили отряд кошек.

          Оставив вещи и перекусив, по настоянию Ирины, мы решили  приступить к осмотру города. Виктор с Максимом советовали нам купить билеты в экскурсионный автобус. Но я это предложение отвергла и сказала, что для начала мы прогуляемся пешком по Невскому проспекту, благо он начинается рядышком, как и улица Восстания от площади Восстания.

          Погода была великолепная, солнце, немного жарковато. Женечка всё время восхищалась зданиями Невского проспекта: высокие стройные. А я обращала её внимание на лепнину под окнами. На каждом этаже она разная.

          Как-то неожиданно для нас, проспект пересекла река Фонтанка. Потянуло свежим ветерком. Открылся голубой простор реки, по которой скользили экскурсионные речные трамвайчики, прогулочные катера. На Аничковом мосту через Фонтанку 4 скульптуры клодтовских коней. Внучка просто застыла от восхищения, достала планшет и стала фотографировать необыкновенной красоты скульптуры атлетов, усмиряющих коней. На другой стороне Аничкова моста Женя  сняла ещё красивый угловой дом в красных тонах с кариатидами.

          Минуя Гостиный двор, подошли к Казанскому собору. Вход свободный. т.к. это действующий храм. Отдохнули в его прохладе. Мне не понравилось, что колоннада собора была окутана сеткой, и невозможно было, как раньше, побродить между колоннами.

          Что-то мы уже устали.

          - Сейчас Женечка дойдём до Александринского театра, купим мороженое и посидим, отдохнём в скверике.

          Но не тут-то было. По Невскому проспекту готовились совершить пробег мотоциклисты с флагами. Они сгрудились справа и слева от сквера, сам сквер был закрыт. Пришлось, мороженое есть стоя.

          Прошлись ещё немного по направлению к Дворцовой площади. И вдруг читаем: «Музей шоколада» и «Музей восковых фигур». Не сговариваясь, направились в музей восковых фигур. Купили билеты и вошли в прохладный вестибюль. Я протягиваю билеты контролёру, а он и не реагирует на мои действия. До меня дошло, что это восковая фигура. А на вид обычный пенсионер в костюме с бейджиком «Контролёр» на груди. Сидит, свесив руки. На голове редкие волосики, зачёсанные на лысину. Очень правдоподобно. В 6-ти небольших комнатах размещались восковые фигуры представителей династии Романовых. Фигуры выглядят как живые в нарядной одежде. Больше всего нам понравилась фигура Екатерины II-ой. В Амстердаме я видела музей восковых фигур мадам Тюссо, но абсолютно не было времени зайти в него.

          Немного отдохнув на банкетке в вестибюле музея, пошли дальше. Как же я обрадовалась, когда на другой стороне проспекта открылась панорама Дворцовой площади с ангелом на Александрийском столпе.

          - А вот и Эрмитаж, - воскликнула Женя.

          Сегодня мы не собирались посетить его. Присели на скамеечку в тени на лавочке, съели мороженое.

          - Ну что, поедем уже домой, - спросила я.

          - А что там за мост впереди? - поинтересовалась внучка.

          - Дворцовый мост, если перейти через него, то окажемся на Васильевском острове. На сегодня, наверное, хватит. Нужно как следует отдохнуть.

          - Нет, давай пойдём, посмотрим, как там.

          Пришлось перейти мост. Посмотрели Ростральные колонны, в тени деревьев немного отдохнули, спустились к воде, у которой находился небольшой пляж. В 1994 году, когда я была тут с дочкой, стояла жара, и люди купались в Неве.

          Всё, дальше идти не было никаких сил. Перешли к остановке на другую сторону дороги к зданию Биржи (раньше в ней находился Военно-Морской музей), сели в троллейбус. Через 30 минут, набрав код дворовых ворот, уже звонили в Ирину квартиру.

          По поводу нашего приезда, в нашей комнате был накрыт праздничный стол.

          Все остальные дни для своих трапез мы посещали «Пирожковую» у метро «Площадь восстания». Она была нам по пути. Кроме различных пирожков и пирогов там был неплохой выбор первых и вторых блюд. Внучка на первое брала себе бульон, либо суп-лапшу. Я стабильно ела холодный свекольник со сметаной.

          На следующий день поехали смотреть Исаакиевский собор. Вообще, каждый день, выходя на улицы Санкт-Петербурга, меня не покидало ощущение праздника. В этот день с утра накрапывал дождик. Сели в троллейбус и доехали до остановки «Адмиралтейская». От неё два шага до Исаакиевского собора. В кассе купили льготные билеты. На колоннаду решили не подниматься. Женечка не захотела. Да и мне уже как-то тяжеловато. Очень хотела показать внучке маятник Фуко в соборе, но его там не оказалось. Спросили у дежурного экскурсовода, почему его нет. Он сказал, что в 1986 году маятник убрали в подвал Исаакиевского собора в связи с неисправностью подвесного механизма. Сегодня маятник Фуко хранится в запасниках музея. Ни к какой экскурсии мы не примкнули, просто посидели в прохладе собора, полюбовались интерьером. Я и сама не люблю экскурсии, предпочитаю потом почитать информацию об интересующем меня объекте. Конечно, Жене я сказала, что архитектором Исаакия был Огюст Монферран и строился собор 40 лет.

          Выйдя из собора, пошли в сквер возле Адмиралтейства. Там мы хорошо погуляли, посмотрели памятник Пржевальскому, стоящему напротив входа в Адмиралтейство. Многие петербуржцы считают, что он очень похож на Сталина. Действительно смахивает.

          Как-то неожиданно перед нами возник Медный всадник на Сенатской площади рядом с Невой. Я, когда смотрю на него, то у меня просто перехватывает дыхание. Памятник стоит, как на каменной волне. Конечно, Женечка сфотографировалась возле него. Задними копытами конь попирает змею.

          - Зачем здесь змея? - спросила Женя.

          - Её специально здесь разместили, т.к. она является дополнительной опорой, и памятник от этого более устойчив. А так все думают, что под копытами коня поверженный враг.

          На этом программа второго Санкт-Петербургского дня закончилась. Немного прошли вдоль берега Невы. Потом сели на троллейбус и вышли на своей остановке «Площадь Восстания».

          Куда же пойти завтра? Хочется в Эрмитаж, но в понедельник он выходной. Ну что, придётся посетить Зоологический музей. Мне совсем не хочется смотреть на чучела животных и засохшие растения. Тем более что я была в нём раза три. Но Женя хочет посмотреть музей.

          Утром, позавтракав, подъехали к Дворцовой площади, перешли Дворцовый мост и вот мы у музея. Встали в небольшую очередь, и вскоре были уже в музее. Внучка внимательно рассматривала витрины, а я перемещалась с лавки на лавку вдоль стены зала. Духота в зале стояла невыносимая, мозги просто плавились.

          В конце зала, как глоток живительного воздуха было открыто окно, люди жадно вдыхали свежий воздух, подышали и мы.

          Хотели уже уходить, и тут я вспомнила, что на третьем этаже очень хорошая выставка насекомых. Особенно хороши бабочки: огромные нежно голубые, розовые. Посмотрели с удовольствием.

          После Зоологического музея никуда больше идти не хотелось, погуляли по улицам и поехали домой. Завтра насыщенный день, посещение Эрмитажа.

          Наутро встали пораньше, позавтракали в нашей пирожковой и быстрее на Невский, чтобы подъехать на троллейбусе к Дворцовой площади. На остановке стояли, стояли, но весь транспорт куда-то сворачивал. Наконец, кто-то сказал:

          - Да по проспекту скоро будет эстафета спортсменов-бегунов. Не стойте.

          Вот не везёт, то заезд мотоциклистов, то эстафета. Что делать? Вернулись к станции метро «Площадь Восстания» и доехали до станции «Адмиралтейская». А оттуда 5 минут до Дворцовой площади.

          Уже подходя к площади, мы увидели очередь, начинающуюся от Александрийского столпа до ворот, ведущих во двор Эрмитажа. Далее через весь двор очередь вела к билетным кассам и входу в музей.

          Попробовали пристроиться к иностранцам, дошли до входа, но нам сказали, что очередь для льготников та, которая от Александрийского столпа.

          Что делать? В конце двора подошли к очереди. Мне приглянулся интеллигентный с виду паренёк в очках, читающий книгу.

          - Молодой человек, мы тут пристроимся рядом с вами, - тихо проговорила я.

          - Не знаю, не знаю, - окинув нас взглядом, произнёс он.

          Я решила, что он дал нам добро. До середины двора мы прошли за полтора часа. Молодому человеку, видимо, надоело стоять, и он сказал нам:

          - Ну, Вы стойте, а я погуляю. И, может быть, вернусь.

          Юноша ушёл, и тут, сзади раздался злобный шепот:

          - А Вы тут не стояли, не стояли.

          Обернувшись, я увидела довольно полную даму в красном. Я не стала ей возражать и виновато тихо сказала:

          - Дама, Вы совершенно правы. Да я тут не стояла. Но у меня завтра поезд домой в Воронеж. Я сама несколько раз была в Эрмитаже, но внучка очень хочет побывать там, и другой возможности у нас не будет.

          С женщиной мы подружились, разговорились. Оказывается, она из Норильска, тоже ненадолго заехала в Санкт-Петербург.

          Как-то незаметно к нам присоединилась ещё одна дама средних лет и завела разговоры о скульпторах и художниках. Потихоньку идёт рядом с нами. И тут моя новая знакомая не выдержала, сказала ей.

          - А Вы, дорогая, здесь не стояли.

          Я тоже поддержала её.
 
          Но упорная незнакомка не сдала свои позиции и дошла вместе с нами до кассового зала.

          В суматохе получили бесплатные билеты, бегом прошли контроль. И вот, мы уже на первом этаже Эрмитажа среди античных скульптур. Побродив между мраморных изваяний, быстренько дошли до парадной лестницы, ведущей на второй этаж. Нужно торопиться, до закрытия музея осталось всего 2,5 часа. По лестнице поднимались медленно, осматривая саму мраморную лестницу и расписной потолок.

          На втором этаже, сразу попали в залы с роскошными интерьерами. Под ногами великолепный паркет. Сколько лет прошло, а он не потерял своей красоты, замысловатые узоры, орнаменты из разных сортов дерева. Раньше, я помню, у входа в музей посетители были обязаны на обувь надевать тряпочные тапки. Но потом сотрудники Эрмитажа отменили это правило. Так как пыль, мелкий песок забивались в подошву тапок, которая как наждаком царапала, портила полы.

          Конечно, больше всего внучке понравился малахитовый зал. Войдя в него, Женечка замерла от этого великолепия. Сразу вытащила планшет и начала фотографировать. Сочетание зелёного малахита с позолотой выглядело великолепно.

          Быстренько прошлись по залам с превосходными интерьерами: уютные спальни, красивые столовые, располагающие к чтению библиотеки.

          Как-то незаметно перешли к залам Западноевропейской живописи. На просмотр картин, конечно, нужно много времени. Я помню, что когда-то заходила в Эрмитаж утром, а выходила уже перед его закрытием.

          Миновали четыре зала фламандской живописи. В залах голландской живописи обратила Женино внимание на «Данаю» Рембрандта. Рассказала, что картина была почти уничтожена серной кислотой, умелыми руками реставраторов восстановлена в 1995 году.

          Мне очень хотелось попасть скорее в Итальянские залы живописи. Там где-то находился «Скорчившийся мальчик» - единственная скульптура Микеланджело в России. Мне она запомнилась с самого первого посещения Эрмитажа. Схема с номерами залов находилась в руках у внучки. Она как проводник вела меня из зала в зал, у меня-то зрение плохое. В залах толпы людей, в основном азиаты. После чемпионата мира по футболу иностранцы просто наводнили музеи Санкт-Петербурга. Иной раз мы застревали в пробках, не могли перейти в следующий зал.

          - Женёк! Давай подождём, пока люди пройдут, а то ведь затолкают.

          Сидевшая в уголке, уставшая смотрительница зала сказала:

          - Пробирайтесь потихоньку, они никогда не пройдут.

          Пробрались. Миновали Лоджии Рафаэля. Посмотрели мадонн Леонардо да Винчи и Рафаэля. По ходу, кое-что рассказывала внучке. Подвела к скульптуре ангелочка, грозящего пальчиком. Сказала ей, что скульптор этого шедевра – Этьен Фальконе, который является автором Медного всадника. Как-то неожиданно наткнулись на сидящего в кресле старика Вольтера французского философа и просветителя. Жене это имя пока ещё ничего не говорило. Но я обратила её внимание на мастерство скульптора Жан Антуан Гудона.

          - Посмотри, как обработан мрамор, как спадают складки античной одежды. А глаза! Куда бы мы ни отошли от скульптуры Вольтера, мы всё время натыкаемся на пронзительный взгляд его острых глаз. Он всё время смотрит на нас.

          И вот, по-моему, в 230-ом зале, посредине, скульптура «Скорчившийся мальчик», единственная работа великого Микеланджело Буонарроти в России.

          - Женечка,  посмотри в какой позе присел мальчик. Что-то его беспокоит. Он зажимает, вероятно, ранку на ноге. Как-то экскурсовод говорила, что мальчика укусил скорпион. Похоже, смотри, как напряжены его мускулы. Жаль, что у нас всего одна скульптура великого мастера.

          - В Париже, в Лувре довольно много скульптур Микеланджело. Его знаменитые рабы: раб умирающий и раб непокорённый. Когда-нибудь, возможно, ты поедешь в Париж и увидишь собрания Лувра.

          Посмотрев на часы, я увидела, что до закрытия музея осталось полчаса. Нужно было успеть выбраться из лабиринта залов, хорошо, что схема под руками. Выход был на Дворцовую набережную. За время нашего отсутствия в городе пролил, видимо, сильный дождь. Дыша свежим воздухом, по лужам добрались до троллейбусной остановки. И вот наша любимая «Пирожковая». За день проголодались, вкусно поели.

          Конечно, Эрмитаж Женечке нужно посетить ещё не раз. Ну как уж будет. Надеюсь, первое впечатление от посещения знаменитого музея Женя получила.

          Половина нашего времени пребывания в Санкт-Петербурге уже прошла. Осталось ещё почти четыре дня.

           Продолжение следует.


Рецензии
Нина, ничего не комментирую. Просто замечательно! С такой бабушкой внучке Женечке и экскурсоводов не надо. Я тоже в Эрмитаже была несколько раз, в том числе и с дочкой, и с учениками приезжали из Петрозаводска. Всегда казалось времени было мало, хотя в Музее время остановилось.
Спасибо! Буду читать продолжение.

Анна Алексеевна Золотовская   29.06.2023 18:52     Заявить о нарушении
Анна. Спасибо за рецензию. Я её прочла. Сейчас проверила, а отзыв ведь не написала. Хорошо, что мы вообще попали в Эрмитаж. Очень мало времени у нас было на просмотр. Но что-то я Жене успела показать. Сейчас замоталась. Сижу с внучком. Сегодня читала ему "Робинзон Крузо". Слушал с интересом, а у меня голос сел. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   03.07.2023 19:20   Заявить о нарушении
У меня тоже бывает, если отклик сразу не напишу, то потом могу и заьыть.
Желаю Вашму внучку поскорее выздоравливать, а бабушке побольше отдыхать.
Всего Вам доброго, Нина.

Анна Алексеевна Золотовская   03.07.2023 21:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.