Короли океанов - авианосцы

В середине нулевых годов я купил два огромных буклета под названиями  «Энциклопедия линейных кораблей» и «Энциклопедия авианосцев». Эти корабли считаются самыми большими. Так вот и эти купленные мной буклеты были самыми большими книгами в моей домашней библиотеке.  Богато иллюстрированные фотографиями за всю довольно долгую историю этих кораблей, а также очень подробные описания, как появились эти корабли, и их эволюция.  Но сегодня я остановлюсь на кораблях, которые называются королями океанов – авианосцах.

Но вначале небольшое отступление. Как молодой человек, воспитанный на книгах о советском  военно-морском флоте, я считал, что самыми мощными кораблями являются бронированные чудовища – линкоры, обладающие огромными пушками, которые могут послать снаряд весом в тонну на 40 и более километров. Взрыв такого снаряда приводил к образованию воронки диаметром 50 метров. Но когда стал служить на флоте, и мне в руки попала литература для служебного пользования, понял, что еще во Вторую мировую войну линкоры уступили пальму первенства самого грозного военного корабля авианосцам.

Тогда, в 1971 году, когда я начал служить, уже был первый и единственный атомный авианосец «Энтерпрайз» водоизмещением 90 тысяч тонн, на борту которого было авиакрыло в сотню летательных аппаратов – самолетов и вертолетов.  Потом, прочитав об атаке японцев на Перл-Харбор со своих авианосцев,  а потом о битве у атолла Мидуэй, я понял, что за грозную силу представляют авианосцы, действительно короли океанов.  После увольнения в запас долго выписывал журнал «Зарубежное военное обозрение», который прочитывали  от корки и я, и мои подрастающие сыновья, которые стали еще большими знатоками вооружения западных стран.  В этих журналах были заметки и об авианосцев, которые стали выпускаться с ядерными энергетическими установками, делающие их автономность несколько месяцев.

Что же это за корабли?
Авиано;сец — класс боевых кораблей, приспособленный для обслуживания и базирования авиационных групп в качестве мобильной авиабазы, действующей в открытом море. Основной ударной силой авианосца является базируемая на корабле палубная авиация, которая может иметь в своём составе и самолеты-носители ядерного оружия.

Авианосцы располагают полётной палубой и другими средствами обеспечения взлёта, посадки и базирования самолётов и/или вертолётов (в частности ангарами, техническими средствами обслуживания и заправки летательных машин), средствами управления и обеспечения полётов.

Взлёт самолётов с полётной палубы авианосца может производиться как с использованием стартовых ускорителей и стартовых катапульт, так и без их использования. Стартовые ускорители и/или катапульты могут располагаться как в носовой части полётной палубы и так называемой угловой палубе (как это имеет место на авианосцах ВМС США), так и только на угловой палубе (как это задумано на российских авианосцах проекта «Шторм»). Уже названная угловая палуба современных авианосцах расположена под углом к осевой линии корпуса (угловая палуба), с целью обеспечения возможности производить одновременно взлёты и посадки самолётов. Вместо носовых катапульт в носовой части авианосца может быть оборудован взлётный трамплин в виде подъёма части полётной палубы в носовой части авианосца. (Носовым взлетным трамплином оборудован российский авианосец «Адмирал Кузнецов» а также будет оборудован авианосец проекта «Шторм»).

При взлёте и посадке самолётов любой авианосец идёт на максимальной скорости против ветра. Полёты самолётов с авианосца в зависимости от размеров корабля и конструктивных особенностей возможны при волнении моря не более 3-7 баллов. Уменьшение пробега самолётов при посадке достигается применением аэрофинишеров, за который садящийся на палубу самолёт зацепляется своим гаком. В качестве оборонительного вооружения авианосцы имеют: зенитную артиллерию средних и малых калибров, зенитное управляемое ракетное вооружение (ЗУРО) класса «корабль-воздух».

Возглавляя авианосные ударные группы, авианосцы есть оперативно-тактические высокомобильные боевые единицы, позволяющие быстро концентрировать значительные силы в любой области Мирового океана.

С 1960-х гг., в связи с развитием ракетного вооружения, стратегическая значимость авианосцев как главной ударной силы флота значительно снизилась. Авианосцы подразделяются:
• по водоизмещению: на тяжёлые и лёгкие;
• по назначению и выполняемым боевым задачам: на ударные, конвойные, противолодочные и вертолётоносцы.
Тяжёлый авианосец имеет водоизмещение не менее 75000 т, длину корпуса — не менее 300 м, и ширину — порядка 40 м, скорость хода — до 33 узлов, экипаж 2800-3300 человек. Способен штатно базировать до 90 самолетов и вертолётов, и перевозить до 120 самолётов и вертолётов. Лёгкий авианосец имеет водоизмещение до 27000 т, длину корпуса до 210-270 м, ширину — до 24-32 м, скорость хода — до 34 узлов, экипаж 1300-1400 человек. Способен нести до 30 самолётов и вертолётов. Ударный — как правило, тяжёлый авианосец, часто с атомной силовой установкой.

Тяжелые ударные атомные авианосцы — основа ударной мощи ВМФ США и Великобритании. Включёны в состав ударных авианосных соединений для борьбы с авиацией противника в открытом море для обеспечения задач флота, а также с целью действий по прибрежным наземным объектам. Часть базируемых самолётов предназначена для применения ядерного и ракетного оружия. Ракеты класса «корабль-земля» запускаются с помощью взлетных катапульт. Конвойный авианосец — обычно лёгкий авианосец, предназначенный для боевого охранения конвоя силами своей авиагруппы. Как правило, водоизмещение конвойного авианосца до 25000 т, длина — до 200 м, ширина — 20 м, скорость хода — 15—20 узлов, экипаж — 1000—1100 человек, несёт до 50 самолётов и вертолётов. Авианосец противолодочной обороны (противолодочный авианосец) — тяжёлый или лёгкий авианосец, приспособленный для базирования противолодочных самолётов и вертолётов и предназначенный для борьбы с подводными лодками. Экипаж противолодочного авианосца составляет 1700—2800 человек.

Вертолётоносец — авианосец, специально приспособленный для базирования до 40—50 вертолётов. Водоизмещение вертолётоносца — до 15000 т, скорость хода — до 20 узлов, экипаж — 1000-1200. Довольно часто вертолётоносцы выполняют функции противолодочных авианосцев. Нередко вертолётоносцами называют также авианесущие (как правило, вертолётоносные) десантные корабли, что вообще-то не верно, — всё же главная задача десантного авианесущего корабля есть перевозка и десантирование сухопутных войск.

В настоящее время авианосцы являются крупнейшими эксплуатируемыми военными кораблями. Современный авианосец имеет на борту несколько десятков самолётов, в число которых могут входить истребители, штурмовики, самолёты-заправщики, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, противолодочные самолёты, разведывательные самолёты и самолёты радиоэлектронной борьбы. Наряду с этим, авианосец располагает группой вертолётов, которые представляют собой поисково-спасательные, разведывательные, противолодочные и транспортные машины.

Современный авианосец имеет мощную энергетическую установку (практически все тяжёлые авианосцы с ЯЭУ) и несёт большой запас авиатоплива и авиавооружения, что позволяет авианосцу довольно длительное время действовать вдали от своих берегов.
В задачи авианосцев зачастую входит:
• противовоздушная и противолодочная защита морских соединений на марше и на театре военных действий;
• воздушная поддержка сухопутных войск в прибрежной зоне;
• разрушение противовоздушной обороны противника и завоевание локального превосходства в воздухе, уничтожение кораблей противника.
Стоимость постройки современного авианосца с ядерной двигательной установкой оценивается около 4-6 миллиардов долларов США. (Правда сравнительно недавно США поставили «рекорд» — разработка строительство нового авианосца обошлась в 13 млрд. долларов.) Ежемесячные расходы на содержание каждого авианосца (не считая жалования персоналу) превышают 10 миллионов долларов США. (Правда, на фоне стоимости содержания всей сети наземных американских авиабаз вне США суммарная стоимость содержания всех авианосцев ВМС США будет выглядеть сравнительно скромной.)

В настоящее время только десять государств имеют в составе своих флотов авианосцы и ещё три — потенциальные авианосцы (формально — универсальные десантные корабли-вертолётоносцы). У ещё меньшего числа стран судостроительная промышленность была способна строить авианосцы или авианесущие корабли

Первыми кораблями, несущими авиацию, можно фактически назвать аэростатоносцы XIX и начала XX века. В связи с ограниченностью возможностей аэростатов, они применялись главным образом в разведывательных целях (отдельные попытки использовать аэростаты для бомбардировок трудно назвать успешными). Позднее, многие из построенных в начале XX века аэростатоносцев были переоборудованы для несения гидросамолётов.

Развитие авиации в начале XX века заставило морские ведомства различных стран обратить внимание на возможность применения самолётов в морском военном деле. Первоначально самолёты рассматривались как разведчики, однако вскоре по мере развития самолётостроения и улучшения характеристик лётных машин стал ясен потенциал бомбардировочной и торпедоносной авиации.

Общие черты концепции авианосцев были предложены в докладе военно-морского атташе США во Франции в 1908 году.. Более детально концепция авианосцев была описана в книге Клемана Адэра «L’Aviation Militaire», изданной в 1909 году.
 
Первый взлёт с палубы совершил 14 ноября 1910 американец Юджин Б. Эли с борта лёгкого крейсера «Бирмингем». Это стало возможно благодаря установленной на носу судна взлётной платформе. Через два месяца, 18 января 1911 года, он же совершил посадку на борт броненосного крейсера «Пенсильвания». Специально для этого была смонтирована деревянная взлётная палуба, с которой лётчик вскоре после успешной посадки снова взлетел.

Первым настоящим авианосцем (правда, несущим гидросамолёты) являлся британский авианосец HMS Ark Royal, который был принят на вооружение в 1915 году. Корабль участвовал в Первой мировой войне и проводил бомбардировки турецких позиций.

Весьма экстравагантным проектом стал британский HMS Furious — большой лёгкий крейсер, по проекту должен был быть оснащён двумя 457-мм башенными орудиями, однако, ещё на стапеле передняя башня «Фьюриеса» была снята, и вместо неё была смонтирована полётная палуба. Получившийся гибрид оказался неудачным, так как полётная палуба хоть и была достаточна для взлёта, тем не менее она была слишком мала для удачной посадки самолёта на авианосец. Поэтому корабль был перестроен и оснащён дополнительной 100-метровой «посадочной» палубой, располагавшейся позади надстроек. После чего выяснилось, что посадке самолёта на движущийся авианосец теперь мешают … воздушные вихри от палубной надстройки и дымовой трубы. И потому при постройке британского HMS Argus, перестроенный из итальянского пассажирского лайнера Conte Rosso, вообще отказались от каких-либо надстроек оборудовав его большой плоской палубой, радикально решив проблему посадки самолёта на авианосец.

Однако, эксплуатация выявила необходимость наличия хоть какой-то надстройки, несущей как командный мостик, так и посты наблюдения и средства связи. Потому, уже после войны, при постройке авианосцев HMS Eagle и HMS Hermes, было решено установить по правому борту специальную надстройку островного типа. Тем не менее, в связи с сомнениями адмиралтейства при очередной перестройке HMS Furious, убрав все надстройки, не стали устанавливать «остров». И только спустя 15 лет, остров на HMS Furious всё же был установлен. Не имели этой надстройки также американский USS Langley (CV-1), японский Хосё, а также целый ряд эскортных авианосцев.

Германия имела строящийся авианосец «Граф Цеппелин», но в боевых действиях он участия так и не принял, а палубные самолёты для него так и не были созданы. Италия не имела авианосцев в составе действующего флота и в течение войны не завершила постройкой ни один проект.

Помимо надводных авианосцев строились также подводные, наибольшую активность в этой области проявила Япония, имевшая три типа авианесущих подводных лодок, крупнейшим из которых являлся тип I-400 несущий три гидросамолёта Aichi M6A1 Seiran. Японские подводные авианосцы провели единственную в истории авиационную бомбардировку территории США, сбросив несколько зажигательных бомб в надежде вызвать лесные пожары на тихоокеанском побережье.

Начальный период Второй мировой войны стал важной вехой в практическом применении авианосцев. Уже 17 сентября 1939 года подводная лодка отправила на дно британский «Корейджес». Следующим погиб однотипный «Глориес», расстрелянный вместе с двумя эсминцами эскорта немецкими крейсерами «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Эти инциденты наглядно показали, что авианосец уязвим без соответствующего боевого охранения. Но последующие операции — атака Таранто, проведенная всего одним авианосцем и завершившаяся выведением из строя трёх итальянских линкоров — продемонстрировали широкие возможности авианосцев и уязвимость кораблей без авиационной поддержки. Последующая гибель британского «Соединения Z» у берегов Куатана под атаками японской береговой авиации наглядно показала, что даже современные военные корабли не могут противостоять воздушным атакам, если не защищены истребительной авиацией. Пошли на дно два английских линкора, причем один из самый современный,  корабли шли полным ходом и могли маневрировать, в отличии от стоящих у причалов  итальянских линкоров.

В начале Второй мировой войны, в связи с нехваткой полноценных авианосцев, ВМС Великобритании и ВМС Нидерландов начали применять обычные торговые суда, переделанные в торговые авианосцы,  и катапультные авианесущие транспорты. Однако, после вступления в войну США на американских верфях для собственных нужд и для нужд союзных флотов, было построено большое количество эскортных авианосцев на базе танкеров и сухогрузов.

Япония также вела переделки, например линкор «Синано», однотипный с «Ямато» и «Мусаси», был ещё на стапеле переделан в «авианосец подскока», получив лётную палубу, но, не имея при этом достаточно больших ангаров и других систем, необходимых для поддержки сопоставимой с другими авианосцами самолётной группы. Старые линкоры «Исе» и «Хиуга» получили вместо кормовых артиллерийских башен ангары на 22 гидросамолёта, которые должны были запускаться с катапульт. Эти корабли также предполагалось использовать для ПВО, для чего на крышах ангаров были установлены пусковые установки неуправляемых зенитных ракет, но практика показала полную их бесполезность.

Во Второй мировой войне японские и американские авианосцы уже играли ведущую роль в тихоокеанских сражениях. Например, знаменитая атака на Пёрл-Харбор была произведена с помощью пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев, дислоцированных на шести японских авианосцах. На фоне столь впечатляющего применения авианосцев, состоявшаяся через полгода (8 мая 1942) в Коралловом море первая дуэль авианосцев (без участия кораблей другого типа), прошла почти незамеченной.

После окончания Второй мировой войны и по сей день авианосцы активно используются ВМС США в конфликтах разной интенсивности (Вьетнам, Ирак, Афганистан, Косово) и ВМС Великобритании (Фолклендская война, Война НАТО против Югославии).

Первый авианосец с ядерной двигательной установкой был введён в строй в 1961 году. Им стал «Энтерпрайз» (англ. USS Enterprise (CVN-65)), имеющий наибольшую длину (342.3 метра) среди боевых кораблей мира.

В СССР первые предэскизные проекты авианосцев были выполнены в 1943 году. Однако после смещения адмирала Н. Г. Кузнецова с должности Главнокомандующего ВМФ в 1955 году все проекты постройки авианосцев были закрыты новым главнокомандующим С. Г. Горшковым. Авианосцы клеймились советской пропагандой как орудие агрессии. Их боевые возможности и живучесть занижались, а роль и возможности советских ракетных крейсеров завышались. После прихода к власти Брежнева и назначения министром обороны А. А. Гречко в 1967 году Горшков изменил своё мнение. Результатом этого стала постройка авианосцев «Минск», «Киев», «Новороссийск», «Баку» с размещением на них самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-38.

Ввиду переоценки боевых возможностей СВВП постройка авианосца, способного нести самолёты традиционного типа, откладывалась. Из-за этого первый и единственный авианосец такого типа, Проект 1143.5, тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», был спущен на воду только в 1985 и принят на вооружение в 1991 году.

Все советские и российские авианосцы обозначаются как «авианесущий крейсер» для того, чтобы иметь возможность пересекать пролив Дарданеллы, проход авианосцев по которому не разрешается на основании Конвенции о режиме проливов от 1936 года. Дарданеллы соединяют Чёрное море через пролив Босфор со Средиземным морем, а значит, Атлантическим океаном. Эта связь была крайне важна для советского военно-морского флота, так как единственный достаточно крупный стапель располагался на берегу Чёрного моря в Николаеве. Кроме чисто терминологического отличия, ТАвКР «Адмирал Кузнецов» отличается от авианосцев других стран наличием противокорабельных ракет, которые теоретически дают ему возможность вести бой и без участия палубной авиации, тогда как традиционно собственное ракетное вооружение современных авианосцев ограничивается противовоздушным.

Во флотах США и Великобритании помимо обычных авианосцев активно используются вертолётоносцы, выполняющие роль десантных кораблей. В советском флоте вертолётоносцы выполняли противолодочные функции, подобные корабли были ещё в нескольких странах, но как выраженный класс уже не строятся. Каждый более-менее крупный современный надводный корабль, выполняющий противолодочные функции, несёт один или несколько вертолётов, а не десятки, как специализированные вертолётоносцы. Вертолетоносцами были «Мистрали», которые строились по заказу России во Франции, но не были переданы по завершению строительства.

Так неужели у авианосцев нет слабых мест? До какого-то времени так считали американские адмиралы, пока им не стал известен один  фак. Больше сорока лет назад, в августе 1971 года, в Пентагоне обсуждался мистический инцидент. Представьте себе: авианосец "Саратога", гордость ВМС США, возвращался из Средиземного моря на базу в Майами. Акустики обнаружили "на хвосте" корабля неизвестную подлодку, которая легко обгоняла шедший полным ходом авианосец. Но ни одна из подлодок в мире не могла такого сделать!

Получалось, что загадочный подводный объект должен был двигаться под водой примерно со скоростью торпеды. Но ведь так не бывает! Лишь в середине 80-х годов, когда уже грянула перестройка,  и все советское рассекречивалось, стало ясно, что подлодка была не мистической, а вполне реальной. А ведь озадаченные американцы даже не знали, что советская подлодка влегкую, как бы играючи, обошла авианосец, шедший на предельной скорости в 30 узлов, лишь на одной из своих двух турбин.

Адмирал ВМС США Роберт Карс в своей статье, опубликованной в 1990 году в The Washington Post, впервые применил уже привычный ныне термин "убийца авианосцев" применительно именно к этой уникальной советской подлодке.

Ну, а теперь будем поконкретнее. Именно атомной подлодке К-162 проекта 661 "Анчар" принадлежит мировой рекорд подводной скорости 44,7 узла (только представьте себе — это 80,4 километра в час!). И до сих пор рекорд полной подводной скорости никем еще не побит. В общем, в той истории с американским авианосцем "Саратога", напугавшей все ВМС США, принимала участие самая быстроходная в мире подлодка. Об этом тогда мало кто знал даже среди военных. Наша лодка запросто могла поразить авианосец несколькими торпедами с обычным зарядом. А если бы это был ядерный?  От «Саратоги» остались бы одни воспоминания.

А вот более свежие случаи. Авианосец, названный в честь города Китти Хок, места, где братья Райт совершили первый полёт, был введен в состав американского флота через девять дней после исторического полета Юрия Гагарина, 21 апреля 1961 года.
В 1960-х — начале 1970-х годов авианосец участвовал во Вьетнамской войне, затем нес службу в Тихом океане, появлялся в Аравийском море во время иранского кризиса.

На «Китти Хок» базировались до 80 самолетов и вертолетов, а его экипаж насчитывал свыше 5600 человек, не считая летчиков.
В начале марта 1984 года «Китти Хок» объявился у советских берегов во главе группировки 7-го флота США, которая вместе с кораблями ВМФ Южной Кореи проводила учения «Team Spirit-84».
 
Такие визитеры, как «Китти Хок», без внимания ВМФ СССР не обходились. Следить за авианосцем направили атомную подводную лодку К-314 проекта 671 «Ёрш».
Всего в СССР было построен 15 таких подводных лодок. Относились они к классу торпедных АПЛ, задача которых была классической — топить корабли противника. То есть, в случае чего К-314, должна была быть готова отправить на дно, в том числе, и авианосец «Китти Хок».

По приказу командира 26-й дивизии подлодок Тихоокеанского флота контр-адмирала Алексея Белоусова К-314 под командованием капитана 2-го ранга Владимира Евсеенко, загруженная по боевому варианту, вышла с базы 10 марта 1984 года, и отправилась за американской группировкой кораблей.

Дальше стороны начинают излагать различные версии того, что происходило в Японском море.
Советские подводники уверяли, что незаметно пробрались внутрь ордера, то есть боевого или походного построения кораблей, и вели наблюдение прямо оттуда, что сродни условному уничтожению не только «Китти Хок», но и еще нескольких кораблей группы, состоявшей, помимо авианосца, из двух крейсеров, четырех эсминцев и нескольких судов сопровождения. Американцы заявляли, что практически сразу засекли К-314 и около 15 раз отработали условную атаку по ней, пока она им не наскучила.

После нескольких дней такого вот «контакта» американцы, завершившие первую часть учений, ушли в территориальные воды Южной Кореи. К-314, согласно заданию, осталась ждать возвращения авианосца.

20 марта была плохая погода, неважно работала связь, и К-314 никак не удалось обнаружить «Китти Хок». К утру 21 марта условия только ухудшились.
Командир К-314 Владимир Евсеенко позднее вспоминал: «Елозил часов десять в ожидании, когда они снова выйдут в открытое море. Однако американцы легли в дрейф. Жду. Веду радиоразведку. Замерили гидрологию. Командир гидроакустической группы доложил, что проходимость звуковых волн по первому типу. Для нас — плохая гидрология, поскольку зона наилучшей слышимости находится выше 50 метров, то есть выше нашей безопасной глубины. Все против нас».

Около 22:10 К-314 всплыла на перископную глубину для очередного сеанса связи. Командир, встав к перископу, неожиданно обнаружил всю искомую авианосно-ударную группу всего в 20-30 кабельтовых от себя. Причем К-314 и американцы шли навстречу друг другу.
Евсеенко отдал команду: «Срочное погружение!».
Но «свидания» уже было не избежать. Американцы на борту «Китти Хок», почувствовав удар, сперва шутили — то ли с русской подлодкой столкнулись, то ли с китом.
 
Правда, потом стало не до смеха. К-314 сделала дыру в борту авианосца диаметром около 40 метров, причем ниже ватерлинии. Самое жуткое, что удар пришелся в район цистерны с авиационным керосином. Несколько тысяч тонн авиатоплива ушли в море. Одной искры было достаточно, чтобы на борту «Китти Хок» вспыхнул грандиозный пожар. Каким-то чудом обошлось.

Но и нашим подводникам было не до американцев. Те, кто был на борту К-314, в первые секунды подумали, что лодка лишилась боевой рубки и получила тяжелые повреждения легкого корпуса. Это не подтвердилось, но выяснилось, что у субмарины серьезно поврежден гребной винт. Пришлось всплывать, что в такой ситуации, мягко говоря, не приветствовалось. Радиограмма, переданная на базу, гласила: «Столкнулся с неизвестным объектом. Потерял ход».
Подошедшие на помощь советские корабли отбуксировали К-314 на базу. «Китти Хок» же своим ходом поковылял в японскую базу с характерным названием Йокосука.

Американская сторона возложила вину за происшедшее на командира советской подводной лодки. Советское командование, в принципе, тоже так считало. Причиной инцидента назвали неправильный выбор глубины поиска. Командира Евсеенко отстранили от должности. Правда, затем он продолжил службу, но уже в другом месте, и даже получил звание капитана 1-го ранга.
При этом и наши, и американцы перекрестились, поскольку легко отделались. На борту «Китти Хок» в момент столкновения находились ядерные боеприпасы, а у К-314 в арсенале были торпеды с ядерной головной частью. О самых тяжелых последствиях даже думать не хочется.
Командира авианосца наказывать не стали, зато лишился своей должности начальника противолодочной обороны 7-го флота США, так как подобный подход русской субмарины сочли его недоработкой.

К-314 после ремонта продолжила службу, но уже в 1985 году на ее борту случилась серьёзная авария паропроизводящей установки. Это инцидент серьезно повлиял на судьбу субмарины — в 1989 году она окончательно была выведена из боевого состава флота.

Авианосец «Китти Хок» в начале 1990-х был задействован во время проведения операций в Персидском заливе и Сомали.

В 2000 году «Китти Хок» снова пострадал от русских, правда, на сей раз условно. 17 октября два боевых самолета Су-24 и Су-27 из состава 11-й армии ВВС и ПВО России обнаружили авианосец «Китти Хок» и несколько раз пролетели над ним, на высоте примерно 60 м. В момент облета корабль проводил пополнение запасов на ходу в северной части Японского моря, между островом Хоккайдо и материковым берегом России.Американцы на этот визит отреагировать не успели, свою авиацию в воздух не поднимали. По сути, это можно было расценивать как «условное поражение» цели.

Боевая служба авианосца продолжалась до 2009 года, после чего он был выведен в резерв, где находился еще шесть лет. Из четырех авианосцев своего класса «Китти Хок» продержался в строю дольше всех. В 2017 году было объявлено, что старый корабль готов к утилизации.

В 80-е годы прошлого века для борьбы с авианосцами в России были построены подводные лодки проекта 949-А. Этого проекта была подводная лодка «Курск», которая за год да своей гибели навела шороху в Средиземном море, напугав американцев своим присутствием, а также  практически своим исчезновением в морских глубинах.  24 ракеты «Гранит» на каждой подводной лодке могли уничтожить авианосец, несмотря на всю охрану его из крейсеров и эсминцев.  Причем дальность полета ракет «Гранит» составляла 500 километров,  вполне достаточно, чтобы избежать ответного удара. А в настоящее время для борьбы с авианосными группами вполне подходят гиперзвуковые ракеты «Циркон» с дальностью более тысячи километров,  и скоростью в 8-9 МАХов. Защититься от такой ракеты авианосец не в состоянии.  Эти ракеты войдут в штатное вооружение многоцелевых субмарин проекта Ясень» и дизельных подводных лодок, уже вооруженных ракетами «Калибр». 

Так что, по мнению ряда экспертов, в наше время авианосцы перестали быть королями океанов, несмотря на свои огромные размеры, большую авиагруппу на борту. Особенно беззащитными они становятся в штормовую погоду, когда обнаружить подводную лодку на большом расстоянии невозможно, а уж летящие на гиперзвуковой скорости ракеты и подавно.


Рецензии
Авианосец это гроб ходячии.
Это как Сувалкинскии выступ в 1941 году.
Один удар и целого флота нет.
Вместе со всеи авиамиеи.

Олешка Лиса   17.10.2019 12:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.