Чудак

В нашем отделе слег в больницу Начальник бюро режима и учета. Слег не вовремя – надо было готовить Договор на следующий год.  И мне поручили принять из слабеющих рук коллеги боевое знамя.
Этими делами я никогда не занимался, поэтому пошел для ликбеза к начальнику. Но он меня отфутболил к нормативной документации. Времени на самообразование не оставалось и я получил разрешение съездить к тем, кто заключал договор на электроснабжение нашего завода. В ликбезе мне не отказали, но я удивился одному факту: ежегодно наш завод не выбирал заявленную и оплаченную мощность. В качестве доказательства мне распечатали таблицу с данными потребления электроэнергии за последние годы. Каждый год наш завод не выбирал одну и ту же цифру. Но за невыбранную электроэнергию завод заплатил миллионы светских рублей!

И я решил помочь родному заводу. Я выяснил, сколько электроэнергии сверх обычного завод планирует потребить в следующем году. Вводить новое оборудование никто не планировал. И я уменьшил величину заявки. Заявку все подмахнули не глядя и я поехал за договором. Увидев снижение заявки меня отправили к заму. Он задал вопрос в лоб:
- Вы понимаете, что если мы подпишем договор с новой цифрой, ваш завод не получит премию за экономию электроэнергии?
- Как не получит? – удивился я, - мы же заплатим за меньшее количество электроэнергии. Значит, экономия налицо.
- Молодой человек, Вы плохо понимаете экономику этого процесса.
- Так поясните.
- Если ваш завод оплачивает 1000 единиц, а выбирает 900, то мы платим вашему заводу премию за экономию электроэнергии.
- А сумма премии равна стоимости 100 единиц?
- Нет, - усмехнулся зам, - гораздо меньше.
- Тогда какой нам смысл тратить больше, чем мы получим обратно?
- Прямой. Платите вы нам с одной статьи, а нашу премию завод зачислит на другую, из которой все руководители вашего завода получат премию.
- А почему нельзя выплатить нам премию с первой статьи? Ведь мы экономим.
- Нельзя. Объяснять почему – долго, но поверьте на слово. Итак?
- Я не буду увеличивать цифру, подписывайте договор с новой.
- У Вас есть полномочия принимать такие решения?
- Да. Вот доверенность.

Вернувшись на завод, героем я побыл недолго. Посмотрев на договор, Начальник ПЭО констатировал: «Теперь лимит на электроэнергию порежут». Мой начальник покачал головой и сказал: «Будешь лично бегать весь следующий год и следить, чтобы мы не потребили сверх лимита». Только начальник финансового отдела обрадовался экономии и сказав что-то на своем «птичьем языке», похвалил меня.

Отсутствие единой радости от экономии денег завода меня насторожило. Я начал догадываться, что экономия дома и экономия на заводе – разные вещи. Ясность внес выздоровевший Начальник бюро режима и учета:
- Вот ты думаешь, что герой?
- Немного, - ответил я.
- Ты – чудак на букву «М». Вот какой у тебя оклад?
- Сто тридцать два рубля.
- Вот ты своими руками лишил себя этой суммы.
- В смысле?
- Это была бы твоя премия по итогам года.
- За что?
- За экономию электроэнергии.
- Я же сэкономил.
- Ты сэкономил деньги, а за это не премируют! Премируют за киловатт часы, кубы, килограммы и другие физические величины. А вот давай рассмотрим реальную ситуацию. Зимой сгорел котел в котельной. Оставшимся другие цеха не протопить. И в цехах включат «козлов». Сотня киловатт – как минимум. Их отключить нельзя, иначе люди замерзнут! А электроэнергия на них не выкуплена! И остается два пути: отключить технологическое оборудование или платить штраф за пережёг! Что скажет наш герой?

Сказать было нечего. Я помнил, как однажды сняли Главного энергетика соседнего завода из-за пережёга.

По заводу быстро разнеслась весть, что в следующем году премии за экономию электроэнергии не будет. Мне никто в глаза ничего не говорил, но за спиной шептались. А я недоумевал: какой смысл экономить электроэнергию, если за нее уже оплачено и деньги обратно не вернут? Следующий год был 1990 …


Рецензии