Дьяус-бог неба...

"Другой чрезвычайно важной чертой ведийской символики является система миров и функции богов. Я нашел ключ к символике миров в ведийской концепции вьяхрити (vy;hriti) – трех символических слов мантры: om bh;r bhuva sva, а также через связь четвертой вьяхрити, Махаса, с психологическим термином ritam.

 Риши говорят о трех космических делениях – это Земля,
 антарикша (antariksha), или срединное пространство, и Небо, дьяус (dyau);
 однако существует еще более великое Небо (brihad dyau), именуемое также Просторный Мир,(небо "Сын" и  небо "Отец")
 Безбрежность, брихат (brihat), и иногда типизируемое как Великие Воды – maho arna.

Этот Просторный Мир, brihat, опять же описывается как ritam brihat или через тройственное определение – satyam ritam brihat. Раз три мира соответствуют трем вьяхрити, то и этот четвертый мир, мир Безбрежности и Истины, видимо, должен соответствовать упоминаемой в Упанишадах четвертой вьяхрити – Махасу. В пуранической формуле эти четыре мира дополнены тремя другими – Джана, Тапас и Сатья, знаменующими три наивысших мира индуистской космологии."
/Шри Ауробиндо./

Дьяус-*сияющее небо.


Дьяус (др.-инд. Dy;us, собств. «сияющее, дневное небо», «день»), в древнеиндийской мифологии бог неба, персонифицированное небо.
 В «Ригведе» нет гимнов, посвящённых Дьяусу отдельно, но есть шесть гимнов, в которых говорится о Дьяусе и Притхиви (земле) вместе.Это важно! Вместе!
 Чаще всего Дьяус выступает совместно с Притхиви. Они образуют изначальную супружескую пару, где Дьяус - отец и небо, а Притхиви - мать и земля.
 Некогда они были слиты воедино, но потом разъединены и укреплены (по закону Варуны) порознь.(близнецы)

Этот космогонический акт означал создание вселенной, широкого пространства и был произведён Индрой. Варуной и некоторыми другими богами.
 Дождь, испускаемый Дьяусом на землю, называемый иногда жиром(маслом, сливки) или мёдом(все это аллегории мудрости) ,- это семя Дьяуса., из которого рождается всё новое, в частности боги.

 Детьми Дьяуса. называют прежде всего Ушас(Заря) , Ашвинов, Агни(Огонь) , Сурью(Солнце) , Парджанью, адитьев, марутов, ангирасов.
 Отцовство Дьяуса. - чуть ли не единственная его персонифицирующая черта; вместе с тем есть и зооморфные образы Дьяуса. с подчёркнуто сексуальными мотивировками - бык-оплодотворитель (РВ I 160, 3; V 36, 5; 58, 6) или жеребец (X 68, 11).
Дьяус и Притхиви рассматриваются как два мира, источники жизненной силы.


Небо и земля, всезнающие и благие, орошают людей мёдом(мудрость божественная, Духовная, высшее знание) , увеличивают пищу, приносят добычу, богатство(духовные дары, являющиеся мудрость, Вечного пути развития духа) , успех...
Здесь важно понимать, что процесс явлен лишь в единстве неба и земли.
Да, важно понимание сути Богатства-мед как божественная мудрость, обретение духовных даров, высших знаний...
Все зимние блага являются отражением духовного плана. Они как зеркало... Единый лик имеют.
ДАЙЮС или Дьяус — (Санскр.) Ведийский термин. Непроявленное Божество или то, что Проявляется лишь как свет и светлый день метафорически …

Понятие непроявленого света-есть Агни, духовный Огонь. Внутреннее сияние,сияние души.

Индоиранское Дева,древнеиндийский  Дьяус , древнегреческий Дий; латинский Деус - Deus; греческий Тэос - Тheos, древнегерманский Tivar, латышский, литовский Диевас и Диевс, древнепрусский Дейвс , южнославянский демон Див, Дый, авестийский Daevo «демон», ингушский Дял, и Дьявол - все они содержат индоевропейский корень deiwos – "небо", содержащийся и в именах главных богов Дьяус, Зевс, Юпитер. Дeва - происходит от глагола DIU - светить и блестеть. И связано с английским Day, русским День.


Рецензии