Бить - с головой не дружить!

Начал читать нобелевского лауреата - американского писателя еврейского происхождения Сол Беллоу. Его автобиографическую книгу "Приключения Оги Марча".
Что значит великий писатель?
Читаешь и видишь его жизнь как свою. И очень много находишь знакомого и поэтому память сразу начинает подбрасывать свои похожие воспоминания, о которых уже давно вроде забыл.
Так и тут когда герой книги отводит в дом для слабоумных своего младшего братишку на фоне этой душераздирающей сцены вспомнил аналогичный случай из своей жизни.
В нашем детстве нас били постоянно. В школе учитель труда железной линейкой, учительница казахского языка перстнем по голове, дома родители кто чем достанет - шапалаком или тапкой, на улице районовские, ломая сопротивление, когда вытряхивали наши карманы в поисках мелочи.
Поэтому битье было постоянным и привычным. Поэтому и все знали что такое боль и унижение от удара. Никто не бил сильно, на вынос. Межу прочим сейчас я поэтому своих детей пальцем не трогаю. Знаю как это обидно.
Но бывали и исключения. Таким исключением стала наша родственница, которая была на год-два младше меня и жила в ауле.
Она была самой младшей из дочек в многодетной семье и когда ей было годика два ее сильно ударили головой об пол кто-то из старших в припадке ярости. После этого из психически здорового человека она стала замкнутым и заторможенным ребенком.
В принципе она не стала бы слабоумной. Но привычка бить друг друга в семье, где много детей добила ее. Ее били все, кроме матери. Она тормозили и послушно выполняя приказы что-то обязательно делал не так. Поэтому получала постоянно тумаки и в основном в голову. В общем ее забили до животного состояния. Она окончательно превратилась в психически неполноценную.
Я ее хорошо помню, когда она приезжала к нам домой на ежегодную проверку в психиатрическую больницу.
Она постоянно жалась к своей матери, которая была единственной ее защитницей в жестоком мире и как могла берегла ее от других своих детей и взрослых, которые сообща считали ее полной идиоткой и недочеловеком. А вы понимаете как это быть таким в аульной среде.
В глазах у нее был постоянный страх. Мы дети относились к ней также насмешливо и считали ее дурочкой. Сами знаете как дети жестоки. Вот таким жестоким был и я (да в принципе и остался - дитя своего времени).
Полное отсутствие социальных контактов добило маленькую родственницу.
К тому же она выросла физически очень крепким ребенком и в 12 была вше меня. Все родственники опасались, что кто-нибудь позарится на нее и тогда она забеременеет. Долго уговаривали ее мать сдать ребенка в детское отделение психохроников.
Наконец уговорили. Я даже помню тот день когда ее привезли в последний раз в Кызылорду из аула. Тогда мне ее было не жалко. Сейчас да. На ее мать вообще было страшно смотреть. Она ее как-будто в Освенцим отдавала (а может так и есть). Попрощалась с ней в нашей квартире, а отвез девочку в психушку ее отец.
Теперь вспомнив тот момент уже жалею. Тягостное воспоминание!
Через несколько месяцев девочка в больнице умерла. Оттек мозга сказали.


Рецензии