Люди и дрозофилы

Наблюдаю очередной/весенний всплеск вакханалии обвинений в адрес защитников природы, в том числе в адрес противников Томинского ГОКа. Ангажированные СМИ снова тиражируют беспочвенные обвинения борцов за экологию в предании национальных интересов страны и даже (!) в лоббировании интересов одних олигархов в ущерб другим.

Эта компания особенно обострилась в связи с приходом нового ВРИО Губернатора области Алексея Текслера. Все увидели, как умело охмурили его на краю Коркинского разреза. Разумеется, финансово мощная РМК может позволить себе нанять талантливых вип-менеджеров и специалистов пиара!

Информационный бюджет РМК против информационного бюджета противников ГОКа как слон против тушканчика. Тем более, у борцов за экологию нет бюджета в традиционном его понимании. Им никто не платит за их тексты, в отличие от олигархов, способных приглашать высоко оплачиваемых телеведущих, громко врущих направо и налево, и ловких шоуменов, готовых нырять в пульпу на Михеевском ГОКе. 

К чему может привести такая обработка общественного сознания, понятно. А технический результат демонстрирует жуткая Ивдельская трагедия в Свердловской области. Отходы медно-цинковых руд Ново-Шемурского месторождения, отнесённые (!) к V классу опасности, за 6 лет отработки месторождения привели к отравлению рек, подземных вод, лесных массивов, почвы. Никто сегодня не может сказать, когда реки северного Урала станут не ядовитыми и обретут прежний вид.

Природа загрязняется за считанные часы, как было в Бразилии, а восстанавливается столетиями.

Я могу оперировать разрозненными тезисами, но это не относится к данному эссе. Оно отструктировано так, что его следует воспринимать только в совокупности частей, целиком (это я к тем уважаемым читателям, которые могут выхватить/копирнуть тот или иной кусок из контекста). Я обычно не возражаю. Но в данном случае прошу дочитать до конца все части материала.

Даже некоторое, казалось бы, отвлечение.
Как связан ГОК и лекция в Екатеринбурге Ильи Колмановского  известного биолога, научного журналиста? Он кандидат биологических наук, популяризатор науки, яркий  автор научно-популярных проектов, театрализованных экскурсий и подкаста «Карманный ученый». Руководил лабораторией биологии Политехнического музея, выступал в Лондоне, Москве и Питере. Статьи Колмановского публикуются в журналах Gala, Men’s Health, газете «Ведомости», на портале Snob.ru.

Подобно хомячку, которого в поле не видно, связь есть.
Про Колмановкого слышал и раньше, зачитываясь его книгами в жанре non fiction здесь:


А недавно узнал про его интереснейшее выступление из публикаций на сайте «Делового Квартала» (цитирую в сокращении)
— В конце 2017 г. разработчики компании Google создали самую нашумевшую нейросеть — Alpha Zero. Она играет в настольные игры, но история эта более глобальная, — рассказал на лекции Илья Колмановский. — В конце прошлого года она обыграла Stockfish, которая до этого момента была самой сильной шахматной программой. Почему чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров по этому поводу написал колонку в самом важном научном журнале Science? Он назвал ее очень интересно: «Настольные игры как дрозофила наук о сознании». Расшифрую. Если мы хотим изучать гены человека — сложную научную систему, мы берем маленькую плодовую мушку дрозофилу и изучаем сначала ее. Если мы хотим узнать, как работает сознание, мы можем начать с более простой задачи — с настольных игр.
– Как играла Stockfish? Ее обучили 20 лет назад, показав 100 тыс. человеческих партий. Она знает все о том, как в шахматы играют люди. Перед каждым ходом анализирует 60 млн. вариантов и выбирает самый сильный ход, который, с ее точки зрения, сделал бы человек.
– Alpha Zero ничего не знает о том, как играют люди. Ей объяснили правила игры в шахматы. За четыре часа она сыграла сама с собой 30 миллионов раз. 

 Дело не только в шахматах. Есть и другие алгоритмы, которые обучают и программируют сами себя. У нас появился фантастический инструмент. Каждый из нас может его использовать. Как?

К примеру, мы можем поручить искусственному интеллекту медицинские задачи, если он обучит сам себя на огромном количестве кейсов и предложит свои идеи. Человеческие врачи ошибаются, а если у искусственного интеллекта статистика будет лучше, значит, он лучше лечит людей…» 

А теперь ответ на вопрос, какая связь с ГОКом?

А такая, что живём мы в уникальном государстве. Прорывы мощного программного обеспечения российских программеров и достижения отечественных ученых сочетаются в нём с банальной жадностью чиновников и невиданным доселе разгулом коррупции.

Есть научные данные и даже наука токсикология, но ядовитые вещества могут быть признаны «экспертами» не опасными, а жители, выступающие за соблюдение 42 статьи Конституции, проплаченными смутьянами на содержании Госдепа.   

Вот и «хвосты» Томинского ГОКа уже стали относиться (как на северном Урале) к V классу опасности, то есть к практически не опасным. Хотя хвосты обогатительной фабрики Михеевского ГОКа отнесены к IV классу опасности, а РМК считает Михеевский ГОК аналогом Томинского, в том числе по составу руд.

 Светлана Васильевна Князева, которая 50 лет проработала проектировщиком, 20 из них – в ЧелябГИПРОМЕЗе, подчеркивает, что в пульпах ТГОКа будут содержаться высокотоксичные вещества 1 и 2 класса опасности из состава руд: мышьяк, свинец, кадмий, ртуть, цинк, медь и др.

«Ответственность за отравление среды обитания Человека, в том числе питьевой воды, определена статьёй 358 УК РФ «Экоцид» – говорится, в частности, в ее заключении по строительству водовода.

 Не умолкают споры по возможности попадания отравленных стоков строящегося комбината на водосборную площадь реки Миасс. Нет ясности по последствиям забора колоссального количества воды для технологических нужд РМК и ее последующего отравления в огромном количестве.   

У РМК «ВСЕ РАЗРЕШЕНИЯ ПОЛУЧЕНЫ!»

Хотя, как отмечает С.В. Князева, к мнению которой власти пока не прислушиваются, часто в заключениях отсутствовали самые необходимые протоколы, был нарушен ряд федеральных и местных законов, не выполнен ряд необходимых действий.

Не был проанализирован печальный опыт многих ГОКов, аварии на которых часто сопровождались тотальным загрязнением территории и человеческими жертвами.

Как-то раз экс-министр Министерства экологии Гладкова, ныне живущая на побережье Балтийского моря, на общественных слушаниях заявила, что надо поработать на Томинском ГОКе и уж тогда собрать необходимые сведения для детального анализа. А так, мол, не о чем пока говорить.

Смех в зале? Нет! Это печалька.

Ибо нас уподобляют тем же мухам-дрозофилам. Запустить ГОК колоссальной производительности, проложить пульпопроводы, которые постоянно рвались в Норильске, а через 10-20 лет воскликнуть: мы ошиблись! Что же мы наделали! Поставить опыт на людях, в густонаселенном районе и промахнуться?

Забрать миллионы кубометров воды, перебросив их с Волжского бассейна в Обский и посмотреть, что из этого получится? Ау, башкортостанцы, ваша речка Уфимка повернула на восток. Смотрите, что и как?

Загрузить сульфидные «хвосты», способные самовоспламеняться, к угольку и понаблюдать, как они горят или нет?

Выкопать такой же карьер как в Коркино и сказать – теперь думайте, что с ним делать дальше?

Слуги олигарха легко поставят такие опыты. Обезобразив землю, на прощание добавят, что огромнейший котлован был заложен в Концепции развития цветной металлургии.

Хотя концентрат можно было взять в Сибири, не пренебрегая интересами людей, сады которых и дома оказались в ядовитой зоне.

Почему разрешено ставить опыты на жителях?
Они не хотят быть подопытными!
 
И это в XXI веке с его уровнем компьютерного моделирования, позволяющего исследовать явления и процессы в динамике их развертывания; ускорять, замедлять; совершать многоразовые испытания модели того же ГОКа, возвращая её в первичное состояние; получать разные характеристики в числовом или графическом виде; получать сведения о последствиях, не прибегая к практической деятельности. Поворачивать реки в программе, а не в живой природе. 

И самое главное – проводить эксперименты без риска негативных последствий для здоровья человека или окружающей среды!

Сомневаюсь, что меня прочтёт Текслер. Также маловероятно, но возможно, мысль о компьютерном моделировании процессов на Томинском ГОКе с закладкой в исходники исчерпывающих сведений по прикладным и общим наукам, по авариям и другим обстоятельствам, по химизму сложных процессов взаимодействия хвостовых ядов с веществами коркинского разреза (как сказано в Рекомендациях СПЧ) посетит чью-то умную голову из числа сановных вельмож аппарата регионального правительства.

Согласитесь, компьютер и программу сложно назвать проплаченным агентом Госдепа? 

27.03.2019

На снимке: муха дрозофила


Рецензии