Побег

Воспоминания о А.И.Богословском А.Овчинникова, главного врача Джамбульской областной больницы, опубликованные в "Медицинской газете" 23 апреля 1989 года

   Он вошел в мой кабинет, присел на край стул и глухо, словно понимая, что говорит о несбыточном, произнес:"Алексей Семенович, получил письмо, мама умирает. Отпустите на недельку..."
   Я смотрел на него молча и растерянно. Алексей Иванович Богословский, доктор биологических наук, бывший сотрудник Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца, а в тот момент средний медицинский работник, сжался еще больше, потом произнес: "Понимаю, просьба необычна, но, поверьте, никто не узнает. Быстро обернусь. Мне хотя бы маму повидать перед смертью..."
   Это был 1953 год. Сталин уже умер. Но все еще оставалось по-старому. Подвижка льдов еще не началась. Я, молодой специалист, окончивший во Фрунзе медицинский институт, всего лишь год как прибыл по распределению в село Берлик Кок-Терекского (ныне Мойынкумского) района Джамбульской области. Небольшое село в несколько улиц. Домики без электричества, водопровода и бани.
   До войны здесь жили казахи да сосланные в 30-е годы курды. В войну прибыли сюда чеченцы, греки. А в конце сороковых появились те, кто побывал в плену, в оккупации, а также много политических ссыльных, в основном ленинградцев, репрессированных в 1936-1938 годах. "Враги народа" отбыли по десять и более лет в различных лагерях, а затем отправили их сюда, в ссылку. Алексей Иванович был одним из многих.
   Надо сказать, что люди, работавшие тогда в районной больнице, куда меня назначили главным врачом и хирургом, были незаурядные. Характерная деталь: подписка о невыезде из этих мест навечно, заброшенность, тяжелейший климат пустыни, столько несправедливости позади, а у некоторых и ужасы тюрем, лагерей... Чего только не пережили люди, но никто из них не сломался. не опустился. Одежда, какой бы старой и простой ни была, всегда чистая, выглаженная, аккуратно заштопанная. Женщины всегда причесаны, мужчины чисто выбриты...
   Они создали в больнице какую-то особую атмосферу человеческого тепла по отношению друг к другу и к нашим пациентам. Не помню ни одной жалобы от больных, зато уважение к врачам - постоянное.
   О прошлом своем ссыльные не распространялись. Но увидеть с этих глубоко порядочных людях "извергов" и "выродков", как их называли с высоких трибун и на страницах газет, было трудно, практически невозможно. Когда спустя некоторое время после назначения на должность меня пригласили в комендатуру, где ссыльные регулярно отмечались, и заявили, что я должен информировать об их поведении, отлучках и высказываниях, я категорически отказался. Мне было стыдно даже предположить, что можно стать осведомителем и воспользоваться тем доверием, которое сложилось между нами.
   ...Полное доверие и привело Богословского в мой кабинет. Он понимал, что втягивает меня в преступление: по тем временам нарушение подписки о невыезде именно так и квалифицировалось. Но и его можно было понять: "Я ведь столько лет маму не видел. Мне бы только проститься с ней перед смертью..."
   Я слушал, потом, помню, принялся отговаривать. Приводил какие-то доводы, пугал, что его задержат, снова отправят в лагерь. Говорил о том, что район теперь останется без офтальмолога. Алексей Иванович действительно не только заменял ревматолога, вел терапевтический и педиатрический приемы, но и основал офтальмологическую службу, проводил сложные по тем временам глазные операции. Но, конечно, мои сбивчивые возражения мало действовали. "Пусть наказывают, как хотят, но я все равно уеду. Вы понимаете, мама при смерти..." - твердил Алексей Иванович. "Но я не могу этого разрешить, - почти простонал я. - Не могу!"
   И вдруг его осенило. "Алексей Семенович, голубчик, давайте сделаем так. Этого разговора не было. Вы ничего не знаете. Ничего! Но отправьте меня немедленно на профилактические осмотры чабанов. Если просят, то я - в пустыне на отгонных пастбищах..."
   Приказ был издан. Алексей Иванович уехал к чабанам. А через неделю меня срочно вызвали в комендатуру, жестко спросили: "Где Богословский?" "У чабанов," - ответил я, чувствуя холодок. А сотрудник комендатуры, помня мой отказ осведомлять его, ехидно усмехнулся: "Большие же у тебя отгоны - твоего подчиненного заловили в бегах за тысячи километров. Учти, ответственность лежит и на тебе. Во всем разберемся. Жди!"
   Ждал. Как ждал - понятно. А через месяц возвратился в поселок Алексей Иванович, еще более осунувшийся, молчаливый. Выяснилось: к матери он даже на похороны не успел Надо было добираться обратно, а денег на билет не хватает. Зашел в квартиру к знакомому профессору, товарищу по университету. Тот шарахнулся от него как от зачумленного, дверь захлопнул и тут же позвонил, куда следует...
   Развязка была неожиданной. Оказалось, тогда, после лагеря, ссылку Алексею Ивановичу предписали не вечную - он просто об этом не знал, и она окончилась полгода назад. Ему об этом "забыли" сообщить И он продолжал жить как ссыльный и в "побег" отправился в этом ранге. Когда же пришла пора наказывать, выяснилось, что нарушения-то и нет. И он имеет право на выезд.
   Узнав об этом, А.И.Богословский сразу засобирался в дорогу. Пришел занять денег, попрощаться. "Может, обождете день, подвода на станцию пойдет и вас прихватит. Путь-то неблизкий", - предложил я. Он недоумевающе посмотрел на меня: "Алексей Семенович, мы с вами здесь в разных положениях, многое вам трудно понять. Ведь это клетка - для меня, для всех нас. Она душит - и ни минуты задержаться не могу..."
   Так и ушел пустынной дорогой в ночь, с котомкой за плечами...
   Позже прибыл на мое имя почтовый перевод, а затем и письмо с благодарностью за помощь. Узнал, что А.И.Богословский вернулся в Москву, продолжал работать в институте глазных болезней имени Гельмгольца, возглавлял лабораторию физиологической оптики... Ему присвоили звание профессора. Был редактором многотомного "Руководства по глазным болезням", ряда офтальмологических журналов и сборников.
   Умер Алексей Иванович в 1985 году. Журнал "Вестник офтальмологии" напечатал воспоминания его товарищей. 40-50-е годы в той публикации опущены. Но не вычеркнуть их из жизни человека. Из его судьбы. Из нашей истории...               


Рецензии
Как грустно читать эту статью... Что за страна! Ну как могло получиться, что столько лет изводили лучших людей, настоящих учёных, опытных руководителей, пытаясь заместить их недоучками, пусть и способными?
И сейчас - по чьему-то наущению? - снова начали восхвалять Сталина и искать новую правду о "великом вожде". Мол, некомпетентные политики и историки его оболгали и недооценили, а ведь это он победил фашистов и т.д.

Может, вы читали мою статью:

http://www.proza.ru/2016/02/26/1793

Что интересно, здесь многие уважают тирана или на всякий случай советуют автору не лезть не в своё дело. Мол, на самом-то деле всё так сложно, что мы до сих пор не знаем правды. А что люди погибли - не только расстрелянные, но и замученные, - так это цифры завышены, а зато все остальные построили социализм и многие получили бесплатные квартиры. И потому ура!

Тамара Залесская   30.04.2019 23:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.