неуловимая ч9

осознание приходит резко, происходит взрыв и правда ложится камнем на твое сердце. камнем что дарует выстраданную свободу, камнем символизирующим покой и стабильность. теперь все ясно. теперь все ясно. как же был тяжел и долог путь признания очевидных и простых вещей. теперь все ясно. расцветают цветы под тенью высоких гор, поют птицы. веселые трели, переливчатые сны. дует теплый весенний ветер. отходит зима, холода отходят. лед тает. будет легче и будет тепло. будет легче. обязательно будет.

она нашла ее среди цветущих яблонь в саду. на ней было светло голубое платье с рукавами до локтей. а глаза у нее точно стеклышки, вспомнила Иза. холодные глаза, опустошенные. надо заговорить с ней, подумала Иза, надо заговорить.
- тебе нравятся яблони в цвету? - спросила она у девушки.
та удивленно взглянула в ее сторону и отпрянула. нет-нет, подумала Иза, не убегай от меня девочка. не убегай. поговори со мною. это нужно мне. это нужно тебе. поговори со мной.
- я уже давно забыла что мне нравится, - через какое то время ответила девушка, - и нравилось ли что то когда нибудь.
- небо нынче ясное, - поднимая голову вверх говорит Иза, - чистое светлое небо. помнишь, когда то твои глаза были столь же лучезарны. когда то в них танцевала жизнь.
- танцевать я устала, - услышала она в ответ, - танцевать я устала. не могу больше танцевать. движения получаются некрасивы, фальшивы улыбки, тело что натянутая струна, которую оборвали.
- ты перестала слышать музыку мира, - говорит Иза, - ты потеряла ритм. хочешь, мы станцуем вместе?
- я не могу, - отвечает Катя, - не могу. я не в силах сойти с этого места.
- но как то ты же пришла сюда, - с улыбкой говорит Иза.
- меня принес ветер, - отвечает Катя, - мне снится сон.
- печальные сны тебе нынче снятся?
- мрачные, - голос ее пахнет загробным миром, пахнет свежей могильной землею, пахнет гвоздикой, - мрачные. страшно мне. не дожить до мая, не увидеть цветение яблонь. страшно мне.
- что жить мешает тебе? - глубоко вздохнув говорит Иза, - что мучит тебя?
по небу плывут белые пушистые облака. легкие, сказочные как жизнь маленьких детей, которых любят родители. дети смеются когда их крепко обнимают, уворачиваются от теплых поцелуев в щеку. дети смеются.
- невыносимость, - отвечает девушка, - мне невыносимо так жить.
- жить можно иначе, ты знала? жить можно по разному, - говорит Иза разглядывая причудливые формы облаков.
- если бы у меня была дочь, - говорит Катя, - я бы назвала ее Марусей.
- почему? - спрашивает улыбающаяся Иза.
- это хорошее имя, - говорит девушка, - мне тепло от него.
женщины молчат. птицы ведут беседы о вечном и не замолкают ни на минуту. жизнь случается, случаются судьбоносные встречи.
- помнишь, тот вечер? - прерывает молчание Иза, - тот страшный темный вечер, когда ты хотела себя убить.
- помню, - тихо говорит Катя.
- о чем ты думала тогда? чего ты хотела, какие мысли терзали твою душу?
- мне было больно, - отвечает девушка, - мне было плохо. мне было тяжело. я не в силах была вытерпеть этих мук, мне хотелось исчезнуть. мне хотелось умереть прямо сейчас. не видеть солнца, не слышать птиц. позабыть синее небо. мне было страшно. мне было темно. я была там одна.
- ты помнила о том, что есть другие люди? что за стеной живут твои соседи, что они сейчас собираются ужинать и смеются над телепередачей, которую показывают в это вечернее время. что через пару улиц от тебя живут твои подруги. что в соседнем районе у тебя есть мама, которая вспоминает о тебе с тревогой, переживает за тебя. почему ты не думала о них?
- что они смогут изменить? - с раздражением в голосе говорила Катя, - чем могут помочь мне эти люди вокруг? я одна, понимаешь? я одна со своей тяжестью. с этим чувством невыносимости происходящего. я одна!
- неправда, - ласково говорит Иза, - неправда. даже сейчас ты не одна. даже сейчас мы разговариваем с тобою и эта тяжесть уходит из твоего сердца. видишь темную дымку что поднимается над тобою? она выходит из тебя, тебе становится легче.
девушка молчит.
- к чему ты ведешь? - злобно спрашивает она, - что ты хочешь этим сказать? что я слабая, что я не в состоянии справиться с тем что уготовила мне судьба? я никогда не была слабой, слышишь меня? никогда!
- ты никогда ею не будешь, - говорит Иза и обнимает ее взглядом, - ты никогда не будешь слабой. ты человек. ты одна из нас. ты человек.
- мне не нравится быть слабым человеком, - голос ее дрожит, плечи вздрагивают. давай, милая, думает Иза, поплачь. выпусти наружу то, что болело годами. освободись. поплачь, милая, думает Иза. скажи мне. скажи же мне. я давно то знаю.
- я всегда хотела быть сильной, - размазывая слезы по щекам говорит Катя.
- ты сильная, - подхватывает Иза.
- я всегда хотела справляться со всем сама.
- ты прекрасно справляешься.
- нет! - вскрикивает девушка, - нет! я не справляюсь! - тело ее содрогается от рыданий, лицо закрыто руками. поплачь, поплачь милая, думает Иза. и будет легче. будет совсем легко. плачь горько, оплакивай свою утрату. оплакивай свою боль.
- мне больно, - слышит Иза сквозь всхлипы и рыдания, - мне тяжело. мне больно это признавать.
- признавать что? - ласково спрашивает Иза.
- что мне нужна помощь.
громко заиграла музыка. трубы провозгласили жизнь. что то где то трещало и рвалось. невместимое выкатилось из сердца и упало огромным камнем к ее ногам. плечи обрели легкость, тело ощутило невесомость. какое оно легкое, какое оно легкое! это земное тело. громко играла музыка.
- твое тело любит танец, - говорит раскачиваясь Изы, - любит плавность движений, любит грацию сложных па. позволь своему телу танцевать. позволь ему жить.
- мне нужны другие люди, - со слезами на глазах говорит Катя, - мне нужна их помощь. я не справляюсь. мне плохо.
- иди к ним, - взмахивая руками то вверх, то вниз говорит Иза, - иди к ним и возьми то, что твое по праву. иди к ним.
- я позвоню маме, - успокаиваясь говорит девушка, - я позвоню своей лучшей подруге.
- правильно, - смеется Иза, - правильно.
- я пойду к врачу, - продолжает Катя, - если он выпишет мне таблетки я буду их пить.
- правильно, - весело отвечает Иза.
- я всегда считала тех кто принимает таблетки слабыми, но это не так. они хотят жить. они борются за жизнь.
музыка становилась все громче и громче. заполняла яблоневый сад, заполняла луг за садом, заполняла небо. солнце припекало все сильнее, становилось жарко. на теле выступил пот. тело плакало от счастья. помиловали, помиловали. тело плакало.
женщины взялись за руки и закружились в едином танце. движения их были легкими, глаза искрились жизнью, смех их смешался с музыкой.
- почему я раньше этого не понимала? - говорит запыхавшаяся девушка и смеется, - это так просто. так просто.
- было не время, - кричит в ответ Иза, - было не время. сейчас время пришло.

Иза стоит над спящей девушкой. тело ее лежит в неудобной позе. на прикроватной тумбочке скомканная предсмертная записка. по комнате разбросаны вещи, разбиты все вазы, перевернут стол. полумрак. девушка тихо дышит. Иза осторожно гладит ее по светлым волосам, нежно целует в лоб. ты будешь жить, милая, будешь жить. я не позволю тебе уйти. не в этот раз. ты будешь жить.

над городом летали белые птицы. молча летали провозглашая девиз этой вечности - да будет жизнь. будет солнечное утро, будут детские крики за окном. будет хороший день. кошка умывалась сидя на подоконнике, от нее пахло молоком и счастьем. знакомые добрые руки нежно погладили ее по голове, она замурчала. черные кошки приносят только хорошее. черные кошки любят этот мир. черные кошки любят молоко и когда их чешут за ушком. белые птицы разносили добрую весть - будет жизнь. звенели опаздывающие трамваи, люди бежали кто куда. пахло крепким ароматным кофе и свежей сладкой сдобой. мир танцует и приглашает каждую присоединиться к нему. мир танцует.

она проснулась на удивление с легкой головой. что вчера было? комнату озарили солнечные лучи, радостно прыгали по стенам и щекотали серьезные хмурые занавески. те до последнего сохраняли грозный вид, но в итоге не сдержались и громко расхохотались. хохотал перевернутый стол, смеялись осколки разбитых ваз. улыбнулась знакомой женской улыбкой скомканная записка возле кровати. девушка с чувством потянулась и поняла, что проголодалась. удивительное дело, вечером ты собиралась покончить жизнь самоубийством, а на утро думаешь что надо бы выпить кофе и сходить в магазин что у дома, там продают свежую выпечку. хочется кофе. странно. хочется сладкой сдобы. хочется теплого ветра в своих волосах. хочется улыбнуться дворовой кошке. хочется погладить смешного щенка. хочется кататься на качелях. хочется жить.
она встала с постели и поставила стол на место. подмела осколки ваз, раздвинула шторы на окнах. в телефоне было два непрочитанных сообщения. хочется танцевать, подумала Катя, хочется громкой музыки. но сперва, сходить за сладкой сдобой к утреннему кофе.
по дороге к магазину она увидела большую важную ворону, та приветливо каркнула и взлетела на самую высокую ветку. мне снились птицы сегодня, вспомнила Катя, белые птицы. на переходе она столкнулась с молодой женщиной и та по доброму ей улыбнулась. знакомое лицо, подумала Катя. когда она обернулась что бы еще раз взглянуть на эту женщину той уже нигде не было видно.
запомни этот день, услышала она женский мягкий голос где то поблизости, запомни этот день. запомни это чувство. не забывай его. я рядом, слышит она в шуме просыпающегося города, я рядом. я всегда с тобой. это наша борьба. ты не одна.
этим утром она будет пить кофе и пальцы ее будут липкими от сладкого джема. этим утром она будет смотреть в окно. этим утром она будет разговаривать с мамой и смеяться. этим утром она купит себе красивый букет цветов и будет вдыхать его аромат. этим утром она решит снова завести себе кошку. этим утром она вспомнит что у нее есть шикарное платье, которое она ни разу не надевала. этим утром она посмотрит на свое отражение и улыбнется ему. этим утром она обнимет себя за плечи и пообещает что все будет хорошо. этим утром она будет пить кофе. этим утром - она будет жить.
...
она увидела ее отражение в витрине книжного магазина. голова гордо вздернута вверх. аккуратно подведенные темно коричневые брови говорили о характере твердом и непокорном. прямой нос, припухлые слегка подкрашенные губы. глаза не были накрашены слишком ярко, но одного движения карандаша хватило что бы сделать их незабываемыми. черными как врата ада, глубокими как океанская впадина. женщина выглядела печальной. красивое лицо ее было серьезно, движения размеренны. выбирает что то на стеллажах с книгами. никуда не торопится. Иза представила как эта женщина провела утро этого дня. встала ближе к полудню. пила кофе со сливками мелкими глотками. курила. в приоткрытое окно слышала крики ворон. в одном из многочисленных пакетов с вещами нашла большую старую косметичку. долго в ней перебирала все содержимое, выбирая то что ей понадобится для сегодняшнего дня. не спеша наносила макияж, любовалась своим отражением. пела под новые песни, рассматривала себя перед зеркалом. наслаждалась собой. сейчас она стоит перед стеллажом с книгами и никто не смог бы узнать, что внутри она надломлена, что в душе ее пробежала трещина. и что эта трещина разрастается, разрастается... с каждым ее вдохом. перешла в другой отдел, увлеченно разглядывает переплеты книг. что всего неделю назад она стояла на грани безумия. что сейчас она пропивает курс таблеток дабы держать себя в стабильном эмоциональном состоянии. но не держится, не держится оно. что ее штормит как в самый ненастный день. что небо ей видится беспросветно темным, мрачным. что она пришла сюда дабы напомнить себе что жизнь продолжается. что есть жизнь. что есть она. такая красивая, такая уверенная. что она может быть счастливой. что она ею когда то была. на безымянном пальце правой руки у нее серебряное кольцо. это он подарил ей его на день рождения. кто эта женщина, думает Иза. кто она? внимательно смотрит в отражение. такие грустные у нее глаза, так много веков проплывает на самом дне этих глаз. так темен их путь. и что то нездешнее, что то призрачно знакомое подбирается к сердцу Изы. ее карие глаза смотрят прямо, ее карие глаза сухие, но кажется будто она плачет. здесь и сейчас она плачет. кто эта женщина? кто она? это я? - удивленно вопрошает Иза. и сама себе отвечает, - это же я.

сколько времени прошло? никто не знает. сколько времени прошло. что успело случиться, что так и не сбылось. что осталось в памяти. на руке ее серебряное кольцо. когда он подарил его? это было недавно? это был сон? но почему тогда оно у нее на руке. сувенир из мира сна. небольшое напоминание, что это было. почему так спокойно, когда рушится мир вокруг. почему так безмятежны мимо проходящие люди. почему небо так и не упало на землю. почему продолжается жизнь. это всего лишь часть игры, думает Иза, часть игры. всего лишь одна ее часть. так сколько же прошло времени? никто не знал.

Морена нашла ее в самой чаще, где парк переходил в темный лес. там стояла одинокая обшарпанная лавочка. Иза сидела на ней и курила.
- ты можешь не курить хотя бы во сне? - усаживаясь рядом с Изой спросила Морена. платье ее по прежнему было черным, а волосы напоминали воронье гнездо.
- ты когда нибудь причесываешься? - выпуская дым изо рта ответила Иза.
- только перед особыми встречами, - говорит Морена и тоже закуривает.
- значит эта к ним не относится, - усмехается Иза.
обе молчат.
тихо, и кажется что они одни в этом парке. деревья зелены, трава мягка и податлива. принимает форму твоих ног, пригибается к земле, что бы воспарить снова вверх как только ты позволишь ей это сделать. тихо.
- давно не было встреч, - первая заговаривает Иза, - фрагменты памяти сменяют друг друга. сменяются наряды в зависимости от века, сменяются лица людей, которых я знаю вечность и еще немного. ты не меняешься, - не поворачивая головы говорит Иза Морене.
- приму это как комплимент, - отвечает та.
- что мы здесь делаем? - спрашивает Иза.
- сидим, - пожав плечами отвечает Морена, - покурили. сидим.
- мы что то упустили? - говорит Иза и вопрос ее похож на утверждение.
- мы постоянно что то упускаем, - вздыхает Морена, - нельзя иначе.
- хочется что бы иначе, - устремив взгляд в чащу леса говорит Иза.
- мне тоже хотелось, - отвечает Морена, - да прошло. все желания имеют свои сроки. будет время и тебе перехочется.
- так себе утешение.
- мне незачем утешать тебя, - говорит Морена и пытается поправить выбившуюся прядь черных волос, - имей смелость видеть то, что видишь.
- да брось ты это! - оборачивается к ней Иза, - ты все равно лохматая.
обе смеются.
- знаешь, - говорит Морена перестав возиться с волосами, - непостижимое навсегда забирает твою душу. не дает возможности стать земными, не дает возможности прочувствовать жизнь людскую. часть тебя всегда будет вне. части тебя здесь нет. ты потеряна в прошлых веках. ты затерялась в лабиринтах всевозможного будущего. взгляд твой отсутствующий, голос будто из под земли. им страшно видеть тебя, им тревожно слушать твои речи. ты расшатываешь их мир. жить в нем не можешь и другим не даешь. вечная скиталица меж. но кто выбирает этот путь?
- кто выбирает? - переспрашивает заинтересованная Иза.
- мы выбираем, - говорит Морена, - мы выбрали этот путь. мы выбрали скитаться меж. мы выбрали опустошенность наших глаз и половину души лишь отдать этому миру выбрали мы.
- туман рассеется когда нибудь? - спрашивает Иза, - когда нибудь я увижу грань, что подступает, но так и остается скрытой за пеленою памяти?
- ты говоришь со мною, - отвечает Морена, - ты говоришь со мною и то уже немало.
- ты права.
- прорасти в землю, - голос Морены становится серьезен, - пусти корни. обрети ощутимую связь с этим миром. только так ты сможешь увидеть грань и устоять. только так. покуда нет корней у тебя, покуда мотает тебя ветер лихой без дела не должно тебе ее видеть. не выстоишь.
- прорастать, - повторяет Иза, - пустить корни.
- именно, - продолжает Морена, - обрети смысл земной, покройся кожей человечьей. впусти дух их в себя. стань одной их них. укрепи себя в этом мире. иначе снесет тебя знание.
- ты делала так же? - поворачивается Иза к Морене.
- я делала всяко, - усмехается та, - легче сказать как я не делала.
- значит он прав, - задумчиво говорит Иза.
- корни твои должны прорасти до основания миров, - после недолгой паузы продолжает Морена, - зацепиться за его ядро, обвить его. впитать вековые традиции, вдохнуть мирское и выдохнуть потустороннее. не дотянешься до вершин покуда на земле твердо стоять не будешь, - подвела итог Морена.
- расскажи о себе, - говорит ей Иза.
парк окутывает сумрак. вечер опускается на деревья, убаюкивает их. ветер поет колыбельную травам. травы засыпают. травы засыпают что бы забыть чью форму ног они принимали в этот день. травы засыпают что бы возродиться к новому дню. травы засыпают.
- я бывала разной, - отвечает Морена, - но во все времена мне было мало того, что мне давалось. мне было мало знания, мало красоты, что имею, мало любви. мало жизни. наверное именно поэтому я возвращаюсь вновь и вновь. мне всего всегда было мало.
- наверное поэтому ты обрела так много, - говорит Иза, - если бы ты была другою, то остановилась бы и не пошла дальше, не узнала бы больше.
- да, наверное так, - отвечает Морена, - но я хочу сказать тебе, - она поворачивается к Изе и смотрит ей прямо в глаза. глаза ее искрятся ночными кострами вокруг которых она плясала тысячелетия веков назад, - бери то, что есть. бери сегодняшний день. бери его полностью, без остатка. бери то, что тебе дается по праву. бери без сожалений и упреков. не думай о том, чего нет. не думай о том, что могло бы быть на месте того, что есть. бери эту жизнь такой какой ее задумали наши праматери. бери их опыт. бери их силу. бери их слабости и переплавь их в нечто невообразимое. не время и не место для раздумий. жизнь случается здесь и сейчас, случается с тобою. возьми ее, ухвати за руку. погладь по плечу. оно такое теплое и родное. такое же как и многие жизни назад.
- ты о чем то жалеешь? - чуть помолчав спросила Иза.
лавку где они сидели обступила ночь. не было фонарей, звезды загорались на небе, тревоги стихали. успокаивалось неугомонное сердце, билось ровнее, ровнее. руки почувствовали тепло, тело расслабленно млело под мягким ночным ветром. губы затаили поцелуй, который дарят единожды в жизни, что бы после вспоминать его веками.
- я так много жила, - говорит Морена, - что если бы и жалела о чем то, то давно бы это забыла.
- неправда, - перебивает Иза, - твой совет говорит об обратном.
- иногда я не следовала ни чьим советам. я прокладывала свои дороги. я заходила в тупики. я чувствовала бессилие и боль. мне тяжело давалось жить.
- верю, - говорит Иза, - чувствую.
- когда ты напишешь книгу, - улыбаясь говорит Морена, - пусть в ней будет эпиграф.
- какой? - интересуется Иза.
- напиши, что в этой книге не нужно ничего понимать. ее стоит просто читать.
- в ней нет сюжетной линии, - смеется Иза, - нет замысла.
- в ней есть жизнь, - говорит Морена, - мы случаемся бессюжетно, мы случаемся внезапно как проливной дождь в солнечный день. мы создаем историю.
- люди пишут витиеватые романы, у них много задумок. есть начало и есть развязка.
- у жизни нет начала и нет конца, - говорит Морена, - жизнь нельзя поместить под бумажный переплет. ее можно вдохнуть как свежий ночной воздух, прохладный и пахнущий лесом и черникой. ее можно уловить в сплетении слов. ее можно потерять и вновь обрести между новыми шуршащими страницами. ее можно прожить так будто все что происходит преисполнено высшим смыслом.
- и все же, ты говоришь про эпиграф, - продолжает смеяться Иза.
- людям свойственно искать то, чего нет, - говорит ей Морена, - дай им знать в самом начале, что здесь нечего искать. есть слова, которые можно прочитать. и есть чувства, которые вызывают эти слова. вот и всё.
- занятно, - говорит Иза, - буду иметь в виду.
- завтра перед сном, - на прощание говорит ей Морена, - послушай снова ту песню, которая так тебе полюбилась недавно. чудесная музыка.
- тебе она понравилась?
- очень! - с чувством говорит Морена, - люблю музыку. было время я играла на клавесине.
- на чем? - захохотав переспрашивает Иза.
- на клавесине, - сделав недовольное выражение лица отвечает Морена, - но об этом как нибудь в другой раз. ступай прочь из этого сна, - наигранно и грозно ругается Морена, - утомила меня.
- а покурить напоследок, - смеется Иза.
- на кухне своей прокуренной одна покуришь, чертовка, - говорит Морена и встает с лавки поправляя подол черного платья, - всё. карты ждут ночных сказок, а я тут с тобой сижу.
- доброй ночи, - кричит ей вслед смеющаяся Иза.
- поди к черту, - весело бормочет Морена удаляясь.
- значит до встречи.

когда мне плохо я иду в книжный магазин, что бы посмотреть на свое отражение в его витринах. когда мне плохо я делаю свои глаза более выразительными и подвожу брови. когда мне плохо я много гуляю и смотрю по сторонам. глубоко дышу ощущая ту черную плиту что легла мне на грудь. я встаю и иду на улицу. когда мне плохо светит солнце и я смотрю на него не испытывая при этом ни радости, ни грусти. мои руки холодные и плечи опущены низко. когда мне плохо я пью зеленый чай и заедаю его самыми вкусными конфетами которые смогу найти в своем доме. когда мне плохо я плачу. когда мне плохо я пою. я танцую то, что не в силах высказать. то что не поддается пониманию я объясняю движением тела. когда мне плохо я смотрю на людей и вспоминаю, что где то есть счастье. когда мне плохо я думаю о тех кто меня любит. когда мне плохо я обнимаю себя за плечи и говорю, что скоро станет легче. и это правда. когда мне плохо я перечисляю всё что мне дано и учусь заново это ценить. я учусь видеть свет даже когда небо пасмурно и накрапывает дождь. я помню что бывают тучи даже в самый счастливый день своей жизни. когда мне плохо я продолжаю жить. я жду нового поворота. я жду лучшей погоды за окном. я жду новых радостных эмоций. когда мне плохо я пропускаю это сквозь себя. я ощущаю это всем телом, все мое сердце поглощает тьма. я опускаю руки, что бы назавтра снова встать и заняться делом. я захожу в самый темный угол души, что бы рассказать себе о том, что я там нашла. что бы омыть эти дары лучами света, что бы рассмотреть их внимательно и понять, что я была там не зря. когда мне плохо я читаю стихи. когда мне плохо я думаю о смерти. она придет и дарует облегчение, она придет и заберет меня с собою. надо ее дождаться. когда мне плохо я стараюсь дотянуть до утра, пережить только этот день. только этот. всего один день. не имея планов, не помня дат, не строя маршрут я живу только этот день. занимаюсь совершенно ненужными вещами, говорю неуместные слова, застываю посредине тротуара позабыв вдруг о том, что мне плохо и что я иду в книжный магазин. непременно в книжный магазин. это традиция. когда мне хорошо я кстати тоже иду в книжный магазин, но об этом как нибудь в другой раз.
...
ей снятся выжженные дома, снятся разрушенные здания, неплодородные земли. развилка предлагает другие дороги, другие пути, но она сворачивает к пепелищу. что ищешь ты в грудах золы? что хочешь найти на бескровных полях? куда манит тебя твое жертвенное сердце, к чему тянется безумная душа? напоить собою пересохшие реки. отмыть черные окна, залатать дыры. возвести сад там, где много тысяч лет не пролетала ни одна птица. сумасшедшая. видишь останки тех кто приходили сюда до тебя? видишь их кости? мертвая земля жаждет свежей крови. древний алтарь ждет свою жертву. пленяет своим убожеством, заигрывает с тобою. ты, только ты сможешь повернуть время вспять. ты, только ты сможешь развести в пустыне яблоневый сад. ты, только ты вольешь чистую воду в пересохшие реки. приживется росток, зазеленеет трава, прилетят птицы. только ты сможешь дать мертвой земле новую жизнь. только ты. какая сладкая ложь. какая лакомая приманка для глупых наивных девочек. эти места мертвы. и есть лишь один вариант развития событий. не зацветут цветы и бабочка не сядет тебе на плечо. жажда убьет тебя. вечная жажда и ни капли ключевой воды. ни капли воды на многие и многие километры. ни капли. жестокость. она убьет тебя. тебя такую доверчивую, такую сострадающую. не сжалится грозное небо. не спустятся ангелы на землю дабы защитить тебя. не отвоюют. сама идешь в лапы, сама вступаешь в капкан. оглянулась на развилку. еще есть шанс спастись. еще есть шанс уйти без ощутимых потерь. еще есть шанс выжить. не пои собою то, что бездонно. не мерься силою с тем, что заведомо сильнее. не пытайся приручить этого зверя. с его клыков капает слюна. он жаждет крови. твоей крови. не пытайся никого спасти. иди мимо, милая. иди дальше. она вновь поворачивается к обугленным домам и идет в сторону сожженной деревни. вариант есть один. ты идешь на гибель. ты растратишь все свои соки, напоишь собою сухую твердую землю. она возьмет все что у тебя есть и останется такой же мертвой, по прежнему сухой и жаждущей еще и еще твоей священной влаги. но ты окажешься пуста и бескровна. пуста и бессильна. ты отдашь всё и не получишь ничего взамен. ты отдашь всё. остановись. здесь и сейчас сделай паузу. остановись. прислушайся к миру. что говорит он тебе, о чем предупреждает. есть места, которые умерли. есть реки которые высохли. есть поля, которые не дают всходов. и твоего хрупкого сердца, твоей бесстрашной души недостаточно что бы это изменить. есть места, где никогда не запоют птицы. есть места, которые не предназначены для того что бы на них возделывали яблоневый сад. ты выбираешь не те места. ты снова и снова идешь в пустыню желая найти там плодородную почву. ты снова и снова ищешь свой дом и приходишь на пепелище. остановись и прислушайся. остановись и возьми паузу. остановись. что говорит тебе твое чутье? опасность. тело чует опасность, тело чует врага. опасность. слышишь как тяжело он дышит? ждет. приманка сработала, ты свернула с дороги. ждет тебя. посмотри на небо. помнишь, ты так хотела жить? помнишь, ты обещала оберегать себя? твое тело говорит тебе, что ты в опасности. твоя интуиция сигналит тебе тревожными кнопками. думаешь это ошибка? твой разум опьянили иллюзии. твой разум окутал густой туман. верь себе, верь своему телу. тело не обманешь. подумай прежде чем сделать еще шаг. подумай. бери паузу.

она нашла ее в лагере. на голове ее была черная повязка, глаза яростно поблескивали. она была зла. движения резкие, наотмашь. Иза догнала ее на выходе из лагеря. дальше начинались серые невзрачные поля. должно быть Ада отправилась туда проветриться и собрать мысли воедино. что то произошло.
- я видела тебя в городе, - сбивчиво говорит Иза и пытается отдышаться приравниваясь к ее шагу.
- давно, - ответила Ада и не повернула к ней лица.
- кто то умер? - с тревогой в голосе спрашивает Иза имея в виду черную повязку на голове женщины.
- скоро, - говорит Ада не меняя тона.
- то неизбежно? - нервничает Иза.
Ада останавливается и поворачивается лицом к Изе. она расстроена. кто бы мог подумать, удивляется Иза. она расстроена! эта железная женщина переживает, глаза ее тревожны. она нервничает, думает Иза. она не в себе.
- неизбежность выбирает слабых, - отчеканивает Ада, - хищник начал свою охоту.
- за кого ты переживаешь? - Иза пытается сделать свой голос мягче и непринужденнее, но он предательски дрожит.
- за своих сестер, - глядя прямо в глаза говорит Ада, - мы в одной упряжке. возьмут одну, пострадают все. поддастся одна, последствия скажутся на других. я устала от крови, - скрипит железный и несгибаемый стержень, серые поля пробуют сделать вдох и пустыми глазницами смотрят на женщин. кто они? зачем пришли. так сладко спать мертвым непрекращающимся сном. не видеть снов. кто они?
- ты когда нибудь любила мужчин? - они говорят и не двигаются с места. голые поля силятся вдохнуть свежий порыв ветра. но нечем. вдыхать нечем. есть что то, что не ухватить, не присвоить себе. поля силятся сделать вдох, ветер ласкает их нежно как младенца. поля силятся сделать вдох, хотя бы один. ветер крепчает, подступает ближе к их телу, соприкасается с землею. поля силятся сделать вдох... но мертвое не дышит.
- я любила людей, - чуть помедлив говорит Ада, - я любила людей, их прошивку я никогда не любила. не в силах полюбить.
- ты даришь им любовь, они потчуют тебя фальшью, - устремляя взгляд за мрачный горизонт говорит Иза.
- зачем ты пришла? - голос Ады строг и беспощаден.
- я хотела тебя видеть, - быстро говорит Иза как бы оправдываясь, - мне надо было тебя увидеть.
- ты пахнешь кровью, - Изе показалось или она сказала это с отвращением? - я устала от крови.
- что то кровоточит во мне, - тихо говорит Иза и чувствует себя виноватой.
- где твои защиты? - громко раздался голос Ады и где то вдали залаяла собака, - где мать твою твои защиты? ты не просто наивна, - продолжает кричать женщина в черном, - ты глупа! зачем ты сняла их? хищник рядом, он почуял тебя. зачем ты сняла их? - разъяряется все больше Ада и в серых глазах ее сверкают остро наточенные мечи.
- я... - пытается сказать Иза, - я просто...
- просто не будет, - зло обрывает ее Ада, - просто не будет, поверь мне. будет тяжело. будет очень тяжело. будет мучительно больно. я вижу черную глянцевую плиту, чья на ней фотография? угадай, ну? чья на ней фотография? - Ада кричит, хорошо что они успели уйти подальше от лагеря, думает Иза. вряд ли кто то услышит.
- ты ставишь на кон всё что создано до тебя, - говорит Ада и Иза видит как она злится то сжимая то разжимая кулаки, - ты предаешь тех, кто воевал за тебя. ты идешь наперекор. идешь глупо, как свинья идет на убой. тебе видится что тебя ведут в тронный зал, но там - бойня. очнись, девочка! - Ада берет ее лицо в руки, - очнись, милая. ты идешь на бойню. тебя пустят на мясо. твоего имени никто не вспомнит. мне больно за тебя, - тихо говорит Ада и Изе вдруг вспоминается ее мать, та никогда так с нею не говорила, - мне больно видеть как они растерзают тебя. ты сама создаешь эту неизбежность.
- мне показалось, - говорит Иза и лицо ее по прежнему держат холодные сильные руки, - мне показалось я могу быть счастливой.
- тебе показалось, - мягко как с ребенком говорит Ада, - не там твое счастье, милая. твое счастье там, где жизнь. где смерть есть лишь иллюзии и помутнение ума. у тебя идет кровь, ты ранена, это ли не признак того, что твое счастье обманчиво?
- мне казалось что все может измениться, - растерянно говорит Иза, - что все наладится.
- и что вместо бойни ты все же увидишь тронный зал, - заканчивает ее мысль Ада и грустно улыбается, - откуда в тебе столько наивности, - Ада опускает руки и тяжело делает вдох. поля по прежнему безжизненны. мертвое не дышит. ветер ластится о землю. мертвое не дышит. ветер взывает к жизни. но мертвое не в силах сделать и вдоха.
- надень свои защиты, - голос Ады строг и серьезен, - я прошу тебя, - женщина смотрит на Изу и та слышит лязг холодных мечей что готовы к бою, - надень на себя защиты. опасность рядом. будь начеку. если ты уйдешь слишком далеко, - ей показалось или голос ее дрогнул? - я не спасу тебя. мне будет больно видеть что уготовано тебе в логове зверя. я не смогу пережить еще одну потерю, слишком много потерь, слышишь? - голос ее становится громче, - слишком много потерь! слишком много крови. я не хочу отдать им тебя, слышишь меня? слышишь ли ты меня?! - Ада кричит уже изо всех сил и Изе кажется что ее кто то трясет за плечи.
в комнате темно. ее тело знобит. одеяло мокрое от пота. время около четырех утра. на губах привкус крови. в доме тихо. надо еще поспать. еще немного. они не договорили.

- мне очень хочется пошутить, но я не знаю о чем, - говорит ей внутренний голос, - хочется услышать твой смех.
- не до смеха нынче, - отвечает Иза.
- в том то и дело, - с жаром говорит внутренний голос, - нам надо посмеяться.
- над чем бы?
- над абсурдностью происходящего, - голос в голове на удивление приветлив и добродушен.
- даже ты это чуешь? - тяжело вздохнув спрашивает Иза.
- что? - будто бы не понимая говорит он.
- мою гибель, - отвечает Иза, - они все мне ее пророчат.
- нет, что ты! - фальшиво восклицает голос в голове, - нет-нет! это неправда.
- неправда? - усмехается Иза, - а с чего бы ты так мягок и притворно весел? с чего бы хочешь что бы я смеялась?
- настроение у тебя нынче дурное, - вздыхает голос, - смех развеет траурную обстановку.
- траурную?
- я хотел сказать мрачную, - спохватившись кричит внутренний голос, - мрачную! да не бери ты все это в голову, в конце то концов! - вскрикивает он и бегает из подсознания в сознание и оттого голос в голове Изы то стихает, то нарастает вновь, - чего они там навыдумывали эти ведьмы злые, не бери в голову.
- пытаешься успокоить, - вяло говорит Иза, - спасибо.
- нет, мне откровенно не нравится твой настрой, - суетится голос в ее голове, - мне не нравится. это надо менять.
- надо, - соглашается Иза.
- надо посмеяться, - возвращается голос к началу беседы, - смех лечит.
- мне несмешно.
- надо, - отчеканивая каждое слово говорит голос, - посмеяться.
- не знаю над чем, - говорит Иза.
- я сейчас найду, - развивая бурную деятельность в голове говорит голос, - сейчас найду. только обещай что будешь смеяться, - с капризной ноткой спрашивает он Изу.
- только если будет и правда смешно.
- будет, - заверяет внутренний голос и уходит за воспоминаниями в кладовку, - сейчас притащу ворох смешного старья.
- а нового то нету?
- новое надо придумать, а на это нет времени. ситуация критическая.
- ну тащи, - соглашается Иза, - будем вспоминать что было.
она сидит на кухне в полутьме, пьет зеленый горячий чай и что то с усилием пытается вспомнить. перед глазами побежали воспоминания. знакомые лица, веселые сюжеты. она улыбнулась. какие невероятные случаи бывают в жизни, надо же. и ведь это было, было когда то. а помнишь, лет пять назад? а помнишь, институт и чей то день рождения? а помнишь, рыжего кота что повис на дереве? нет, не особо смешно. но сам он был неподражаем в своей грустной мине. а помнишь?.. она смеется, сначала через силу, потом все легче и легче из нее льется задорный смех. она смеется. становится легко. выступают слезы на глаза, но не от боли. как оказывается смешно жить, как забавно. голос в голове подзадоривает ее и кидает едкие комментарии к каждому воспоминанию. смеется вместе с нею. как забавно однако. как весело может быть наедине с собою. как легко и непринужденно.
- и все же это абсурд, - говорит смеющаяся Иза.
- что именно?
- то что мы делаем.
- так в том то и дело, - заходится новым приступом хохота внутренний голос, - в том то и дело.

- она придет и всё разъяснит, - сказал внутренний голос когда Иза уже почти уснула.
- кто? - не понимая о ком речь спрашивает Иза.
- она, - тоном заговорщика шепчет голос, - ты узнаешь ее. она скоро придет к тебе. она где то рядом.
- еще одна гостья, - закрывая вновь глаза и зевая говорит Иза, - ну ладно, пусть приходит.
- слушай ее, - наставляет голос, - улови суть сказанного ею.
- я всех их слушаю, если на то пошло. и при этом у меня едет крыша.
- ладно, спи, - бурчит внутренний голос, - она придет. она рядом.
- отлично, - говорит Иза засыпая, - она рядом, а меня скоро накроет черной глянцевой плитой.
- тьфу тьфу тьфу! - второпях бормочет внутренний голос, - что за дура!
- мне напророчили, - говорит Иза в полусонном состоянии.
- напророчили ей, - бубнит голос в голове, - жизнь от сказки отличить не можешь и мне думать нормально не даешь. напророчили ей. спи, давай. ждут тебя там.
Иза засыпает.
...
всякий колодец имеет дно. бывало в один бросишь камешек и слышишь как тот с глухим звуком падает в воду, уходит под глубину. в пустых колодцах можно расслышать стук камня о твердую почву. гулко раздается падение брошенного камня. смотришь вниз, слушаешь. упал. оказался под темною водою. упал. в пустом колодце лежит на самом дне. твой брошенный камень. покоен и внезапен. тот что был брошен так неожиданно и резко лежит покойно. мертвый холодный камень. на дне самого глубокого колодца. а бывает иначе. колодец зияет черною пропастью. глубока ли она, есть ли там вода? не видно. находишь самый большой камень у себя под ногами. берешь его в руки, ощущаешь его тяжесть. большой тяжелый камень. он всем своим весом должен упасть на самое дно этого колодца. раздастся громкий всплеск черной воды. раздастся ли звонкий гул от его удара о самое дно. ты бросаешь его со всей силы вниз. бросаешь и ждешь. сейчас упадет. сейчас упадет и ты узнаешь есть ли в этом колодце вода. сейчас упадет и узнаешь насколько глубок тот колодец, какая твердая почва затаилась на самом дне его. кидаешь тяжелый камень вниз и ждешь. тихо. камень летит вниз. тихо. нет всплеска воды. тихо. значит колодец пуст, значит воды нет. тихо. сейчас он долетит до дна колодца, сейчас раздастся его удар о землю. тихо. камень летит. нет звуков. камень летит. замерли птицы на ветках липы. тихо. камень летит... проходит минута. не раздается ни звука. проходит еще одна. солнце скрылось за тучу и наблюдает за твоим ожиданием жалостливо улыбаясь. тихо. ни дуновения ветра, ни скрипа старого дуба у крыльца. мир затаился и наблюдает за тем как ты ждешь. камень брошен. камень летит вниз. камень брошен? ты ведь бросал камень в колодец? вот здесь он лежал у твоих ног, самый большой, самый тяжелый камень. руки помнят его холодную тяжесть, руки помнят как они бросили этот камень вниз. тихо. ты вглядываешься в черное пространство. не слышно ни звука. камень летит или он уже упал? камень был брошен? был ли камень? точно был. значит летит. скоро ли будет дно? скоро ли послышится звук удара о твердую землю? мир затаился и ждет. проходит десять минут. проходит полчаса. проходит час. птицы устали ждать и оживленно щебечут на дереве. солнце отдохнувшее выплыло с противоположной стороны тучи. ветер забрался в твои волосы и кажется что в голове заскрипел никогда ранее не двигающийся механизм. мир живет своей жизнью. из колодца не слышно ни звука. проходит вечер, приближается ночь. смеркается. когда же твой камень долетит до дна этого чертового колодца? он же должен упасть когда то? ведь ты его бросил. но камень по прежнему летит. камень летит в бездонную пропасть. камень летит и не знает о том, что есть дно. камень летит и у него вырастают крылья. камень летит и ему нравится этот полет. дно когда то появится, думает человек бросивший камень, у всех колодцев есть дно. дно когда то появится и будет звук удара камня о твердую почву. но камень продолжает лететь. проходит ночь, сменяется днем. сменяются недели. камень летит черною птицей позабыв о прошлой тяжести. весна сменяется летом. ароматы цветов разносятся по округе, листва деревьев нашептывает разные догадки о том почему этот человек не отходит от старого колодца. верно пьян, замечает раскидистая липа. верно полоумен, вторит пышная сирень. человек ждет. камень брошен, камень должен упасть. камень брошен. всякий колодец имеет дно. да не всякому камню суждено этого дна коснуться. над землею кружит большая черная птица. тенью пролетает она у ног сгорбленного седого человека. крылья ее принесли запах застоявшейся воды, запах тины и чего то древнего, как сама пропасть на глубине невзрачного колодца. птица кружит над человеком. взгляд человека устремлен в колодец, был брошен камень. самый тяжелый, самый большой камень что лежал у него под ногами был брошен в этот колодец. камень летит и скоро, совсем скоро человек услышит тот долгожданный звук его удара о дно. не может тот камень не упасть. не может колодец не иметь дна. обязательно прозвучит звук удара о дно. камень упадет. еще немного, осталось ждать еще чуть чуть и человек услышит этот звук. услышит звук удара и успокоенный пойдет по своим делам. еще чуть чуть, надо подождать еще немного. Ворон садится на ворот колодца и слышится скрип опускающегося вниз ведра. Ворон сложил черные крылья и смотрит на человека. пустое ведро опускается все ниже и ниже, человек озадаченно смотрит в зияющую пустоту. раздается плеск воды. птица сидит неподвижно, слышится напряженный скрип ворота поднимающего старое железное ведро. ведро полное чистой воды. птица сидит неподвижно, под ногами человека стоит железное ведро с водою.
- что там? - глухим голосом спрашивает человек, взгляд его пуст и потерян.
- бездна, - говорит птица.
- я бросил камень, - говорит человек и пытается поймать свое отражение в ряби воды, что в ведре.
- камень был брошен, - отвечает птица.
- где он? - спрашивает человек, - где дно?
- бездна, - говорит птица.
- я не желаю воды, - говорит человек, - я хочу слышать звук удара моего камня о дно.
- дно бездонно, - говорит птица, - камень тот улетел.
- я хочу слышать звук удара, - кричит человек, - звук удара!
- дно бездонно, - говорит птица, - я твой камень.
человек на миг приходит в себя. вокруг лежит белый снег, деревья спят, птицы греются под крышами домов. топятся горячие печки, пахнет дымом и пирогами. на земле лежит снег. человек ищет свое отражение на воде. сед его волос, как белый снег что давно покрыл мягкую землю. трещат березовые дрова, запотевают окна. у порога зима. что случилось, что произошло? что случилось? человек был молод, был весел. волос его был черен и кучеряв. что случилось? человек с ужасом в глазах смотрит на черную птицу. та сидит неподвижно. старый как мир колодец выглядит таким свежим, таким нужным. вся деревня пользуется только им. только в нем самая чистая, самая вкусная вода. все то знают. человек чувствует страх сковывающий его сердце и не хватает смелости ему задать вопрос черной птице. но Ворон знает.
- жизнь твоя прошла, - отвечает Ворон.
- мой камень, - еле слышно говорит человек и оседает на землю, - мой камень должен был упасть на самое дно. мой тяжелый камень...
- бездна! - каркает Ворон и расправляет крылья, - без дна! - кричит черная птица и поднимается в высь, - бездна! - раздается со всех сторон, - без дна! - крики птицы оглушают человека сидящего на снегу, - бездна! - птичий крик становится все громче, - без дна! - кажется вот вот лопнут ушные перепонки, - бездна! - человек закрывает уши и пытается стряхнуть это наваждение, - без-дна, без-дна, без-дна...
всякий человек может бросить в колодец свой камень да не каждому дано услышать, чем тот камень обернется.
- видимо пьян, - говорит Мафуша сестре проходя мимо старого человека лежащего на снегу возле колодца.
- да он давно ума лишился, - отвечает ей старшая сестра.
- замерзнет, - говорит встревоженная Марфуша.
- у кого сердце мертво тому жить без надобности, - отвечает старшая сестра.
- что ты сказала? - переспрашивает Марфуша, над ними пролетает черная птица, полет ее ровен. что то каркнула.
- да говорю проспится домой пойдет, - повторяет старшая сестра, - чавой ему станется старому. таскать что ль его еще до хаты, - она весело смеется.
- как то зябко стало, - поежилась Марфуша, - не дойдет он нынче до дому.
- да брось ты, - говорит сестра, - побегли в дом, мать пироги наверное уже маслом смазывает. есть хочу страсть! - старшая сестра жадно облизывает губы и первая со смехом несется в сторону их избы.
Марфуша в последний раз оборачивается на лежащего человека в снегу, на колодце сидит черная птица. смерть будет, чует Марфуша. проклятая смерть будет, страшная. птица сидит на колодце и тишину зимнего вечера пронзает ее резкий хриплый крик. бездна никого не оставляет без ответа.

- а Еремку то старого убили! - вбегая в комнату кричит старшая сестра.
- как убили? - растерянно спрашивает только что проснувшаяся Марфуша.
- то ли волки ночью растерзали, то ли зарезал кто, - с вытаращенными глазами громко шепчет старшая сестра, - всего на части разорвали, ужас! снег алый-алый будто розы бутон посредь зимы расцвел. алый-алый! побежали сама увидишь, - второпях говорит старшая сестра и сдергивает с сонной Марфуши одеяло.
- не пойду, не пойду! - кричит испуганная Марфуша, - дурно мне от крови.
- да ну тебя, - обижается старшая сестра, - там вся деревня собралась, чего делается то! кого наказывать то теперь, кого бояться?
- лишь бы Волков не стреляли, - глядя перед собой тихо говорит Марфуша.
- ага, - недовольно вставляет ее сестра, - а они по деревне шастать будут и раздирать всех кого ни попадя.
- за дело, - говорит Марфуша.
- чавой? - с непонимающим взглядом вопрошает ее сестра, - ты это, дурь то свою выбрось. тебе батька чего сказал? что б бредней твоих в доме этом не слышно было, - глаза ее становятся злыми и трусливыми.
- птица черная накаркала, смерть принесла, метку поставила, - говорит Марфуша не обращая внимания на сестру, что сидит с нею рядом.
- замолчи! - кричит ей та, - замолчи!
- силы на себя древние навлек, поиграться захотел, - не слушая сестру говорит Марфуша, - поигрался.
- хватит, Марфа! - кричит сестра и резко встает с ее кровати, - хватит! не хочу то слышать. что ж за проклятие то с тобой такое? - хлопая себя по ляшкам приговаривает сестра, - что ж за напасть.
- прокляли его, - говорит Марфуша, - прокляли и не сжалилися. знать сильно прогневал.
- батьке расскажу, - зловеще шипит сестра и пятится задом из комнаты, - он тебе даст взбучку. давно в церкви колени то не стирала? давно в чулане темном не ночевала?
- что чулан мне ваш темный, - поднимает на сестру глаза Марфуша, - коли сердце черно бояться надо. чернота вокруг не пугает.
- что ж ты за дьявольщина такая, - напоследок шипит сестра и убегает прочь.
- коли дьявольщину видишь не всегда ею являешься, - отвечает Марфуша, но ее уже никто не слышит.
она вновь забирается с головой под одеяло, холодно. тело дрожит, ноги леденеют. снег алый-алый, вспоминает она слова сестры, будто бутон розы посреди зимы расцвел. снег алый-алый.

птицы мои, птиченьки, птиченьки голубушки, черные как ноченька, зоркие как молния. громом разверзаются птичьи трели дивные, страшными раскатами щебет ваш изнеженный. на буйну головушку косы остры точатся, как травинку сорную лишнюю ненужную под корешок под самый. рученьки чьи в кровушке, снег под ком алеет, видят-видят птиченьки зоркие да смелые. полети голубушка, полети же ясная гибель розу красную пристегни к петличке. жизнь из рук стекает, поп несет кадило. сила та, которой жил быстро уходила. птицы мои птиченьки, зоркие да смелые, все законы писаны, те порядки строги. не велят челами бить, не велят поклоны, лишь бы не ступали в небо человечьи ноги. за пределы божьих глаз, за колодца око. нам миленок не узнать как оно глубоко. за пределы всех начал и за грань мирскую, о которой ты молчишь, а я по кой тоскую. птицы - мои глазоньки, птицы - мои речи. коли ты ступил за край, милый мой, до встречи.


Рецензии