НЕ БУДИ ЛИХО..

(Наташина сказка)

Я сидел за столом и попивал ароматный чай, в который Наташа добавляла травы из сказочного леса. Леший постоянно собирал их около старенькой избы и приносил весь сбор к Наташе на кухню. Я любовался солнечным днем, который ярко играл солнечными лучами на стекле. Если не знать, что была глубокая осень, и не обращать внимания на голые деревья и крыши домов, вымокшие под ночным дождем, то легко можно было бы представить себе прекрасный майский день!
- Смотрю, друг любезный, по душе тебе пришелся наш поселок…
Вывел меня из задумчивости серебристый голос хозяйки. Как всегда прищуренные глаза смотрели на меня пристально и изучающее, с насмешливой искоркой, спрятанной за ресницами:
- Или может, нашлась такая красотка, что приглянулась тебе, и присох к ней сердцем?
Я посмотрел на Наташу и улыбнулся в ответ:
- Разумеется! Много кто глянулся мне тут! От хозяйки дома номер 13 и Русланы, до бабы Яги! Последняя особенно глянулась!
Наташа звонко засмеялась.
- Но больше всего мне «глянулись» твои удивительные сказки, матушка! Может расскажешь мне, почему они так далеки от того, что мы знаем про сказочный мир из книжек?
Наташа долила мне чаю в чашку, ближе подвинула вазочку с печеньем, и мягко ответила:
- «Почему», не могу сказать, но изначально сказки эти были наставлением для людей земли нашей. Изначально сказки учили мудрости и честности, и только потом стали забавой для детей. Мир всегда был суров, и однажды некоторыми людьми было решено сделать его добрым и чистым. Защищенным от зла и бед. Но получилось все наоборот. Ведь те, кто менял Мир, по сути поломали его по своему мышлению, и сами же, что бы скрыть свои неудачи стали уродовать и оченять в сказках все доброе и прекрасное, что было прежде, дабы кровь текущая реками и обман уводящий к погибели не выглядел таким ужасным.
Только сейчас я заметил след грусти на лице Наташи. Молчание затянулось и, решив его прервать, я спросил:
- Там, на поляне перед избой, одноглазый был на меня за что-то сердит. Может он не простил новых сказок? Или он думает, что такие, как я поломали любый его душе Мир?
- Ты про Леонида Феофаныча?
Переспросила Наташа, но я лишь пожал плечами.
- Да, из-за черной лжи, которую пишут про добрый сказочный мир, люди не знающие цену добру. Он особенный…. Он чувствует зло, горе, печаль… Любое лихо он ощущает сердцем и душой.
- Да, да… Его Лихом и называли… Расскажи про Леонида Феофаныча…
Попросил я хозяйку.
Наташа, задумчиво глядя на стол, машинально мешала в чашке давно растворившийся сахар. Минут пять длилось молчание, потом хозяйка подняла на меня глаза, и в ту минуту я готов был поклясться, что на ресничках ее блеснули маленькие хрустальные слезинки. Но через мгновение на ее губах снова заиграла веселая улыбка, и она лукаво посмотрев мне в глаза, ответила:
- Ну, что ж, душа моя, слушай правдивую сказку про Лихо одноглазое… Нет-нет, пожалуй это будет сказка про очень доброго человека….

В одной деревне, на краю хмурого вековечного леса, появился мальчик. Никто не знал откуда он пришел, а кузнец Феофан, недавно овдовевший взял мальчика в дом. Детей у него не было, а вдвоем, как-никак веселее.  Кликали мальца Найденом, и все думали и гадали, откуда он появился. Сам о себе Найдён ничего не мог рассказать потому, как ничего не помнил о родителях и о прежней жизни своей. Только иногда во сне видел он молодую добрую женщину и яркое пламя разделившее их…
Феофан учил мальца тайному кузнецкому промыслу. Найдён прилежно стучал молотом, и дул в горн мехами, но было у него свое, особое занятие. Сам не зная, как, мальчик чуял горе людское и беды, жалел людей и от его слезы и слова доброго болезни и беды отступали. Однажды через село проходил сам Сварог в простом рубище. Оглядывал Бог пределы свои и приметил, плачущего на крыльце Найдёна. Спросил его Светлый Бог:
- О чем, дитятко, ты так горько плачешь? Не уж то нашлись нелюди, кои дитя малое обидеть посмели?
Всхлипывая, мальчик ответил:
- Нет, добрый дедушка, никто не обидел меня, а плачу потому, как хвороба черная напала на село наше, а я не могу ничем помочь роду своему. Пока я в доме, хворь уходит, а как я за дверь, дак и хворь в дом… Болит сердце у меня, дедушка….
Удивился мудрый Сварог: Это как же надо любить людей, что бы горько плакать по их страданиям. Думал он, думал и порешил:
- Ждет тебя, дитя, дорога не дальняя, но не легкая. Жить тебе отныне в лесной чаще одному, но за то будет тебе дар особый даден, забирать хвори и беды человеческие, немочь и бедность, и сила твоя будет в том, что бы не выпускать их из своего дома…. А что бы тебя не обмануло лихо, будет один твой глаз Видючим, он станет видеть беды и горести, а второй глаз, стало быть Сторожким будет. Этот глаз следить назначен, что бы Лихо,  попав в твой полон, не выбрались на волю, и не вредило роду людскому….
Так и приключилось… Стал жить Найдён один в глухом лесу, подальше от деревни и дорог прямоезжих и кривохожих, и погреб у него был волшебный. Где бы ни был Найден, правый глаз всегда видел все, что происходит в погребе подле его избы. День за днем ходил Найден от села к селу, от дома к дому, и где заприметит какое лихо, ухватит его в за бороду, али за власы длинные и волочит в свой погреб чудесный. Где хворь словит, где горе-беду стреножит, и всем в погребе место было. А лишь сунется какое лихо из погреба, так сей же миг сверкнет перед ним Сторожкое око.
 Добро и хорошо жили люди подле леса, где хозяином был Найдён. Все шло округ миром и правом. Народ не бедовал, не знал мора черного, не было ссор про меж соседей, но…
Однажды приехал в деревушку коневод, коней подковать надумал. Сам черный, как сажа в печке, видать и душа его была такая же черная. Ведь не только коневодом был гость заезжий, но и колдуном тайным. Много работы привалило Феофану, денно и нощно грел он железо, стучал молотом и ковал вороных да гнедых! Глядя на тяжкий и долгий кужнецкий труд, жалко стало колдуну полновесно платить за работу честную кузнецу и наколдовал он хворь- слабоумие Феофану. Уже думал Колдун, ладошки нечистые потирал, что все сладилось у него с бесчестной затеей, да только в лесной чаще почуял недоброе Найден. Пришел он в деревню и разом в избушку к тяте, пусть не родному, да доброму. Глядит, а в избе Немочь черная на месте хозяйском сидит, и командует. Ухватил Найден лихо недоброе за уши то длинные, да поволок в погреб зачарованный. Но на беду увидал его колдун издали, угадал, что кто-то чары его разрушить удумал и пошел, таясь в чащу вековечную следом за Найденном. Долго ли, коротко ли шли они по холмам и оврагом, по ельникам и через сосняк, да пришли к ночи в избу потаенную. Как стемнело совсем, постучал колдун в избу. Найден открыл дверь и пригласил гостя нежданного в дом. Негоже ночью в лесу без крыши быть. Осмотрелся колдун, и спросил у хозяина:
- А может скажешь мне, добрый человек, зачем ты сегодня к кузнецу захаживал?
Найдён, не таясь, ответил.
- Почуял я, что с батюшкой лихо приключилось, вот и пошел полонить это лихо, да батюшку ослобонить….
- Значитца это из-за тебя кузнец оберет меня ценой непомерной за какие-то там подковы? Я думал поменьше дать плату, а ты все испортил? Как смел ты, отшельник чары мои порушить?
Взъярился колдун. Посмотрел на него Найден оком видючим, нахмурил брови сурово и глухим голосом ответил:
- Да ты, я вижу, гость непростой…. Выходит ты сам лихо черное, лихо страшное. Мне мой глаз видючий говорит, что место твое в чулане, вместе с лихом и невзгодами людскими… Да только не вправе я тебя сажать в чулан. Сегодня ты спи, покуда ночью в лес гостя провожать не гоже, но на зорьке ранней покинешь ты избу мою, и деревню зараз покинешь нашу.
Ничего не ответил колдун. Почуял он в отшельнике лесном силу могучую, непомерную его черному колдовству. И все думал коневод про глаз Видючий… «Все зло от глаза этого, и сила лесного отшельника тоже от него…». Сгустилась темная ночь над лесом, чуя беду, громко стонали кедры да сосны округ избы, ветер аки волк завывал в дуплах осин и берез, но крепко спал Найдён. Под самое утро, в глухой недобрый час, встал тишком колдун и взяв горящее полешко, хотел уйти, да проснулся хозяин. Почуял он, что недоброе. Подсказал Найдену глаз Сварогом дареный, что замыслил гость нежеланный дело злое, черное. Решил он запереть Найдёна в избе, да запалить ее. Сильна без меры злоба людская. Увидев, что проснулся хозяин, и поняв, что не можно сбежать тайком, злодей горящей головней ткнул хозяину прямо в глаз. Громко кричал от боли Найден, заливала кровь лицо его. А колдун пустился из лесу бегом в деревню. Думал злыдень до рассвета свести коней со двора Феофана. Но сыграл рок шутку злую с колдуном. Не видючий глаз выжег он у Найдёна, а глаз Сторожкий. Беды, хвори, уныние и прочее Лихо почуяли, что нет боле стражи за ними и догляда, и бегом из чулана вслед за колдуном. Изголодались они во полоне. Первыми до села добежали лихо скитание и лихо обманное. Увидели они колдуна с табуном коней , что уводил он из деревни тайно, и пристроились беды и горести позади него в седле. У околицы деревни стояла бабка Власяница. Приметила она гостя и спрашивает:
- Пошто, сердешный, в рань такую покидаешь деревню? Аль обидел кто?
А колдун ответил пугливо оглядываясь:
- Спасаюсь я от Найдена вашего. Приютил он меня на ночь, и положил спать, а потом, думая, что уснул я, открыл погреб свой с хворями да бедами, и велел им в деревню идти, да род людской муками и страданиями извести. А что бы поверило ему лихо страшное, глаз свой вынул Найден да и отдал ему в уплату за злодеяния…
Гость погнал коней дальше, а бабка Власяница уже бегала по избам и сказывала людям страшную весть. А к закату жители узнали, что права бабка: У кого корова не смогла отелиться и пала, у кого весь хлеб мыши поели, у кого дитя разболелось… В каждую избу пришло лихо недоброе….
На второй день, когда Найдён пришел в деревню, зажимая тряпицей пустую выжженную глазницу, недобро встретили его люди. Сначала ругали, потом стали камнями и палками кидать в Найдёна. Так и ушел он в лес навсегда, оклеветанный лживым наветом человека недоброго. Он и теперь видел лихо, мог поймать его, да вот удержать уже не было мочи у Найдёна. Немощным стал он без Сторожкого глаза. Бродил он долго в лесу глухом, горе мыкал, а люди по незнанию, да по злобе неправой, нарекли его Лихом Одноглазым, и всем грозили тем, что встреча с ним беду сулит, хворь али нищету, а то и смертушку лютую….
Лишь один дед Илья его и пожалел, встретив однажды подле речки. Так и живет вместе с Медведем в одной избушке на пересечении наших миров Лихо одноглазое. Недоверчивый к роду нашему людскому, но очень добрый дядечка – Леонид Феофаныч. Он иногда помогает нам по доброте душевной. Случалось, заберет лихо недоброе в мир свой сказочный, а оно там, в мире чуждом глядишь, и зачахнет!
А колдун- злыдень недолго ликовал. Радовался он, что тихо коней свел со двора кузнеца, да забыл про Горе-Злосчастье за спиной. Погибли чудные кони от хвори недоброй, да и самому ему пришлось скитаться до конца дней своих без дома и без рода… Так его потомки и сейчас кочуют по земле, колдуют, лгут, крадут, но никогда им не сыскать счастья на земле….

Я опять, слушая напевный голос хозяйки, не заметил, как спустились на поселок густые осенние сумерки, пахнущие мокрой землей и листьями. Глубоко вздохнув, я решил уже прощаться, когда за спиной глухой недобрый, но при этом знакомый голос произнес:
- Даже в вашем, суматошном мире, гостю пора и честь знать.
Я оглянулся. Прислонившись плечом к дверному косяку кухни, стоял одноглазый и буравил меня взглядом, словно высматривал во мне лихо недоброе. Я быстро и неловко попрощался с хозяйкой и ее неурочным гостем, и отправился домой по тихому Кривому переулку, утопающему в свете яркой луны. Неожиданно меня догнал одноглазый. Он шел быстрыми шагами, и я невольно спросил:
- Послушай, Леонид Феофаныч, а ты не заблудился между мирами? Тебе точно в поселок?
Он оглянулся, посмотрел на меня буравящим глазом и неожиданно, как-то очень по-доброму улыбнулся:
- Не перепутал, иду, куда нужно. В вашем мире, как ни странно, тоже есть добрые люди. А мой долг перед сердцем моим, помогать им сколь хватает сил моих….
Я смотрел на долговязую фигуру спешившую куда-то по ночному городку, и думал о том, что как много мы не знаем о добрых героях наших сказок, и как больно раним их своими злыми побасенками….

26,03,2019 год


Рецензии