Друзья мои лыжи. ч. 1 Беговые

Давно  хотелось  начать этот гимн, это признание  в  любви. Но - то  руки не доходили, то ноги.. А  в голове  и  душе все давно уложилось, те  неизменные  ценности, которые  ими   и останутся  до  последних дней. Ибо эти  ценности не могут  повернуться  неизвестными темными гранями, предать, обидеть. И если с   нами вместе случиться  что-то негативное - то виновата    буду  только я.   
Сегодня  дождь, плюс два, с  крыш  капает, сумрачно и даже  туманно. Но это бы не помешало, просто были дела  в столице. Потому  и не провели  мы    заветное время  вместе.
Вот  сейчас  я  о  лыжах.  Первый  абзац     относится  не только  к ним, так  что может  получиться  поэма  в двух частях. Но первая, зимняя  часть о них, дорогих  моему  сердцу и телу  лыжах.
Тут подумала намедни - а  ведь первый  год такой, когда  я  так  много, почти ежедневно катаюсь по несколько  километров, и каждый  раз  хочется    больше и больше…
Мне почти   63 года,  второй  год  пенсионерка, особо не загруженная  семьей, вот и отрываюсь  за  всю  ранее загруженную и режимную жизнь, в которой для лыж  были  лишь  выходные и январские  каникулы.
Я  ни капли не спортсменка. Только в мечтах и фантазиях. Врожденная    мечтательность о подвигах,   нагрузках  невозможных, с которыми из последних  сил  справляюсь.. А спорт - самое простое  для  этого, подходящее. На физкультуре всегда  старалась. И   немного получалось.  Неплохо и бегала, и прыгала, и вот на лыжах гоняла.
Командные  виды  спорта  типа волейбола, баскетбола   не очень  любила. Мяча  я  побаивалась, большого азарта   игра  не вызывала, подачи не очень получались часто   вышибала  палец большой.
То же  и с гимнастикой. Конечно,  скакала через козла, в  старших классах  даже  брусья  были разновеликие, делали там  что то..  Но не мое.
  Вообще у  меня  небольшой  рост, и не худышка даже  в школьные годы.. Сама  удивляюсь, как  я  прыгала   в высоту,  на всяких местных соревнованиях    бывала   в  первой  пятерке  точно,   и даже призовые места  занимала.  К примеру,  в девятом классе   учительница  физкультуры  даже  мне индивидуальные занятия  устраивала,  учила прыгать не «ножницами», а спиной.. и получалось..
Но из всех  таких  активно  двигательных лыжи  были  на первом  месте.

Видов  лыж в моей  жизни  было  трое.  Беговые, горные и водные.  Отдам должное  всем  здесь, но еще раз  говорю читателю -  ни капли не спортсменка. Большой  любитель и чайник.
Начну, конечно, с  беговых.

Собираюсь  кататься на лыжах.  Уже  предвкушаю  особое удовольствие, которое  будет  потом. Усталость  тела и бодрость  духа. Галочка, поставленная  на дате: «Зимний день не прошел зря, я каталась на  лыжах».
Для  меня  лыжные  гонки - не просто  двигание  ногами и руками  с  определенными  ритмами, усилиями, приемами.. Это еще постоянная  работа  мысли. И каждый  раз  интересно, что  будет нового к   уже  предполагаемому  и известному.
Еще  один  интерес - кто  пойдет  со мной?
Готова. Собраться  легко, никаких  особых  костюмов  не имею. Обычная   одежда, куртка, штаны -  в  этом и в  магазины, и гулять и в машину  зимой, только  ботинки,   естественно,  лыжные.
Лыжи стоят прямо  у двери.  « Пошли,   покатаемся» - говорю  им.
Чуть притормаживаю в тамбуре. «Я  пошла» - объявляю. «Кто со мной - догоняйте…»
До парка    нужно немного пройти. Раньше, когда дороги не чистили, и машин было меньше, и не было тротуара, можно было встать на лыжи прямо  у подъезда, и катить посреди дороги, под горку, до самого парка. Ну  или   слева  от проезжей части шла  лыжня.
Теперь слева  отвалы снега, дорога  соскоблена почти до асфальта, а по тротуару раскидан  песок. Грех  жаловаться  на работу  нашей   администрации - дороги  чистятся.   И потому  иду    пешком  с   лыжами на  плече. Минут десять.
Кто-то  может  увязаться  уже по пути. Трусит  сзади,  или рядом, убегает  вперед к парку… возвращается. Но чаще  иду  одна.  Выжидают.
Парк  прямоугольный, лыжня по периметру. Рядом  дорожки натоптаны. Ну и по  всем диагоналям тропинок много. Хотя люди  бывают  странные, с  непонятной мне  логикой.  Ходят по  лыжне, оставляя  ямки  следов. Топчутся. Пускают  собак, с  которыми гуляют, погадить именно на  лыжню. Ну  какие  претензии, чай не спортивная  трасса, или  лыжня по  дремучему  лесу и голому  полю.. Поселок живет своей  жизнью, люди разные.
А  лыжников  у нас много, что радует, и молодежь катается, и совсем пожилые встречаются.
Ну  вот  и лыжи наконец  пристегнуты, и перчатки  одеты, и палки  надежно в руках. Поехали!
Я не  рву, как на соревнованиях, первый круг  разминочный, вначале  чуть под горку, примеряюсь, как  скользят  лыжи, что на трассе мешает, ликвидирую, сталкиваю  веточки, присыпаю снегом собачьи  бяки… И уже  радуюсь. И уже  не одна. Догнали  мои дружки- подружки, с ними и веселее. Не было раза, чтобы кто-то да не увязался. И  уж знаю, круга  на  четыре, по полтора  километра, их хватит.  Вот на пятом, шестом и поотстать могут, и вообще  домой  податься. Да мне и не до них тогда. Я  устаю  физически, хотя внутри все ликует, что я сама, добровольно, напрягаю  свое тело, укрепляю  мышцы, как мне верится.
Первый  разминочный, второй, третий- работаю, четвертый  в зачет и радость, что минимум  три, установленный самой  же, пройден,  пятый -  «ну  я   же могу еще  кружочек» после четвертого,   шестой - типа  ну  совсем  тихонько, чтобы остыть…До седьмого дело пока  не дошло, но надеюсь. Нужен  морозец, легкая  лыжня и никуда  не спешить…
Как на  соревнованиях, у  меня есть контрольные метки- засечки.  На старте-финише  после  каждого круга   тыкаю палкой  в  сугроб  - чтобы  радоваться и не запутаться. А в середине трассы  -  тоже,  за  маленькой,  растущей  прямо у лыжни, сосенкой. И вижу  ряды своих предыдущих стараний. Иногда  их заваливает  снегом, иногда  перемещаю чуть в сторону, ибо на лыжах  катаюсь почти каждый  день, и утыканных мест  становится  все   больше…
На  финише последнего круга  чуть раздумываю, смотрю на часы.. Пора  и домой.
Мои попутчики    испарились. Унеслись в теплый  дом, попрятались в свои укромные  уголки.. Спать…
Вот  иду  и думаю -  если бы они были собаки, как  бы  я их назвала… Девочек, например, Лесси, Альма, Веста, мальчика -  Грей  …
А как их зовут на самом деле, Бог их  знает..
Я их зову  Музами  и Богами..
Музы Поэзии и Прозы, бог  Спорта  и Богиня  красоты  природы…
Например Эвтерпа -  муза лирической поэзии и музыки, или Эрато - она покровительствовала лирической или любовной поэзии.
Да, и еще  Мать  Муз -  Мнемосина, олицетворявшая память, если  придерживаться греческой мифологии.
Именно Музам  я приписываю  все  свои  скромные  достижения  в    поэзии и прозе.  Они  любят  движение. Мой  облик  дома,  у плиты  или с  веником  в  руках, их не привлекает. Я чую, как она  устроились  по углам, сидят, перешептываются, что-то там   бренчат на  арфах,  но со  мной общаются  мало.  А вот   когда я   передвигаюсь вне  избы - тут как  тут, гулены…
А поскольку  я не спортсмен, а  любитель, вполне могу остановиться, и их нашептывания    записать на листочке, на диктофон, в  блокнот телефона… Да, если я  стою  посреди   лыжни и тыкаю пальцем в гаджет-  это я не фанат общения, это я стихи  записываю..
Бог  Спорта    заставляет  проявлять азарт и усилия, ускоряться, активно толкаться   палками, например  сто  толчков  без остановки… Прогнать кусок  трассы, пока    сердце  не заколотится как  сумасшедшее … Потому  что    скорость  переполняет радостью жизни.
Богиня  Красоты природы - она  всегда  со мной, во всех  прогулках и путешествиях.. И на лыжне непременно надо  остановиться и полюбоваться   красотами  парка, уже привычными, но каждый  раз  заставляющими  душу  захлебнуть от  восторга  « Господи, как  же  красиво!»   Как  играет  свет  на стволах  сосен, как причудливо  улегся  снег на ветках,  как  ослепительно блестит  лыжня  на солнце…  Люблю, накатавшись, еще  свернуть с  лыжни  в  дебри  парка, просто полазить, полупроваливаясь, рассмотреть  молоденькие    посадки  сосен и елочек,  снежные  фигурки на  ветвях кустарников,  непременно найти глазами  дятлов и  бегающих  белочек…
А когда  капризные Музы остаются дома,   Мать их Мнемозина  всегда    со мной.. Вспоминаю, вспоминаю все подряд.. Качусь и нашептываю  сама себе   всякие истории   и воспоминания  из  своей  жизни, жизни  родных, детей, друзей, любимых..   
Возвращаюсь всегда  довольная  собой  и жизнью. И с нетерпением  жду  зимнего завтра.

 В  моем золотом и вольном детстве лыжи  появились  рано. Года  в  четыре, наверное. Жили мы  на  природе, и лыжи  были  у всех  окружающих  детей и взрослых.  Мои родители  любили кататься  до  очень зрелых  лет.
Есть фото, на котором  в  центре  большого двора, у  березы  в  зимний день выстроились и взрослые, и малышня  в первом  ряду, все  на лыжах…
Катались и по двору, и по  леску окрестному, и по полю вдоль  реки…А еще  был прекрасный  откос  железной  дороги, с которого   были накатаны  пара  спусков… Это запомнилось  больше езды по полям, лесам, потому  что страшно  было. Казалось  очень круто, но все  хотели быть смелыми…
В начальной школе  зимой  на физкультуре  два  раза  в неделю  мы  катались   по  лыжне школьного двора, кругами. Лыжи можно было  оставить в школе, многие  так  и делали, но не я точно. И кажется, мои  друзья  по двору тоже.  Школа  от нас  была  за  четыре   километра, и часть дороги можно было уже  проехать. Кроме того, третий  и четвертый  классы  мы учились во вторую смену. А значит с  утра    гуляли и катались на лыжах.
Утром  в день физкультуры  можно было  от дома  проскользить  километра  полтора, если совсем не занесло  … Потом  можно было подъехать на автобусе, если подгадать под расписание. А вот вечером.. 
Около школы  была  остановка. В полумраке     и свете  редких фонарей  с надеждой  плетусь  туда, и с  лыжами, да и без  лыж…  Жду… Небольшой автобус  идет от станции, что недалече, и когда останавливается и открывает дверь, вижу прямо в  дверях  спины. Народ едет с работы. Иногда  удается  влезть, с лыжами это получается  реже.   Автобус  уезжает, и я  с лыжами на плече  иду  вдоль  заборов по тропинке… Темнеет. Наиболее обитаемая  часть  поселка  заканчивается, дальше  поле, прекрасно подходящее  для  езды,  потом тропинка  опять мимо частных домиков, с  уютными огоньками в окнах. А слева уже  лесок. Вглядываюсь  вдаль. Кажется, кто- то идет  навстречу…
Иногда  становится  тревожно, вдруг «дядька»  какой нехороший…Слезаю с тропинки в лесной  сугроб,  прячусь за кустами  и соснами… Фигура     удаляется. Вылезаю, иду  домой  и прихожу… к темным окнам и запертой  двери.
Ключ под дверью не оставляли, дома  всегда была  бабуля, которая  меня  собственно и  растила, пока  родители мотались по экспедициям, или работали до восьми вечера, включая субботу.
Это бабуля и пошла навстречу, с ней и разминулись.. Разобрались.
И потом она  шла, да покрикивала  « Светааа.. Светушка…».

Переехали жить из своего домика с  печкой и одной  комнатой в  пятиэтажный  дом, двухкомнатную квартиру.
И лыжи с нами. Раньше  физкультура зимой  всегда  была  на лыжах.
И катались в  этом же  парке, где  я сейчас. И был у нас  молодой  физкультурник, Владимир Ильич. Мне он нравился, и я  старалась отличиться. И  я ему  нравилась, он ждал хороших результатов, чтобы  было кого на соревнования  выставить. Потому  запомнилось, как гонишь по трассе, а  ближе  к  финишу он с  секундомером  бежит по соседней  тропинке, подгоняет и подбадривает…
Мы прожили в  соседних домах   долгую жизнь,  в старости он  дружил с моим  папой, вместе  ходили за грибами, и я  с ними по возможности…. При встрече  называл меня  «солнышко», спрашивал как  жизнь…
Умер уже. Но вот ведь как, в этом году, таком  удачном для  лыжных прогулок, стал он мне прямо  чудиться и вспоминаться, особенно когда на старте  прибавляю хода, и чувствую, будто он бежит рядом, подбадривает…Мне кажется, из всех его многочисленных учеников это кажется  только мне, и это же  хорошо, память то хранить…
У моего папы  сестра  была, тетя  моя, тетя  Маша. Жила  она в  далеком Пскове, была  женщиной волевой и оптимистичной, мне пример  до сих пор. Так  тетя  Маша очень любила  лыжи.  Ей  тоже не очень были нужны  подружки для прогулок,  да  они постепенно  отсеялись с годами, и она   в дальний  совершенно лес ходила  одна, пока были  силы, ну  за  семьдесят точно каталась еще. И я  так надеюсь. Пока будут  силы  двигаться, ничто не мешает  встать на лыжи.

Забавное расскажу. Моя  дочь, учась в колледже, на лыжах там кататься совершенно не хотела. У нее болело колено, физрук  был дядька  суровый  и студентов материл, а  если сильно стараться  под его крики - могла пойти кровь из носа..Дочь добывала немыслимую справку, что, мол,  в  зале- пожалуйста, а на лыжах - ни ни…
Потому  ей  назначались  рефераты по технике лыжного хода…Которые  надо было   не скачивать и распечатывать, а писать непременно рукой. Чтобы  осознать, представить и прочувствовать.  Конечно, их писала я. Купившись один раз на  то, что у  нее курсовой и вообще, а  мне на  работе, наверное,  делать нечего, я была  вынуждена, во избежании смены  почерка, делать это года  три подряд…
Так  вот, это было завлекательно.
Описывались  виды  ходов  в классическом и коньковом  способе, сама  техника  передвижения..
Примерно так:
после того как вы толкнете вперед правую ногу, перенеся вес на левую ногу, воткните левую палку под углом назад и оттолкнитесь ей, чтобы придать вашему скольжению дополнительную скорость. Используйте правую палку, чтобы ускориться после отталкивания левой ногой. …

Не знаю, уж читал ли это преподаватель, но я старалась.
В появлением в  моей  пенсионной  жизни автомобиля расширяются горизонты и для лыжного отдыха . Закинул  лыжи и…
И я поехала  в те  места, где  летом собираю грибы. Там и поле, и лес, и лесное  озерцо.
Был солнечный  мартовский  день. В поселке  моем  лыжня в парке  была  почти непригодна.
А в поле, снежном сияющем поле  безо всякой  лыжни  катиться  по твердому,  схваченному  ночным морозцем насту было настолько великолепно, что дух захватывало, улыбка  не проходила, переполняло ощущение  свободы, ничем не ограниченного выбора  направления,  выбора  путей, каждый из которых по своему  прекрасен...
Поле  не голое.  То какие- то веточки, кустики ивы, соцветия,  засохшие с  осени, но волшебно ожившие под украшением  инея…Хочется подкатить и рассмотреть.
Солнце то в глаза, то в спину, то лес  впереди, то дальняя деревушка, шоссе  с  маленькими машинками..  Все это   где  то  там, далеко, а  здесь только  я, лыжи и поле… И порхающие Музы.
А потом был лес, непривычного вида, полный  загадок, снежных  фигур над  ветками, пнями, поваленными стволами.. Тишина, осторожность, выбор путей    уже  между древесного мира…
И озерцо  замерзшее… На которое, мне кажется, в марте не ступала ни нога,  ни  лыжа  человека. А мы  ступили ;) Наследили. Проложили лыжню и натоптали ногами сердечко, как знак  любви ко всему и ко всем. И с  середины  озера  получили награду  небес -  медленные большие снежинки, особо красивые  на фоне окружающих озерцо елей…
Ну  согласитесь -   без  лыж  всего этого не было бы  просто. В поле  я бы   провалилась, к  заснеженным пням тоже не пролезла… И силы  бы кончились гораздо раньше. 
Потом я  пила  чай  из термоса под огромной  елью на берегу, там  еще  дачники  окрестные  лавочку соорудили…А лыжи отдыхали прислонившись к  ели, может, вспоминали, что их предки  были  деревянные…А мои лыжи  пластиковые, с насечками… И к нам пришли две большие собаки, отведали печеньки, и унеслись на зов  хозяина.

Зима  заканчивается… Зима впереди.
Лыжам - отдыхать, мне - вспоминать нашу  общую радость.
Да  будет так.

Февраль - март 2019


Рецензии