И. В. Гурко. Взятие укреплений у г. Этрополя 1877

Взятие укрепленной турецкой позиции у г. Этрополя, 12-го ноября 1877 года

Рапорт начальника отряда генерала-адъютанта [Иосифа Владимировича] Гурко Его Императорскому Высочеству Главнокомандующему [Великому Князю Николаю Николаевичу Старшему], от 13-го ноября 1877 года

(Опубликован в газете "Правительственный Вестник" № 269 от 3/15 декабря 1877 года).

Как я уже доносил Вашему Императорскому Высочеству, 10-го ноября, вверенные мне войска начали наступление к Орхание-Правец-Этропольской позиции, предварительно заняв позиции у Врацы, Оссикова и Хан-Бруссена.
Предоставив решительные действия против Правецкой позиции отрядам генералов Рауха и Эллиса 1-го под общим начальством генерал-адъютанта графа Шувалова, я направил гвардейскую драгунскую бригаду от Врацы, к укрепленным турецким позициям у Новачина и Лютикова, а другие два отряда – к укрепленной позиции у Этрополя. Этим двум отрядам, а равно и кавалерии, было поставлено целью производство усиленных рекогносцировок и удержание неприятеля в его позициях; а на отряды, высланные к Этрополю, сверх того, воспрепятствование движению турок к Правецкой позиции и, если бы оказалось возможным, но непосредственная атака Этропольской позиции.
Отряды эти, под общим начальством генерал-майора Дандевиля, исполнили следующее:
Первый отряд, под начальством Его Высочества Принца Алексндра петровича Ольденбургского (л.-гв. Преображенский полк, один батальон 11-го пехотного Псковского полка, четыре орудия 1-й батареи л.-гв. 1-й артиллерийской бригады, два орудия конно-горной батареи и три сотни Кавказской казачьей бригады, всего пять батальонов, три сотни и шесть орудий) двинулся 10-го ноября от Оссикова по обоим берегам Искера двумя колоннами и подошел к сильно укрепленной турецкой позиции к северу от Этрополя. Целый день отряд втаскивал орудия на крутые вершины против фронта Этропольской позиции. Только в 4 часа пополудни удалось поднять два 9-ти-фунт. Орудий, и на позиции завязался артиллерийский бой; пехота же перестреливалась с турками лишь изредка, когда расходились тучи, покрывающие горы.
Второй отряд, под начальством командира 12-го пехотного Великолуцкого полка полковника Рыдзевского (12-й пехотный Великолуцкий полк, три сотни кубанцев и одна гвардейская саперная рота) двинулся от Хан-Бруссена через Липен на Троицкий монастырь, в обход главной турецкой позиции у Хан-Лога. Пройдя по труднодоступной горной тропе, отряд атаковал правый фланг турок у Троицкого монастыря, но неуспешно; потеряв 26 раненых нижних чинов, он отошел по дороге на Липен и окопался на избранной позиции.
Общий резерв обоих отрядов: л.-гв. гренадерский полк (за исключением одного батальона, направленного на усиление колонны Его Императорского Высочества Принца Ольденбургского), 4-й драгунский Екатеринославский полк и артиллерия, оставался на позиции у Хан-Бруссена.
11-го ноября, правая колонна отряда Его Высочества Принца Ольденбургского предприняла наступление против левого фланга неприятельской позиции. Охотники л.-гв. Преображенского полка, в числе 100 человек, под начальством капитана Рейтерна, выступили в 4 часа утра, вскарабкались с неимоверным трудом на вершину крутой горы и без выстрела заняли венчавший ее редут. Оказалось, что турки на ночь спускались из редута в лагерь, и в то время, когда наши охотники подбирались к редуту, турки с другой стороны горы также спешили туда же, но опоздали. Через час, турки, взятые из захваченного редута во фланг, принуждены были бросить всю передовую позицию. Вслед за отступавшим неприятелем, преображенцы и лейб-гренадеры двинулись вперед и заняли эту позицию. Затем до вечера продолжалась артиллерийская и ружейная перестрелка.
В то же время, колонна полковника Рыдзевского, также усиленная батальоном л.-гв. гренадерского полка, вела ружейную перестрелку с неприятелем, находясь под его артиллерийским огнем. Придать этой колонне артиллерию оказалось возможным лишь тогда, когда приведенные к Липену четыре орудия 3-й артиллерийской бригады были разобраны, поставлены на болгарские арбы на буйволах и, при помощи болгар и войск, в темную и туманную ночь втащены на вершины. Все это было исполнено у самых высот, занятых турками.
Между колоннами Его Высочества Принца Ольденбургского и полковника Рыдзевского действовала сотня донцов под начальством подполковника Штакельберга, которая и очистила левую сторону ущелья от неприятеля.
Все усилия преображенцев, 11-го ноября, прогнать своим огнем турок из главного редута, запиравшего вход в ущелье Искера, были безуспешны.
Поэтому, с рассветом 12-го ноября, для овладения этим редутом была послана сотня охотников лейб-гвардии Преображенского полка, под командою штабс-капитана Пишчевича. Около 7 часов утра охотники овладели с боя передовым ложементом, но затем, вследствие трудности движения по круче, размокшей от дождя, принуждены были отойти назад, юпотеряв 6 человек убитыми и ранеными.
Когда туман рассеялся, то наша артиллерия (восемь орудий было втащено к тому времени на позицию лейб-гвардии Преображенского полка и четыре орудия на позицию Великолуцкого полка) открыла по неприятельским укреплениям усиленный огонь. В то же время, отряд Его Высочества Принца Ольденбургского, усиленный одним батальоном Псковского пехотного полка, начал постепенно подвигаться вперед, охватывая левый фланг неприятеля. Левый же отряд, усиленный еще одним батальоном лейб-гвардии гренадерского полка и поступивший под начальство флигель-адъютанта полковника Любовицкого, начал также наступать, охватывая правый фланг турок и отчасти даже заходя им в тыл. При этом четыре 4-х-фунтовые орудия были постепенно скатываемы с вершин все ближе и ближе к неприятельскому лагерю, находившемуся между позициею и гор. Этрополем.
Охваченные с обоих флангов пехотою, обстреливаемые продольно и с тыла артиллериею, угрожаемые с тыла движением отряда полковника Любовицкого турки начали отступать. В 3 часа пополудни главный редут был занят ротою Его Величества лейб-гвардии Преображенского полка, и затем последовало общее наступление наших отрядов. Турки дрогнули и бежали, бросив свой лагерь, который, однако, зажгли.
В 6 часов вечера, лейб-гвардии Преображенский полк занял Этрополь. За наступлением темноты, преследования не было; было пущено лишь несколько снарядов по беглецам.
13-го ноября, с рассветом, были двинуты для преследования неприятеля 4-й драгунский Екатеринославский полк, сотня Кавказской казачьей бригады, 4-й батальон лейб-гвардии Преображенского полка, Великолуцкий пехотный полк и 16-я конная батарея. При преследовании драгуны взяли три дальнобойные стальные пушки, два ящика и боле 300 повозок с боевыми и продовольственными запасами; преследование прекратилось лишь с наступлением темноты.
Потери отряда генерал-майора Дандевиля за все три дня (10-го, 11-го и 12-го ноября) 48 убитых и раненых; в числе последних лейб-гвардии гренадерского полка подпоручик Неовиус.
С такими небольшими потерями отряд не только выполнил поставленную ему цель – отвлечь часть турецких сил от атакованной Правецкой позиции, но даже рядом искусно-соображенных и выполненных мер овладел городом и весьма важным входом в ущелья Балкан. Только осмотрев турецкие позиции и в особенности невероятно-трудные доступы к ним, можно составить себе понятие о той гигантской работе, которую исполнили войска, три дня и три ночи безостановочно работавшие на кручах и вершинах Искерского ущелья, чтобы выжить турок из орлиных гнезд, свитых ими для удержания русских штыков перед Балканами. Но наш солдат превозмог все: с помощью Божией, вход в Балканы открыт.

Подписал: Начальник отряда,
генерал-адъютант Гурко.

(Текст разыскала и подготовила к новой публикации М.А. Бирюкова)


Рецензии