Охотники за автомобилями

               


«Все люди в этом мире как будто имеют цель. Только я одинок в своем упрямстве и невежестве, и пытаюсь познать узор жизни, сотканный создателем.» — Лао Цзы.

             90-тые годы. Как там сейчас говорят: лихие девяностые? Не знаю. Мы просто жили в это время. Просто делали свое дело. Мы государственные люди, работаем на государство. И, никак иначе!
             Наступил апрель. Весна. Наверное, хорошее время года. А мы ничего не замечаем. Трудоголики мы. Ничего, кроме работы. Работа моя, мне нравится, она меня затягивает, я весь отдаюсь своей работе. Моя профессия— расследовать преступления. Я, — следователь ОБХСС. Расследую в основном, хозяйственные преступления. Это — хищения разными способами государственного и личного имущества. Я знаю свою работу, поэтому мне и поручают самые сложные и ответственные дела. Так и сегодня, прихожу как всегда рано утром на работу, иду на оперативку. Руководство следствия, в лице Маргариты Сергеевны, протягивает мне прикрепленную скрепками толстую кипу документов, и приказным тоном заявляет: «Володь, тебе дело, возьми вот. Возбуди, составь план расследования, утверди, начальство требует раскрыть»! Другим же, присутствующим на совещании моим коллегам, она протягивает тоненькие папки, мол, вы тоже не в обиде. Конечно, они и рады, что им— раз-два и готово дело. Но, ничего не поделаешь, надо, так надо. У китайцев есть мудрая пословица: «Далеко идет тот, кто мягко ступает». Я согласен с этим, и следую этим заповедям. Примерно схожий посыл есть и в японской тематике. Раньше я увлекался дзюдо, и накрепко запомнил девиз дзюдо от основателя этого вида борьбы Дзигоро Кано — «поддаться, чтобы победить». К тому же, мне по нраву сложные дела. Расследовать их — это как разматывать клубок. Нитка-за ниткой, и потихоньку начинает все проясняться, появляются лица, мотивы, цели. Становится понятно, «кто есть кто». Для нас первична Истина. Как там на латыни? Amicus Plato, sed magis amica veritas: Платно — друг, но больший друг—истина!
           Поднимаюсь к себе в кабинет, ставлю чайник, наливаю кофе, жду, пока заварится и начинаю листать полученный материал. Аромат кофе витает по всему кабинету /знакомый адвокат достал откуда-то страшный дефицит- колумбийский кофе, преподнес мне презент. Да, еще и сливки заграничные, в добавок/. Такой кофе я никогда больше в своей жизни не пробовал, хотя потом и закончились времена дефицита. Ароматный, нежный, мягкий. Просто наслаждение какое-то неземное. Конечно, все на этаже знают про мой презент, уже кто-то стучится. Открывается дверь, и сразу же: «Володь, нам кофе есть»? Это мои коллеги с соседнего кабинета—работницы дознания, а по-простому—дознаватели. Наливаю всем кофе. Утреннее чаепитие давно уже перешло у нас в традицию: по утрам, после оперативки, или у меня в кабинете, или же у них в дознании, садимся пить чай. Кофе—дефицит в нынешнее время, поэтому мы его редко пьем. В ходе вот такой не официальной оперативки, обсуждаем события нашего отдела, так сказать, в узком кругу. Отдел у нас очень дружный, такой небольшой, сплоченный коллектив, тут у нас и следователи, и дознаватели, и угрозыск, и ОБХСС. Каждый праздник отмечаем вместе, каждый друг друга выручает в трудную ситуацию. Это я так, отвлекся немного.         
          После кофе, со свежей и ясной головой, погружаюсь в бумаги, затем начинаю энергично стучать клавишами на своей громоздкой пишущей машинке типа «Ятрань»: такого-то числа, в такой-то период времени, неустановленные лица мошенническим путем, с такого-то предприятия совершили хищение 10-ти автомашин марки такой-то. /Марки-то не простой, а новейшей модификации/! Потом, уже более подробно, изучаю протокол осмотра места происшествия, объяснения, результаты инвентаризации, документы на автомобили. Так, смотрим что там: получателем продукции значится какая-то фирма, имеется согласование руководства о выдаче автомашин без предоплаты, виза руководства, печать, все как полагается. Это мне уже знакомо. Выдали автомашины вроде бы хорошим людям, хорошей организации, все вроде бы проверили, и на тебе вот, машины ушли, а деньги до сих пор и не поступили. Смотрю, кто же подписал эти документы. Понятно, снова он — заместитель генерального директора по сбыту, господин Шкрындик. Молва про него нехорошая ходит: взятки берет, не каждому подпишет документ, старый лис, короче. Как там говорили древние латиняне: «тот украдет и быка, кто стащил теленка». Ну, да ладно, мое дело—следствие вести, клубок разматывать, а сейчас вот— срочно план расследования составить.  За это вот меня точно спросят. У меня принцип такой: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Начинаю дальше стучать клавишами: пункт первый — объявить в розыск автомобили с такими-то номерами двигателей, кузова, шасси, ну и так далее… сделать то-то, затем то-то. Поработав час-другой, кладу одну папку. Беру в руки вторую—дело по краже заводской продукции на крупную сумму. Группа участников там большая, как там сейчас говорят—  организованная группа. Роли распределены между каждым участником: тут и охрана предприятия замешана, тут и водитель грузовика, на которой вывозили груз, тут и работники предприятия, приготовившие похищенное, ну и, конечно, само собой, — организаторы преступления. Половина участников сидит в СИЗО /следственный изолятор/, половина — под подпиской о невыезде.
           Как раз в это время заходит оперативник Игорек Лопатин— сотрудник уголовного розыска (улыбчивый, веселый парень), как всегда со смешком,протягивает мне конверт:
  - кхе-хе, хе. Ознакомься Петрович, наш клиент тут письмо пишет.Кхе-хе, хе, может, там что интересное есть.
    Раскрываю конверт, читаю, да это же мой клиент, который «сидит» в СИЗО, пишет письмо племяннику: «Дела у меня идут не очень. Правда, на время отошел от блатной жизни, а то у меня уже изоляторов набралось, и куча выговоров. Я могу многое тебе написать за положение в зоне, но ты, наверное, и сам по слухам знаешь, что здесь творится. Семья распалась у меня, да и бог с ней, что они хотели, то и получили. Сестра вообще заявила мне, у нее своя семья и она мне помогать не будет, так как она решила это со своим мужем. Ну, я только освобожусь, я им сделаю семейный совет. Делал, делал добро, и вот как оно это добро повернулось ко мне. Сидя здесь, я нашел себе заочницу. Вот только одно препятствие между нами. Родители ее в структуре государственной работают. Я разговаривал с ней на эту тему, говоря ее словами, ей наплевать на мнение родителей. Может быть, у меня что и получится с ней... Скучаю по воле очень. Да что уж теперь говорить: чего хотел, того добился. Не забудь "дачку" мне отправить, на тюремных харчах долго не продержишься … главное чай, конфеты, сигареты, на свиданку бери разрешение, иди к следаку, он вроде, понятливый, должен разрешить …" Так, «понятливый» значит, вроде бы следак его же и «посадил», а он — понятливый, говорит. Так-то я с ними со всеми по- человечески обращаюсь, все мы люди. Они знали, на что идут, знали, что могут «посадить», так чего им претензии мне предъявлять? Один раз только мне такой невменяемый попался, еще когда молодым следователем был, должность была тогда еще такая — младший следователь.  Дали мне дело по наркотикам. В то время, у нас редкость были такие дела. Даже не знали многие, что такое наркотик. Приехал тогда в СИЗО, захожу, оформляю документы на арестованного, подготовил в следственном кабинете все документы, разложил их на столе, вроде бы собирался предъявлять ему обвинение, а он — гад, ознакомился с постановлением, да как накинется на мою папку с документами, начинает рвать их в клочья, засунул их в рот, жует, глотает. Еле вырвал у него остатки моих документов. Ладно, хоть и молодой был, не опытный, не растерялся, — вызвал конвойных, приковали его к стулу. Быстренько нашел понятых, оформил документально все как полагается: осмотр места происшествия, выемки, осмотры и т.д., все клочки бумаг подобрал, как мог разгладил их, приобщил к делу. Приехал в отдел, докладываю о происшедшем. Молодец, говорят, сделал все как надо: не расстраивайся, восстановим все документы, тем более, в экспертном отделе имеются все оригиналы экспертиз, ничего страшного. Обвинение только придется перепредъявить на более тяжкое: вдобавок к наркотикам, дополнительно — умышленное уничтожение особо важных документов. Такое поведение арестованного, конечно, не осталось безнаказанным. В то время в уголовном розыске служили очень серьезные ребята, привезли они моего наркомана в отдел, завели в просторный кабинет, в котором находился весь состав уголовного розыска — здоровые, коренастые мужики, все уже в возрасте. Опера подошли к нему, молча обступили его. Никто не сказал ни единого слова, увидев меня, наркоман мой все сам понял, повернулся к операм, скукожился весь, поник и с трудом, так: «Я все понял, этого больше не повторится…»
         Прошло недельки три после возбуждения мной дела по автомобилям, как забегает ко мне оперативник Витек Саратовцев, высокий такой, здоровый парень, радостно так:
— Петрович, готовься в командировку на Кавказ! Я, удивленно:
— Ты что, какой еще Кавказ?
— Помнишь, ты давал в розыск автомобили? Так вот, часть автомашин из похищенной партии объявилась на Кавказе, — в Кабардино- Балкарии. Автомобили прошли регистрацию в ГАИ, поэтому и «засветились».
— Тогда да, придется туда ехать, надо оформлять командировку. Ты как, едешь со мной?
— Петрович, ну, что ты говоришь, мне уж так надоели эти дежурства ночные, засады, вырвусь хоть ненадолго отсюда …
           Ну что ж, надо— так надо. Мне тоже порядком все это уже надоело, каждый день одно и то же: допросы, очные ставки, опознания, ночные дежурства, и так каждый день до 22-23 часов. Домой прихожу, когда совсем темно уже, поужинал, и спать… семьи совсем не видишь … Купил недавно толстую такую книжку древнекитайского философа Лао Цзы, или как там его сами китайцы называют Лао Тзы, так, никак не могу дочитать, одолеваю потихоньку страничку за страничкой, и не знаю, дойду ли до конца … Хочется иногда вырваться ненадолго куда-нибудь, побыть немного в другой обстановке. Тем более, —в горы, тем более—в теплые края …
           На следующий день на оперативке докладываю своей начальнице: так-то, так-то, предстоит выезд в командировку. Сидящая рядом Вика Грузинкина /веселая, добродушная женщина/:
— Ага, как в командировку, так он. А, давайте, я поеду! Я тоже хочу куда-нибудь съездить. Маргарита Сергеевна сразу же строго:
— Вика! Там тоже надо работать! Ты справишься? Там некому тебе подсказывать, что и как делать, сама должна решения принимать!
— Маргарита Сергеевна, ну что вы так, я же пошутила. Вот еще, у меня своих дел полно, да и муж у меня ревнивый, не отпустит!
Тут, и Зеленова Женя /молодая, симпатичная девушка, в отделе недавно/ не удержалась, с серьезным видом так:
— А у меня муж не ревнивый, меня отпустит!
Ничем не проймешь Маргариту Сергеевну, шутку видимо не поняла, восприняла все всерьез, приказным тоном так:
— Цыц! Прекращаем базар! Забираем дела, приступаем к работе!
— Володь, составляй тогда план расследования, рапорт на командировку, кого там из оперов берешь?
— Саратовцев согласен. С ним поедем. Понял, буду готовить бланки документов, там ведь много работы предстоит …
           Все понятно. Иду к себе, начинаю стучать клавишами машинки: «в ходе выезда в командировку в Кабардино-Балкарскую Республику предстоит…» В это время, раздается стук в дверь, заходит опер БХСС Донгов. Как всегда, с хитрецой осматривается  /как будто до его прихода у меня толпа народу была, и всех я уже успел спрятать в свой маленький шифоньер/, принюхивается /как охотничий пес, взявший наконец-то след/, радостно восклицает: «Не прячь, не прячь, наливай кофе давай, знаю, у тебя хороший кофе есть! Наливай старому другу!» Я, как всегда, рад его приходу, быстренько ставлю чайник, достаю кофе. Только садимся пить кофе, заходит соседка моя —  начальница дознания Антонина Васильевна, очень энергичная, умная и словоохотливая женщина, она сразу же: «Знаю-знаю, едешь в командировку. Хорошо тебе Володя, ты часто ездишь в командировки, отвлекаешься хоть как-то, а мы — кабинетные людишки, света белого не видим». Начинаем обычный утренний треп: кто что слышал, кто что сказал, оперативка короче.
            С готовыми документами спускаюсь к самому главному начальнику—начальнику отдела Шнейдеру. Шнейдер Александр Александрович / характер нордический, рост высокий, звание подполковник/, возглавляет наш отдел со дня его основания. Случайных людей нет в нашем отделе: все проверенные, достойные, с рекомендациями по прежнему месту службы. Поэтому, отдел работает как часы, нет сбоев в его работе.  Стучусь, открываю дверь его кабинета:
— Сан - Саныч, разрешите?
— Проходи Петрович. Что там у тебя? Снова в командировку собрался? — Сан - Саныч делает приглашающий жест рукой в сторону длинного стола, где обычно проходят все совещания офицерского состава.
— Угадали, Сан - Саныч. Прошу подписать, вот рапорт на командировку, вот задание…
— Так. Посмотрим! Грамотно написано. Значит, в составе оперативно-следственной группы, ты и Саратовцев. Старший группы — ты. Оружие берете? Там ведь рядом война в соседней республике, сам знаешь!
— Оружие Сан Саныч, берет Саратовцев. Пусть меня охраняет, мое дело —бумагами заниматься.
— Хорошо. Маршрут наметили?
— Да. На поезде поедем. С пересадкой правда, ну, ничего.
— Ладно тогда. Если там вопросы появятся, или какие проблемы, звони!
— Не впервой, Сан Саныч. Отметим там командировочные в МВД, если что, надеюсь, коллеги помогут.
            Откладываю все дела, начинаю готовиться к командировке: готовлю бланки документов, которые могут мне там пригодиться, все ведь должно быть под рукой, некогда и негде будет искать недостающие документы. Пишу запросы в ГАИ с просьбой предоставить всю информацию по автомашинам, кто владелец там, адрес его и т.д. Печатаю постановления на выемку документов из ГАИ, на выемку самих автомашин, да еще надо съездить за билетами на поезд, а то опоздаем, останемся без билетов …
           Итак, можно ехать. Машина должна к 7-ми утра подъехать, затем забираем Саратовцева, и… на вокзал.
           Ровно в 07-00 выхожу во двор, Уазик меня уже ждет. За рулем- наш опер Вахиртов:
— Петрович, ничего не забыл, паспорт, ксиву?
Заботливый наш. Не должен был забыть: проверяю карманы, дипломат—ага, все в порядке, все на месте.
— Едем. Надо разбудить Саратовцева, дрыхнет небось!
— Так он и будет спать… да мы с ним бухали всю ночь. В поезде будет спать,— смеется Вахиртов.
          Саратовцев нас уже около подъезда дожидается, в руках большая сумка с вещами. Здороваемся, едем на вокзал. Не похоже, что Саратовцев бухал всю ночь, вполне себе ничего выглядит…  Хотя, он парень здоровый, его сразу не свалишь.
               
                ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. НАЛЬЧИК.

«Только совершенный человек может совершать свой путь в современном мире, не привлекая к себе внимания.» — Чуанг Цзе.

           Через двое суток, мы были уже в Нальчике, столице Кабардино-Балкарии. Очень красивый город. По мне, так это — самый красивый город на всем Кавказе. Широкие улицы, весь город в зелени, кругом парки, санатории, пансионаты, а над городом — белоснежные вершины Кавказских гор. А самое главное — тепло, солнце светит яркое, лето почти что. Первым делом ищем здание МВД республики, нам надо отметить командировочные, да и поговорить с коллегами. Находим МВД, отмечаемся там, ставим на командировочных печати, что— такого-то числа мы прибыли в город. Потом, перед отъездом, нам снова нужно будет отмечаться, ставить уже дату убытия. Помощь коллег пока что нам вроде не нужна, узнаем там, где находится республиканское ГАИ, и идем туда. Начинается кропотливая работа: показываем командировочные, объясняем руководству цель прибытия, просим помочь с предоставлением нам необходимых сведений по автомашинам. Без проблем, нам предоставляют сведения ГАИ, производим выемку документов, на основании которых автомашины были поставлены на учет. Время проходит быстро, скоро уже вечер, пора уже обустраиваться в гостиницу. Нам рекомендуют гостиницу в центре города, напротив Администрации. Приезжаем туда, оформляемся, идем к себе в номер: е-мое, ну и гостиница, совершенно пустая, длинные широкие пустые коридоры, а наш номер в самом конце. Заходим в номер, Саратовцев осматривается, и изрекает глубокомысленно:
— Да, Петрович, стреляй нас здесь, убивай, никто не услышит, никто не придет к нам на помощь.
— Согласен.
       Только хотел выбрать себе койку, расположенную за входной дверью справа, чтоб, если пуля, выпущенная из-за двери не сразу в меня попала, как Саратовцев уже кричит: «Чур, это моя койка», и показывает рукой на приглянувшуюся мне кровать. Мне приходится довольствоваться койкой, расположенной прямо за входной дверью, что меня конечно совсем не радует после слов Саратовцева — «стреляй, убивай…»
         Обустроившись, решаем сделать вылазку в город, купить продукты. Ничего себе, порядки у них в городе: в любом киоске, продают водку, при том, что за копейки прямо. А у нас, хоть шаром покати, водки нет совсем в магазинах, короче, — страшный дефицит. «Сопьемся», — думаю я про себя. Надо же попробовать нам кавказскую водку, берем в киоске бутылку водки, хычины. Хычины — это выпечка типа блинов, но с начинкой внутри с сыром, с мясом, или картошкой. Очень хорошая закуска к водке, скажу я вам. Интересуемся у продавца, нет ли вина у них, все продавцы как один: «Мы не продаем вино». На вопрос, а где можно найти вино, говорят, не знаем. В магазинах покупаем продукты, идем в такую не родную гостиницу, будем вечерять. Ночью спим, вздрагивая от каждого шороха. Все слышно: кто дверью хлопает, кто громко разговаривает, хотя постояльцев очень мало, к тому де дверь такая хлипкая…

                ДЕНЬ ВТОРОЙ. АСЛАН.

«Инь и Янь действуют в соответствии друг с другом, влияют друг на друга и сохраняют друг друга на месте.» — Чуанг Цзе.

              На следующий день начинаем искать машины. Выезжаем на первый адрес, в какое-то предприятие, расположенное в центре города, на котором числится одна из пропавших автомашин. Нашли предприятие в самом центре города, нас сразу же ведут к руководству. Руководство — молодой человек, на вид чуть постарше нас, не высокий, плотного телосложения. Мы представляемся, он — тоже:
— Заместитель директора. Зовите меня просто Аслан. У нас так принято  —молодой ли я, старый ли, зовут всех по имени, без какого-либо отчества. Готов вам помочь. Что вас интересует?
— Здравствуйте, Аслан. Мы— сотрудники ОБХСС, ищем похищенные с одного из наших предприятий города автомашины, одна из которых числится за вашим предприятием. Нам нужно сначала осмотреть ее, а потом, решим— что с ней делать.
— Хорошо. Только у нас все законно, имеются все документы на автомашину. А так, поможем, чем можем. Идемте, покажу вам машину.
           Выходим из кабинета, Аслан ведет нас на другой конец предприятия, где показывает на новенький УАЗ цвета «хаки», кивает: «Вот она, наша красавица». Осматриваем кругом, затем я достаю свои бланки документов, начинаю обычную процедуру: выемка, осмотр и т.д. Оформляем все как положено с участием понятых. Аслан интересуется, а что же теперь будет с их машиной? Ведь их предприятие оплатило покупку, имеются все необходимые бухгалтерские документы. Объясняю ему:
— Пока не беспокойтесь об этом. Сначала произведем выемку всех документов на автомашину, удостоверимся, оплачена она, или нет, а потом, решим — как быть. Хотя, по закону, мы обязаны изъять ее и вернуть предприятию.
        Продолжаем свою работу дальше, Аслан ведет нас в бухгалтерию, там тоже проводим аналогичную процедуру: выемку документов, их осмотр, приобщение к материалам дела. Затем, производим допрос, при каких обстоятельствах была приобретена автомашина. Работники бухгалтерии данные личности продавца не помнят, дают нам данные организации, от имени которой выступал продавец машины. Аслан нас уверяет, что им не было известно о хищении автомобиля, тем более, они официально обратились в ГАИ, зарегистрировали как положено. Наступает уже время обеда, Аслан приглашает нас к себе домой в гости. Настойчиво уговаривает:
— Вы гости у нас, на Кавказе так не принято, нельзя отказываться от приглашения. Если мой начальник узнает, что я вас не пригласил в гости, он меня тотчас уволит! Вы хотите моего увольнения?
           Приходится соглашаться. Аслан вызывает служебную автомашину марки Волга, и мы едем в пригород Нальчика, в Чегем. По дороге, рассказываем Аслану про киоски, в которых продают спиртное. Интересуемся у него, неужели везде так водка продается? Аслан отвечает:
— У нас тут на каждом предприятии свой винзавод. На нашем тоже водку выпускают.
— Вино только не могли найти, — говорю я. —Вчера везде искали, хотели попробовать кавказские вина, нигде так и не нашли.
—У нас Коран не разрешает вино пить. А про водку в Коране ни слова. Поэтому, мы пьем только водку, — смеется Аслан. Затем, декламирует стихи Омара Хайяма:
«Вино не запрещено, но есть четыре но:
Когда, где, с кем, и в меру ль пьешь его.
При соблюдении сих четырех условий,
Всем здравомыслящим вино разрешено».
— Да, хитрый вы народ кавказцы, — смеемся мы с Саратовцевым.— Найдете, как обойти запреты.
       Дом у Аслана каменный, двухэтажный, внутри в стиле ампира: колонны, лепнины на стенах и потолке. Ну, прямо—дворянская усадьба. Аслан показывает нам свой дом, водит по комнатам, знакомит потом с супругой и детьми. Объясняет, что у них как правило два дома во дворе: один зимний —большой, другой летний — маленький. В летний дом пока что не успели перейти, поэтому обедаем в большом доме — в столовой. Стол там уже накрыт, много разных восточных блюд Обедаем вместе со всей его семьей.
         После обеда, Аслан расспрашивает нас, какие планы у нас на сегодня, когда уезжаем. Объясняем, что мы только что приехали, а работы у нас невпроворот, только начали: есть еще и другие машины у разных людей, нам нужно их тоже посетить, осмотреть машины. Аслан тут же принимает решение:
— Вы у меня в гостях. Давайте так — я полностью в вашем распоряжении. С начальством договорюсь, куда вам надо, я вас туда отвезу, доставлю потом в гостиницу!
— Аслан, нам не удобно, —пытаемся мы отказаться, — сами как-нибудь управимся.
— Нет-нет, все решено. Сами вы город не знаете, как я понял вам не только по городу ездить надо, надо и забираться далеко в горы, вы сами туда не доберетесь!
      Благодарим Аслана, называем ему следующий адрес, куда он нас и отвозит. Аслан находит владельца этого предприятия, знакомит нас, и договорившись во сколько к нам подъехать, уезжает на работу. Говорит:
— Утрясу все вопросы со своим директором.
           Директору предприятия, куда мы только что подъехали, все объясняем, он с нескрываемым огорчением:
— О, горе мне, такие деньги заплатить за эту красавицу, и остаться ни с чем…
           Все как обычно. Оформляем все необходимые документы, затем беседуем с ним, выясняем обстоятельства приобретения автомашины. От честного ответа, он пока что уходит, начинает рассказывать про незнакомого человека, выступающего от имени какой-то фирмы, о том, что машина похищена, он не знал, тем более, поставил машину на учет в ГАИ, он же не стал бы ставить ворованную машину на учет. Ну, да ладно, пока так запишем, как он говорит. Оформляем протокол допроса, затем оставляем автомашину владельцу под сохранную расписку. Скоро подъезжает Аслан, отвозит нас в гостиницу. Договариваемся во сколько ему завтра подъехать.
          Заходим в гостиницу, немного отдохнув, решаем с Саратовцевым совершить очередную вылазку в город, прогуляться по улицам. Денег у нас в карманах не густо, на командировочных особо не разгуляешься, поэтому в магазинах нам делать нечего, так уж, походим чуток, посмотрим город. Да, красивые все-таки девушки в Нальчике. Тут вам не Дагестан, и не Чечня, одеты все свободно, любят красиво и нарядно одеваться, смех, шутки, веселье кругом.
               
                ДЕНЬ ТРЕТИЙ. БАКСАНСКИЙ КОНЬЯК.
«Владеющий Дао будет царевичем в этой жизни и царем в грядущей» — Чуань Цзе.

              Утром, пока Аслана нет, с Саратовцевым садимся за стол, планируем наш сегодняшний день: решаем отработать еще один адрес в городе, а потом уже, возьмемся за автомашины, «засвеченные» в различных районах республики. В машине, как только называем адрес и данные собственника автомашины, Аслан восклицает:
— Да, я же его знаю, он работал на нашем предприятии водителем, сейчас мы его найдем. Действительно, находим мы его быстро. Заезжаем на какое-то предприятие в Нальчике, Аслан уходит куда-то ненадолго, и подходит с нашим клиентом—мужчиной старше среднего возраста, тот представляется — Аскер. Мы тоже представляемся, коротко объясняем, почему мы здесь, и почему нам нужна его машина. Вид у него не особо радостный, с неохотой показывает нам машину, которая находится на этом же предприятии. Пока я осматриваю машину, Саратовцев снимает с него показания: когда, где, при каких обстоятельствах он приобрел автомобиль. Сначала, как всегда начал рассказывать, что приобрел у неизвестного лица, но мы ему объяснили, что при таких обстоятельствах, он может лишиться автомобиля насовсем, а если установим лицо, то возможно, что сможет вернуть себе деньги за автомобиль. К тому же, и Аслан подтверждает ему наши слова, предлагает рассказать правду, т.к. хуже уже все равно не будет … После непродолжительного молчания, Аскер называет имя продавца машины. Им оказался гражданин Хануков, уроженец Кабардино-Балкарии, давний знакомый Аскера. Со слов Аскера, он успел передать Ханукову только часть денег, оставшуюся часть обещал отдать при следующем приезде Ханукова в Нальчик. Машину мы решаем оставить пока ему под сохранную расписку, и обещаем решить судьбу машины в ближайшие дни.  Время уже подошло к обеду, Аслан приглашает нас съездить на обед. Мы соглашаемся. Аслан уверяет нас, что он знает одно место, где нас вкусно и сытно накормят. Приезжаем в небольшой городок Баксан — пригород Нальчика, останавливаемся около какого-то завода. От Аслана узнаем, что это Баксанский консервный завод. Следуем за Асланом внутрь здания, и вместо столовой, куда как мы думали направляемся, заводит нас в какой-то зал, похожий на ресторанный. Стол там уже накрыт, Аслан приглашает нас присаживаться, сам ненадолго уходит. Мы с Саратовцевым, в недоумении, скромно с садимся на край стола. Через некоторое время появляется и сам Аслан с незнакомым мужчиной старше средних лет, представляет нам его- Николай, брат президента республики. Мы тоже знакомимся с ним, представляемся. Аслан нам:
— Вы уж не обижайтесь, просто Николай давно меня звал в гости, все никак. Сегодня решил уж вместе с вами приехать, тем более, надо вам показать Баксан, завод наш Баксанский. Ну, а Николай — всегда рад принимать гостей.
         Скоро за стол присаживаются и другие знакомые—друзья Николая, он сам ставит на стол бутылку коньяка, рассказывает:
— Это самый лучший коньяк, который я знаю. Именно Баксанский коньяк поставлялся на стол Ельцина Бориса Николаевича. Как-то он был у нас в республике, и так ему понравился наш Баксанский коньяк, что повелел он, чтоб на его столе был коньяк только этой марки.
       Что сказать, коньяк действительно хороший: мягкий, в меру ароматный, имеет приятный вкус. Поэтому, не зря хороший коньяк становится символом праздничного стола, как символ чего-то мужского, благородного! Дальше, как обычно на Кавказе, каждый из присутствующих начал стоя произносить тосты красочнее и торжественнее. Запомнился тост Николая:
— Один мудрец сказал, что если судьба решила вам улыбнуться и сделать счастливым—то она подарит вам преданных друзей! Поэтому, давайте выпьем за преданных друзей! Пусть мужчины останутся всегда настоящими мужчинами, и никогда друга своего не подведут!
           Как вы уже поняли, рабочий день у нас сегодня закончился …
          Поздно вечером, в гостинице садимся за стол, вытаскиваем бумажки наши, и намечаем маршрут на завтра. Следующая автомашина у нас значится по сведениям ГАИ в поселке Залукокоаже. Изучаем карту. Е-мое! Это чуть ли не рядом с Пятигорском! Не семь верст! Пилить туда, и пилить. Еще одна машина числится на каком-то гражданине в селе Каменномостное, а это— чуть ли не в горах аж, на полпути между Нальчиком и Кисловодском!
               
                ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. КАМЕННОМОСТНОЕ. ЗАЛУКОКОАЖЕ.
"Знающий не говорит, говорящий не знает"— Лао Тзы.

           На следующий день, Аслан тут как тут, нас уже ждет. Советуемся с ним, куда нам сначала поехать: в Каменномостное или в Залукокоаже. Предлагает нам сначала в Каменномостное, а потом уже, если успеем, — в Залукокоаже. Решили поехать так, как он советует. Хорошо, когда не надо искать транспорт, не надо думать, как добираться, как обратно ехать. Сидишь себе, отдыхаешь, да еще по сторонам глядишь, любуешься окружающим видом. Правда, особо примечательного пока что нет, горы далековато еще от нас. Подбираемся поближе к горам, а вот—и Каменномостное. Интересное название. В честь чего так назвали? Аслан, все знает, объясняет нам: село назвали в честь разрушенных каменных мостов, которых раньше было очень много в этом селе. В древности, село называлось по-другому—в честь каких-то княжеских фамилий. Живут там, по словам Аслана — кабардинцы. Заехали в село, ищем улицу. Аслан что-то там расспрашивает на своем кабардинском, ему все что-то объясняют, показывают руками. Нашли наконец-то дом. Стучимся. Выходит хозяйка, пропускает нас во двор, говорит, хозяина нет, он уехал куда-то, приедет только завтра-послезавтра. Во дворе осматриваемся. Транспорт какой-либо во дворе отсутствует. Двор крытый, на жердочках висят куски вяленого мяса, кружатся мухи вокруг них. Делать нечего, заполняю повестку, указываю адрес МВД, время. Завтра-послезавтра у нас выходные дни, поэтому повестку оформляю на понедельник. Объясняем хозяйке, что будем ждать ее супруга около здания МВД в указанное на повестке время.
           С одной стороны, хорошо, управились быстро, успеем и на другой адрес. С другой стороны, работа еще на один день откладывается. Мы же не можем так, — формально. Не для этого приехали. В любом случае, машину нужно найти. Следуем дальше, в Залукокоаже. Даже не выговоришь, придумали же название. Аслан нам снова объясняет: название кабардинское, дали в честь реки Золка, которая там протекает. Все нам понятно. Вопросов нет. Ясно, что живут там кабардинцы. Хоть, общий язык найдем. Скоро выезжаем на трассу, едем в обратную сторону от Нальчика. Вот и Залукокоаже. Таким же способом находим интересующий нас адрес, дом расположен на высоком берегу, рядом с речкой. Слава богу, хозяин оказался дома. На улицу вышел мужчина пожилого возраста, мы представляемся ему, объясняем цель приезда. Хозяин ошарашен и озадачен, стал более подробно выпытывать у Аслана на родном языке. Мы ждем. Затем хозяин ведет во двор, показывает нам автомашину УАЗ. Машина в прекрасном состоянии, я быстренько описываю состояние автомашины, оформляю все документы. После того как закончили, Аслан отводит нас в сторону и говорит, что хозяин приглашает нас за стол, подождем немного. Надо, так надо. Не нам нарушать традиции, ждем. Однако, дальше начинает происходить что-то удивительное: жители села начали потихоньку подтягиваться к нашему дому, все уважительно здороваются с нами, общаются с Асланом, затем проходят в дом. Мы заинтригованы. Спрашиваем Аслана, в чем же дело? Нам не следует опасаться чего-либо? Не будет никаких эксцессов? Аслан нас успокаивает:
— Все в порядке. Вы же, гости! А гостей у нас принято уважать! Хозяин готовит нам стол, а также оказывает внимание и уважение своим соседям, тоже приглашает их за стол.
           Вот оно что. Нам неудобно, но, ничего не сделаешь. Не скажешь же хозяину, что мы приехали строго по делу, давай нам машину!
           Наконец-то нас приглашают в дом. Бог ты мой, стол накрыт на всю длину комнаты, полон всякой еды, виданной и невиданной. Рассаживаемся. Сначала проходят за стол люди пожилого возраста, затем помоложе. Нам наливают водку. Хозяин, который выглядит по моложе остальных, сам ухаживает за гостями, произносит тосты. Короче, пир горой. Молодцы кабардинцы, умеют гостей принимать. Ну, да ладно, гости, так, гости, завтра все равно выходной…

                ДЕНЬ ПЯТЫЙ. ЧЕГЕМСКИЕ ВОДОПАДЫ.
«Стань бесстрашным и скромным, как горный ручей, - превратишься в полноводный поток, главный поток Поднебесной. Так гласит великий Дэ, закон рождения» (Чжан 28), — Лао Тзы.

            Суббота. Выходной день. Просыпаюсь в гостинице от телефонного звонка. Трубку берет Саратовцев, одним глазом смотрит на меня, бурчит:
— Петрович, поднимайся. Аслан едет. Грозится горы нам показать.
Понял, встаю. Выходим на улицу, Аслан нас уже ждет, показывает на часы свои:
— Ребята, вы чего? Мы же с утра планировали в горы поехать.
       Мы с Саратовцевым, оба согласно: да, мол, конечно, все помним, хотя хоть убей нас, ничего не помним. Садимся в машину, Аслан, как самый настоящий экскурсовод, начинает объяснять:
— Сегодня у нас обзорная экскурсия, покажу вам нашу республику, едем сначала на конезавод, потом покажу горы. Съездили на конезавод, как я понял, скакуны там у них известные. Оттуда, поехали уже в горы. Аслан нам:
— Есть у нас так называемые Чегемские водопады, едем туда!
         По пути, останавливаемся в каком-то селе возле рынка, затовариваемся едой, зеленью разной. Оттуда уже, направляемся в сторону гор. Едем по какому-то ущелью, с левой стороны по ходу движения, течет речка глубоко внизу. Замечаю, что речка течет навстречу, а мы все ниже и ниже спускаемся. Я в недоумении, спрашиваю Аслана:
— Аслан, а когда же мы начнем подниматься в горы, а то все спускаемся и спускаемся все ниже и ниже?
— Да мы давно уже поднимаемся в горы, это тебе так кажется только. Наконец-то доехали, вот он— Чегемский водопад. Падает с вершины ручеек какой-то, мы с Саратовцевым удивленно:
— Это и есть водопад?
— Да, это и есть. Просто, жарко в этом году, поэтому воды мало, а так, — самый настоящий водопад.
           Понятно. Осмотрели достопримечательность. Аслан нам:
— Ну что, проголодались, наверное, давайте покушаем. Вон, у той скалы давайте присядем.
         Машину переставили поближе к скале, Аслан начал готовить «стол», а я решаю заняться скалолазанием /нравятся мне горы/, нахожу что-то наподобие тропы, лезу вверх. Снизу Аслан кричит:
— Володь, не забудь, что тебе еще спускаться надо будет.
        Мне нипочем, и не так уж трудно карабкаться вверх. Поднимаюсь все выше и выше. Наконец решаю оглядеться: елки-палки, вот это я поднялся, крутизна-то какая … Задрожали колени почему-то. Куда еще выше-то, надо срочно спускаться. Цепляюсь можно сказать всеми фибрами души, за каждый выступ. От напряжения, начали у меня и мышцы ног неметь. Кричу:
— Снимайте меня, больше не могу!
          Смеются, черти. Уже начали тосты говорить. С трудом я спустился, иду дрожащими ногами к ним, залпом выпиваю рюмку, через некоторое время начинаю отходить. Думаю, на сегодня достаточно с меня гор …
         На обратном пути, Аслан приглашает нас к себе в гости на завтра. Оказывается, у них праздник Курбан-Байрам идет. Мы отказываемся, и так неудобно, каждый день на нас время свое тратит, но Аслан уговорил нас все-таки, приходится соглашаться.

                ДЕНЬ ШЕСТОЙ. КУРБАН-БАЙРАМ.
«Познай праздник, но живи буднями - станешь примером для Поднебесной»,— Лао Тзы.

          Во дворе у Аслана пир-горой, собралась вся его семья, соседи. Тут же мы видим нашего знакомого — Аскера, у которого мы три дня назад нашли одну из наших машин.  Оказывается, он живет на одной улице с Асланом, у него тоже частный дом. Он тоже произносит тост в честь праздника, и зовет всех присутствующих к себе домой на шурпу. Во время пиршества, Аслан отводит нас в сторону и настойчиво уговаривает пойти вместе со всеми к соседу, а то Аскер обидится, если мы не придем. Через некоторое время, все присутствующие собираются на шурпу к Аскеру, который живет совсем уж недалеко, всего-то через несколько домов. Во дворе у него в казане готовится шурпа, накрывается праздничный стол. Аслан нам объясняет, что у них в этот день такая традиция: обязательно колют барана, готовят шурпу. Раньше, в старину, те, кто побогаче, кололи на этот праздник быка. Но, сейчас это уже редкость, в основном, готовят баранину. Подробности праздника, я думаю, ни к чему…


                ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК.
 «Знание предела позволяет избавиться от опасности.» — Лао Цзы

      С утра, с Саратовцевым быстро одеваемся, шагаем к зданию МВД республики. На утро понедельника мы вызвали к себе жителя Каменномостного, которого тогда дома не оказалось. Ждем час-другой, нет нашего клиента. Возвращаемся обратно. У меня накопилось много документов, которые необходимо было заполнить, оформить их как полагается, а то оставишь на потом, когда не до этого уже будет. Саратовцев идет в МВД, ему надо там «пробить» Ханукова: кто такой, судимость, наличие авто, другие интересующие нас сведения. В такой вот бумажной работе, проходит целый день. Возвращается и Саратовцев в гостиницу, рассказывает:
— Клиент-то наш, Ульяновский, машина его «засветилась» в наших краях, обитает где-то в Заволжье. Данные автомашины его есть, так что мы его там легко отыщем!
          Хорошая новость. Преступление, можно сказать уже раскрыли. Есть лицо уже, причастное к совершению данного преступления.  Одна проблема у нас осталась — что делать с машинами. Нас только двое, отогнать мы не можем. Можно так-то вызвать водителей с Ульяновска, это не вопрос, но нужно в то же время решать вопрос с людьми, которые заплатили свои кровные деньги мошеннику, а теперь должны расстаться со своими автомашинами. Нам нужно искать взаимовыгодное для всех решение. Показать власть, отобрать у людей машины—много ума не надо, с такой задачей любой дурак справится. Надо по-человечески с людьми обращаться. Даже у преступников человеческие понятие есть — а у нас тем более должны быть! Помню, ездил как-то в командировку в Москву, занимался тогда крупным делом по хищению автомашин с завода по поддельным банковским гарантиям. Вышли мы тогда с опером на след преступника, хотя прятал свои следы как матерый волчара. Рассказываю: устроился человек в Москве управляющим банка, выдавал налево-направо фальшивые банковские гарантии, а когда мы вышли на него, и я успел его допросить, договорившись встретиться с ним в банке на следующий день, в тот же день после нашего ухода, он закрыл банк, распустил всех сотрудников, а сам скрылся. Представляете, приходим утром к зданию банка, а он — пустой совершенно. Двери открыты, заходи кто хочешь, внутри — десятки компьютеров /дефицит на тот момент/, даже мы следователи, работали на пишущих машинках, о компьютерах только мечтали. Так вот, допрашиваем мы сотрудников банка /уже бывших сотрудников/, и представьте себе — ни один из сотрудников не знает, где живет управляющий банком! Нашли мы все-таки водителя его, «пробили» — оказалось, судимый раньше, живет в пригороде Москвы, на какой-то богом забытой железнодорожной станции. Выехали мы туда с Арякиным — опером нашим, приехали на поезде, с трудом нашли этот дом, где живет наш водила. Дом расположен чуть ли не посередине леса, до станции пилить и пилить пешком километров пять. Водила — молодой парень, оказался дома, сидим с ним, беседуем, записываю его показания. А сам дом —настоящий бедлам: бывшая общага, заселенная в основном ранее судимыми «элементами». В конце беседы, заходит к нам мужичок, и доверительно так:
— Вы, я так понял, менты? Так вот, вас там на улице ждут. Будьте начеку. Оглядывайтесь там по сторонам.
             Выглядываем с Арякиным в окошко: стоит около нашего подъезда группа агрессивно настроенных молодых парней, я так понял, — бывших зэков. Арякин, — герой, щупает пистолет под боком, ничего, говорит, прорвемся. Думаю, про себя: да, прорвешься ты. Через лес, до станции далековато прорываться-то. Двоим против толпы агрессивных зэков тяжело придется. Я, конечно, и сам не хилый, хотя и невысокого роста, перворазрядник по дзюдо и самбо, приходилось в армии драться и одному против шестерых, двоих свалил тогда в драке, остальные все-таки навалились, попинали меня немножко… Наш водила, тут, да вы мол, не бойтесь, дышите ровно, это ж свои ребята, вы же в гостях у меня.
             Я тут сообразил, как нам выпутаться, говорю ему:
— Значит так, выходим сейчас все вместе, объясняешь своим пацанам, что мы нормальные менты, не «грузим» тебя, просто приехали по делам банка, где ты работал, типа пропал там директор, ищем его. Успокоишь их. Иначе, мы подумаем, что это ты их настроил, привлечем за подстрекательство к нападению на сотрудников милиции!
       — Да вы что парни, все будет «путем».
         Вышли мы с ним на улицу, стали при всех прощаться, я уж, расставаясь, так его приветливо обнимаю, и тихонько так, оглядываясь назад, махая рукой, прощаясь с ним, так и ушли. Это я к тому, что, если бы мы не по-человечески себя вели, общаясь с человеком, а как-то по-другому, с угрозами и т.д., то не знаю, как все обернулось бы …
         Это, я так уж отвлекся немного. Вечером к нам в гостиницу приходит гость: при полном параде, настоящий полковник милиции. Представляется, мол, начальник какого-то отдела там в МВД. Интересуется у нас, кто мы такие, что здесь делаем в Нальчике. Все объясняем полковнику, показываем наши удостоверения. Мы тоже интересуемся, а что произошло то? Рассказывает, что у него знакомый есть в Каменномостном, и тот ему поведал, что приезжали какие-то люди, интересовались им. Мало ли кто приезжал, не бандиты ли мол. Мы полковника успокоили, но пришлось сообщить, что машина, принадлежащая его знакомому, ворованная, и вероятнее всего, придется забирать ее. Ну он типа, понял: понимаю, работа есть работа, подождите немного, я ненадолго выйду. Через некоторое время, заходит он к нам, в руках у него ящик водки, закуска. Вы, надеюсь, уже поняли: Кавказ, традиции, нельзя обижать если к тебе с открытой душой …
          Перед уходом, полковник сообщил нам, что автомашины приобретены уважаемыми людьми республики, которые никакого отношения к преступникам не имеют, что все они официально зарегистрировали в ГАИ, добавив, что вы, конечно можете забрать автомашины, мы окажем вам посильную помощь, но отнеситесь к людям по-человечески. Мы пообещали подумать, что можно сделать.


                ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. ОПОЗНАНИЕ ХАНУКОВА.

«Он реагирует только тогда, когда его побуждают к этому, действует только тогда, когда его принуждают к этому, и вкладывает все свои силы в действие только тогда, когда иначе нельзя.» — Чуань Цзе.

       Конца и края нет нашей работе. Подозреваемый есть, надо теперь закрепить подозрения, оформить все это документально, а для этого предстоит снова встречаться с владельцами автомашин, проводить с ними опознания. Делается это так: у меня с собой, как у предусмотрительного следователя, конверт с различными фотографиями преступников разного возраста. Я должен фотографии лиц, схожих по возрасту и типу лица с фотокарточкой нашего подозреваемого Ханукова, приклеить на протокол опознания лиц по фотокарточкам, и показав свидетелям на фотоснимки, предложить опознать их, узнают они кого-либо на фотоснимках, если да, при каких обстоятельствах познакомились. Так вот, работы у меня сегодня на целый день, занимаюсь бумажной работой, а затем, вызываем в МВД республики всех наших свидетелей, кто встречался с Хануковым при покупке автомашин. Сами идем в МВД, там Саратовцев уже договорился насчет кабинета для нас, и начинается однообразная работа: заходят ко мне люди, приглашаю понятых, провожу опознания, расписываются затем, прощаюсь, приглашаю новых свидетелей, и снова то же самое. Работа вроде бы не тяжелая, но изматывает. Наконец-то, заканчиваем работу. Какой-то результат уже есть. Люди узнают Ханукова среди других фотоснимков, указывают его приметы.

                ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. ДАО ПОДСКАЗЫВАЕТ РЕШЕНИЕ.

«Когда устранили великое Дао, появились "человечность" и "справедливость".» — Лао Цзы.

         Ни дня покоя нет. Надо срочно решать с этими машинами, и людей жалко, и нам нельзя с пустыми руками возвращаться. Саратовцев тоже стоит за справедливость, мол, Хануков «молодец», «кинул» всех, а людям расхлебывать. Разошелся вовсю:
— Вот смотри, Петрович. Найдем мы Ханукова этого, прижмем его, а он, да вы что, я не мошенник, я не отказываюсь, что получал машины, деньги я все верну заводу, просто покупатели не все вернули мне деньги. Правовая дилемма получается. А мы к этому времени машины у людей заберем, а люди-то заплатили деньги за машины, кто-то, пусть отдал только часть денег. Люди-то в чем виноваты? Давай, машины им оставим, заберем деньги просто за машины, а они пусть потом разбираются с этим Хануковым!
Делаю звонок в Ульяновск, начальству:
— Сан Саныч, здравия желаю. Нальчик. Петрович.
— А, пропавшие объявились. Хоть бы позвонили, сообщили, все в порядке там, приехали, живы-здоровы.
— Сан Саныч, да вроде все пока что решаем сами, проблем не было, поэтому решили вас не беспокоить. Вопрос к вам Сан-Саныч. Что делать с машинами? Объясняю ему ситуацию.
— Да, мало ли что люди говорят, машины-то похищенные с завода. Их надо вернуть нам.
— Сан-Саныч, это как сказать, похищенные. Все может по-другому повернуться. Вы не хуже меня все знаете. Найдем мы Ханукова, а он сразу же: да, это я сделал, но я не украл машины, я собирал деньги за проданные машины, я же собирался вернуть деньги заводу…  Поэтому, предлагаю вариант, который всех устроит: а что, если мы заберем у них деньги за машины? За машины, которые числятся за предприятиями, они заплатят заводу своей продукцией. Тем более, руководители предприятий уже вышли на наш завод, получили добро на взаимозачет автомашин продукцией.
— Ну, тебе Петрович на месте видней, решай сам.
— Хорошо, Сан-Саныч! Решим!
            Так. Добро получено, теперь осталось за малым: получить деньги за машины. Аслан нам намекал уже, что люди на все готовы, лишь бы машины у них остались. Престиж ведь для них все-таки, машины тем более новейшей модификации, таких-то в самой республике всего-то несколько штук. С завода они сами никогда их не получат!  Аслану объясняем всю ситуацию, он понимает все, ему тоже в зачет пойдет то, что он помог жителям своей республики, тем более, многие — его знакомые. Вечером Аслан приезжает к нам в номер с владельцами машин, я пишу им расписки, что деньги их, я как должностное лицо, получил за такие-то, такие-то автомашины, и обязуюсь сдать их в бухгалтерию предприятия. Взамен расписок мне передают кипами деньги. Считаем, кладем в мой дипломат. Расстаемся мирно, почти-что довольные друг другом. Аслан тоже благодарит нас, что помогли людям, говорит напоследок, что эти люди сами разберутся потом с Хануковым, вытянут с него все свои деньги! Звоним также и полковнику, объясняем всю ситуацию, к тому же, нам надо осмотреть машину его знакомого. Обещает завтра подъехать.
         Хочу сказать, что есть несколько путей решения работниками милиции поставленных перед ними задач: с кровью, слезами, обидами и унижением людей, или же — просто по закону, по-человечески…
        Ночь, как вы уже поняли, выпала неспокойная, все-таки полный дипломат денег, спим по очереди, оружие наготове, мало ли что кому взбредет в голову…
               
                ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ. ПРОЩАЙ, НАЛЬЧИК!
«Познай славу, но полюби забвение. Великая река не помнит о себе, потому слава ее не убывает. Так гласит великий Дэ, закон полноты», (чжан 28). Лао Тзы.

         Все, расстаемся с Нальчиком, — прекрасным городом. Как мне кажется, самым красивым городом Кавказа. Я, почти-что влюбился в этот город. Влюбился в эти зеленые горы с снежно-белыми вершинами на фоне самого города. Буду скучать по вкусным хычинам с разными вкусными начинками, по гостеприимным жителям этого прекрасного города.
         Полковник тоже, как настоящий полковник, свое слово сдержал, прибыл к нам со своим знакомым, произошел обмен деньги — на автомашину, оформили с документами, и на вокзал!
        Аслан довез нас до вокзала, расстаемся с ним как с самым дорогим другом. Спасибо ему, помог нам здорово!
       В поезде как всегда, мы настороже. Все-таки, в вагоне не одни, сторожим наш драгоценный дипломат по очереди. Вот, и окончилась наша командировка на Кавказ, — два дня пути, и мы дома.
            Вы думаете, это все? Как бы, не так! Впереди у нас командировка в Чечню, Дагестан, в Москву. Там у нас тоже много работы …  Но, об этом, как-нибудь после.


Рецензии