Интеллигентность Глава 21

Сочувствие и сопереживание
Это только на первый взгляд кажется, что проявлять сочувствие и сопереживание предельно просто. Но, на самом деле, все далеко не так однозначно. Начнем с чисто количественных показателей. Бывает минимальное, среднее и выраженное проявление этих моментов. И понятно, что между минимальным и выраженным есть не только количественная, но и качественная разница. Как, собственно, и применительно ко всем остальным достоинствам и добродетелям, способностям и талантам человеческой личности. Если же рассматривать ситуацию с качественной точки зрения, то можно будет увидеть следующие ступени в проявлении сочувствия и сопереживания. Начинается все дело с примитивного уровня. Потом идет упрощенный. Далее обычный. За ним утонченный. Потом – изящный. Венчает эту пирамиду изысканный уровень качества.

С одной стороны, о последнем можно было бы и не говорить вообще. Ибо, он касается столь мизерного количества людей, что они, с количественной точки зрения, не играют совершенно никакой роли в жизни остальной части людей.
Драматизм человечества в целом состоит в том, что девяносто процентов людей живут в диапазоне проявления классических добродетелей от примитивного до обычного. Из них шестьдесят процентов характеризуется, к сожалению, только примитивным и упрощенным уровнем. Еще тридцать – обычным. Иначе говоря, более-менее сносный уровень встречается лишь у одной трети людей. Утонченный уровень характерен для девяти процентов людей. Изящный уровень – для одного процента. Аристократический уровень – для сотой доли процента. И это в лучшем случае.

Придирчивый читатель может упрекнуть автора в том, что он сознательно сгущает краски и искажает реальное положение вещей. Автор был бы только рад, если бы это обстояло именно так. Но все гораздо сложнее и серьезнее. По мнению классиков психологии и философии, мудрецов и святых, распределение различных уровней добродетельности и гармоничности было таковым (выше описанным) еще две с половиной тысячи лет назад. И останется таковым еще ближайшие две тысячи лет. Это, собственно, связано с тем, что эволюция и отдельной личности, и человечества целом, к сожалению, идет предельно медленно и постепенно. Если идет вообще. Ибо, по большому счету, человек за эти две с половиной тысячи лет совершенно не изменился. Ни в плане добродетельности, ни в плане гармоничности личности. Аналогичная картина имеет место быть и применительно к мудрости, зрелости, конструктивности, созидательности, одухотворенности. Иначе говоря, всем ведущим параметрам эволюции личности и ее качественным составляющим.

Проблематичность ситуации объясняется достаточно просто. Просто – это, условно говоря. Ибо, на постижение этой «элементарной» простоты у автора ушло более сорока лет жизни достаточно интенсивных размышлений. И, к сожалению, постижение ряда классических истин диалектики жизни буквально заставило автора придти к четкому и однозначному выводу о том, что знания его носят очень символический характер. Если сравнивать их с абсолютной истиной. И в этом можно лишь усмотреть обычное проявление одного из основных законов диалектики (философии) жизни. Когда только очень большой объем знаний открывает перед человеком то, что существуют еще космические безбрежности знания вообще.

И мало-мальски существенные показатели могут появляться только после прохождения человеком примерно ста воплощений в человеческом образе. Каждое по шестьдесят-восемьдесят лет. Иначе говоря, в общей сложности шесть-восемь тысяч лет. А последний период истории человечества имеет продолжительность только две с половиной тысячи лет. Из чего можно создать гипотезу о том, что практически все пять тысяч истинных аристократов ума и души в истории человечества – это потомки тех или иных в жителей Атлантиды. Слишком сильно они выделялись и выделяются среди основной массы человечества. Как нечто инородное и совершенно чуждое. Основная масса людей, к сожалению, достаточно враждебно встречала и встречает их. В лучшем случае, весьма равнодушно и отчужденно.

Особенно актуален этот момент в жизни гениев. Так гений Пушкина, Гоголя, Достоевского до сих пор остается тайной за семью печатями для девяноста пяти процентов людей. Достойный читатель может возразить автору – мол, обычному человеку трудно оперировать понятиями гениальности. И это действительно так. Но вопрос, по большому счету, идет даже не о полноценном восприятии личности, жизни и творчества гения, а о хотя бы самом символическом, с количественной точки зрения. Но верным по сути. С качественной точки зрения. Но у подавляющего большинства людей просто-напросто нет даже самой символической системы критериев для оценки даже самой обычной (обычной – это условно выражаясь) творческой личности. Не говоря уже о большом таланте или гении.

И, в том числе, применительно к интеллигенту или аристократу ума или души. Ибо, с точки зрения банального рационализма большинство людей не видит в этой системе критериев, как, собственно, и в большинстве других классических ценностей, какой-либо существенной непосредственной практической пользы и выгоды для себя лично. Особенно в тот или иной конкретный момент времени. Главное – это не быть хуже большинства окружающих. А законы гармонии Вселенной – это дело профессиональных философов и священнослужителей. На философию, что называется, масла не намажешь. А, раз так, то смысл и ценность ее равны нулю. В силу чего обременять себя ее понятиями и представлениями, правилами и законами совершенно бессмысленно.

Достаточно конкретная, четкая и жесткая логика. Предельно удобная для любого человека с ленивым умом и душой. Не говоря уже о глобальной и фундаментальной лени духа. Это уже относится к высшей математике человеческого бытия. Постигнуть которую многим, к сожалению, не по плечу. Другой вопрос, что дополнительный драматизм ситуации возникает из того, что даже те, что способны что-либо, пусть даже самое символическое (не вообще, а применительно к реальным человеческим возможностям, которые и так предельно символичны относительно абсолютной истины), как правило, постижением философии бытия не желают заниматься, что называется, в принципе.

В результате возникает распространенное фундаментальное духовное невежество, от которого ждать чего-либо существенного в плане мудрости и зрелости, конструктивности и созидательности, гармоничности и самодостаточности не приходится. В принципе. Ибо, на осине не родятся апельсины. Святой Амвросий Оптинский сказал, что «человек не начнёт работать над собой, пока не ужаснется тому, что он есть на самом деле». И эта истина предельно актуальна не только ныне, но и все последние две с половиной тысячи лет истории человечества. Точки над «и» должны быть расставлены должным образом. Каждый человек и народ должны понимать свое истинное место в жизни. Не говоря уже о месте в истории человечества. Или, тем более, о месте в истории Вселенной.

Вы можете возразить – «а зачем это мне?» Конечно, это знание не имеет сиюминутного и прикладного, практического, с точки зрения банальной житейской суеты, смысла. Но вот в чем дело: незнание законов жизни не освобождает кого-либо от ответственности за их нарушение. А наказание следует всегда и для всех. И не какое-то там чисто теоретическое или абстрактное, а вполне конкретное, практическое, предельно серьезное и жестокое. Но, к сожалению, многочисленные и разнообразные уроки истории почти ничему и почти никого не учат. Все возвращается на круги своя.

Так уж сложилось реальная жизнь, что в тот или иной конкретный период времени в жизни человечества наибольшее влияние имеют лидеры деструктивного плана. Которые под различными красивыми лозунгами приводили различные народы не к повышению гармонии их бытия, а к ее резкому снижению. Ибо, они, понимая истинную суть своих намерений, знали то, что народ отвергнет ее в принципе. А желание реализовать свои замыслы было необыкновенно велико. И потому в ход пошла фантазия и воображение, сообразительность и изобретательность, пронырливость и изворотливость, профессиональная наклонность к интриге и авантюре, сознательной и целенаправленной психологической и духовной манипуляции общественным мнением, народом. И даже всем человечеством. В основе своей.

И это продолжается и в настоящее время практически во всех ведущих странах мира. И каких-либо существенных положительных изменений в относительно ближайшем будущем не предполагается. Даже чисто теоретически.

Если рассматривать ситуацию с духовной точки зрения, то выявится вполне определенная и конкретная закономерность – все деструктивное и дисгармоничное в жизни и отдельного человека, и всего общества возникает в силу участия в этих явлениях представителей темных сил. Очень умных и хитрых, коварных и изощренных. В тысячи раз более способных и талантливых, чем обычный человек. В той или иной степени, в тех или иных вопросах внутренней и внешней жизни, их влиянию подвержены абсолютно все люди. Только  у одних это степень влияния минимальна, а у других – средняя, а у третьих – максимальная. В зависимости от их уровня реальной одухотворённости. Только не показной, внешней, а истинной – внутренней. Основанной на высоком уровне самокритичности и самоанализе, на понимании своего истинного места в жизни, на чувстве долга и ответственности не только перед собой и обществом, но и перед Высшими силами. И на фундаментальной скромности перед лицом абсолютной истины, и на мощной и многогранной кротости перед Высшими силами Вселенной.

Человек – это ничтожная песчинка даже в масштабах Земли. Не говоря уже о размерах Космоса. Правда, способная влиять на уровень гармонии и внутри себя, и вокруг себя. Другой вопрос, что действия человека, игнорирующие основные духовные законы жизни часто приводят к самым нежелательным последствиям не только для него самого, но и на ряд поколений его потомков. Достаточно вспомнить историю России. Прадеды и деды очень старались создать нечто особенное. Чисто внешне это удалось. А вот, по сути – вряд ли.

Сочувствие и сопереживание, проявляемые в минимальной степени, по большому счету, ценности не имеют. Даже простому человеку будет неприятно сочувствие в примитивной форме. Не создает особого душевного комфорта и обычное сочувствие для утонченного человека. Не говоря уже об изящном человеке. И то, что так делают почти все окружающие, еще не является веским аргументом в пользу того, что это действительно правильно и оптимально. И, чем сложнее вопрос жизни, тем выше вероятность того, что большинство не просто не совсем правильно действуют, а совсем неправильно. Конечно, на фоне общего безразличия будет приятен и обычный уровень сочувствия. А уже насколько он приятен и комфортен – это совсем другая сторона медали. Совсем другой разговор.

На фоне распространенной значительной лени души и выраженного банального рационализма рассчитывать даже на самое символическое сочувствие, к сожалению, не приходится.

Кстати говоря, качественное сочувствие предполагает и определенную поддержку того, кому сочувствуют. И это совсем не просто. Ибо, даже на предварительном этапе от сочувствующего человека будет требоваться достаточно хорошая активность ума и души по осмыслению сложившейся неблагоприятной ситуации. И выдаче краткого, но весьма объективного резюме по ее поводу. Проводится и анализ возможных причин и внешнего, и внутреннего характера, послуживших поводом для возникновения той или иной конкретной ситуации. Чаще всего, сочувствующий человек просто жалеет своего партнера по общению, по типу: «какая же сложная штука жизнь». Или «вот какие они сволочи, что поступили с тобой таким образом». И почти никто, собственно, и не задумывался о том, а что, собственно, нужно сделать, чтобы в последующем не попасть в аналогичную ситуацию. Или еще хуже. Например, простому человеку желательно избегать особо сложных ситуаций, чтобы не потерпеть заведомое фиаско.

Или же нужно ему иметь действительно умного и мудрого советчика. А не просто шустрого друга, который готов давать советы на все случаи жизни. Причем, не зависимо от своих реальных возможностей и способностей. Ведь то, что кто-то является нашим родственником или многолетним другом, еще не является полной гарантией того, что он действительно умный человек (не говоря уже мудрый). Высокий интеллект имеет место быть лишь у одного человека из десяти.
Не говоря уже о том, что способность к анализу жизни хотя бы в самой символической степени присутствует в обществе столь же часто, если речь идет о духовном осмыслении. Если человеку не подсказать то, что именно породило его ситуацию, то она будет повторяться в его жизни бесконечное число раз. Иногда ему следует объяснить вполне конкретные законы жизни, которые необходимо не только знать и понимать, но и адекватно учитывать в своей деятельности.

Что умеет делать вообще мало кто. С другой стороны, важно рассказать и об определенных чертах характера человека, которые прямо или косвенно способствуют возникновению такой неблагоприятной ситуации. Не на последнем месте находится и мировоззрение человека, его иллюзии и заблуждения, искаженные и извращенные мнения и представления, принципы и убеждения, правила и законы психологического и духовного характера. И в этом плане расставить точки над «и» адекватным образом очень непросто. Не говоря уже о том, а что, собственно, и как нужно сделать, чтобы в значительной степени изменить сложившиеся положение вещей. И все это  желательно рассказать достаточно тактично и деликатно, умно и веско, в подходящей для этого ситуации.

Критика должна быть не просто объективной, но еще и конструктивной. И созидательной. А для этого от сочувствующего требуется не только хороший интеллект, но и мудрость, психологическая гибкость и дипломатичность, осторожность и аккуратность, внимательность и бережность, душевная щедрость и альтруизм, способность настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека, хорошо развитое чувство обратной связи, психологическая наблюдательность и бдительность, хороший уровень трудолюбия и добросовестности ума и души. Не говоря уде о хорошем уровне изящности ума и души. Что, даже по отдельности встречается достаточно редко. А в одновременном сочетании – предельно редко.

Иногда человек должен набраться мужества и бесстрастно взглянуть на самого себя, на реальное положение вещей. Которое, чаще всего, обстоит далеко не самым оптимальным образом и требует от человека не просто некоторой серьезной работы над собой, а принципиальной перестройки всей своей личности. И тут уже речь идет не только о трудолюбии и добросовестности ума и души, но и человеческого духа. А это, что называется, совершенно отдельная песня. Ибо, у большинства людей их дух имеет самую минимальную степень конструктивности и созидательности. Да и вообще – минимальную степень активности, предельно низкий энергетический тонус. В силу чего, его возможности очень существенно ограничены даже чисто теоретически. Не говоря уже практически. И тут, собственно, все девяносто процентов людей совершенно беспомощны. Ибо, у них нет даже мало-мальски существенного представления о том, что делать и как, не говоря уже о каких-либо чисто практических умениях и навыках.

И ситуация с человеческим обществом в целом в этом плане обстоит крайне неблагоприятным образом. О чем, собственно, уже писали мудрецы и тысячу лет назад, и две тысячи. Не говоря уже о классиках психологии и философии. Непонимание того, что тот или иной человек есть на самом деле, приводит к многочисленным и разнообразным иллюзиям и заблуждениям о самом себе, своих способностях и возможностях. А это не просто бесконечные проблемы и неприятности, а сотни миллионов драм и трагедий. Регулярно и бесконечно. И если еще на Востоке есть стереотип о необходимости и целесообразности привычки советоваться с действительно мудрым человеком (один человек на миллион населения), то на Западе такая традиция отсутствует в принципе. Да и статус мудреца имеет очень символическую ценность. Иначе говоря, даже сама возможность общения с мудрым человеком игнорируется в принципе. И результат получается почти всегда соответствующий.

Ведь, это только кажется, что почти все живут хорошо и правильно. А вот, когда анализ жизней идет на тысячи, то уже невольно, как бы само по себе, выявляется масса особенностей и закономерностей в этом деле. Оказывается, что правильно-то почти никто и не живет. Более того: даже относительно правильно никто не живет. Большинство, по большему счету, имеет весьма смутное представление о классических ценностях жизни. В том числе, и духовного характера. И так было всегда последние две с половиной тысячи лет. О чем неоднократно писали мудрецы и истинные аристократы ума и души. Не говоря уже об аристократах духа.

Минимально ощутимая мудрость присутствует лишь у двух-трех человек из тысячи. Остальные лишь тешат себя мыслью об ее наличии. И в связи с этим не предпринимают совершенно никаких существенных и адекватных усилий по ее обретению. И даже более того: непосредственно сталкиваясь с ней, в девяносто девяти случаях из ста категорически отвергают ее даже в самых символических количествах. Не говоря уже о существенных. Негативный консерватизм мощно сковал ум, душу и дух большинства людей. В связи, с чем прогноз относительно их жизни не просто не очень благоприятен, а очень неблагоприятен. По большому счету.

Ибо, неумение (да и нежелание) оперировать сложными понятиями и категориями философии жизни приводит к тому, что решение вопросов средней степени сложности и сложных, в подавляющем большинстве случаев, оставляет желать лучшего. Успех наблюдается лишь в простых вопросах житейского характера. Иначе говоря, мелкой суеты. Что, собственно, и создает иллюзию у большинства людей о своих мощных и глобальных возможностях по жизни вообще. Понятно, что ты живешь не хуже, чем твое непосредственное окружение. Но вопрос в том, а правильно ли это на самом деле? Это и не может быть правильным, ибо, большинство имеет предельно смутное представление о большинстве классических ценностей. В частности, о конструктивности и созидательности, зрелости и самодостаточности, гармоничности и мудрости, о самовоспитании и самосовершенствовании, об основных законах бытия, о закономерностях эволюции личности, о правильно любви к себе, об ответственности перед Высшими силами Вселенной.

Просто сложные вопросы жизни возникают в человеческой жизни не каждый день. А лишь периодически, спустя большие интервалы времени. И это создает иллюзию того, что неудачи в их решении не имеют ничего общего между собой. И вызваны лишь неблагоприятным стечением обстоятельств. Но дело в том, что результат более девяноста процентов неудачных решений в жизни большинства людей можно было предсказать четко и конкретно очень задолго до возникновения той или иной проблемной ситуации. Как, собственно, и сам факт ее возникновения. Для даже относительно мудрого человека это не составляет особого труда. Иногда, правда, в роли достоверного пророка может выступить и человек с хорошо развитой интуицией и проницательностью.

Но неумение и нежелание большинства людей увидеть истинные причины своих проблем и неприятностей приводит к их регулярному повторению. Конечно, это далеко не просто – взглянуть на себя объективно и бесстрастно. Самокритичность и самоанализ (не говоря уже, постоянный многогранный и изощренный самоконтроль) – это весьма редкие явления жизни. Непонимание истинной ценности мудрости приводит к тому, что большинство не стремится к ее обретению. Да и полностью игнорирует присутствие мудрого человека в своей жизни, внося в нее, тем самым, громадный хаос, высокий уровень проблемности и драматичности. А жизнь имеет тенденцию, как минимум, повторять сложные экзамены, пока человек не научится эффективно решать сложные задачи. Сам или с помощью другого человека – это уже другая сторона медали. Мудрец – это подарок Высших сил обычным людям. Вопрос только в адекватном отношении к нему. У классического интеллигента ситуация обстоит существенно более оптимально, чем у большинства простых людей.

Стервозность
Это качество особенно распространено среди женщин. Но появилось и у некоторых современных мужчин. Оно основано на своенравности и сумасбродстве, непостоянстве и переменчивости, самовлюбленности и самоуверенности, чрезмерной амбициозности, претензии на обладание истиной в последней инстанции, значительном психологическом и духовной невежестве, низком уровне конструктивности и созидательности, зрелости и самодостаточности, одухотворенности и гармоничности, добродетельности и мудрости. На банальном рационализме и эгоизме, потребительском отношении к жизни и окружающим, капризности и прихотливости, привередливости и легкомысленности, импульсивности и наглости, резкости и грубости, бестактности и бесцеремонности, равнодушии и жестокости, откровенных садистских наклонностях психологического и физического характера, психологической агрессивности и конфликтности, жажде лидерства всегда и во всем, отсутствии самообладания и выдержки, склонности к авантюризму и интриганству, алчности и гневности, демонстративности и дерзости, деспотичности и диктаторстве, ехидстве и желчности, зависти и ревности, заносчивости и злопамятности, злорадстве и злословии, выраженной психологической и духовной инфантильности, истеричности и категоричности, лживости и лицемерии, категоричности и максимализме, мелочности и мстительности, надменности и назойливости, нахальстве и небрежности, ненасытности и необузданности, неуживчивости и нигилизме, повышенной обидчивости, психологической паранойяльности и подозрительности, склонности к праздности, острым и экзотическим впечатлениям,  придирчивости и прямолинейности, развязности и раздражительности.

Не остается в стороне и порочность, самонадеянность и саркастичность, скептичность к достоинствам и добродетелям, способностям и талантам других людей, скупость и жадность, снобизм и собственничество, спесивость и склонность к сплетням, стремление к непрекращающимся спорам по второстепенным и третьестепенным поводам, строптивость и суетность, транжирство и чрезмерная требовательность  к окружающим на фоне повышенной лояльности  к себе, фундаментальная и глобальная лень ума и души, тщеславие и увлекаемость второстепенными и легкомысленными моментами жизни, упрямство и ханжество, хвастливость и цинизм, экстравагантность и язвительность, злобность и ненавистность, отсутствие внутренней организованности и самодисциплины, болтливость и резонерство, демагогичность, нетерпеливость и нетерпимость, непорядочность и подлость, критиканство и непримиримость, неблагодарность и сволочность, жажда безграничной власти и житейская мания величия.

Собственно, нет такого злокачественного порока и недостатка, который бы не расцвел в душе стервозного человека. Создав там интенсивный и необратимый процесс психологической и духовной деградации, превращающий человека в явного и откровенного морального урода. В явлении, которое можно четко и конкретно охарактеризовать как духовную мерзость. Ибо, ее обладатель, как кусок концентрированного урана облучает все вокруг себя, разрушая все доброе и светлое, совершенное и гармоничное, утонченное и изящное. Это полный антипод интеллигентности и аристократичности. Что последним хорошо известно.

Терпимость
Один из элементов духовной диалектики человеческого бытия заключается в том, что задатки фундаментальных качеств личности вкладываются в человека уже в момент его рождения. И, по большому счету, они или есть, или их нет. Другой вопрос, что одному человеку даются задатки интеллекта низкого уровня, другому – среднего уровня, а третьему – высокого. И так применительно ко всем классическим (и не только) достоинствам и добродетелям. Конечно, если серьезно и целенаправленно не заниматься развитием задатков определенного качества, то в силу большого числа весьма неблагоприятных и относительно благоприятных факторов человеческой жизни, эти задатки могут так и остаться на уровне задатков. Или же, задатки большого уровня интеллекта в самопроизвольном развитии получат лишь небольшое свое развитие относительно того, какими бы они могли быть на самом деле.

Специфика данной ситуации нередко заключается в том, что даже минимальное развитие интеллекта у человека с задатками большого интеллекта в своей абсолютной величине может быть значительно больше, чем максимальное развитие задатков у человека с задатками низкого интеллекта. И вообще, пора всем понять, что различие в развитии достоинств – малое, среднее и большое – это не только некоторое количественное различие, а принципиально разный качественный уровень. И, по большому счету, то, что легко и доступно, естественно и закономерно для человека со средним уровнем интеллекта, то остается пожизненно недоступно для человека с низким уровнем интеллекта. А то, что способен делать человек с высоким интеллектом, в плане наиболее значимых и ценных вещей, остается недоступным для человека с задатками среднего уровня интеллекта. Уже при рождении потенциальная ценность каждого конкретного человека для общества не просто несколько различна, она принципиально разная.

И, видимо, так угодно Высшим силам, чтобы ценность одной человеческой личности и жизни с комплектом задатков свойств классического типа с высоким уровнем была в десятки раз больше, чем ценность личности и жизни человека с комплектом качеств среднего уровня (о низком уровне речь вообще вести не стоит, ибо, в этом случае речь часто идет о людях с примитивным и резко упрощенным вариантом типа личности, смысл существования которой в системе классических ценностей весьма символичен). А уже об истинных аристократах ума, души и духа разговор вообще отдельный. Ибо, их потенциальная ценность для общества и государства, как минимум, в тысячу раз выше, чем ценность человека даже с задатками высокого уровня классического достоинства. И, как показывает история человечества, в миллион раз больше, чем ценность человека с комплектом достоинств среднего уровня. И, как следует из элементарной логики (правда, основанной на большом объеме информации систематизированного плана), так было и три тысячи лет назад и так будет и через три тысячи лет существования человечества.

В силу чего притязания человека с задатками, например, низкого интеллекта на уровень уважения общества, проявляемый им к людям с задатками интеллекта среднего уровня, являются с духовной точки зрения принципиально несостоятельными, неправильными, нелогичными, в определенной степени даже безнравственными, деструктивными и дисгармоничными, потенциально драматичными. Ибо, признание этих притязаний адекватными и правильными одновременно означает принципиальное обесценивание, как минимум, восьмидесяти процентов людей – категории со средним уровнем развития классических достоинств и добродетелей. Но, в том случае, если данная логическая параллель в большей степени понятна и доступна большинству людей. Ибо, находится в пределах возможностей стандартной и распространенной логики.

То аналогичная параллель между людьми с комплектом классических достоинств лишь среднего уровня и людьми с комплектом достоинств высокого уровня, представляется большинству нередко очень сложной задачей для их мышления. И, так сказать, для их миросозерцания в целом. Особенно в том случае, когда тот или иной человек с комплектом достоинств среднего уровня хотя бы интуитивно чувствует то, что он, к его величайшему сожалению, не рожден для того, чтобы, условно говоря, хватать звезды с неба. И лишь наиболее достойные люди из этой категории способны проявлять хотя бы относительный уровень адекватной самокритичности и не претендовать на личную уникальность высокого уровня (понятно, что каждый неповторим, но это не должно принципиальным образом влиять на оценку его личности, его жизни, его творчества с точки зрения вечных классических ценностей), на эксклюзивность качественного уровня своего бытия.

Так вот: претензии человека с комплектом достоинств среднего уровня на какое-то особое уважение общества (хотя бы равное уважению общества к людям с комплектом достоинств высокого уровня) являются с духовной точки зрения также принципиально несостоятельными. Неправильными, нелогичными, деструктивными и дисгармоничными, потенциально драматичными и дисгармоничными. Причем драматизм в этом и предыдущем случае носит уже не только личный, но и социальный, общественный характер. Ибо, в этом случае очень сильно проигрывает не только все общество в целом, но, в отдельных случаях и все человечество. Думается, что не нужно очень сильно и детально объяснять то, что ценность всех гениев (пятьсот человек за всю историю человечества) для развития человечества в положительном направлении была, мягко говоря, во много раз больше, чем ценность миллиардов остальных людей. Аналогичная ситуация и применительно к классическим интеллигентам и аристократам ума, души и духа.

Их (аристократов) было несколько больше, чем гениев, но, тем не менее, не более пяти тысяч человек. Это классики и корифеи науки и культуры, духовной сферы. И польза тому или иному конкретному обществу на том или ином этапе его развития зависела прямо пропорционально от того, в какой степени это общество понимало и осознавало принципиальную разницу между обычным человеком и истинным интеллигентом, и аристократом ума, души, духа. И от того, насколько адекватно это общество строило свое отношение к каждому конкретному аристократу и интеллигенту с аристократическими свойствами. Причем, хочется еще раз подчеркнуть тот момент, что отношение принципиально иное, чем к обычному члену этого общества. И тут вопрос, по большому счету, идет не о великой славе, а о создании необходимых условий для максимально продуктивного и полноценного творчества для классического интеллигента или аристократа. Это, безусловно, и моральные, и психологические, и физические, и материальные условия. Общество, которое принципиально не желает создавать особые привилегии для своих истинных интеллигентов и аристократов, является духовно и психологически больным, деструктивным и дисгармоничным. Иначе говоря, в глазах Высших сил откровенной мерзостью, за что бывает обязательно серьезно наказано.

Анализ биографий сотен классиков науки и культуры показывает, что девяносто процентов обычных людей отличаются, к величайшему сожалению автора, принципиальной несостоятельностью в понимании специфики явлений интеллигентности и аристократизма и ума, и души, и духа. А, если нет даже относительно адекватного понимания столь сложных и многогранных явлений, то, как же можно при этом ожидать от этих людей адекватного отношения к явлениям интеллигентности и аристократизма. Не говоря уже о принципиальной возможности каждого конкретного человека из этой категории обнаруживать среди общей массы людей истинного интеллигента или аристократа. Которые, как правило, не занимаются дешевой саморекламой, не отличаются чрезмерной навязчивостью и назойливостью, наглостью и банальным карьеризмом, умением пробивать своим лбом бетонные стены человеческой глупости и примитивности, ограниченности и стереотипности, самовлюбленности и самоуверенности, зависти и ревности, авантюризма и интриганства, стервозности и подлости, мелочности и меркантильности, примитивного рационализма и изощренного эгоизма.

Конечно, уметь обнаруживать в своем ближнем даже лишь некоторые черты интеллигентности, особенно, отсутствующие в тебе самом, - это дело очень сложное и очень трудное. И задача данной работы как раз и заключается в том, чтобы дать хотя бы некоторые ориентиры объективного характера в распоряжение обычного человека, чтобы хотя бы в некоторой степени облегчить ему проведение столь непривычной и весьма изощренной мыслительной манипуляции в своей голове. Собственно, дополнительного внимания заслуживают все люди, имеющие большие задатки классических достоинств и добродетелей. Но это уже элемент, что называется, высшего пилотажа общественной и государственной политики интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Который, в обозримом будущем вряд ли будет практически реализован.

Другой вопрос в том, что истинная интеллигентность – это дар Высших сил. Это проявление их воли, с которой не считаться категорически не рекомендуется. Абсолютно все и абсолютно всегда за проявление недостаточной почтительности к воле Высших сил бывают очень серьезно и очень тяжело наказаны. Не зависимо от того, согласны они с данным положением вещей или нет, понимают они его или нет. Но вот те люди, которые понимают этот момент и строят свою практическую жизнь с его учетом (как, впрочем, и с учетом вечных фундаментальных духовных и психологических законов жизни), имеют вполне реальный шанс на определенную симпатию со стороны Высших сил.

Так сказать, на некоторое их благоволение в процессе обретения истинного счастья, душевного и духовного здоровья, на полноценное бытие, качественное и продуктивное творчество, реальную основу для самоуважения и любви к себе. Так что все далеко не так просто, как многим того хотелось бы. Каждый наш принцип или убеждение, мнение или представление, правило и закон для внутреннего пользования либо приближают нас к состоянию гармонии, либо отдаляют от него. Как и к особой (по ценности) возможности каждым своим вздохом и ударом сердца звучать в резонанс гармонии Вселенной. И, учитывая тот момент, что комплект достоинств и добродетелей в их задатках дается конкретному человеку от Высших сил в их конкретной выраженности малой, средней или большой степени, каждый из нас должен с большой терпимостью относиться к некоторой, иногда даже очень значительной, несостоятельности в том или ином конкретном моменте того или иного нашего ближнего.

Он, ведь, не виноват в том, что ему конкретно достался не самый замечательный комплект достоинств. Другой вопрос в том, что проявления большой лени ума, души и духа, как таковые, не должны получать принципиального одобрения ни отдельного человека, ни общества, ни государства. Нежелание развивать свои задатки классических достоинств и добродетелей – это большой грех в глазах Высших сил, так сказать, большой проступок, принципиально неправильная линия поведения. Это, можно сказать, принципиальный вызов воле Высших сил. Это в определенной степени похоже на попытку человека (видимо не самого умного, мягко говоря) плевать против ветра. Чем смачнее сделан плевок и чем больше сделано таких попыток, тем в большей степени будет испачкана одежда и лицо плюющего. Уровень эстетичности к комфортности его внешнего вида, при этом, потерпит очень существенные изменения.

Безусловно, наша терпимость к несовершенству ближнего должна распространяться, в первую очередь, на второстепенные недостатки и слабости, а не на фундаментальные пороки духовного порядка (алчность, подлость, жадность, стервозность и т.д. и т.п.). А также на его иллюзии и заблуждения, на минимальный уровень мудрости. Никто не говорит о том, что всем этим нужно восхищаться или сознательно принципиально искаженно комментировать отрицательное как положительное. Но и постоянно гневно обличать и уличать, демонстративно и публично унижая человеческое и личностное достоинство человека (или группы людей) тоже совсем не обязательно. Принципиально иная ситуация складывается в том случае, когда объектом фундаментальной критики являются люди, которым функция эксперта тех или иных жизненных явлений (личности человека, его жизни и творчества, его мыслей и чувств, желаний и стремлений, намерений и поступков, интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических явлений социального характера) дана официально или принята ими на себя добровольно.

Они, условно говоря, задают тон общественной и государственной политике, устанавливая стандарты и стереотипы качественного характера в науке и культуре, философии и эстетике. В результате того, что общество и государство относится к вопросу подбора даже официальных экспертов, мягко говоря, не особенно серьезно и глубоко, осмысленно и многогранно, тонко и дифференцированно, гибко и даже градуировано, в девяносто процентах (как минимум) случаях на должности общественного эксперта даже в одной узкой области бытия оказываются люди, которые не просто в некоторой степени, а совершенно  не соответствуют статусу эксперта.

И, тем самым, наносят колоссальный ущерб развитию и конкретного общества и государства, а, в отдельных случаях, и человечеству в целом. Приходится платить очень большую цену всем за то, что в выборе экспертов не участвуют профессионалы высокого класса, а лишь дилетанты и полудилетанты с предельно обостренной амбицией и претензией на обладание истиной в последней инстанции, часто даже с некоторой житейской манией величия, основанной на громадной самоуверенности и самовлюбленности. Поэтому быть очень терпимым к тем, кто искажает и извращает истинные классические ценности на общественном и государственном уровне, да и просто проявлять демонстративное равнодушие и отстраненность – это уже большое преступление против всего человечества, против Высших сил.

А на деле часто получается ситуация, когда явно отрицательное или явно положительное явление общественной жизни остается без квалифицированной профессиональной, и даже просто принципиальной оценки. Вводя широкую общественность в мощное заблуждение относительно того, а что такое хорошо и что такое плохо, что называется, в принципе. Ибо, как показывают сорокалетние наблюдения и исследования автора, творческая способность осмысливать реальность имеется, к сожалению, лишь у пяти процентов людей. Остальные предпочитают присоединяться к мнению кого-то другого, кто стремится активно или даже агрессивно навязать свое личное, часто предельно субъективное, мнение всем окружающим, обществу в целом, часто претендуя на роль истинного эксперта даже в масштабах всего человечества.

Но часто возникает ситуация, когда даже представители этой небольшой творческой прослойки общества в девяносто - девяносто девяти процентах случаев предпочитают отмалчиваться. И не всегда их при этом можно укорить в проявлении безразличия и эгоизма. Ибо, широкая публика, к сожалению, не способна понимать принципиальную разницу в ценности мнения обычного человека и истинного эксперта в узком круге вопросов. Изредка бывает и так, что в весьма относительно узком круге вопросов, но это не меняет, по большому счету, сути дела, а лишь добавляет дополнительную порцию драматизма в данную ситуацию. А, если общественность не способна адекватно и даже относительно адекватно относиться к любому мнению эксперта, то спрашивается, зачем он будет стараться и напрягаться.

Это в 18 и 19 веках многие люди считали своим человеческим и личностным долгом высказать свое мнение относительно того или иного жизненного явления. У них, что называется, болела душа за общество. Хотя и тогда было много людей, претендующих на звание эксперта из банальных тщеславных соображений, из доминирующего стремления любыми способами самоутвердиться в общественном мнении. Тем не менее, были и истинные борцы за классические ценности интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. И борьба шла очень интенсивная, постоянная, принципиальная, дающая возможность каждой группе экспертов более серьезно и основательно систематизировать свои знания и представления, принципы и убеждения, сделать свою способность к восприятию и анализу сложных, многогранных и многослойных явлений бытия более тонкой и совершенной, более дифференцированной и даже более градуированной, более глубокой и более масштабной. И все это, так или иначе, шло на пользу развития общества. Так происходило, например, с будущими классиками русской литературы. Если бы не было адекватной оценки их творчество отдельными экспертами, то вероятность того, что они стали бы классиками литературы, была очень небольшая. И в итоге культуре российского общества был бы нанесен непоправимый урон, как и его даже относительно гармоничному развитию в целом.

Так что терпимость даже в самых замечательных ее проявлениях, как и многие другие классические добродетели, должна быть достаточно осмысленной. Ибо, расставление адекватных акцентов в оценке жизненных явлений с духовной точки зрения спасает общество от многочисленных и разнообразных заблуждений и иллюзий, ошибок и проблем, в том числе весьма драматичных.

Удовлетворение потребностей
Человек имеет в своей жизни массу конкретных потребностей. В частности, в еде, питье, сне, безопасности, физическом и психологическом комфорте. Правда, сам момент глобальной и фундаментальной невежественности психологического и духовного характера у большей части людей приводит к тому, что они видят в роли главных своих потребностей только самые простые. Которые, с точки зрения иерархии духовных ценностей, называется низшими. Но, кроме них есть еще и высшие потребности. В частности, духовного характера. И творческая личность, не говоря уже интеллигент, знает о них. И не только знает, а понимает их и учитывает их в своей жизни. Адекватно расставляя акценты среди всех своих потребностей.

Конечно, интеллигент не стремится сознательно и целенаправленно пренебрегать своими низшими потребностями. Но он и не ставит их не только впереди духовных, но даже и вровень с ними. Адекватная система жизненных ценностей позволяет ему правильно распределять время и силы на удовлетворение каждой группы потребностей. И, если применительно к низшим потребностям он может обходиться длительно минимально необходимым уровнем, то применительно к высшим потребностям человек стремится к максимально возможному уровню удовлетворения. Прекрасно понимая то, что абсолютный идеал недостижим. И поэтому уровень его старательности на данном поприще бывает особенно высоким.

Без особой необходимости интеллигент не демонстрирует своей особой озабоченности духовными ценностями и потребностями. Ибо, это дело его внутреннего мира. Причем, сокровенного характера. Среди ведущих потребностей интеллигента есть следующие: потребность в конструктивности и созидательности, самодостаточности и зрелости, одухотворенности и мудрости, гармоничности и самокритичности, в добросовестном исполнении своей миссии на Земле, в максимально интенсивном развитии своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов, в самовоспитании и самосовершенствовании.

Собственно, акцент на высших потребностях вовсе не означает того, что низшие обязательно удовлетворяются самым примитивным образом. Хотя, конечно, среди обычных людей есть и такая категория, что и самые простые свои потребности удовлетворяет самым непотребным образом. Среди высших потребностей интеллигент (да и просто достаточно разумный человек) на первое место ставит духовные, на второе – психологические, на третье – интеллектуальные. С другой стороны, интеллигент прекрасно понимает то, что его физический организм является носителем его души и духа. И поэтому заслуживает к себе достаточно большого внимания. Другой вопрос, что даже в самой тяжкой болезни уровень одухотворенности интеллигента (и просто достойного человека) ничуть не уменьшается.

Классический интеллигент, как правило, с детства приучен к определенному сознательному аскетизму. Поэтому какие-либо временные ограничения в удовлетворении его низших потребностей не могут вызвать в нем большого душевного дискомфорта. Как у большинства обычных людей. Собственно, он особенно внимательно заботится о своем полноценном душевном равновесии, философски относясь к проблемам и неприятностям, ошибкам и неудачам. И своим, и чужим. Он творчески относится к недостаткам. И своим, и чужим. Он ощущает потребности в любви к жизни и к человечеству, к себе и к Высшим силам.

Ум и душа
Большинство обычных людей предпочитает отдавать первенство либо своим эмоциям, либо своим мыслям. Если стопроцентно доминируют только эмоции, то в этом случае можно говорить об экзальтированности. Если доминируют мысли, то о рационализме. И то, и другое в равной степени нежелательны в роли постоянной доминанты. Ибо, жизнь – это штука весьма разнообразная и многовариантная. И тут не может быть единого и универсального ключа на все случаи жизни.

В решении обычных логических задач, в ряде случаев, эмоции в большом количестве нежелательны. И в то же время, в ситуациях с преимущественно эмоциональным содержанием не всегда нужна формальная логика. Иначе говоря, в зависимости от сути и содержания той или иной конкретной ситуации, требуется от человека дифференцированный подход. Что, само по себе, требует проявление хорошего интеллекта, творческого мышления, интуиции и проницательности, осмысленности и одухотворенности, гармоничности и мудрости. Особенно вредным и опасным представляется влияние различного рода отрицательных эмоций на логику поведения. Вносящих в той или иной степени элемент деструктивности и дисгармоничности.
Классический интеллигент обладает способностью к дифференцированному восприятию различных явлений жизни. Интеллигент – в умеренной степени, а аристократ – в выраженной.

Другой вопрос, что интеллигент, стремящийся к уровню аристократичности, как правило, достигает существенно больших результатов, чем просто интеллигент, формально относящийся к своему статусу. Хотя, по большому счету, интеллигентность предполагает достаточно большое творческое начало в человеке. Что, собственно, исключает доминирование духа негативного консерватизма, как и духа формальной логики и рационализма. Хотя, в некоторых отдельных случаях, и их проявление в разумных количествах представляется достаточно целесообразным.

Оптимальным вариантом проявления выраженных положительных эмоций является хотя бы частичный учет закона целесообразности во избежание нежелательных последствий и осложнений. И, конечно же, положительные эмоции изящного характера, не говоря уже – одухотворенные – это тема для отдельного и большого разговора. Полное ослабление самоконтроля и самокритичности в отдельных случаях имеет весьма нежелательные последствия. В девяти случаях из десяти не бывает лишним чувство меры.

Максимализм и категоричность имеют смысл только применительно к фундаментальным ценностям бытия. Особенно духовного характера. В большинстве вопросов интеллектуального и психологического характера не только возможен, но и необходим максимально возможный компромисс. Особенно относительно второстепенных и третьестепенных вопросов жизни. Момент прямолинейности и корректности будет освещен в отдельном разделе.

Главное в жизни – присутствие реальных и практических ориентиров из системы классических ценностей. А уже тот или иной конкретный случай может предполагать и определенную импровизацию по форме, но не по сути явления. Желательно, конечно, и учитывать основные психологические и духовные законы бытия. И вот этот узор мысли и чувства у интеллигента идет на уровне автопилота, с мощным вовлечением конструктивной части подсознания человека. Это своего рода отражение виртуозности многих процессов внутреннего мира интеллигента. Чтобы выдавать изящные мысли и чувства, ему нет необходимости очень сильно напрягаться. Как и в процессе дифференцированного восприятия различных явлений жизни.


Рецензии