Интеллигентность Глава 22

Трудолюбие души
Для большинства людей это словосочетание представляется совершенно необычным и непривычным. Собственно, по большому счету, это собственный термин автора, созданный им на основе анализа более пятидесяти тысяч человеческих жизней и личностей в ходе целенаправленных комплексных исследований и наблюдений по жизни вообще и в профессиональной практике психолога и психотерапевта за более чем тридцать лет. Трудолюбие души актуально в равной степени и для внутреннего мира человека. И для его внешней жизни. Для достижения даже среднего уровня успешности и благополучности человеку требуется, как минимум, средний уровень активности душевных процессов. Причем, с их сознательном и целенаправленном контролем за количественными и качественными параметрами. Это в оптимальном варианте.

На уровень трудолюбия души влияет уровень внутренней и внешней организованности и дисциплины, чувства долга и ответственности, одухотворенности, самокритичности, зрелости и гармоничности личности в целом, степень стремления быть приятным партнером по общению на приятельском, дружеском или родственном уровне, в семье, в производственном коллективе и т.д. Играет роль и степень конструктивности отношения человека к себе, к окружающим, к жизни, к своему месту в жизни. А также уровень количественных и качественных параметров созидательности.
Косвенное влияние оказывает уровень интеллекта, альтруизма, способность воспринимать и создавать явления жизни средней и высокой степени сложности, уровень требовательности к себе, понимание главного смысла жизни, осознание своей персональной миссии на Земле, наличие крепкого внутреннего стержня, самодостаточность, мудрость.

В определенной степени трудолюбие души зависит от того, какую планку поставил себе человек в качестве ориентира в интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических процессах в своей жизни. Если планка на низком уровне, то душа будет очень ленивой. Ибо, даже познание самого себя – это очень сложный и напряженный, долгий и постепенный процесс, требующий больших усилий ума и души.
Трудолюбие души зависит от степени добросовестности человека вообще, ума и души, в частности. Человек с трудолюбивой душой, безусловно, может добиться в жизни гораздо больше, чем человек с ленивой душой. Трудолюбие души играет большую роль и в творчестве человека. Оно помогает добиться сконцентрированности и сосредоточенности на важных моментах творческого процесса, как такового. И на многих внешних факторах, способных, так или иначе, влиять на количественные и качественные показатели творчества.

Бывают, конечно, в жизни и определенные авральные ситуации, когда от человека требуется длительное и стабильное высокое трудолюбие души. Но, по большому счету, желательно, чтобы оно было естественным и закономерным явлением жизни человека, создав целый комплект практических навыков и привычек, отработанных до определенной степени совершенства методов и приемов. В том числе, по мобилизации внутренних резервов и скрытых способностей и талантов.
Трудолюбие души помогает человеку преодолевать преграды и препятствия на своем жизненном пути, более оптимально решать сложные и проблемные ситуации, находить компромиссные решения в нестандартных и изощренных ситуациях. Трудолюбие души помогает создать прочный внутренний стержень. Который помогает человеку стойко и достойно переносить лишения и ограничения, неблагоприятные условия своего существования с интеллектуальной и психологической, духовной и физической точки зрения.

Трудолюбие души делает жизнь человека более интересной и содержательной, создает конкретные предпосылки для возникновения, сохранения и развития душевного комфорта и равновесия. Не говоря уже о прочном и стабильном счастье.
Достойный человек, в том числе, интеллигент, стремящийся иметь реальную основу для уважения и любви к себе, как правило, отличается высоким уровнем трудолюбия души. Без трудолюбия души невозможно возникновение трудолюбия духа, как и развитие всех его основных качественных параметров. Без него весьма проблематично возникновение глубокого и стабильного чувства собственного внутреннего удовлетворения человека самим собой и своей жизнью, как и ощущение полноценности своей личности и своей жизни.

Без трудолюбия души невозможно восприятие и создание явлений жизни умеренной и высокой степени сложности. Особенно утонченного и изящного характера. Средней и высокой степени гармонии и совершенства. Ленивая душа не способна к эффективному самоконтролю и самокритичности.

Человек с ленивой душой, как правило, ведет достаточно упрощенный образ жизни. Его авторитет в общественном мнении предельно символичен. Особенно умные, талантливые, мудрые, зрелые, гармоничные люди, как правило, сторонятся человека с ленивой душой. Поддерживая с ним по необходимости лишь формальные и поверхностные отношения.

Без трудолюбия души невозможны процессы самовоспитания и самосовершенствования. Без него развитие классических добродетелей будет весьма затруднено. Очень сложно и решение психологических задач и в отношениях с самим собой, и с окружающими. Весьма проблематично развитие интеллигентности у человека с ленивой душой. Не говоря уже об аристократичности. Истинной, а не показной.

Большинство важных психологических процессов у человека с ленивой душой имеет низкий качественный уровень. Это психологическая аккуратность и бережность, внимательность и наблюдательность, сопереживание и сострадание, умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, чувство обратной связи, великодушие и снисходительность, терпение и терпимость, тактичность и деликатность, чувство психологической изящности и бдительности, гибкости и дипломатичности и т.д.

Без трудолюбия души невозможно проявить психологическую адекватность даже в самых простых ситуациях. Не говоря уже о сложных. Трудолюбие души – особая добродетель, без которой невозможна глобальная добродетельность человеческой личности. Это энергозатратный момент. Как, впрочем, и все действительно важное и ценное в человеке и его жизни.

Трудолюбие души не имеет какого-либо существенного и конкретного материального эквивалента, особенно экономического характера. Как, впрочем, и все классические добродетели из системы вечных фундаментальных духовных ценностей Вселенной. Глупым и примитивным, неодухотворенным, стереотипно мыслящим человеком гораздо проще управлять, манипулировать в своих эгоистических целях. И только человек, который сознательно и целенаправленно, серьезно и основательно работает над собой, развивает трудолюбие души, имеет реальный шанс в определенной степени уменьшить вероятность того, что он станет жертвой манипуляций. Кончено, изменить суть государственной политики и идеологии он не в состоянии, потому как большинство его не поддерживает, но, условно говоря, минимизировать свои потери при этом, по возможности, - это реальная задача.

Умение структурировать время
Очень редкое качество. Это способность хорошо организовывать свою жизнь и внутреннюю, и внешнюю. Заполнять не просто некоторым смыслом и пользой, а максимально качественно и добросовестно. С интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. Это требует от человека высокого уровня постоянного и многогранного самоконтроля и самокритичности, наличия иерархии классических ценностей, самодисциплины и организованности, чувства долга и ответственности, богатой фантазии и воображения, сообразительности и изобретательности.

Это умение жестко связано с пониманием смысла жизни и осознанием сути и содержания своей миссии на Земле. Конечно, у человека с высшим образованием несколько больше шанс уметь структурировать время. И не только на один день, но и на неделю, месяц, год. В отдельных редких случаях – на десятилетие. В значительной степени это зависит и от умения отличать главное и второстепенное.

Причем, не только к той или иной конкретной ситуации, а и по жизни вообще. Это связано и с умением думать об интересах завтрашнего дня. Ибо, большинство так сильно увлекается интересами дня сегодняшнего, условно говоря, что невольно ставит под угрозу интересы дня завтрашнего. И нередко в гораздо больших масштабах и в более важных вопросах жизни. Так, например, удается ввести в заблуждение того или иного конкретного человека. В результате чего обманщик получает небольшую выгоду для личных интересов. Но обман, как правило, со временем обязательно раскрывается. В результате чего доверие и расположение со стороны обманутого исчезает.

И когда возникает ситуация, в которой он может существенно помочь обманщику в достаточно серьезном деле, то, скорее всего, он этого делать не будет. И поэтому интересы обманщика в итоге понесут во много раз больший ущерб, нежели та конечная выгода, что он получил от обмана. Не говоря уже о том, что своим этим безнравственным поступком он сознательно нанес урон гармонии Вселенной. За что будет обязательно наказан Высшими силами. И очень строго. Если же применительно к данному обманщику речь уже идет о целой серии обманов с эгоистической целью, то, как правило, речь уже будет идти о принципиально более серьезном и более тяжелом наказании. Уже в группе особо ценных жизненно важных интересов обманщика.

Не говоря уже о том, что таким поступком такой человек вносит негативный элемент в свою карму. И не только в данном воплощении, но и в будущем. И, чтобы исправить такое положение вещей, ему придется сделать очень много концентрированного и бескорыстного добра другим людям. Иначе говоря, овчинка выделки не стоит. Конечно, не все пользуются и этой возможностью коррекции своей кармы. Это, с одной стороны. А, с другой стороны, каждый человек должен стремиться в своей жизни делать как можно больше бескорыстного добра. Ибо, это есть элемент миссии хорошего человека. И это есть момент мудрости бытия вообще и человеческого, в частности.

Разумный человек (не говоря уже о мудром), структурируя свое время, свою жизнь в целом, заведомо вносит в нее обширную серию поступков, связанных с проявлением бескорыстной доброты. Другой вопрос, что он сознательно стремится как можно меньше делать недобрых поступков. Даже случайного характера.
Структурирование времени на хорошем уровне, как правило, связано с выделением вполне определенного времени, посвященного самовоспитанию и самосовершенствованию в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Разумный человек старается проявлять практически постоянно многогранную любознательность, активно впитывая информацию и внутри себя, и вокруг себя. Тем самым, постигая не только ведущие особенности того или иного жизненного явления и процесса, но и закономерности. Что дает ему возможность постигать жизнь в несколько раз быстрее, чем большинство окружающих. Исключение составляет лишь узкий круг истинных аристократов, где у всех присутствует высокий уровень комплексной любознательности.

Конечно, понимание важности отдельных моментов жизни вовсе не означает того, что человек сознательно и целенаправленно игнорирует обычные жизненные потребности своего бытия. Но интеллигент, в отличие от прочих людей, не даст банальной суете захватить его в полной мере и, тем самым, отодвинуть на дальний план действительно важные и ценные моменты.

Особенно важно умение структурировать время для интеллигентного и творческого человека. Ибо, поддержание и развитие интеллигентности в себе требует достаточно существенного и регулярного времени. Не говоря уже о развитии творческих способностей и талантов. Когда становится совершенно бессмысленным и вредным банальный рационализм, требующий от человека получения от каждого своего шага конкретной и ощутимой, быстрой и явной практической пользы и выгоды.

Структурирование времени связано с выделением его для развития ума и души, духа и тела. Часто по отдельности. Но в итоге в полном комплекте. Своего рода обязательном минимуме. Условно говоря. Ибо, это должен быть не минимум, а достаточно существенное количество времени, чтобы иметь возможность дать вполне ощутимый положительный эффект во всех перечисленных направлениях. И при этом, особенно важно присутствие у человека своей собственной системы жизненных ценностей. Которая, во многих случаях, не имеет ничего общего с общераспространённой. Ибо, последняя, как правило, предполагает достаточно высокий уровень упрощенности. Как минимум.

Если разумный человек исходит в своей жизни из системы классических ценностей, то его, по большому счету, мало волнует мнение окружающих по этому поводу. И, в том числе, по поводу тех или иных особенностей его структурирования своего времени. Он специально не афиширует свое понимание смысла жизни вообще и своей, в частности. Но, тем не менее, четко и конкретно придерживается его в своей реальной жизни. У интеллигента все явления и процессы организованы наиболее оптимальным образом. В том числе, и момент структурирования времени. Конечно, быть может, есть какой-то человек, который что-то делает лучше того или иного конкретного интеллигента. Но, во-первых, это редкое исключение из правила. А, во-вторых, это касается только какого-то отдельного аспекта в отдельном вопросе бытия. А не всей его стройной системы организации внешней и внутренней жизни.

Структурирование времени вообще касается и свободного времени тоже. У интеллигента это особенный момент. Ибо, он предполагает организацию такого качественного отдыха, чтобы он мог восстановить все силы ума и души, духа и тела. И тут порой не бывает мелочей. Правильнее сказать, что мелочами они представляются большинству обычных людей. Которые, как правило, не ведут очень напряженной работы ума, души и духа. Хотя, по большому счету, уровень утомляемости и  у обычных людей может быть не только не меньшим, но еще большим. Ибо, они мало используют, условно говоря, элементов научной организации труда и во внешней, и во внутренней своей жизни.

Интеллигент особенно четко планирует периоды отдыха. В течение дня, недели, месяца, года. И это позволяет ему, по возможности, избегать чрезмерных переутомлений. Хотя, безусловно, он имеет максимальную добросовестность и трудолюбие в работе ума и души, духа и тела. За что он не ждет благодарности и поощрения. Ему важно, чтобы он сам был доволен тем, что он делает и тем, как он это делает. Халтурность чужда ему в принципе. Интеллигент выделяет время не только на то, чтобы сделать какое-то дело по минимуму. Он предполагает еще и время на дополнительную обработку продуктов своей деятельности. С целью повышения их качества. Хотя, быть может, никто из окружающих от него этого и не требует. Это его собственная насущная потребность ума и души. Конечно, во многих второстепенных и третьестепенных моментах жизни совершенно не обязательно все делать только на «пять с плюсом». Все должно быть максимально осмысленным и целесообразным.

Структурируя свое время, интеллигент обязательно закладывает в него элемент качественной заботы о своих родных и близких, друзьях и коллегах. Конечно, по возможности. И этот момент особенно актуален в том случае, когда человек занимается каким-либо творчеством. Конечно, невозможно заниматься творчеством двадцать четыре часа в сутки. Но, тем не менее, творчество требует вполне конкретного времени.

Структурирование времени позволяет человеку помнить о своих планах и на ближайшее, и на отдаленное будущее. Что предполагает проявление хорошего уровня организованности и самодисциплины, чувства долга и ответственности, самоанализа и самокритичности. Развитие умения структурировать время, как правило, начинается с самых простых вещей, постепенно переходя к более сложным.

Интеллигенты-аристократы 18 и 19 веков, как правило, имели хорошее материальное состояние. Им не было необходимости зарабатывать деньги. И поэтому было много свободного времени для развития своей личности. И вопрос, по большому счету, был не в том, что интеллигенты выделялись чисто внешне. А в том, что они были действительно реальной элитой общества в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Они были достойным ориентиром для всех остальных. И поэтому стремление любого человека развить в себе интеллигентные или аристократические свойства ума и души может только приветствоваться.

Философское отношение к жизни
Философское отношение к жизни достаточно жестко пересекается с отношением человека к себе и своей жизни, к окружающим, к обществу, к Высшим силам. Оно предполагает присутствие хорошего уровня интеллекта, самостоятельности и независимости, наличие системы классических ценностей, творческое мышление, определенную зрелость и самодостаточность, добродетельность и мудрость.

Хотелось бы отдельно отметить, что это очень важный момент в психологии  и мировоззрении абсолютно любого человека. И в зависимости от его присутствия или отсутствия в значительной степени зависит уровень благополучия человека по жизни в целом. В частности, оно состоит в умении тонко и дифференцированно воспринимать различные явления жизни. Понимая, во-первых, что для примитивных и упрощенных явлений в его жизни нет места вообще. По крайней мере, он не должен таковые воспринимать как норму жизни. Не говоря уже – создавать таковые самому, где бы то ни было. Что называется, вообще и в принципе. По отношению к банальной прозе жизни тоже должно быть адекватное отношение. С одной стороны, хорошо, когда человек в этих вопросах хорошо ориентируется и эффективно решает простые задачи жизни.
А, с другой стороны, это не должно создавать у него иллюзий относительно столь же эффективного решения вопросов средней степени сложности (не говоря уже о сложных). Иногда, это возможно, но уже требует не просто несколько иного подхода, а принципиально иного. Например, гораздо большего объема усилий ума и души. Да и качество этих усилий должно быть значительно выше, как и объем упорства и усердия, трудолюбия и добросовестности, чувства долга и ответственности, самодисциплины и внутренней организованности, самоконтроля. Уровень изощренности умственных и психологических процессов должен быть как минимум, на голову выше, чем обычно. А уж применительно к сложным явлениям жизни их осмысление должно идти по принципиально иной методологии и технологии.

Принципы банального житейского рационализма тут совершенно неприемлемы. Тут должен действовать вместо него закон целесообразности. Объем осмысленных и добросовестных усилий при решении вопроса средней степени сложности может быть в два-пять раз больше, чем при решении простого вопроса. И тут формальная логика нежелательна. Ибо, применительно к этой категории явлений жизни присутствует совершенно иное распределение закона перехода количества в качество. И это происходит не в силу ограниченности личности аналитика, а в силу реальной степени сложности того или иного конкретного явления.

Если выражаться схематически и условно, то решение простого вопроса может и не требовать прочтения каких-либо новых книг. А решение вопроса средней степени сложности может потребовать и прочтения, и осмысления пяти или десяти книг. И не просто книг, а желательно максимально умных. Чтение которых в три-пять раз идет медленнее, чем обычных, например, художественных. Но, овчинка стоит выделки. Ибо, одна осмысленная книга заменяет двадцать-тридцать просто прочитанных.

А вот решение сложного вопроса (с житейской точки зрения – это очень сложный уровень) – это вообще совершенно отдельная песня. Что называется, тут в 99 случаях из ста не обойтись без консультации с действительно мудрым человеком (два-три из тысячи людей), а непросто с каким-либо родственником или приятелем.

Как показали наблюдения за последние тридцать лет, почти все (за редким исключением людей с вполне определенными элементами интеллигентности ума и души или истинными интеллигентами) люди почти всегда принимают не просто не совсем правильные решения, а совсем неправильные. Что автоматически порождает бесконечную череду проблем и неприятностей, которые постепенно и закономерно со временем переходят в драмы и трагедии. И не только в жизни самого «аналитика», но и в жизни многих других людей. Как минимум, из ближнего окружения. И, как максимум, еще и из дальнего. Иногда и в масштабах целого народа и государства.
Философское отношение к жизни означает и понимание основных законов жизни. В частности, постепенного перехода количества в качество. И постепенного перехода от простого к сложному.

Школа жизни предполагает обучение не только в основных десяти классах, но практически пожизненно. Как показал предварительный и основательный анализ личности и жизни автором более пятидесяти тысяч людей, большинство из них находилось в первом-третьем классе школы жизни. И не только на момент их общения с автором, но и до конца своей жизни. Не зависимо от их формального возраста в 40-60-80 лет. Диалектика процесса эволюции личности состоит в том, что она происходит очень медленно и постепенно. Несомненно, что десятилетия работы над своими достоинствами и добродетелями, способностями и талантами, как правило, не проходят бесследно.  Но даже жизнь в сто лет приближает конкретного человека к идеалу, в подавляющем большинстве случаев, не более чем на один процент.  По мнению мудрецов. Знание этого момента позволяет человеку более адекватно относиться к развитию и своей личности, и личности других людей.

Ведь, заведомо ясно, что ученик третьего класса умеет гораздо больше, чем ученик первого. А ученик пятого класса больше, чем ученик третьего. Не говоря уже об учениках более старших классов. В данном случае, речь идет не о школе обычной, а о школе жизни. Обучение в которой идет от рождения и до смерти. Другой вопрос, что с очень различными по величине коэффициентами полезного действия. Ибо, конечно, что даже величины в десять, тридцать и пятьдесят процентов имеют между собой не только количественное отличие, но и существенное качественное. Не говоря уже о цифрах в 70-80 процентов.  Но это в большей степени чисто теоретическое рассуждение. Ибо, большинство людей прекрасно укладывается в диапазон в десять-двадцать процентов. И лишь немногим удается достичь величины в 30-50 процентов. И только у гениев цифра может быть несколько больше. Но, даже у них она не достигает величины в 90-100 процентов. Проза жизни. И тут уже ничего не поделаешь. Философское отношение к жизни предполагает и достаточно осмысленное отношение к своей личной миссии на Земле, предполагающей чувство долга и ответственности перед Высшими силами. О чем будет сказано более подробно отдельно.

Человек с философским мышлением понимает, что все достоинства и добродетели, способности  и таланты – это всего лишь аванс, который необходимо обрабатывать максимально добросовестно всю свою жизнь, принося пользу не только самому себе, но и обществу, в котором живешь. Сознательно и целенаправленно поднимая уровень гармонии и в самом себе, и в обществе.

Познание жизни, как правило, идет путем проб и ошибок. Как познание чего-либо нового, как и получение новых практических навыков и в уже известном деле, и в каком-либо новом. Философское отношение к жизни предполагает адекватное отношение человека к ошибкам. И своим, и чужим. Оно буквально заставляет человека придти к выводу о том, что в жизни есть несколько групп вопросов. В зависимости от их уровня сложности. О примитивных и упрощенных особо подробно в данном случае речь вести не будем. Ибо, это тема для большого и отдельного разговора. Как, впрочем, и обычных вопросах. Решение которых не требует от человека особого напряжения ума и души. Но есть вопросы еще и средней степени сложности, когда даже один всего лишь вопрос требует очень больших и изощренных усилий в течение весьма продолжительного времени. Есть еще и сложные вопросы, которые решать по силам очень мало кому. Не говоря уже про очень сложные, в которых компетентными являются лишь отдельные очень редкие люди. Что называется, штучный товар даже в масштабах всего человечества. Собственно, даже эти мудрецы прекрасно отдают себе отчет в том, что до постижения истины в последней инстанции им еще очень и очень далеко.

Человек здраво мыслящий, безусловно, стремится познать жизнь и мир в максимальной степени. Однако, он отдает себе отчет в том, что его реальные возможности в понимании в решении сложных вопросов (только не с житейской, а с духовной точки зрения) весьма и весьма относительны. И не потому, что он глуп или примитивен, а в силу того, что, в соответствии с волей Высших сил, в жизни есть много моментов, полностью закрытых от познания для обычного человека. И даже для большинства мудрецов, живущих в определенном периоде истории человечества. И это норма жизни, изменить которую не дано никому и никогда. По крайней мере, ближайшие несколько тысяч лет.  Ибо, количество и изощренность многих современных искажений и извращений классических ценностей, как в масштабах той или иной отдельной стороны, так и в масштабах всего человечества, столь велики, что исключают какое-либо особенное благоволение Высших сил и человечеству в целом.

Ибо, кто имеет реальную возможность что-либо существенно изменить в нынешнем положении вещей, как правило, не хотят этого делать. А, вот те, кто желает этих перемен всей своей душой, не имеет для этого должных возможностей. Видимо, человечество еще много тысяч лет будет отрабатывать свои прегрешения во времена Атлантиды.  Не говоря уже о своих проделках в течение последних трех тысяч лет. Собственно, распространенная глобальная и фундаментальная психологическая и духовная невежественность еще никогда не были причиной серьезных и значительных положительных изменений и в отдельном человеке, и в обществе, и во всем человечестве. И вопрос не в том, что автор пытается сгустить краски, а в том, что так думали мудрецы всех времен и народов. Ситуация не просто серьезная, она потенциально драматичная.

Философское отношение к ошибкам
Следует сразу отметить, что право на ошибку имеют все люди. Другой вопрос, что многие люди предполагают это право за собой и одновременно лишают его других людей. Собственно, человек всю свою жизнь учится. И поэтому вольно или невольно совершает ошибки. И поэтому это в большей степени естественно и закономерно. Только одни люди делают периодически лишь новые ошибки, а другие регулярно повторяют свои старые. Человек разумный старается, в первую очередь, учиться на чужих ошибках. Мудрый человек проводит серьезную и основательную профилактику возникновения ошибок. И это большой и сложный труд ума и души. Который далеко не каждому по плечу.

И потом ошибка ошибке рознь. Ошибка в вопросе средней степени сложности бывает периодически закономерной. А в сложных вопросах для большинства людей вполне естественна. А вот ошибка в простых вопросах является проявлением низкого интеллекта, малой зрелости личности, большой лени ума и души, низкого уровня внутренней организованности.

В основе большинства ошибок лежит фундаментальное невежество психологического и духовного плана. Иначе говоря, многие люди просто-напросто не знают, что делать и как. Или имеют весьма смутное представление об этом. Поэтому их ошибки в жизненных вопросах являются закономерными. Собственно, накопление мудрости, даже если оно идет сознательно и целенаправленно, есть процесс очень медленный и постепенный. А когда он не является большой целью для человека, то, по большому счету, он вообще близок к нулю. Накопление опыта в любой сфере деятельности тоже идет весьма постепенно. Как правило, проходит двадцать-тридцать лет, чтобы человек стал истинным профессионалом в своем деле.

Если же быть полностью бесстрастным, то даже спустя столь значительный период времени у человека появляется возможность обретения большого мастерства. Но вовсе не факт, что эта возможность в полной мере реализуется на практике. Тут есть масса дополнительных факторов, которые могут выступать в роли неблагоприятных. И при их участии уровень реального профессионализма может оставлять желать лучшего.  Более того: лишь десять процентов людей действительно обретают профессионализм высокого уровня. У остальных он лишь предполагается чисто теоретически. И решение сложной задачи может четко и однозначно высветить реальное положение вещей. Как правило, большинство людей избегают решения сложных задач по своей воле. Забывая от том, что только такие задачи могут помогать обретать истинное мастерство в любом деле. И поэтому их решение важно им самим, в первую очередь. Да, это трудно. А кто говорил, что жизнь – это легко и просто?

Достойный человека периодически повышает уровень сложности задач для решения и в своей работе, и в своей жизни. Тогда он может расти внутри себя. Конечно, совсем не обязательно постоянно ставить перед собой какие-то фантастические цели и задачи. Каждый выбирает их под себя, под свои способности и возможности. Тогда вероятность ошибки будет минимальной. С другой стороны человек никогда не узнает своих реальных возможностей, если не будет периодически пробовать решать какие-либо новые задачи. И тут ошибка не должна особенно расстраивать человека. Другой вопрос, что многие люди претендует на достаточно высокий личностный статус. И тогда, если назвался груздем, то полезай в кузов. Иначе говоря, будь добр соответствовать своим внутренним состоянием тому особенному статусу, что заявил о себе.

Конечно, человеку свойственен субъективизм. Поэтому мало кто объективно оценивает свои возможности. Большинство или недооценивает себя, или переоценивает. Но, если первый вариант можно достаточно быстро скорректировать, то второй часто очень трудно. В отдельных случаях, вообще невозможно. Ибо, тот, кто ставит перед собой такую задачу относительно другого человека, может попасть невольно в его большие враги. Когда в последующем могут возникнуть разнообразные и бесконечные интриги и авантюры против такого отрезвителя. Хотя, по большому счету, наставник нужен абсолютно всем. Не зависимо от возраста и социального статуса. Другой вопрос, что в современном мире его найти очень сложно. Но проблема, собственно, в том, что подавляющее большинство считает себя в полной мере самодостаточными личностями. Что, на самом деле, совершенно не соответствует реальному положению дел. Строго говоря, не более пяти процентов людей может претендовать на существенную самодостаточность и зрелость. Не говоря уже о мудрости.

Один из самых больших камней преткновения заключается в том, что большинство людей ищет причины своих ошибок вне самих себя. И поэтому часто самые главные причины ошибки ускользают от их внимания. Таким образом, сохраняясь на весьма продолжительное время. Нередко на всю оставшуюся жизнь. Людям нравится винить в своих ошибках деструктивных окружающих людей или несправедливую жизнь. Общение автора с пятьюдесятью тысячами человек четко и однозначно показало то, что высокая вероятность неудачи во многих их делах была заложена изначально. И ее легко можно было прогнозировать. Правда, только тому человеку, который хорошо знает основные законы жизни психологического и духовного характера. Собственно, пользы от невежества, по большому счету, не было никогда и никому. Но вот признаться в своем невежестве у большинства людей не хватает элементарного мужества и самокритичности. Большинство забывает о некоторых элементарных истинах. О том, что только сильный человек может признаваться в своей слабости. Только умный человек – в своей неосведомленности. Только достаточно совершенный человек – в своей ошибке. Не зря же говорят, что глупец – это не тот, кто ошибается, а тот, кто своих ошибок не признает. 

Для достойного человека ошибка – это повод для более интенсивной работы над собой. Из каждой ошибки он извлекает рациональное зерно. Она не повергает его в уныние и отчаяние. Он понимает, что дело в тренировке. Интенсивной и продолжительной. Конечно, у каждого человека есть способности к вполне определенным видам деятельности. И совершенно не обязательно ко всем. Поэтому заниматься делами, к которым нет способностей, без особой необходимости не стоит. Ибо, большое количество ошибок, которые при этом обязательно возникнет, может пошатнуть веру человека в себя, в свои возможности и способности, достоинства и добродетели, создать ему мощный и продолжительный душевный дискомфорт.

Ошибки бывают разными и по своей величине. Есть маленькие, средние и большие. Маленькие возникают абсолютно у всех, ибо, достижение абсолютного совершенства невозможно даже в одной отдельной сфере деятельности. Не говоря уже, чтобы всегда и во всем. Средняя ошибка свидетельствует о недостаточно добросовестном исполнении своих обязанностей в том или ином деле. Большая ошибка свидетельствует о высоком уровне некомпетентности в конкретном вопросе. Или о банальной небрежности. Что, собственно, не исключает друг друга. Да и других факторов. Интеллигент стремится к максимальному философскому отношению к ошибкам.
 


Рецензии