Беседа с Евлампием

«прамушни;к» — охотник, «лабада;тка» — чаша.
 Отче
Отче 16:45
 
Благодарю!
сегодня
Andrey
Andrey 1:59
 
А ТЫ СОБЛЮДАЕШЬ ПОСТ ?

Все мы, наверное, много раз слышали такой вопрос в свой адрес, а, возможно, и сами задавали. При этом, если этот вопрос задавали нам, то мы отвечали либо «да», либо «нет», если же этот вопрос мы задавали другим, то другие отвечали либо «да», либо «нет». Скажу к слову, что сейчас как-раз идёт именно такой пост, где есть «да» или «нет», и этот пост самый значительный, после него предстоит встречать День Воскресения, который по ошибке назван «еврейской пасхой». Но сейчас как-бы не об этом.
***
Меня больше интересует тот момент, когда мы, воздерживаясь от мяса, колбасы, окорока и шашлыка, при этом говорим другим, что «соблюдаем пост». Но что значит «соблюдать пост»? Пост – это время для раздумий о духовных предметах, когда разум не тяготится ничем земным, а устремлён ко всему возвышенному. В это время нужно думать о цитатах из Евангелия, о глубинах теологии, о случаях из жизни святых. При этом, естественно, мы все ходим на работу, и, в какой-то мере, погружаемся в повседневную суету. Но это погружение должно быть как можно меньше, только по мере необходимости. Держать свой ум возвышенно – это сложная задача, и поэтому мы через силу читаем духовные книги, заходит в Интэрнет, общаемся с атэистами и прочими людьми, с которыми можно поговорить о чём-то возвышенном. При этом, чаще всего, приходится воздерживаться от походов в гости и случайных встреч на улице. Так как у обычного человека в голове много повседневной суеты и прочих земных вещей, на которые он повлиять никак не может, зато готов в них погрузиться чуть более, чем с головой. Но главным способом уйти от суеты является молитва. Иисус говорил: бесы изгоняются постом и молитвой. Имелось ввиду, конечно же, изгнание бесов, но бесы, в какой-то мере, имеют доступ ко всем нам, и поэтому, чтобы не подвергаться их влиянию, нужно соблюдать пост. То есть, единственное, что требуется – удалиться от суеты, и держать свой ум возвышенно. Всё житейское, что есть вокруг, должно восприниматься с полным вниманием, но без придания ему значимости. Ничего другого более не требуется. Молитва – это всего лишь метод удержания сознания в высших сферах, это инструмент, причём наиболее эффективный.
***
Что касается пищевых запретов, то они – всего лишь средство усилить молитву. Они далеко не на 1-м месте. Но, выполняя пищевые запреты, мы почему-то говорим: «я соблюдаю пост». Но, как я уже говорил, пост – это держание ума в Боге, каким же образом можно «соблюдать пост», регулируя своё питание? Питание – это средство усилить молитву. А молитва – это средство усилить внимание. Таким образом, питание – это средство средства. Соблюдая пищевые запреты, мы можем и сильно приблизиться к Богу, и совсем не приблизиться. Зависит это от многого. И, если мы говорим, что ограничивая питание, мы «соблюдаем пост», то мы говорим ложь. Я бы сказал при этом, что это не просто ложь, а такой вид лжи, который превращает возможность в реальность. То есть, говоря, что мы соблюдаем пост, мы можем и выразить правду, но можем и не отразить её. Создаётся впечатление, что не едя мясо, мы уже соблюли пост на 101%. В то же время, что характерно, соблюдение поста не есть «соблюдение» как таковое. Это примерно то же, что «выполнение заповеди». Некоторые говорят: «я выполнил заповедь». Но заповедь – это не действие, а направление, в котором надо работать. Ни одну заповедь выполнить нельзя, так как это не то, что можно «раз-и-сделать». Заповедь – это направление, в котором надо работать всю жизнь, её можно выполнить либо на 1%, либо на 99%, либо ещё в любом проценте. Причём не «выполнить», а развить себя в направлении заповеди. Точно также ни один человек не может сказать, что он соблюдал пост, он может сказать: «во время поста я развивал себя в этом направлении».
***
Возникает вопрос: если нельзя говорить «я соблюдаю пост», и нельзя спрашивать об этом других, то как будет правильнее говорить? Ответ – прост, спроси: «а ты воздерживался от мяса?». Это будет более правильно, и скромно. Точно также, если нас спросят: «а ты соблюдаешь пост?» - можно ответить: «не могу сказать, соблюдаю или нет, но от
 
мяса пока что воздерживаюсь». Это будет более верно. Проблема в том, что мы настолько погружены в повседневную суету, что не замечаем того, что говорим. Мы не вдумываемся, потому что разум прикован к предметам земным. Я не сторонник всеобщего молчания, чтобы люди, верящие во Христа не общались между собой и не включали интэрнет. Наоборот, чтобы изгнать из головы суету, нужно больше обсуждать духовные предметы. Везде, где только возможно: на улице, на работе, на лестничной клетке, в социальных сетях. И тогда это будет воплощением идеи поста, то есть, развитием в направлении погружения своего ума в предметы духовности. И, к сожалению, далеко не все со мной согласятся. Они скажут, что наиболее верный путь – это молчание. Но молчать можно о разном. И, чаще всего, выходит так, что молчащий погружён в мыслях во всё земное, и не может оторваться от земных мыслей. Но, если он встретит на улице другого христианина, и тот заговорит о чём-то духовном, то произойдёт взлёт мыслей, примерно как взлетает самолёт. Люди, верящие во Христа, чаще всего, не общаются между собой, как я заметил. Почему – я не знаю, возможно, они думают, что настолько заняты, что нет и минуты на разговор. Но, что касается занятости, то, как мне кажется, это миф. Приходя на службу в храм, я встречаю различных людей возле храма, и вижу, что им всем не до меня, они погружены в какие-то сверхсложные проблемы, причём много лет. Другие просто здороваются, но всем видом дают понять, что к диалогу не готовы. Почему люди такие? – Я не знаю, я точно не такой, и никогда им не был. Это загадка, над которой, должно быть, психологи будут гадать ещё ни одно столетие….

28.03.19
 Отче
Отче 2:13
 
О посте
Исаия 58:
5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: `вот Я!' Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;
11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
12 И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
 Andrey
Andrey 3:50
 
Это как-раз и есть то, о чём я говорил: размышление о духовных предметах, погружение разума во всё возвышенное. Если же ум находится на небе, то, естественно, не составит труда дать вольную крепостному крестьянину и сделать всё, чтобы не быть прикованным к земле. Если же не думать о предметах духовных, то и рабов можно угнетать, если же угнетать и думать, то будет только мозг дымиться....
 Отче
Отче 13:59
 
Очень интересные мысли. Я в такие тонкости никогда не вникал.
 Andrey
Andrey 14:03
 
Тут всё гораздо проще. Если человек не хочет поговорить о Христе, значит, он его ненавидит, так как Иисус обрёк его на неоходимость ходить в храм и соблюдать посты, и не материться. Человек угнетён тяжестью и ненавидит Иисуса, и когда кто-то говорит: а давай поговорим о Христе, то он сразу же отказывается, говоря, что нам не надо так подниматься высоко, а то ум возгордится. Я сам слышал такое от Баданова, который работал в епархиальном управлении.
 Отче
Отче 14:12
 
А может быть есть иная причина для отказа в беседе на духовную тему? Не обижайтесь, но быть может с вашей стороны некая напористость (давление) ощутил работник епархиального управления. Почему я так подумал? Раз вы до Управления дошли, есть в вас значит сила напора и требовательность. Отвечать не надо на мои предположения. Ответ я знаю. Я лишь вам сою мысль подбросил о том, что иногда проблема в нас самих.
 Andrey
Andrey 14:19
 
На него я вышел совершенно случайно. Я даже не знаю, из какой он епархии. Но, говоря про общение, я имел ввиду общение прихожан в нашем приходе. А его нет. Я многим священникам и прочим на разных сайтах задавал один и тот же вопрос, и только Баданов ответил так, как мне показалось более правильным. Я подумал, что, может быть, это особенный, мыслящий субъект, и завязался диалог. Но со временем я был разочарован. На некоторые вопросы он просто не хотел отвечать, хотя так не трудно сказать "не знаю". Он говорил, что надо почитать Николая 2, потому что так говорит Церковь, а с ней не спорят. И посоветовал мне лично обратиться с молитвой к Николаю 2 и убедиться, что он на самом деле святой. На мои возражения он ничего не ответил.
 Отче
Отче 14:59
 
Сейчас все вопросы решаются через интернет. Кроме того есть сайты с толкованиями и комментариями. Я пользуюсь этим: https://bible.by/ На нем сложно ориентироваться, но если разобраться то очень хороший сайт с толкованиями и богословами разных конфессий и догматических школ - протестантских и православных. А также духовные статьи прилагаются по конкретным темам. Так что для умеющего этим сайтом пользоваться ответ "не знаю" практически исключен. Рекомендую. Всё за 2000 лет христианства расписано богословами прошлых веков, бери и пользуйся.
 
БИБЛИЯ – читать и изучать онлайн
bible.by
 Andrey
Andrey 15:00
 
Надо попробовать, а то нет ответов нигде, а вопросы есть.
 Отче
Отче 15:03
 
Когда на этом сайте кликните на нужную вам книгу Библии, справа появятся два окна со списками. То которое ниже - окно с 12-ю комменариями. Не нравится один комментарий, переходите на другой. Но в любом случае найдете ответ, причем богословский а не доморощенного богослова какого-нибудь отца Фёдора.


Рецензии