Трансформация среды обитания человека

Активизирующиеся в последние годы разговоры о так называемом «умном городе» свидетельствуют о том, что новые технологии добрались до комплексного преобразования мест компактного проживания людей. В принципе, это закономерный процесс. Каждое обновление «базовых» технологий всегда влекло за собой изменение парадигмы человеческого поселения – места обитания человека. «Базовые технологии» постинформационной эпохи не могли оставаться в стороне. Но, к сожалению, надо констатировать, что осмысления стратегии и направлений этого преобразования еще не наступило. Новаторы «умного города» предлагают множество решений, которые решают относительно узкие задачи текущей практической повестки дня. Но все эти новации не дают общего понимания о целевой модели, не дают представления о том, что должно получиться в итоге и как это будет работать в комплексе. И, что не менее важно, не дают ответа на вопрос – а почему речь идет лишь только о городе, причем не о городе будущего, а о городе прошлого, проблемы которого пытаются решить с помощью новых технологий?
Ведь почему-то ни у кого не вызывает отторжения необходимость построения совершенно новых железных дорог, новой инфраструктуры и новых систем управления движением для эффективного использования современных высокоскоростных поездов, но для современных технологий жизни почему-то все упрямо пытаются сохранить то, что сработано еще рабами Рима.
Наверное, говоря о внедрении инноваций, обновляющих место жизни человеческого сообщества, надо говорить не о «городе», а о среде обитания человека – комплексе, состоящем из жилищ и объектов хозяйственной, экономической, культурной, социальной и административной деятельности, связанных с неким исторически сложившимся компактно проживающим сообществом людей. И именно среда обитания человека эволюционирует по мере развития человечества.
Специализация членов человеческого стада, обретение человеком орудий труда и технологий их изготовления, потребовали специализации и организации жизненного пространства, что еще не сильно отличало места пребывания человека от мест пребывания других социальных животных, но уже превратило «лёжки приматов» в стоянки первобытного человека.
Дальнейшее технологическое развитие придало человеку новые возможности. Но, научившись добывать огонь, человек не стал приспосабливать под эту инновацию свои «гнезда» из веток и листьев, он освоил для себя новый тип места обитания – пещеры. Пещеры, которые давали очень надежное укрытие от окружающих первобытного человека опасностей, но не были пригодны для постоянного проживания человеком без согревающего и освещающего огня.
Появление более эффективных орудий и методов охоты, приручение животных, создание первых простейших наземных и водных транспортных средств и освоение верховой езды значительно расширили не только возможности человека, но и границы его среды обитания. Кроме того, увеличение мобильности создало возможность массовых перемещений. И это заставило человека снова изменить основной тип поселения. На смену пещерам пришли кочевья, стойбища, потребовавшие создания технологий построения и использования быстровозводимых легких и надежных жилищ.
Земледелие конечно же внесло принципиальные коррективы в обустройство человеческой среды обитания. То, что было пригодно и эффективно для кочевников, оказалось плохо применимо для земледельцев – из жердей и шкур получались плохие амбары и неудобные крестьянские жилища. Вместо мобильного стойбища появилась революционная стационарная деревня. Укрепилось планирование застройки, расширилась специализация строений. Возникли дороги, как специальное инфраструктурное сооружение. Расширилось и усложнилось понимание границ, направлений, порядка, социальной структуры общества. Изменилось многое, вплоть до переосмысления эстетики и гигиены.
Излишки производства, расширение круга потребностей за рамки рациональных, превратили простой натуральный обмен в торговлю, что способствовало возникновению новых смыслов, новых ценностей, новых задач и привело к превращению крупных родовых селений в укрепленные поселки, а затем и в города, которые становились территориальными центрами, в экономическом, социальном, культурном, политическом и военном смысле. Города стали базой и смыслом государств - нового явления в человеческих сообществах. Города стали основой выживания и развития уже не отдельных человеческих семей, родов, племен, а целых народов, цивилизаций.
На протяжении всей человеческой истории накопление изменений в «базовых» технологиях всегда приводило к коренному изменению концептуальной основы человеческого поселения и всего связанного с ним социально-культурного пространства и хозяйственной инфраструктуры – то есть, среды обитания человека.
Таким образом можно сказать, что развитие человеческих поселений – это одновременно и отражение технологического развития, и развитие инструментов разрешения проблем выживания человека в окружающей среде, и развитие методов формирования самой среды обитания человека.
Каждая смена характера поселения знаменовала не только решение текущих проблем человека для проживания на данном уровне развития, но и создавала основу для перехода в новое состояние общества.
Сейчас «город», который по сути не менялся десять тысяч лет, уже не решает стоящих перед человеком проблем, а, чаще всего, еще и генерирует во множестве дополнительные проблемы, связанные с выживанием человека не в природной, а уже в самой городской среде.
Сегодня имеющиеся у нас технологии уже не требуют постоянного сосредоточения человеческих ресурсов вокруг предприятий или концентрации транспортной и коммуникационной инфраструктуры вокруг столиц, создания четко выраженных промышленных или административных центров.
Очевидно, и сама история учит нас этому, что нет смысла пытаться бесконечно модернизировать свою пещеру, надо идти на новый уровень: пора выходить из пещер.


Рецензии
Замечательный вывод: пора выходить на принципиально новый уровень - пора выходить из пещер.
На мой взгляд, много букфф...ф ... :) Более 100 лет назад индийский философ Шри Ауробиндо сказал, что т е х н о г е н н ы й путь развития цивилизации - это путь в никуда. Нельзя убивать среду обитания человека.
"Если Господь влечет меня в небеса, то, даже если Он другой рукой пытается удержать меня в аду, я должен стремиться ввысь."
Нравится мне этот философ! Только пришло время действовать.

Влада Артиллерийская   04.04.2019 12:41     Заявить о нарушении
Это процесс исторический и неизбежный.
Или мы перейдем к новой среде обитания человека сами и запланировано. Или история нес туда макнет сама, со всей стихийной неопределенностью. И та нация, которая окажется первой в новой среде обитания - та и станет доминантой на новом витке истории, по ней будет строиться новая мировая культура. И не факт, что для этого надо становиться самыми сильными, самыми богатыми и самыми "развитыми" с нынешней точки зрения.

Алексей Лесь   04.04.2019 14:41   Заявить о нарушении