Глубокое синее море

Один из самых страшных фильмов, какие я когда-либо смотрел - вышедшая в этом году "Гонка века" (оригинальное название - "The Mercy" ("Милосердие")). И это вовсе не фильм ужасов, а драма, основанная на реальной истории британского яхтсмена-любителя Дональда Кроухёрста, решившего поучаствовать в кругосветной регате на приз газеты Sunday Times. Фильм начинается, как приключенческая история, но уже вскоре события принимают трагический оборот. Поняв, что ему не выиграть гонку, Кроухёрст принимает одно единственное неверное решение, после которого уже не будет пути назад.
Из этого краткого пересказа непонятно, что же такого страшного в истории Дональда Кроухёрста. Возможно само слово "страшный" здесь не вполне уместно. "Гонка века" и история, по которой она снята - скорее пугающая и беспокоящая. И вызывает она не приятно щекочущий нервы саспенс, а тревожное чувство, от которого хочется поскорее избавиться.
Важную роль играет контраст между трагическим содержанием и формой. Стилистически, это - очень английский фильм, где все - от эмоций до цветов - подчеркнуто сдержанно и неброско. Колин Фёрт сыграл Кроухёрста похожим на другого своего персонажа - Георга 6 в фильме "Король говорит": храбрый и немногословный, неуверенный, но готовый исполнить свой долг. Основные мотивы и коллизии сюжета тоже очень английские: пари, честная игра в спорте и в жизни и, конечно же, море.
Лишь разобравшись с символикой моря, можно понять, чем же так пугает фильм "Гонка века". Для британца 19 века, именно в борьбе с морской стихией закалялся человек и ковалась Империя. Киплинг в "Песне мертвых" пишет:
"Наше море кормили мы тысячи лет
И поныне кормим собой,
Хоть любая волна давно солона
И солон морской прибой:
Кровь англичан пьёт океан
Веками - и всё не сыт.
Если жизнью надо платить за власть -
Господи, счёт покрыт!"
Но есть у моря и иное культурное значение. Здесь на помощь приходит французский философ Мишель Фуко. В своей работе "История безумия в классическую эпоху", Фуко, среди прочего, указывает на характерное для Нового времени представление об английской меланхолии, как продукте влажного и холодного морского климата. Но символическое значение моря не ограничивается пределами Англии. Согласно Фуко, в европейской культуре издавна присутствовала символическая связь между морем и безумием. Моряки оставляют свои семьи и привычный жизненный уклад на берегу, они прокладывают курс по звездам, используя древние, языческие навыки и секреты. Само море - бескрайнее и беспокойное - подрывает веру в Бога и оставляет моряка на милость демонических сил. Оно столь же противно ясному свету разума, как и само безумие: текучий, подвижный хаос, темный и пугающий беспорядок. Дальше Фуко пишет о "Кораблях дураков", на которых в эпоху Ренессанса сажали душевнобольных, изгнанных из родных мест и обреченных на бесконечное странствие.
Если задуматься о фильме "Гонка века" именно в этом ключе, становится понятно тяжелое чувство, которое оставляет история Дональда Кроухёрста.
В конечном счете, это - фильм о том, что есть стихии опаснее тех, что бушуют за бортом и вещи пострашнее, чем гибель в кораблекрушении.


Рецензии
Глубокое синее море - "Дип Блу Си" и такой фильм-страшилка есть.

Сергей Воропанов   29.03.2019 15:16     Заявить о нарушении