Мокроступы

4 февраля - День рождения резиновых калош

Про калошу

Для резиновой калоши
Настоящая беда,
Если день — сухой, хороший,
Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже
В чистой комнате стоять:
То ли дело шлепать в луже,
Через улицу шагать.

 Осип Мандельштам


Современные ассоциации: калоши -- это некая бесформенная, уродливая обувь, которую надевают на валенки бабушки и рыбаки, или огородники на босу ногу. А было время, когда сложно было представить себе жизнь без калош. Трудно сказать, откуда пошло веяние — надевать нечто поверх обуви. Одна из версий такова: во времена завоевания Америки колонизаторы увидели, как индейцы опускали обутые ноги в сок каучуковых деревьев. Сок высыхал и обувь аборигенов превращалась в непромокаемую, в которой было очень удобно ходить в мокрую погоду. Другая — история галош началась во времена древних галлов, которые носили на ногах тонкие кожаные чехлы, предохраняющие от сырости и грязи.

Именно о таких галошах писал А.С. Пушкин своему брату Льву в 1824 году: «Да пришли мне калоши с Михаилом».

«Бедные калоши! Люди, которые им исключительно обязаны тем, что они находятся на приличной ноге в большом свете, прячут их со стыдом и неблагодарностью в уголках передней; а там они, бедные, лежат забрызганные, затоптанные, в обществе лакеев, без всякого уважения». В. А Сологуб.

«Зиму и лето барон ходит в больших калошах, чтобы сапоги были целее и чтобы не простудить своих ревматических ног на сквозном ветру, гуляющему по полу его суфлёрской будки». А.П. Чехов.

«- Вы господа, напрасно ходите без калош в такую погоду, — перебил его наставительно Филипп Филиппович, — во-первых, вы простудитесь, а, во-вторых, вы нанесли мне на коврах, а все ковры у меня персидские» — сердито пенял профессор Преображенский председателю домкома Швондеру" М.А.Булгаков.

И, наконец, все помнят бессмертные строки Корнея Чуковского:
А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.

Знаменитый математик, академик Марков написал письмо Ленину, в котором жаловался на то, что: «лишён возможности участвовать в учёных собраниях, поскольку в Петрограде установилась холодная, дождливая погода, а мои единственные галоши украдены, а достать новые совершенно невозможно». Академик просил главу правительства посодействовать в приобретении новых галош.

А ведь на самом деле сложно представить себе, что Пушкин приходит на бал, снимает штиблеты и надевает тапочки.
Отдаю должное этому изобретению. Бывало-то как. Приходили барышни на бал, снимали резиновые боты и кружились в танце в чистых модельных башмачках. Равно как и все остальные.
Традиция сдавать калоши, боты в гардероб в наши дни сменилась тем, что в театр стали брать сменную обувь.
Вот, заходишь в гости, а тебе, шасть, тапочки приносят. По мне, это то же самое, что с себя исподнее сняли и мне предлагают. Отшучиваюсь, мол, у меня чулки без дырок.
Даже если и не предлагают тапочки. То, вообще картина маслом. Приходит, к примеру, герой-любовник в галстучке, снимает ботинки и разгуливает в носках. Прямо, стрептиз какой-то. Еще веселее, когда в застолье, в подпитии гости выходят из-за стола и дружно начинают танцевать. Танго в тапочках.

И тихо тоскую, когда вернется мода на калоши и женские резиновые боты с каблучками…

Пусть галоши останутся у французов, калоши - у немцев, а на Руси называли их мокроступами.


Рецензии
вы можете сами вернуть для себя- показать пример. Я ношу
один раз..в сильную грязь , поехав в другой город- одела калоши. Муж посмеялся..типа, ты совсем. А потом, когда я вышла сухой из воды, а он постоянно ходил в сырой обуви- восхищался моей решимостью плюнуть на приличия ( по большому счёту - никому нет дела- в чём я)
я на них не плевала и на здоровье- в первую очередь

Исабэль   03.04.2023 13:06     Заявить о нарушении