C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Как жить? Зарисовки из психушки

Лежал я в психушке Военно-медицинской Академии.Психушка была очень красивая:
Чисто вымытый пол,на окнах решетки в палец толщиной,в столовой,на полу,большой фикус.В холле стоял гипсовый бюст Бехтерева.Спереди он был Бехтерев как Бехтерев-
Бородатый,усталый,умный и очень добрый,но если зайти сзади…На затылке у Бехтерева
Корчилась искаженная мукой рожа,как натянутая,почему-то сзади,маска.В туалете в ряд десять раковин умывальников и всегда,днем и ночью,местная достопримечательность -молодой парень,как говорили,сын какого-то генерала.Он стоял перед зеркалом(над умывальниками были зеркала) и страшно вытаращив глаза смотрел на свое отражение .Он всегда там стоял,сколько я себя в психушке помню.К нему привыкли и уже не обращали внимания.Когда я спрашивал «старожилов»,они говорили-Не знаю.Он давно тут стоит.Однажды ночью мне не спалось и я пошел в туалет покурить.Сижу,курю,вдруг дверь распахивается настежь,вбегает немолодой,очень представительный мужчина в дорогом спортивном костюме,увидев меня,подскакивает,жмет мне руку,протягивает очень красивую визитку.
-Какие-то прблемы?Все сразу к Лене Гуманенко.Я Леня Гуманенко.Вождь по натуре.
Все ко мне и проблемы долой.
И тут же,отрекомендовавшись таким энергичным образом,спустил штаны,присел и наворотил прямо на пол огромную кучу.Вдруг прибежали здоровенные санитары,скрутили «вождя» и потащили его на третий этаж,к буйным,т. е. к другим «вождям».
У нас,как и во всякой приличной психушке,вожди были отделены от народа и жили своей жизнью.Велика была пропасть между нами.Эх,настоящих буйных мало,вот и нету вожака!
В моей палате публика была очень приличная,все больше наркоманы.Люди спокойные,степенные и позитивные. Только один старик всегда лежал лицом отвернувшись к стене,никогда не произносил ни слова и не вставал.Мне потом,к концу «срока»,удалось все же ненадолго разговорить его.Они весной(это был март) зачем-то с сыном вышли на лед большого озера.Сын его провалился и утонул у него на глазах.Он не смог его вытащить. «Я ничем не смог помочь,ничем не смог помочь»,-повторял старик как заведенный.Он винил себя. По лицу его текли слезы.Жалко было старика.
Среди всех «страдальцев» очень выделялся молодой курсант какого-то военного училища,красивый,подтянутый,с аккуратной стрижкой. По утрам он делал зарядку и говорил: «Раз уж меня заперли здесь,я использую время для духовного и физического совершенствования».Я собрал вокруг себя группку молодых психов,с которыми мы коротали время сочиняя стихи.Соревновались-чей стих лучше.У курсанта неизменно стихотворение было самым красивым.И неудивительно-он всегда был в очень приподнятом настроении.Однажды,собрав нас всех,сел на табурет посреди палаты и сказал нам : «А вы знаете,что Бог уже на земле и имя ему Иммануил?А я вестник.Я должен обойти всех и рассказать о Его приходе».Вообще,парень был замечательный:
Взгляд светлый,чистый,а лицо красивое,воодушевленное.Настоящий духовный лидер.
Народ бы пошел за ним.Но народ не пошел.В психушке духовных лидеров много и каждый тащит в свою сторону.Я думаю,все дело было в их концентрации,а так бы народ пошел.
Когда настал день выписки( мы выписывались с этим курсантом в один день)мы сидели с ним на диване в холле,у бюста Бехтерева,с доброй его стороны.Парень был очень растерян,бледен,глаза бегали по ковру а руки совершали какой-то бесцельный танец на коленях.Он все время повторял озадаченно: « Оказывается я был просто болен,просто болен,просто болен…»Вдруг замолчал,уставился в одну точку,руки прекратили свой танец и легли на колени.
-А что же мне теперь делать? Как мне теперь жить?-сказал таким глухим голосом,что мне вдруг стало страшно.Ведь и я не знал,как жить мне в нашем безумном мире после этой настоящей,такой прекрасной,но такой недолгой жизни в психушке.


Рецензии
Реальное описание мужского психиатрического отделения престижной клиники. Главный герой без тени издевки, попыток сарказма или амбиций " развеселить" читателя повествует о жизни профильного больничного учреждения. Больные настоящие, не придуманные, как есть. Явная неадекватность всех описанных клиентов психстационара свидетельствует о наличии у них психических расстройств. Солидный мужчина в дорогом спортивном костюме, считающий себя высоким чином( а, может, он в повседневной жизни занимает какую- то должность) оправляется по большой нужде прямо на пол. Старик, переживший тяжелейший стресс, нервный шок из- за внезапной трагической смерти сына, которому он не смог помочь, заболел реактивной депрессией. У симпатичного курсанта военного училища явный бред, коль он считает себя вестником Бога на земле, бред величия. Юноша, который часами смотрит на себя в зеркало в туалете, наверняка страдает дисморфофобией, при которой человеку кажется, что его фигура дефектна, лицо уродливо. А, может быть, слуховые галлюцинации заставляют больного смотреть на себя, какой он урод или красавец( в этом случае, скорее - урод, т.к.эмоций радости юноша не выражает). Наркоманы могли оказаться в больнице по ряду соображений.
Одна рецензентка написала, что ей жалко курсанта, осознавшего, что никакой он не вестник Бога... Да не жалеть, а радоваться надо, что человек излечился от бреда, а, возможно, и "голосов", нашёптывающих парню , что он - великая личность! В психстационаре не играются, а лечат серьёзные заболевания, которые мешают жить самому больному и его близким, предупреждают попытки суицида, снимают такой угрожающий жизни симптом, как отказ от еды.
Автором описано спокойное отделение. А ведь есть отделения для возбуждённых и агрессивных больных, когда в состоянии острого психоза больной нарушает общественный порядок, может нанести травмы себе и другим и даже совершить убийство. Больные при этом совершенно невменяемы: не ориентируются в месте, времени и собственной личности. Деятельность мозга нарушена. Здесь без психиатрии не обойтись. Необходима скорая специализированная помощь. Не до смеха, знаете ли...
От психушки не застрахован никто, особенно в наше жестокое, смутное время. И, кстати, тяжелыми психическими заболеваниями страдали великие люди, в том числе, художники, писатели, артисты. Не будем из соображений такта указывать на личности. Информация о психически больных является конфиденциальной, диагнозы не разглашаются кроме случаев вмешательства следственных органов. Это касается социальноопасных больных. Большинство же больных социально опасными не являются и не лишены дееспособности( дееспособности лишает суд на основании заключений врачебной комиссии. Как и вопрос об инвалидности хронически больных решает МСЭК).
Будем здоровы.
Спасибо автору за поднятие темы.

Вера Шляховер   08.04.2024 17:36     Заявить о нарушении
Да, Верочка. Спасибо. Все так и было.

Алексей Фофанов   08.04.2024 17:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.