Чужие мысли из старой тетради - год 1998-99

20.12. 1998 г.


Конспект: Константин Николаевич Леонтьев

Цветущая сложность.

Республика неизбежно через равномерную и слишком большую свободу ведёт к безбожию... неравноправность политическая в высшей степени полезна и спасительна  для самой личной веры.

Малосложный, буржуазный костюм эпохи, с безобразным кепи...
Внешние формы одежды, быта, моды не причуда, не вздор - это пластические символы идеалов, внутри нас созревших или готовых созреть.

Государственная форма, каждой нации своя, в главной основе неизменна до гроба исторического.

Он тосковал по некоему Лукоморью православия.

Астраханские мусульмане дороже нам русских либералов.

Культура - это это своя цивилизация, по источнику, по преемственности.

Московская Русь... переживёт петербургскую!
 
Четыре начало европейской цивилизации:
1. Городское, буржуазное
2. Германский индивидуализм
3. Римский кесаризм
4. Эллинский, художественный, философский
1-е победило всё остальное.

Централизация власти спасительна, пока почва под ней разнообразна.

Вождей создаёт реальная свобода (самоуправства), а не парламентаризм.

Скучный пир всемирного однообразного братства (Европа)

Великое сокровище нашей нации - церковное православие: установившаяся, правильное, твёрдое.

Твёрдые католики ПОЛЕЗНЫ (лишь бы не либералы) - пусты, беспринципны, нет стиля своего, своей мысли - только учатся, а не учат.

Полезны и иноверные окраины - против общего безбожия.


9.02.1999 г.

См.Хомяков Алексей Степанович (1804-1860 гг.)

Национальные инсуррекции (метяжи) через 12-20 лет вовсе не очень страшны.
Они возбуждают религиозное чувство и национальную доблесть хоть на время (хуже -  гнилое разложение).

Долга своевольный индивидуальный проповеди христианство не признаёт...
Церковь требует совсем иного, скорее противоположного.

Не грех писать в известном духе, но ещё менее  грех - молчать, когда не обращаются... с просьбой о вразумлении.
 
Политический национализм ведёт к демократизации космополитической!


Дж.Ст.Милль

«О свободе» - о разнообразном развитии людей: однообразие воспитания и положения - гибель.

Славянская политика + православный мистицизм + отвращение к прозаическим формам современной Европы, а иначе - космополитизм и революция.

Мы начинаем пресыщаться и рационализмом.

Идеал 1. неравноправности
2. мистической дисциплины
3. сильной власти

Славянофилы: учреждения пусть будут суровы; человек должен быть добр - вот христианство.

Либеральная горячка - бактерии западной демократиии - гибельно европейский путь.

Успенский (пиджак и чёрт) - вера в демонические силы - лучшее противоядие для  разрушения влияния «пиджака».
 
Освобождённый простолюдин становятся карикатурой почти европейского русского барина - почти европейской сволочи.

Нет ничего вреднее для общественной жизни, как демократия пороков, распространение в массе народа слабостей, дурных вкусов, бывших уделом малочисленного класса.

Однообразное развитие - антисоциально.
Пример: сильное чувство собственного достоинства.
Люди высшего круга - рыцарство, низкого - терроризм.
Лишь три добродетели должны быть общими:
искренняя религиозность,
охотное повиновение властям
и взаимное милосердие (в неравенстве)

Платон: для одних нужна мудрость,
для других - храбрость,
для большинства -  повиновение.
 
Состояние однородности - состояние неустойчивого равновесия.

Побольше азиатского мистицизма, поменьше европейского рассудочного просвещения.
О ненавистное равенство! О подлое однообразие! О треклятый прогресс!

Рождается карикатура на прежних людей - средний рациональный европеец в смешной одежде, невообразимой даже в идеальном зеркале искусства.

Церковь считает монархическую форму за наилучшую для задержания народов на пути безверия, и последних времён.

Главное дело антихриста - отвлечение от Христа. Царская власть не даст ему развернуться.
Иначе некому будет сказать властное VETO (не позволять), а смиренного заявления веры и слушать не станут.

Царство Христово распространяется и полнеет на небе, на земле Самим Спасителем предречено господство зла и неверия.
 
Для монархии нужны прочные сословные ступени.
Сословность, неравноправие людей - важнее монархии.



Ф. М. Достоевский

«Братья Карамазовы».

11 стр. ...погибавшем от нищеты семинарском учителе

32 стр. Вавилонская башня - без бога - для сведения небес на землю, а не наоборот.

67 стр. Главное, убегайте лжи, всякой лжи, лжи себе... в особенности. Наблюдайте свою ложь и вглядывайтесь в неё каждый час, каждую минуту.
-Страх есть лишь последствия всякой лжи.

125.Красота не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей. (Д.Карамазов)

140. Неужели бог попустит свершится ужасу. Алёша, я чуду верю, иди...

193. Учёные книги бытие разобрали по частям, а целое - просмотрели. А оно стоит незыблемо, как прежде, и врата ада не одолеют его. (о.Паисий)

236. Это ободрило Алёшу, у которого ДУША ДРОЖАЛА ОТ СЛЁЗ.

261. К можно полюбить жизнь прежде логики, прежде смысла её.

287. Накормишь, тогда и спрашивай добродетели, - вот чем разрушится храм твой.

328. Нет драгоценнее воспоминаний у человека, как от первого детства в доме родительском, и это почти всегда так, если даже в семействе хоть только чуть-чуть любовь до союз.
Да и от самого дурного семейства могут сохраниться воспоминания драгоценные, если душа твоя способна искать драгоценное.

333.Вся тварь, всякий листик устремляются к слову, богу славу поёт.

337. Стою ли я, чтобы другой человек, такой же как я, образ и подобие божие, мне служил.

354. Насыщай и приумножай потребность - вот нынешнее учение мира. В этом и видят свободу. А из этого:
у богатых - УЕДИНЕНИЕ и духовное самоубийство,
у бедных - зависть и убийство, ибо права-то дали, а средств насытить потребности ещё не указали. (ст. Зосима)
У бедных неутолённые потребности пока заглушёные пьянством. Но скоро вместо вина упьются и кровью, к тому их ведут.

355. Неверующий деятель у нас в России ничего не сделает, даже будь он искренен сердцем и умом гениален. Это помните. Народ встретит атеиста и поборет его, и станет единая православная Русь.
...вижу ясно наше грядущее: развращённый богач наш кончит тем, что устыдится богатства своего перед бедным, а бедный, видя смирение его, поймёт и уступит ему, с радостью и лаской ответит на на благолепной стыд его.

Братья, любовь учительница, но нужно уметь её приобрести, ибо она трудно приобретается, дорого покупается, долгой работой и через долгий срок, ибо не мгновение случайное надо любить, а долгий срок.

263. Делай неустанно.
Если вспомнишь в ночи, отходя ко сну: «Я не исполнил, что надо было», то немедленно встань и исполни.
Если озлоблены, то служи им молча.
Если изгонят тебя, то оставшись один, поди на землю и целуй её, омочи её слезами твоими, и даст плод от слёз твоих земля.
Верь до конца, даже если все совратились, а ты лишь единый верен остался.
Если согрешишь и будешь скорбен до смерти, то возрадуйся за праведного.
Страшись чувства мщения злодеям,... и сам виновен, ибо мог ответить им, как единый безгрешный и не ответил.  (cт. Зосима)

52. Лгущий себе - никакой правды кругом не различает, и входит в неуважение к себе и другим.
Не уважая, перестаёт любить.
Чтобы занять себя (без любви) доходит до скотства.
Лгущий себе прежде всех и обидеться может. /Сделал из горошинки гору, к слову привязался - никто не обидел, знает, а обижается.

227.Если страдание детей пошли... для покупки истины, то вся истина не стоит такой цены.  (И.Карамазов)

364.Ненавижу эту Америку! И хоть будет они там все до единого машинисты необъятные  какие, али что - чёрт с ними, не мои они люди, не моей души!

497.Россию люблю. Русского бога люблю, хоть я сам и подлец!

307.Алёшу, как бы всего всколыхнуло, и в сердце его, он слышал это, как бы прошло что-то острое.

303. Григорий честен, но дурак. Много людей честных благодаря тому, что дураки. (Дм.Карамазов)

стр.52 При всех пороках своих это было очень простодушный человек. Митя



Ким Балков. Будда
 
-Нет никакой заслуги, у того, то даёт золото, думая, что даёт камень.
 
-Почитай свою веру, но не хули веру других.

-Всякая вера, уводя от личного, я лишь тебе одному надёжно рождает чувство истинной свободы, а в конечном счёте, покоя... Нет и не может быть ничего выше этого.

Есть три вида человеческого деяния. Это - слово, поступок, мысль... Что губительнее для души человека? Нет, не слово и даже не поступок, а мысль. Злая мысль преследует его, подобно тому, как колесо повозки тянется за копытом коня...Бойтесь подобной мысли, о, почтенные... Но если человек говорит и действует, подчиняясь благой мысли, счастье будет сопровождать его, как собственная тень.

Если ткань грязна, то как не подгружай её в синюю, жёлтую или зелёную краску, цвет будет нечистым. Если сердце не открыта для добрых дел, моё учение не примется им.

Мысль есть дух, и он обращён в иные миры, а тело лишь слабая оболочка, но в нём рождается мысль, и оно должно быть сильным и крепким, тогда мысль будет чёткой и ясной.

Если кто победил тьму людей, а другой лишь себя, всё дурное, чуждое благостному  духу, то этот второй достоин большего уважения.

Причина страдания в теле, подчинении ему, жаждущему жизни и не умеющему утолить жажду.

Эти свойства от предыдущей жизни, от действий в ней...
Действия от страсти.
Страсть - от гордости.
Гордость - от неумения размышлять.
А это - от невежества, темноты в душе. Нужны знания!

Человеку надобно дело, ничего кроме него, лишь дела его способна возвысить и уронить.

Освобождает тот, кто свободен, дорогу показывает зрячий.
 
Дигамбар - аскет,
татхагата - совершенный,
дхамма - учение,
муни - мудрец.



Серафим Саровский

1. Если враги хотят чести и славы - дадим им, если хотят злата и серебра - дадим и это. Но за Имя Христово, за веру Православную следует душу положить и кровь пролить.

2. Жизнь Сергия тихая, внутренне здоровая.

3. Есть люди блестяще одарённые, но истина для них закрыта.
 
4. Ежедневные посещения медведя продолжаются более года.

Создаша себе каждый свою келию.

Житие же его бе сицево:

Пост,
сухоядение,
безпостелие,
бдение,
чистота телесная и душевная,
моление,
труды телесные всегда,
страсти умерщвление,
тихость, кротость,
любовь совершенная,
память смертная,
страх Божий беспрестанный - начало премудрости.

-------

Ктура годзина (польск.) - который час


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.