Бабр-славный зверь, ныне исчезнувший...

(на фото-памятник бабру в Иркутске)


В давние времена водился в глубине первозданной тайги таинственный зверь бабр.
Печалиться сердце мое,ведь сказ мой об исчезнувшем ныне диковинном хищнике, питавшемся юркими соболями, и быстром как молния.

Обличьем своим походил он на огромного соболя. Достигал чудо-зверь размера большой собаки.

От начала покорения Сибири встречался бабр от Тобола до Иркутска и славился ради прекрасного меха и большой шкуры, ценившейся дорого.

Слава бабра была велика. Украсили иркутяне его изображением воеводские печати и герб своего родного города Иркутска.

Но к царствованию последних царей никто уже не встречал таинственного бабра в тайге. Думается нам, что те времена был он истреблен.

Извели его в иркутских лесах первопроходцы казаки вместе со со многими пушными зверями, обитавшими в его местах и ежегодно и обильно истреблявшимися и отсылаемыми в Москву в счет меховой дани.

Вскоре бабра и вовсе забыли и когда со всей России послали губернаторы гербы городов на высочайшее царское утверждение, произошла история.

Уже не знали чиновники столичные такого редкого даже для Сибири зверя.А спросить у знающих иркутян гордые вельможи не удосужились. Да и попутали славного бабра да с обыкновенным речным бобром.

Когда же герб прислали в далекий Иркутск никто не стал спорить. Нельзя до Москвы тогда было докричаться.  И на целые полвека вместо славного бабра веселил людей скромный труженик бобер. 

Ближе к нашему времени отошел образ бабра в область легенд и преданий, зверя никто уже не видел и вместо бабра уркрасили герб Иркутска изображением уссурийского тигра. Нашли оправдание в тюркском языке, мол, баабыр означает вообще кошачьих, и барса, и тигра, и пантеру и бабра.

Но никогда в сибирской речи не путали настолько зверей и никогда не называли тигра бабром или даже случайно не путали с ним барса. Бабр из древности обозначало особого зверя, и не из кошачьих, а из семейства соболиных.

По редкому описанию все в бабре напоминало соболя, и манера перемещаться прыжками по глубокому снегу, и вид большого хвоста, по соболиному приподнятого флажком.

И смелость соболя украшала жизнь бабра, никто не мог ему противостоять. Бабр быстро налетал на противников и всегда побеждал, как и соболь, почти неуловимый.

Бабр был больше и быстрее любого соболя и сам добывал их. Добывал их так часто, что остался в истории изображенным с соболем в пасти....

В тоже время неслыхано, чтобы тигры добывали соболей. Никто в природе такого не видывал...Даже барс из рода кошачьих не охотится на соболя...то есть бабр отличался в повадках от всех кошачьих.

И если великий собиратель русских слов Даль описывает некого зверя, больше тигра и черными кривыми полосами по светло желтоватому цвету короткой шерсти, то возможно, описывает он еще один вид тигра, но не славного бабра с собольком в пасти. Тигры на соболей не охотятся вовсе. И огромный белый тигр с полосами возможно приходил разведать новых угодий, но не остался и не размножился в иркутской тайге...

Последними кто видели бабра после войны в приполярных лесах были тунгусы. Приплывала к ним на пароходе девушка матрос Вера Маркина. Вспоминали они в разговорах с нею диковинного зверя бабра, что стремглав налетает из лесу. Побеждает он других зверей и часто берет соболя и уносит его в пасти, прикусывая посередине... 

Где-то в загадочных северных дебрях, в самых дальних уголках, таится еше диковинный бабр...



ИЗВИНИТЕ, ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ЗАВТРА...


Рецензии