Не заходите за флажки

                "Идите в лабиринте строго по указателям, -
                настойчиво рекомендовал гид. - Никуда ни при каких
                обстоятельствах не сворачивайте с проложенной тропы.
                В стороне от вашего пути вы увидите много заманчивых
                тропок и пещер. Если вы свернете, то рассчитывайте сами
                на себя, вам никто не поможет. Скорее всего, вы не
                вернетесь обратно"


Папа Гена лежал на диване и долго с интересом разглядывал схему лампового черно-белого телевизора на развернутом листе, поделенном на шашечки сгибов. В воскресенье после семейного обеда он любил «почитать» и потом сладко заснуть, укрывшись той самой схемой, как газетой. Газеты папа Гена не признавал, не любил запах типографской краски, да и схема телевизора была куда как интересней.
- Чего ты там все время разглядываешь? – интересовался сын Валька. – Неужто ты понимаешь, что там нарисовано, и как это все работает?
- Да, Валик. Что тут не понять? Напряжение – это в одну сторону, а ток – это в другую. Вот, поступишь в институт, сам всё начнешь понимать.
Друг отца дядя Витя Тащилин железно обещал хоть бы и после двух-трех курсов политехнического института устроить Вальку мастером в местный РЭС. Поработает лет пяток, глядишь, и квартиру дадут. А потом  и на машину можно будет денег скопить.
Дядя Витя постоянно ходил в куртке-спецовке цвета хаки. Куртка с работы, удобная, с карманами, на лацкане инженерский «ромбик», в кармане три авторучки. У него был синий «Москвич». Судьба сына Вальки была решена.

Так, первого сентября в год окончания десятилетки появился Валька на площади перед зданием политехнического института областного центра, где проходила торжественная линейка встречи бывших абитуриентов, набравших нужные баллы на вступительных экзаменах, ставших студентами и зачисленных на первый курс электротехнического факультета.
Парни и девушки радостно толпились, разбитые кураторами по группам, галдели и братались, обнимали друг друга за плечи, объединялись в круги-хороводы, смеялись и скакали.
Валя потерянно стоял чуть в стороне и не принимал участия во всеобщем ликовании. К нему подошли, спросили фамилию, показали группу, в которую он зачислен и попросили завтра не опаздывать к общему сбору. Кто-то из администрации, стоя на ступенях входа в здание института, как с трибуны, вещал в рупор о завтрашней отправке новоиспеченных студентов на осенние сельхоз-работы.

Месяц спустя в полукруглой цирком аудитории студенты пяти групп шуршали авторучками и пытались успевать записывать за преподавателем знаки и формулы. Угрюмый физик, погруженный в свои мысли, монотонно бубнил «дэ-у по дэ-тэ». Понять смысл и назначение этого Валька даже не пытался. Тем более он не тешил себя надеждой что-то из озвученного понять и запомнить, чтобы потом пересказать материал на экзамене тому же преподу-физику. Не сложились у него и отношения с Начерталкой, которая никак не могла оценить стараний первокурсника, виртуозно украшавшего вензелями строгие буквы на чертежах болтов и гаек.
Единственным относительно веселым предметом была история партии большевиков, где, судя по возрасту, один из тех самых большевиков – ровесник революции – вел вольный пересказ тех судьбоносных событий.
Но дома вечерами мама и папа с пристрастием расспрашивали сына о ходе учебы. Поэтому почти регулярно Валя посещал лекции и занятия всю осень вплоть до первой экзаменационной сессии, которая стала естественной и непреодолимой преградой на его пути к должности мастера-электрика в местном РЭСе.

* * *
Молодые специалисты молодожены Миша и Нора Вильниц после окончания Ленинградского Технологического института по распределению попали в глубинку для работы технологами на новом химическом комбинате – растущем гиганте советской индустрии. Буквально сразу получили комнату в коммунальной квартире. Друзей в новом городке не было. Только две семьи, новые знакомые по коммунальной квартире.
Элеонора Наумовна быстро сошлась с соседками, хлопотали на кухне, помогали друг дружке. А Михаил Моисеевич с соседями Геннадием и Виктором по-приятельски общался, на просьбы помочь всегда охотно откликался, только в товарищеских посиделках за пивом и папиросами не участвовал, извинялся и уходил к себе, читал вечерами.
Но по календарным праздникам устраивалось обязательное застолье. В одной из комнат вскладчину накрывался большой стол, приглашались друзья. Расходились за полночь. Михаил Моисеевич, единственный в компании убежденно малопьющий, очень уставал от праздника, к концу застолья начинал помогать женщинам убирать со стола, сокрушался по поводу большого количества закупленной водки и лишних салатов, накрошенных тазиками, а потому остававшихся несъеденными.
Но жили дружно. Других друзей не было.
А спустя несколько лет начали расселять коммуналки. Мише с Норой дали «двушку» с маленькой спальней и проходной гостиной на первом этаже серого кирпичного пятиэтажного дома. И тут, до того момента мягкий и уступчивый Михаил Моисеевич проявил твердость и решительность.
- Нора, если мы войдем в эту квартиру, то мы уже никогда больше не вернемся в Ленинград.
Решились и уехали. Теперь в родном Ленинграде у них большая квартира на улице Звенигородской. Высоченные потолки. Буфет с посудой, «титан» на газу для горячей воды и нет обязательных гостей и соседей.

* * *
После недолгожданного отчисления из ВУЗа Валя не остался незамеченным и был призван на службу в армию. Два года он смотрел сквозь мутное стекло окна туалета на бесконечные степи и сопки Даурии, или сидел в маленькой «художке»,  отведенной ему для выпуска стенгазеты воинской части. Там Валентин начал писать свои первые зарисовки и рассказы, и, конечно, веселые заметки для стенгазеты. Вскоре он получил конкретный выговор от командира части, заметившего гогочущих у стенда с газетой солдат. И после отеческого напутствия «здесь тебе не тут!» Валя быстро усвоил кондовый стиль армейской журналистики, вольностей в стиле советско-офицерского юмора впоследствии не допускал. Что позволило ему оставаться на посту главного редактора и единственного собкора стенгазеты, а также безраздельно пользоваться маленькой редакционной комнатушкой до окончания срока службы.
По возвращении домой под строгий взгляд папы Гены и ободрительное напутствие дяди Вити Тащилина, что вторая попытка – не пытка, Валька снова направился в покинутый институт. Факультет не выбирал, не видел разницы, пошел прежним путем. Но и на этот раз столкнулся все с тем же Физиком, и той же Начерталкой.
Зная результат заранее, он начал осознавать себя и всерьёз готовиться к взрослой самостоятельной жизни. Буквально на следующий год он легко поступил на заочное отделение факультета журналистики ЛГУ, где с любопытством погрузился в учебу.
Папа Гена развел руками, дядя Витя Тащилин ими же махнул, но заботливая мама приняла участие в жизни сына, написала письмо подруге Норе в Ленинград с просьбой приютить и приглядеть.
Дважды в год Валик выезжал на очередную сессию, целый месяц гостил у Вильниц, посещал лекции и сдавал экзамены.
Элеонора Наумовна каждый раз слышала, как поздно, к ночи, тихо щелкнув замком, возвращался Валя с занятий, уходил в отведенную ему комнатку, включал свет и долго читал. Потом она очень мягко и виновато напоминала Валику, что у них есть неписаное правило выключать свет после девяти вечера, что Михаил Моисеевич ложится спать и всегда ворчит за лишние траты энергии. А брать деньги за свет со своих им не удобно.
Валя старался проживать в рамках гостеприимства, не надоедал своим присутствием, старался не быть в нагрузку. Не жаловался. Приезжая домой увлеченно рассказывал про университет, говорил о новых интересных предметах. Но родители, помня первый неудачный опыт получения сыном высшего образования, снова волновались, и в одну из зимних сессий снарядили папу Гену в контрольную поездку в Ленинград.
Сойдя с поезда папа гулял по городу до момента прихода с работы Миши и Норы, зашел наконец. Повстречались, душевно обнялись и стали делиться новостями. Геннадий всё расспрашивал про сына, но кроме его поздних приходов и ночных чтений супруги Вильниц ничего не знали о жизни Валика в культурной столице. Самого студента дома не было. Оставалось ждать. Нора накрыла на стол.
За ужином Михаил Моисеевич налил по рюмашке и убрал бутылку в буфет. Папа Гена маялся, но вежливо не настаивал. Посидели недолго, в девять часов гостя уложили спать. Валя в тот вечер так и не появился. Нора успокаивала, что так бывает, иногда Валик ночует у друзей.
Где находится учебный корпус факультета журналистики университета, Геннадий не знал. Потому весь следующий день коротал время в Эрмитаже, бродил по залам, представляя для подавления скуки, что вдруг неожиданно в одном из залов встретит сына. Вечером ему предстояло сесть на поезд в обратный путь, отгулов взял на работе только три дня, билет был куплен заранее. День подходил к концу, Геннадий двинулся на Звенигородскую в надежде повидать-таки сына. По дороге купил бутылку сам. И за ужином с Мишей и Норой поставил на стол.
Михаил Моисеевич опять по-хозяйски налил по рюмке и убрал бутылку в буфет.
Поужинали.  Валик не появлялся.  Пора было идти на вокзал.
Элеонора Наумовна окликнула Геннадия, позвала в кухню.
- Гена, ты уж не обижайся, - она достала бутылку и налила папе Гене стакан. – Ты прости нас за сына, ему неловко у нас, и нам неловко брать с него деньги. Жаль, что вы не повидались, да ты не переживай, он в порядке, как придет, я напишу или позвоню. Да и сам скоро приедет, все расскажет. Не пропадет.

Заканчивалась сессия, но не заканчивалась слякотная питерская зима. Закончились и карманные деньги. Аудитории закрывались сразу после лекций суровыми старой закалки ветеранами-вахтерами. Сидеть в кафе без денег нельзя, по улицам бродить холодно. На квартиру идти не хотелось. Валя топтался у раздевалки с верхней одеждой, уворачивался от подозрительного взгляда вахтера и мигрировал от гардероба до туалета.
Из туалета в клубах табачного дыма вывалился бездельник Лопес под руку с каким-то иссиня-черным африканским сокурсником. Тот шлепал толстыми губами неразборчивые фразы на английском, но Лопес всё понимал, и они весело болтали. Было очевидно, что лекцию по иностранной литературе они прокурили в том самом туалете, строя планы, как африканцу сгонять в Германию, купить аппаратуру и загнать здесь за хорошие бабки.
Завидев грустного Валика, Лопес отцепился от своего партнера по новому бизнесу и предложил интересно провести вечер. Узнав, что друг абсолютно на мели, Лопес, как показалось, обрадовался еще больше, тем паче, что как раз на этот случай у него есть отличный план.
Двинули в центр. Где-то на углу Невского и  Рубинштейна свернули в подворотню, там к черной железной двери в подвал. Лопес привычно толкнул дверь, и они погрузились в теплый душный полумрак кочегарки.
Два топчана углом с ватными матрасами и ящики из-под бутылок окружали стол. Алюминиевые кружки поочередно наполнялись коньяком и передавались по кругу. Ливерная колбаса заканчивалась, потому много и часто курили. Сомнений в богемности компании быть не могло. Разговор шел за философию в искусстве.
 Вошедших спросили, что они принесли из еды?
- Ничего? Тогда садитесь, вот стакан, только закусь кончается, а ходоков больше нет.
Пара глотков коньяка из кружки и сигарета сделали пространство многомерным и дружелюбным. Потом еще порция напитка. Потом еще сигарета, голод отступил, захотелось высказаться. Но силы покинули, придавило теплом. Валя размяк и только молча улыбался.
Распахнулась железная дверь.
- Закрывай, чо встал, тепло выходит, жильцы жалуются! 
Под общий гомон в дверь ввалился новый гость с целой охапкой пакетов с едой и выпивкой.
- Штырь, ты откуда свалился? – хозяин коптёрки командовал, потянулись руки, затащили Штыря на топчан, пакеты на стол. – Откуда, говорю, прикуп?
- Да, я «Рождение моря» продал какому-то барыге на Мосту. Взвесил раму на руке, чо-то померял так и сяк, сунул мне пачку денег и отчалил.
Раздался дружный ржач. Уже и не чаяли, что Штырь когда-нибудь расстанется со своим монументальным полотном, где по версии художника был запечатлен момент рождения Моря. На большой по размеру картине на первом плане красовалась голая дева, а перед ней вставший на дыбы конь с огромным фаллосом, из которого била струя той самой воды, наполнившей моря.
- Штырь, ну ты просто внес бесценный вклад в мировую культуру своим творением.
- Деньги и выпивка, - Штырь поднял кружку в знак тоста, - Это настолько ценные вещи, что их не зазорно добывать из любого источника!
Дружный одобрительный хохот.
- Да ты прямо философов цитируешь! Разбудите-ка Фому, это по его части!
Растолкали незаметно спящего в углу под фуфайкой небритого мужика. Сунули ему в руку кружку, он сделал пару больших глотков и, помолчав с минуту, переждал спазм и выдал:
- Знание! Знание - дураки вы все! - настолько ценная вещь, что его не зазорно приобретать из любого источника! Так говорил сам Фома Аквинский, неучи вы немытые.
- Так, слышь, Фома! Штырь таки продал свой главный опус. Как думаешь, его проклянут в веках или просто на кол посадят, когда разглядят картину?
Фома отпил еще коньяку, погрустнел и добавил:
- Каждый есть сам творец жизни своей и да воздастся ему смерть, кою он заслужил деянием своим!
Компания разделилась на разные темы, спорили и выдвигали невероятные идеи. Обсуждали роль писателей и будущих журналистов в формировании уровня культуры в массах. Лопес открещивался от журфака, говорил, что это не его, что скоро он уедет в любую страну и станет переводчиком, так как он понимает всех людей, говорящих на любых языках.
- Есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе. И его мы именуем Богом! – сев на своего коня продолжал стоя вещать Фома. – А в каждой душе живет тяготение к творчеству и самовыражению. Сие означает – к счастию и смыслу.

Валя наполнялся чувством полной решимости на новую творческую жизнь, он писал свои несмелые рассказы, складывал в стол, никому не показывал. А почему?  Ведь надо показывать, чтобы понимать – есть ли в этом смысл, и видеть отклик, как оценку. Получать оплеухи и похвалы, чтобы знать, куда идти, как расти, видеть ошибки, чувствовать свою безграмотность и учиться, учиться.
Валя поплыл. Его разморило настолько, что клонило лечь на топчан. Он откинулся назад, потом слегка вбок, оперся на локоть. Потом совсем сполз и погрузился в сладкую дрему.
Кто-то заботливо подсунул ему под голову валенок.


Рецензии
Согласна с Вами! Мы потому и здесь, чтобы “видеть отклик, как оценку. Получать оплеухи и похвалы”, а потому очень обидно, когда читают, иногда постоянно видишь кого-то в читателях, но ни разу… Если не нравится, то зачем возвращаться и читать, верно? А если нравится, то почему ни слова… не нужна похвала, пусть лучше критика, но неужели жалко пяти минут на отзыв? Одному даже ЛС написала, спросила отчего ходит каждый день и молча мимо. Не ответил.
Вам удачи в творчестве.
С уважением,

Елена Быстрова   03.08.2022 23:17     Заявить о нарушении
Елена, вот тут я с Вами не соглашусь.
Конечно, приятно получать отклики, даже замечания. Это буквально значит, что кто-то не просто заглянул на страничку, а и прочел то, что ты писал, порой даже мучительно и долго.
Но, вот, к примеру, я сам очень таки не часто пишу отклики, почти никогда. Хотя иногда открываю для себя интересных авторов. Отчасти потому, что не считаю себя вправе давать оценку произведению, не являясь профи в литературе. С другой стороны, иногда, даже прочтя с удовольствием некий рассказ или миниатюру, я попросту не знаю, что сказать. Автор исчерпал тему, добавить нечего, открывать дискуссию нет нужды.
Возможно мой подход не вполне корректный. Но это мое мнение. И я им решил с Вами поделиться.
С уважением

Александр Бруклин   04.08.2022 20:18   Заявить о нарушении
А вот моё мнение, если позволите. Этот ресурс не для дискуссий на тему, поднятую в произведении. Для этого есть блоги, социальные сети разного уровня. Вот там можно обсудить жизненные ситуации, высказаться на любую тему. Когда я впервые оказалась на этом ресурсе меня поразило то, как воспринимают этот литературный, я подчеркиваю, литературный ресурс. Была уверена, что здесь обсуждают именно стили, манеру письма, удачные фразеологические находки, умение выражать мысли и чувства с помощью великого и многообразного русского языка. А оказалось, что много просто перебранки, выяснения отношений и часто вместо того, чтобы говорить о способностях автора или хотя бы о его произведении, начинают рассказывать о своей жизни, хотя это и называется рецензия. Смысл то совсем другой, верно?А того хуже сообщают, что и сами написали по этой теме, дают ссылку с целью заманить на свою страницу. А ведь автор надеялся на внимание к тому, что “ты писал, порой даже мучительно и долго”. Впрочем, это всё моё мнение и каждый вправе решает как ему поступить, верно?

Елена Быстрова   05.08.2022 16:10   Заявить о нарушении
Точно подметили. Хотелось бы, чтоб читатель внимательно и со вкусом прочитывал текст, улавливал находки автора, удачные сочетания фраз. Но зачастую пишут отклик, рекламируя себя. Именно поэтому я, стараясь не быть человеком публичным, не пишу отзывы. Иногда, если есть что сказать, пишу личное сообщение.
Кстати, прочел Ваше "Черешневое варенье" и оказалось в тему. К сожалению. Недавно кардиологи мне вынесли вердикт о необходимости операции на сердце. 60 лет, машинка изнашивается. Жизнь была бурная, за все надо платить. Это грустно. Но есть и радостная для меня новость, сказали, что спешить некуда, что годик еще побегаю.
Так что смаковать варенье и прочие сласти жизни буду с еще большим вкусом.
Всех Вам благ!

Александр Бруклин   07.08.2022 21:00   Заявить о нарушении
А мне кажется, если рассказ понравился, нужно написать хоть пару слов. Необязательно препарировать текст. Можно отметить пару удачных моментов. И сделать это обязательно публично. Ведь именно для этого и существуют рецензии. А в личное сообщение как-то неудобно писать, это, на мой взгляд, навязчиво, словно приглашение к личным отношениям, ведь оно так и называется - личное.
По поводу здоровья. Приходится признавать, что с возрастом организм требует заботы, так как изнашивается. Я старше Вас и давно приняла этот факт. НО! сдаваться старости не собираюсь, просто нужно откорректировать свои действия (нагрузки, спорт, питание) согласно возрасту.
Здоровья Вам и душевного равновесия. А ещё пишите! У Вас отлично получается на радость читателям. Да и для психологического здоровья полезно.
С уважением,

Елена Быстрова   07.08.2022 22:31   Заявить о нарушении